Муниципальное право как отрасль права: понятие, место в системе российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное право как отрасль права: понятие, место в системе российского права



Муниципальное право как отрасль права: понятие, место в системе российского права

Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

 

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права, это вторичное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства.

Муниципальное право, как отрасль, относится к числу профилирующих самостоятельных отраслей права, т.к. нормы, устанавливающие территориальные основы МС, порядок деятельности ОМС, положение выборных должностных лиц, правовой статус ТОСа составляют собственный предмет МП, т.е. регулируется исключительно МП нормами.

 

Муниципальное право как отрасль Российского права по преимуществу является правом публичным, поскольку регулирует публично-властные отношения. Однако в МУП входят и частно-правовые нормы. МУП имеет исходную конституционную основу.

 

 

Предмет, метод и система муниципального права

 

Предмет муниципального права – это отношения местного самоуправления, субъектами которых выступают: население соответствующих муниципальных образований и образуемые им органы. (представительные, исполнительные, общественного самоуправления). Все эти отношения реализуются на местном локальном уровне и соответственно ограничены рамками территории муниципальных образований.

 

Под методом следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.

 

Доминирующим методом является императивный (путем предписаний и запретов). Однако присутствует и диспозитивный метод (но он используется рамочно, т.е поведение субъекта очерчивается, ограничивается определенными обстоятельствами). Метод гарантий означает, что государство не вправе вмешиваться в те вопросы, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

 

Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений. В системе МУП выделяются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части.

 

Общую часть составляют: конституционные нормы, нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые закрепляют цели, принципы и гарантии местного самоуправления.

 

Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на 2 блока:

§ 1 блок – включает нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений (территориальная организация МС, статус и порядок деятельности органов/должностных лиц)

§ 2 блок – включает институт общественного территориально самоуправления

 

Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

 

Муниципально-правовые нормы – нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне. Выделяют 2 группы норм:

§ Те нормы, которые содержаться в законах и иных НПА органов государственной власти.

§ Нормы, которые содержаться в муниципально-правовых актах

 

Особенности:

· Издаются или принимаются уполномоченными на то субъектами местного самоуправления

· Действуют только в пределах территории муниципального образования

· Обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования

· Могут быть отменены только самой муниципальной властью либо по решению суда

· Всегда являются регулятивными

 

Муниципально-правовые документы:

Договор – результат согласования интересов двух и более субъектов.

Акт – документ, изданный наделенными властью органами; создает правила поведения и устанавливает юридические права или обязанности, ответственность участников. Нормативно-правовой акт определяет цели и задачи, пределы компетенции и гарантируют гражданам выполнение этих прав.

 

 

Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

 

Муниципальные правоотношения - это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: 1)субъекты, 2)объекты и 3)содержание правоотношений.

 

Особенности:

§ Они представляют собой отношения местного самоуправления

 

§ Осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем

 

§ Данные отношения носят властный характер

 

§ Данным отношениям присущ особый субъектный состав (граждане, проживающие на данной территории, населения или социальные общности в рамках этой территории, социальные образования, социальные индивиды, лица не являющиеся гражданами (иностранные граждане), юридические лица)

 

Виды МПО по содержанию (по сфере их проявления):

1. отношения, возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных референдумов, выборов, связанные с образованием и преобразованием МО)

2. отношения, возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению, распоряжению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)

3. отношения, возникающие при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.

 

Субъекты муниципально-правовых отношений: понятие, виды.

Субъекты муниципальных правоотношений – те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления. Можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

 

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, ИГ, ЛБГ, к специальным — избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправлений. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

Граждане вправе:

А. участвовать в составе населения в решение вопросов местного значения (муниципальные выборы)

Б. возможность избирать и быть избранным

В. возможность доступа к муниципальной службе

Г. Возможность получать информацию по деятельности ОМС

Д. принимать участие в деятельности органов местного самоуправления (через различные органы)

Е. возможность обратится с иском в суд для восстановления нарушенного права

 

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муници-пальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

 

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты Федерации, сама Российская Федерация.

 

В группе социальных общностей население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.

 

Федеральное и региональное зак-во в системе источников муниципального права.

