Управление как социальное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление как социальное явление



Управление как социальное явление

Социальное управление - общественное отношение между субъектом и объектом управления, обусловленное властным организующим воздействием субъекта управления на поведение людей. Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций.

Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов:

1. власть и авторитет субъекта управления;

2. добровольное исполнение объектом социальных норм

 

 

Характерные черты социального управления:

1) Социальное управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности

людей и установления стандартов их поведения.

2) Социальное управление направлено на достижение задач управления.

3) Социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции.

4) Социальное управление осуществляется на началах подчиненности воле субъекта

управления.

 

Виды социального управления:

1. государственное управление – воздействие органов государственной власти с целью

осуществления государственных функций по упорядочению общественных отношений

(например, принятие закона, решение суда);

2. муниципальное управление – воздействие муниципальных органов с целью

осуществления местного самоуправления (например, управление муниципальным

имуществом);

3. коммерческое управление осуществляется в организациях, целью которых является

получение прибыли (например, управление производством с целью реализация продукции);

4. общественное управление осуществляется в некоммерческих организациях (например,

управление политической партией с целью достижения власти).

Особенности становления государственного управления в России.

Главным препятствием на пути экономических и других обще­ственных преобразований в современной России, таким образом, является отсутствие действенной системы государственного управ­ления. Государственная власть, государственная служба, государ­ственное управление — это исторически и логически связанные меж­ду собой понятия, основным из которых является государственная власть.
Государственная служба — это институт иерархической органи­зации государственной власти; реализуется в жаловании должнос­ти, назначении содержания, поощрении, награждении, продвиже­нии по служебной лестнице, снятии с должности и т.д.
Специфика нашей страны обусловлена и 70-летним развитием, в основе которого составляло огосударствление всех сторон хозяй­ственной деятельности и общественной жизни, характерное для то­талитарного режима. Кульминацией этого процесса явилось станов­ление и развитие специфического для нашей страны социального слоя — класса государственной бюрократии.
Реализуя идеологические лозунги частной собственности, сво­бодного предпринимательства, свободного рынка, конкуренции этот класс готов был поделиться экономической властью с создан­ным им самим классом собственников, но никак не передать ему вместе с объектами государственной собственности и право уста­навливать правила экономической игры в государственном масш­табе. Юридическое оформление этот процесс нашел в создании ин­ститута государственной службы.
Вместо простой, немногочисленной и относительно дешевой администрации государственного управления, соответствующей современным экономическим реалиям и демократии как политической организации общества, в стране наряду с рыночными меха­низмами для поддержания традиционной вертикали была создана многочисленная, неповоротливая и дорогая государственная служ­ба. Она предназначалась для решения задач перехода от плановой системы к рыночной и не может рассматриваться как перспектив­ный институт государственного управления страной в условиях постпереходного периода.
Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что государственная служ­ба выполняла положительную роль в качестве противовеса разгу­лу рыночной стихии, заложенной в основу идеологии экономичес­ких реформ, начатых в начале 90-х гг. В то же время следует отме­тить и негативную сторону: существование должностной иерархии как способа функционирования государственной власти, явившей­ся инициатором и мотором либеральных реформ, находилось и находится в вопиющем противоречии с самими основами и духом либерализма.
Государственное управление — это одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения го­сударственных интересов и проводимой им политики1. Государ­ственное управление имеет место и в условиях государственной собственности, идущей от самодержавия. Однако в зрелом виде она выступает как государственная собственность рыночного типа, т.е. предполагает обособленность отдельных народнохозяйствен­ных звеньев.
Государственная власть в лице обособившейся исполнительной власти реализуется как государственное управление с XVII в., когда экономические условия общественной жизни превращаются в оп­ределяющие. С тех пор исполнительная власть выступает одновре­менно и как органы власти, и как органы управления. Государствен­ная служба, выражающая архаичный строй властных отношений, характеризующийся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм.
Этот новый механизм и есть государственное управление, кото­рое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган власти и управления) и объект (экономические, со­циальные, политические и духовные отношения и процессы). От эффективности управленческого воздействия на объект зависит поддержка субъекта обществом, и это является мерилом жизнеспо­собности рассматриваемой социальной организации.

 

Возможности, методологические и политические ограничения исследования, основные проблемы государственного управления.

К основным организационным проблемам государственного управления в современной России можно отнести:

1. Непроработанное нормативно-правовое обеспечение гос. управления, особенно в части полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений, как между органами власти, так и взаимоотношение государственных органов с гражданами.

