Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды.



Санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Финансово-правовая санкция представляет со­бой форму реагирования государства на нарушение законода­тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе­ния и использования государственных и муниципальных денеж­ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан­сового проступка.

К определению финансовых санкций 2 подхода
Как санкции за нарушение финансового законодательства   Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.   2. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним»  

 

Финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.

Особенность финансово-правовых санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз­можность применения к нарушителям бюджетного законода­тельства иных мер в соответствии с федеральными законами.

Финан­сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Специфические признаки (позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых)  
1) - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;  
2) - они предусмотрены нормами ФП;  
3) - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;  
4) - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;  
5) - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;  
6) - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);  
7) - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;  
8) - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;  
9) - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;  
10) - имеют специфические виды принуждения;  
11) - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.  
Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

 

Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые делятся на три основные группы:

· общественно-территориальные образования,

· коллективные субъекты,

· индивидуальные субъекты.

Функции финансовых санкций

Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

1) Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям.

2)Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности.

3) Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований.

4) Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида:

1) Правовосстановительные санкции направлены:

- на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

- на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании

1. недоимки (Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер)

2. пени. (Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки)

Финансово-правовые пени:

= не могут быть установлены соглашением сторон;

= суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний;

= взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.

2) Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности.

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа:

= финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.

= финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон.

Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

штраф недоимка и пеня
основанием является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания. основани­ем является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию
носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно
взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности правонару­шитель может уплатить самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов

 

Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.014 с.)