Конституционные нормы развивает ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

Вопросы организации муниципальных выборов определяет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы государственной регистрации уставов муниципальных образований регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

На отношения муниципальной службы направлен Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации».

Акты Президента РФ и Правительства РФ также дополняют систему федеральных источников муниципального права. Активное регулирование местного самоуправления актами Президента РФ приходилось на период с 1991 по 1999 г. Так, например, 15 октября 1999 г. Президентом РФ издан Указ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Что касается постановлений Правительства РФ, то они, как правило, посвящены хозяйственным вопросам. Таково постановление от 3 марта 2004 г. «Об утверждении правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию».

 

Региональные источники???

В соответствии с п.«н» ст.72 Конституции организация МС находится в совместном ведении РФ и её субъектов.

Общие полномочия органов гос. власти субъектов в области МС определены в ФЗ «Об общих принципах…» (ст.5 или ст.6 Проекта). В данном случае надо иметь в виду два условия:

1. соблюдение границы между компетенцией РФ и её субъектом (ст.4, 5 ФЗ «Об общих принципах…»

2. необходимо отграничивать полномочия органов гос. власти субъектов федерации от предметов ведения, которые непосредственно отнесены к тому или иному уровню МС.

 

Базовыми актами в области МС на уровне субъектов являются конституции и уставы субъектов. В них степень детализации положений о МС различна (например: в Уставе Иркутской области указанные вопросы рассматриваются очень подробно, МС посвящено 14 статей; в Уставе Пермской области всего 3 статьи посвящены МС).

Законы субъектов должны более детально регулировать вопросы МС по сравнению с федеральными актами, поскольку федеральное законодательство не в силах учесть всех особенностей того или иного субъекта.

В процессе законодательного регулирования вопросов МС в субъектах федерации необходимо исходить из следующих положений:

1. субъекты федерации должны признавать для себя обязательными нормы Конституции РФ и федерального законодательства

2. требуется неукоснительно реализовывать те нормы, которые являются общими и не требуют юридической детализации

3. важно чётко определить пределы и объём законодательного регулирования субъектами РФ

4. необходима конкретизация некоторых норм Конституции и ФЗ «Об общих принципах…»

5. предстоит урегулировать вопросы организации и деятельности МС, относящиеся к ведению субъектов РФ

 

 

Функции МСУ

Функции - это основные направления муниципальной деятельности обусловленные природой местного самоуправления его целями и задачами.

 

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления: ОМС осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов,утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливают местные налоги и сборы

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования -

4) обеспечение прав и интересов населения и местного самоуправления. Создание условий жизнедеятельности населения – самая обширная функция, в нее входит: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения, организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи;создание условий для развития физической культуры и спорта

5) охрана общественного порядка и обеспечение противопожарной безопасности.

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Эту функцию осуществляют органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации

Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика МО.

Вопросы местного значения прежде всего следует относить к предметам ведения МО. Предметы ведения - это те сферы местной жизни, те области отношений, в которых вправе и должен действовать соответствующий субъект. К предметам ведения кроме вопросов местного значения относятся так же отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться ОМС. Некоторые вопросы местного значения определенны более конкретно подпадая под понятия полномочия.

Под вопросами местного значения законодатель понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решения которых в соответствие с КРФ, 131 законом, осуществляются населением и/или ОМСУ самостоятельно. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ № 131. Действующее законодательство разграничивает вопросы местного значения с учетом вида и статуса МО.

Классификация вопросов местного значения:

1. В зависимости от вида МО:

вопросы местного значения поселений

вопросы местного значения муниципальных районов

вопросы местного значения городских округов

2. По содержанию (по сферам жизнедеятельности):

финансово-экономические вопросы (бюджет, установление формирование налогов, сборов и т.д.)

хозяйственные вопросы (коммунальное обеспечение и т.д. и т.д.)

социальные вопросы

вопросы охраны общественного порядка (с учетом ст 132 КРФ)

3. В зависимости от источника закрепления:

обязательные вопросы местного значения

факультативные (могут быть включены в уставы МО, по инициативе самих МО)

 

Местный референдум.

