ТОП 10:

Этапы принятия государственных решений.



 

Процесс принятия государственных решений распадается на отдельные этапы и функциональные фазы. Существуют различные точки зрения на определение границ и числа основных этапов принятия управленческих решений. В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных проблем и формирование политической 'повестки дня'. На этом начальном этапе собирается, селектируется и анализируется предварительная информация, необходимая для принятия политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются приоритетные проблемы, требующие своего решения и создается общественно-политическая 'повестка дня' для ожидаемых от правительства или других государственных органов действий.

2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем. Выработка инвариантов решения связана как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, так и с субъективными устремлениями и давлением на процесс принятия решения различных социальных сил, часто конкурирующих между собой и пытающихся 'продавить' свой проект того или иного политического решения.

3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия решения, технологически осуществляемый субъектами государственного управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов голосования или получения консенсуса. Здесь решение приобретает общеобязательную форму для всех граждан, попадающих в сферу его компетенции.

4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений.Управленческое решение практически внедряется и претворяется в жизнь на данном этапе. Государственная администрация в зависимости от политического режима данной страны использует комбинацию способов (принуждение и убеждение) и отдельных социотехнических средств (манипулирование, маневрирование и так далее) для осуществления принятых стратегических решений.

5. Контроль за ходом осуществления решения и 'обратная связь' с его результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие контроля и 'обратной связи' приводит к тому, что государственное решение либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит обратные исходному его замыслу результаты. Сам же смысл контроля за реализацией тех или иных государственных решений заключается в постоянном сопоставлении практических мероприятий, технологических операций с исходной моделью политического решения, планами и программами. Контролю подлежит как выполнение законодательных решений, определяющих различные нормы и процедуры поддержания институционального порядка в обществе (борьба с коррупцией, другими формами преступности), так и решения органов исполнительной власти, занятых оперативным распределением финансовых и других материальных ресурсов согласно общим пропорциям, заложенным в государственном бюджете. На последних этапах происходит продвижение от выработки рефлексивной модели общеобязательного решения к его практическому внедрению.

Группы интересов — это устойчивые организации (ассоциации) разнообразной направленности: профсоюзные, крестьянские, предпринимательские, молодежные, женские, ветеранские, семейные. Они объединяют людей на основе общих интересов, потребностей в сфере труда, быта, культурной, духовной жизни, имеют определенные ресурсы влияния: количественный состав, организационную сплоченность, информационное обеспечение, профессиональные кадры, финансы и др. Их отличие от партий в том, что все они не претендуют на политическую и административную власть, а пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических интересов.

Одним из важнейших институтов государственного управления, которое всегда связано с обществом и отражает его запросы, является система представительства интересов. С ее помощью осуществляется коррекция государственных решений, учитывающих интересы тех, кого они затрагивают.

Представительство интересов в государственном управлении — механизм сближения, согласования интересов между различными социальными группами населения, отдельными гражданами и государством.

В теории и практике государственного управления, смежных науках предлагается несколько типологий групп интересов.

Общинные группы, в которых люди связаны между собой прежде всего принадлежностью к сообществу, а только затем — своими мотивами и стремлениями (племенные, этнические группы, тейпы, кланы).

Ассоциативные группы создаются людьми для реализации достаточно ограниченных интересов локального характера.

Группы по обычаю (чаще всего религиозного толка) используют личные контакты с представителями государственной власти.

Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп (ассоциации, профсоюзы, общественные движения), отстаивающие материальные и социальные интересы своих сторонников на основе активного взаимодействия с органами государственной власти.

Институциональные группы имеют влияние внутри органов государственной власти, особенно на процесс принятия управленческих решений.

Группы поддержки (антивоенные организации, экологические движения и т.п.) проявляют себя при достижении определенных ограниченных целей.

Группы интересов позволяют своим членам, а также всем гражданам и организациям если не воздействовать на процесс государственного управления, то как минимум формулировать рекомендации и следить за правильностью исполнения властью своих обязательств перед народом.

В современных условиях группы интересов создают различные по содержанию и форме системы влияния на решения, принимаемые в органах государственной власти: воздействие на общественное мнение; активность в электоральном процессе; интеграция в систему «функционального» представительства (комитеты, советы при исполнительных органах власти); распространение лоббирования и профессиональной лоббистской деятельности; расширение политического представительства (участие населения в деятельности органов государственной власти, политическое лидерство и т.п.).

К основным способам представительства интересов в государственном управлении относят: партийный, законодательный региональный, корпоративный, клановый, лоббистский.

Системы влияния на государственные решения в целом носят общественный характер, выполняют своего рода компенсаторную функцию согласования, посредничества и коррекции в процессе адекватного взаимодействия общества и государства.

Особого внимания заслуживает представительство интересов в парламенте, которое носит государственно значимый характер. Депутаты в этом случае выступают проводниками выражения интересов народа в процессе принятия наиболее важных государственных решений, имеющих, как правило, форму законодательных актов.

