Реформа местной власти конца 20 – начала 21 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа местной власти конца 20 – начала 21 века.



1. Введение местного самоуправления было обусловлено рядом причин.

Во-первых, его появление было связано с тем, что усиление ведомственной централизации привело экономику и социальную сферу страны к серьезным осложнениям и деформациям.

Во-вторых, министерства и ведомства, обладая, по существу, неограниченной собственностью, взяли на себя всю ответственность по управлению страной, но в итоге не обеспечили управляемость.

В-третьих, действовавшие законы о местных Советах представляли собой совокупность декларативных прав и обязанностей, не подкрепленных необходимыми материально-финансовыми ресурсами. К тому же законы полностью дезавуировались ведомственными инструкциями.

В-четвертых, Советы и их исполнительные органы оказались под двойным прессом: с одной стороны, министерств и ведомств, с другой — партийных органов. Последние реально осуществляли руководство хозяйственным и социально-культурным строительством, навязывали Советам свои установки, сковывали их инициативу и самостоятельность. в то же время вину за просчеты относили в адрес Советов.

В-пятых, местная промышленность оказалась полностью в тисках центральных ведомств и пришла в упадок. Малые и средние предприятия были подавлены крупными объединениями — монополистами.

В-шестых, государственные органы оказались оторванными от общества. Общество было отдалено от государства.

В результате образовался разрыв между государством и гражданами. Здесь можно вполне применить ленинскую формулу о том, что низы не хотели жить по-старому, а верхи уже не могли жить по-старому. Назрею необходимость проведения реформ сверху. Что-то нужно было делать. Начиная с середины 80-х годов, центральная власть решила провести политические реформы, ничего не меняя в экономике. Реформы начались с изменений в Конституции СССР. Но поскольку они проводились импульсивно, бессистемно, ничего из этого, по существу, не вышло.

Переустроенная структура органов государственной власти не соответствовала действовавшим экономическим отношениям. Политическая реформа опережала изменения в экономике. В 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил стратегию местного самоуправления, установил в определенной мере соотношение между центральными и местными органами власти, внес новые элементы в формирование финансовой базы, создал предпосылки для становления и развития коммунального хозяйства. В Законе обеспечивалось сбалансированное соотношение прав и обязанностей органов местного самоуправления с их материально-финансовой базой.

2. В октябре 1993 г. начался новый этап реформирования местной власти: 9 октября 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», затем 26 октября этого же года вышел Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Фе-дерации», которым было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

Принятая в декабре 1993 г, на референдуме Конституция РФ пополнила нормативную базу о местном самоуправлении.

После принятия Конституции РФ в 1993-1995 гг. наблюдается тенденция принятия положений о местном самоуправлении в краях, областях. Целые разделы о местном самоуправлении появились в Уставах краев, областей. В них были воспроизведены статьи Конституции РФ и положения Указов Президента Российской Федерации.

В Конституциях республик, законах, уставах, положениях о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации отражена соответствующая теория местного самоуправления. Одни субъекты Российской федерации (26 субъектов) пошли по пути государственной теории самоуправления, признавая самоуправление продолжением государственного управления (Башкортостан, Саха Якутия, Коми, Хабаровский край, Свердловская, Амурская области и т. д.).

Здесь органы местного самоуправления не были отделены от органов государственной власти при осуществлении управления.

Органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации имеют в этот период различные наименования. Представительные органы назывались, как правило, думами, собраниями представителей, собраниями граждан, сходами граждан, советами депутатов, собраниями старост, муниципалитетами, земскими собраниями. В отдельных республиках наименования были установлены в соответствии с национальными традициями.

Начиная с 1995 г. субъекты Российской Федерации принимают законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о выборах, которые в большей мере соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Следует заметить, что на смену периоду «Положений», которые имели временный характер, приходит период принятия законов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих определенную устойчивость института местного самоуправления, вселяющих уверенность в его жизнеспособность.

Импульс изменениям к лучшему на местах дала Конституция Российской Федерации 1993 г., хотя заложенные в Конституции принципы местного самоуправления, вобравшие в себя положительное содержание предшествующего законодательства, поначалу серьезно искажались

в нормативных актах субъектов Федерации. Более эффективно процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их совершенствования на основе Конституции РФ 1993 г. пошел после принятия ФЗ от 28 августа 1995 г. На его основе сложилась новая организационно-

территориальная структура местного самоуправления. Она представляет собой симбиоз общественной и государственной теорий местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены

публично-властными полномочиями (проявление государственной теории), но не рассматриваются как органы государственной власти и не находятся в прямом подчинении последних (проявление общественной теории). Однако необходимость дальнейшего совершенствования местного самоуправления подтолкнула федеральный центр к новому масштабному реформированию местного самоуправления. Главное средство названного реформирования — ФЗ от 6 октября 2003 г.

 

17.Местное самоуправление: понятие, содержание, система.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти. Она обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаки местного самоуправления:

1. Одна из форм народовластия

2. Самостоятельность местного самоуправления - органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти

3. Гласность

4. Ответственность: перед населением/ перед государством/ перед юр. и ФЛ лицами.

Первичным субъектом МС является население, которое вправе:

ש осуществлять МС путём референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления

ש избирать и быть избранными в органы МС

ש иметь равный доступ к муниципальной службе

ש обращаться в органы МС и к должностным лицам МС.

 

Содержание местного самоуправления составляют вопросы местного значения под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых осуществляется населением самостоятельно или образуемыми им органами.

Данные вопросы могут решаться населением самостоятельно (или органами) и как следует из постановления КС от 30 ноября 2000г(по курскому делу) передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти не допускается.

 

Аспекты местного самоуправления:

I. Социальный аспект - основным вопросом является вопрос о субъекте

II. Функциональный аспект

* собственные функции

*функции которые характерные государственному управлению

III. Институциональный аспект

 

Система: МСУ следует рассматривать, как систему демократических институтов, посредством которых население, образуемые им органы реализуют вопросы местного значения.

Система МСУ представляет совокупность субъектов МСУ которые взаимодействуют между собой и с другими субъектами муниципальных правоотношений в процессе осуществления функций МСУ.

По видам деятельности систему МСУ можно определить как сочетание властной и муниципальной исполнительно-распорядительной деятельности, деятельности государственного управления, при осуществление ОМСУ отдельных государственных полномочий, а так же деятельность граждан при осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.

По формам деятельности - статья 130 КРФ, осуществляется в различных традиционных формам, это означает что МСУ может осуществляться как гражданами, так и через формы представительной демократии.

Система МСУ в РФ представляет собой совокупность подсистем, отражающих в себе системы субъектов местного самоуправления форм и видов деятельности МСУ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.011 с.)