1. Референдум проводится В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

 

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

 

Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

 

 

Сходы граждан.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Статья 29. Собрание граждан

 

1. (ЦЕЛЬ?) - Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрание

Что касается собраний граждан, то они вправе рассматривать и решать любые вопросы, не относящиеся к полномочиям ОМС.

Конференция

Конференция отличается от собрания тем, что на ней указанные вопросы просто обсуждаются. Принимать решения по существу конференция не вправе.

Публичные слушания.

(ЦЕЛЬ?) Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий.

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

 

Обращения граждан в ОМС.

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

 

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

 

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

 

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

 

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-

хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

 

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

 

Виды муниципальных выборов

Муниципальные выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа, главы муниципального образования. Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, не совместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. Досрочными называют выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования в целом, главы муниципального образования. От очередных выборов их отличает чрезвычайный характер, необходимость в кратчайшие сроки восстановить муниципальную власть. Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными или кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

 

 

Муниципальная собственность

Конституция РФ закрепляет такую форму собственности как муниципальная собственность, которая признается и защищается равным образом с частной, государственной и иными формами собственности. Известно, что право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения собственностью, причем собственником является именно тот субъект, который наделен всеми тремя элементами права собственности.

Муниц. собств-ть имеет свой состав, куда входят: - средства местного бюджета; - муниципальные внебюджетные фонды; - имущество ОМС; - муниципальные земли; - природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; - муниципальные предприятия и организации; - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; - муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; - другое движимое и недвижимое имущество.

 

Каковы пути создания (образования) муниципальной собственности в РФ? 1 - это передача муниципальным образованиям в установленном законом порядке федеральной собственности,

2 - это создание и приобретение муниципальным образованием, органами местного самоуправления, объектов муниципальной собственности за счет собственных средств. 3 - это участие ОМС в иных формах собств-ти путем форм-я в них своей доли (пая), что является в этой части муниципальной собственностью. 4 - это передача (или приобретение) в муниципальную собственность объектов негосударственной собственности (частной, общественных организаций и т.п.). Управление муниципальной собственностью относится к ведению ОМС, которые самостоятельно от имени населения муниципального образования пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе: - передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; - сдавать их в аренду; - отчуждать в установленном порядке; - * совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, не запрещенные законом: - определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности (например, обязательство не изменять основной профиль работы того или иного предприятия в течение 2 лет и т.п.). ОМС в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Одной из важных форм управления МУНИЦИПАЛЬНОЙ собственностью является ее приватизация. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными ОМС самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. ОМС самостоятельно формируют и утверждают перечень (реестр) объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность соответствующего муниципального образования. Данный перечень (реестр) объектов (имущества) муниципальной собственности должен быть обнародован, носить открытый характер

 

 

Муниципальное имущество.

Статья 50. Муниципальное имущество.

1. В собственности муниципальных образований может находиться:1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

2. В собственности поселений могут находиться:1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог3

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Муниципальный заказ.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Нормативную базу института муниципального заказа образуют ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 71-73 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Местный бюджет

 

Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий, расходы местных бюджетов, осуществляемые за счет этих доходов, субвенций.

Структура:

 Доход местного бюджета признаются денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в распоряжение органов местного самоуправления.

 Расходы местных бюджетов, понимаемые как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

 Заимствования местных бюджетов (большинство местных бюджетов утверждаются с дефицитом).

 

Бюджетный процесс в МО.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании представляет собой деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов местных бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании являются представительные и исполнительные органы местного самоуправления; главы муниципальных образований; финансовые органы, которые исполняют местный бюджет (органы местной администрации); органы, осуществляющие сбор доходов в местный бюджет (налоговые инспекции); органы денежно-кредитного регулирования (банки, расчетно-кассовые центры): органы муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты, ревизионные комиссии).

Бюджетный процесс подразделяется на четыре этапа: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местного бюджета.

1. Составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

 

Составление проекта местного бюджета — исключительное полномочие исполнительных органов местного самоуправления. Непосредственное составление проекта местного бюджета осуществляют финансовые органы муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.115 с.)