2. Авторитарные методы управления. Управленческий дух и атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики в некоторой степени методы остаются такими же и сегодня. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в госаппарате.

3. Недостаточно отработана вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. В большинстве таких случаев проигрывает население, общество в целом. В этой атмосфере федеральные, республиканские и областные органы получают прекрасную возможность уходить от ответственности, перекладывая друг на друга свои промахи и недоработки.

4. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Многие из сотрудников не имеют профессионального образования по профилю работы, хотя степень важности, ответственности, уровень требований в системе государственного управления, однозначно, требуют этого. Более того, нередко, когда у государственных служащих вообще нет высшего образования.

5. Коррупция. Коррупция буквально разъедает систему государственного управления.

 

Если кратко

Наличие определенной территории

Суверенитет

Многообразие используемых ресурсов

Стремление к представительству интересов всего общества

Монополия на легитимное насилие

Право сбора налогов

Публичный характер власти

Наличие символики

Форма правления

Правительство

Типология государств.

По источнику и суверенному носителю властной силы со времен

классификации Аристотеля государства подразделяются:

а) на монархию, способную извращаться в тиранию; единоличное

господство монарха (сверху вниз) с наместниками на местах и под

данными.

б) аристократию, способную извращаться в олигархию; коллективное

управления со стороны элиты с продуманным распределением

власти «по вертикали» и «по горизонтали»

в) демократию, способную извращаться в охлократию.построение органов госу

дарственной власти и органов государственного управления снизу

вверх — от народа посредством форм прямого волеизъявления,

представительства и открытой государственной службы.

По форме правления, т.е. организации общегосударственной

(или, как принято иногда говорить, высшей государственной)

власти, различают парламентские и президентские республики.

Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и

парламентарная монархия. Главное здесь — признание принци_

па разделения властей и специфика механизмов его практичес_

кой реализации.

В парламентской республике известный приоритет принадлежит

выборному законодательному органу, который из своего состава

формирует подотчетное ему правительство (Италия, ФРГ). Та_

ков же механизм формирования и соотношения законодательной

и исполнительной властей в парламентской монархии (Велико_

британия, Дания, Испания, Япония). Именно для этого здесь и

существует пост премьер_министра.

В президентской республике законодательный орган и глава ис_

полнительной власти (он же глава государства) равно избирают_

ся населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны

между собой посредством сдержек и противовесов (США, Арген_

тина, Мексика и др.). Особый статус имеют президенты — главы

государств в России, Франции и других странах, которые в каче_

стве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаи_

модействие органов «разделенной» государственной власти. В та_

ких странах существует правительство, подотчетное в основном

президенту.

По форме государственного устройства, т.е. по способу раз_

деления государства на определенные части с соответствующим

разделением власти по управлению ими, существуют в основном

два вида государств — унитарные и федеративные. Иногда гово_

рят и о конфедеративном государстве, но такое выражение труд_

но признать корректным: конфедерация — это союз государств, со_

здаваемый ими для реализации некоторых общих целей. Унитарные

государства разделяются на административно_территориальные

единицы, управляемые по вертикали единой системой государ_

ственной власти. В них могут создаваться автономные образо_

вания, а также существовать развитое местное самоуправление.

Федерация представляет собой также единое государство с обшир_

ной государственной автономией его составных частей.

разграничение государств

По политическому режиму — содержанию

методов и приемов практической реализации государственной

власти.

деспотический, к которому относятся и тоталитарный, авто_

кратический, авторитарный режимы; здесь способами ре_

ализации государственной воли, олицетворяемой каким_

либо верховным правителем (император, король, дуче,

вождь, фюрер, кормчий и т.п.), являются насилие, подав_

ление, произвол, ограничение свободы, установление не_

редко сыскного контроля за поведением каждого человека;

либеральный, при котором государственная власть исходит

прежде всего из прав и свобод человека и их осуществле_

нию подчиняет свои возможности; власть как бы обслужи_

вает свободу; к сожалению, этот режим чаще выступает по_

литическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам,

которые зависят не только от государства;

демократически(правовой, сущность которого состоит в про_

ведении в жизнь демократически сформированной всеоб_

щей воли народа (властной силы) строго в рамках матери_

ального и процессуального законодательства. Сегодня во

многих странах налицо стремление к установлению имен_

но такого политического режима

 

14. Уровни принятия государственных решений: политический, макроэкономический, административный.

на политическом уровне.