Таким образом, представительство интересов в государственном управлении объединяет два начала: функциональное и политическое, и формируется преимущественно на основе горизонтальных сетевых связей, а не на обязательных для государства вертикальных иерархических отношениях. Роль системы представительства интересов не в том, чтобы исполнять властные функции, а в том, чтобы влиять на власть и на весь процесс формирования и осуществления публичной политики, обнародуя и отстаивая все многообразие частных интересов.

Представительство интересов в государственном управлении функционирует на стыке легитимности и легальности. Инициативы групп интересов, расширяющийся спектр жизненных запросов и потребностей, новые формы их деятельности побуждают государство реагировать на них, принимать новые законы, устанавливать новые правовые нормы, вносить изменения в конституцию, т.е. делать их легальными.

«Группы давления» - для обозначения различных заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие рабочие и т.д.), в других случаях устойчивого интереса, но официально неоформленных, непризнанных — в любом случае групп, не стремящихся к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не прямые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздействие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персональных связей. Деятельность институтов политического опосредования часто квалифицируют как лоббизм.

21. Лоббизм

Лоббизм - Деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений

Выделяют три основных формы лоббизма:

· Прямой

· Косвенный

· Внутренний

Прямой лоббизм- целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам.(персональные визиты, письма, телефонные звонки, открытые парламентские слушания)

Косвенный лоббизм- организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.Ø Косвенные (через «друзей», помощников, чиновников среднего уровня, научные публикации и привлечение учёных, всевозможные кампании в СМИ, судебные процедуры)

Внутренний лоббизм- деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия

Можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование определенного решения. Исполнительное лоббирование практически происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

Методы лоббистской деятельности:

- взносы денег на избирательные кампании;

- участие в ведении политических кампаний;

- организация пропагандистских мероприятий;

- объединенное лоббирование несколькими организациями;

- воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга;

- денежное вознаграждение;

- организация досуга и т.д.

Прямой лоббизм предполагает непосредственные («лицом к лицу») контакты представителей групп интере­сов с представителями институтов государственной власти в целях достижения нужных лоббирующей стороне решений. Прямое лоббирование включает следующие формы: организацию ка­налов связи для общения, назначение и проведение встреч с законодателями и пред­ставителями администрации, персональные письма и телефонные звонки, налаживание неформальных отношений, установление клиентелиских и коррупционных связей и пр.

Непрямой лоббизм подразумевает влияние на процесс принятия политических решений посредством мобилизации общественного мнения в пользу (или против) той или иной позиции. Непрямое лоббирование включает такие формы, как реклама в поддержку своей позиции, организация кампаний телефонных звонков, массовая рассылка писем, факсов, сообщений по электронной почте, организация публикаций в средствах массовой информации, мобилиза­ция профсоюзов, религиозных организаций и местных ассоциаций в поддержку своих взглядов, организация пресс-конференций, публич­ных встреч, сбора подписей, демонстраций, пикетов и т. д.

Ресурсы:

· Близость к лицу или организации, принимающим решение. Наличие институционального входа в структуры государственной власти. Ведомственный статус и политический вес государственных органов.

· Частный капитал – стратегичность позиции и качество менеджмента.

· Наличие квалифицированных экспертов, способных профессионально проанализировать экономическую политику, подготовить заключение к нормативным проектам. Этот тип ресурсов имеет первостепенную важность на Западе.

· Влияние на СМИ.

 

 

 

 

Вопрос 22. Корпоративизм. Понятие и основные разновидности корпоративизма. Механизм корпоративизма. Разновидности корпоративизма в России.

Корпоративизм можно охарактеризовать как «ограниченное число принудительных, иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов», которые «монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством в обмен на контроль последнего за отбором их лидеров и его участие в определении их состава и формировании их требований».

1. Негативный корпоративизм — это форма корпоративных отношений, ориентированная на принудительное объединение групп интересов и навязывания другим (сообществу, обществу) сугубо эгоистических интересов какой-либо социальной группы, организации под видом общих или общенациональных:

-тоталитарный;

-бюрократический;

-олигархический;

2. Позитивный корпоративизм — неокорпоративизм — это форма корпоративных отношений, ориентированная на добровольное, легитимное согласование групп интересов и достижение сотрудничества, социального партнерства участников равноответственного социального взаимодействия на взаимовыгодных условиях:

-социальный;

-демократический;

-административный;

В современных государствах интересы значимых социальных групп, корпоративные и территориальные интересы представлены в органах государственной власти соответственно через партии, группы давления и механизмы территориального представительства.

В политической системе России в той или иной степени институированы первые три механизма. Существуют партии, призванные представлять интересы значимых социальных групп (упрощенно названные социальными интересами), территориальное представительство реализуется через Совет Федерации и Государственный совет.

Представляется достаточно очевидным, что в сегодняшней России корпоративистская составляющая политической трансформации проступает все более отчетливо. Наиболее наглядное ее проявление видится в формировании при государственном участии гигантских монополий в решающих сферах отечественного производства: Газпром, Роснефть, Рособоронэкспорт.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.012 с.)