Политические параметры принятия решений показывают, что основным источником и способом выработки и продвижения решений на политическом уровне является политическая воля.

Самой принципиальной составляющей политического механизма принятия государственных решений является наличие руководящего центра, представляющего собой форму безусловного лидерства того или иного актора (участник мировой политики, который может влиять на процессы, происходящие в мире), воплощающего в своей деятельности определенные цели и ценности. Политическое руководство является формой целенаправленного регулирования, при котором деятельность центра нацелена на консолидацию действий всех контрагентов вокруг определенных задач.

Наиболее распространенными формами разработки и принятия решений на политическом уровне являются популизм (характеризующий устойчивую стилистику заигрывания властей с обществом, пропаганду неосуществимых целей), политика партийных приоритетов (при котором в основе государственных решений программные установки правящей или авторитетных партий), волюнтаризм (выражающий произвольный характер постановки целей отдельной политической фигурой или группой руководителей), корпоративизм (отдающий целевые приоритеты той или иной организации), бюрократизм (где доминирующие позиции в принятии решений принадлежит аппарату управления и его частными интересам), плюрализм (создающий относительное равенство соперничающим в политике группировкам) и клиентаризм (позиционирующим государство как обслуживающую, сервис-структуру по отношению к обществу).

Макроэкономический уровень принятия государственных решений.

Главной целью для государства является обслуживание населения и интеграция общества как социально-экономического целого. Поэтому доминирующим стилем взаимоотношений государственных структур и общественности являются отношения управляющих и управляемых. Этот формат отношений предполагает, что органы управления будут действовать путем стимулирования поведения граждан, которые в свою очередь будут иметь возможность отклоняться, соглашаться или демонстрировать иные реакции на вызовы государства. В данном случае государство уже применяет методы контроля, стимуляции, но не силового принуждения.

Такая ориентация на сугубо управленческие критерии своей деятельности предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении социальной стабильности, соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции своего аппарата, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления. На этом уровне существенным значением обладает позиция «первых лиц» (в правительстве, министерствах и ведомствах).

Специфика данного уровня принятия решений проявляется и в том, что здесь применяются в основном два основных типа регуляторов: политические приоритеты и ценности, а также действующее законодательство. Ведущими источниками развития данного уровня принятия государственных решений становятся кадровые механизмы, способствующие повышению качества управленческой деятельности государственных служащих (проведение профессиональных экзаменов, учет опыта и заслуг и т.д.); совершенствование законодательства и повышение оперативности принятия необходимых правовых актов, уточнение процедурной стороны управленческих действий; совершенствование организационной структуры управления; накопление и оптимальное перераспределение ключевых ресурсов и другие аналогичные механизмы.

Административный уровень разработки и принятия государственных решений.

На административном уровне государство предстает в качестве совокупности определенным образом иерархиизированных организаций, подчиняющих свою деятельность сформулированным целям политического и макроэкономичекого управления. По сравнению с первыми двумя, более высокими уровнями административный уровень выполняет вспомогательные по сути задачи. Однако, они носят не технологический, а сущностный для государства характер. Управленческая задача, которая решается на этом уровне, носит двоякий характер и состоит в сохранении (развитии) организационной структуры системы государственного управления и поддержании непосредственных контактов с гражданами как потребителями оказываемых государством услуг.

Главными регуляторами деятельности административных структур являются служебные инструкции, деловые технологии, система профессиональных знаний и внутренние (этические) кодексы.

 

Управление как социальное явление

Социальное управление - общественное отношение между субъектом и объектом управления, обусловленное властным организующим воздействием субъекта управления на поведение людей. Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций.

Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов:

1. власть и авторитет субъекта управления;

2. добровольное исполнение объектом социальных норм

 

 

Характерные черты социального управления:

1) Социальное управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности

людей и установления стандартов их поведения.

2) Социальное управление направлено на достижение задач управления.

3) Социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции.

4) Социальное управление осуществляется на началах подчиненности воле субъекта

управления.

 

Виды социального управления:

1. государственное управление – воздействие органов государственной власти с целью

осуществления государственных функций по упорядочению общественных отношений

(например, принятие закона, решение суда);

2. муниципальное управление – воздействие муниципальных органов с целью

осуществления местного самоуправления (например, управление муниципальным

имуществом);

3. коммерческое управление осуществляется в организациях, целью которых является

получение прибыли (например, управление производством с целью реализация продукции);

4. общественное управление осуществляется в некоммерческих организациях (например,

управление политической партией с целью достижения власти).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.067 с.)