Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к организации предполагают четкое понимание производственно-хозяйственной системы и ее системных признаков.

Поиск

Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образова­ние (система), в котором целенаправленно и планомерно ком­бинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.

С позиций теории систем любое образование (системы, созданные человеком) представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления. Мож­но сказать, что, бригада, цех, участок, завод, структурное под­разделение и учреждения (лечебные, учебные, по оказанию услуг, заведения культуры и искусства) — все это системы «Ре­сурсы — продукция» (рис. 11(В литературе используются понятия: социальная система, социально-экономическая система, хозяйственная система. Авторы сделали попытку обобщить эти понятия с позиции кибернетики и теории систем.).

 

 

Как и любая система, ПХС состоит из элементов, связей и отношений между ними. Следует различать элементы ПХС:

• материально-технической природы — средства труда, предметы труда, технологические правила, регламенти­рующие процессы производства, распределения продук­ции, организационно-технологическая информация;

• социальной природы — люди, их профессиональная подготовленность и способность к трудовой деятельно­сти, социальные совокупности (группы, отделы, коллек­тивы), нормы, правила и «технологии» отношений меж­ду членами коллектива.

 

Отношения и связи между элементами социально-хозяй­ственной системы можно представить как:

• однозначно устанавливаемые — определяемые объек­тивными законами изготовления и реализации продук­ции, экономическими и правовыми нормами и отноше­ниями;

• однозначно не устанавливаемые — специализация, кооперация, сотрудничество, согласованность, упорядо­ченность, складывающиеся под воздействием объектив­ных законов и принципов организации и субъективной деятельности людей.

Системными признаками социально-хозяйственных обра­зований (табл. 2) являются:

• существование одной или нескольких (как правило) це­лей;

• упорядоченность элементов (расположены в определен­ном порядке и отношениях);

• наличие предпочтений (приоритетов, критериев, оце­нок), обеспечивающих оптимальное (предпочтительное) сочетание, упорядочение элементов социально-хозяй­ственной системы;

• динамический характер, что выражается в схеме функ­ционирования: вход (различные виды ресурсов и фак­торы производства) — процесс (преобразование ре­сурсов в продукцию) — выход (продукция, изделия, услуги или те же виды ресурсов, но в преобразованном виде).

 

Таблица 2

Системные признаки социально-хозяйственных образований

Признаки Характеристика, обоснование
Компоненты   Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
Связи Компоненты системы связаны между собой
Структура Форма связей, организационно закрепленная в структуре
Взаимодействие     Компоненты воздействуют друг на друга своим положением в системе и выходом из нее, выход из системы — это результат взаимного влияния компонентов и взаимодействия с внешней средой
Процесс   Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами
Холизм и эмерджентные свойства Система, проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему
Окружение Представлено явлениями, образованиями, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее. Это внешняя среда системы
Концептуализм Система — это особая форма, которая отражает цели, ценности индивида или группы, реализующих определенную концепцию

 

Для живых систем процессы трансформации входов в вы­ходы заключаются в изменении структуры потребляемой пищи (вход) путем ее переваривания (трансформация), со­хранении себя и продолжении своего рода (выход). В ПСХ трансформация — это, например, переработка орехов в оре­ховое масло, природной нефти во множество других продук­тов, карточек учета рабочего времени в чеки по их оплате, больного пациента клиники в здорового человека. Менедж­мент и состоит в том, чтобы осуществлять процессы трансформации, манипулировать входами и подстраивать выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды).

Черты производственно-хозяйственной системы. ПХС пред­ставляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов высшей степени сложности со стохастическим характером поведения вследствие как внутреннего разнообразия и коли­чества элементов, так и разнообразия связей с внешней сре­дой. Эта черта ПХС определяет необходимость рассматривать каждый элемент системы во взаимосвязях с другими, так как изменения в одном из элементов в большей или меньшей мере оказывают влияние на все остальные. В конечном счете, цепь изменений в одном элементе оказывает обратное влияние на сам этот элемент (обратная связь), поэтому для изучения и исследования ПХС используется метод многофакторного ана­лиза.

Отличительная особенность ПХС как системы — особое единство с внешней средой. Сущность этого единства раскрывается через понимание цели функционирования ПХС. Как отмечалось, цель ПХС — создание материальных благ или услуг, потребительных стоимостей для удовлетворения отдель­ных людей, социальных групп и общества в целом. Таким об­разом, реализуя свою цель, ПХС интенсивно воздействует на внешнее окружение, которое в свою очередь через входы за­ставляет ПХС менять свои качественные и количественные параметры. Во всех других классах и видах систем главное на­правление воздействия внешней среды на систему осуществляется в основном через ее входы.

Многоцелевой характер ПХС — черта, которая выделяет эти системы из всей совокупности систем. Наличие многих целей у ПХС определяется разнообразием систем более высокого порядка, в которую входит ПХС, являясь одновременно со­ставной частью более чем одной системы.

Многоцелевой характер ПХС обусловливает также соеди­нение в ПХС разных по природе элементов и в первую оче­редь наличие людей — «человеческого фактора», который определяет два вида целей: технико-экономические и соци­ально-общественные, т. е. цели, которые реализует ПХС как экономическая, хозяйственная система, и цели, которые ре­ализует ПХС как социальная система для удовлетворения потребностей (личных целей) каждого ее работника и об­щества в целом.

ПХС является самоуправляемой системой. В отличие от дру­гих систем, созданных человеком, ПХС объединяет управля­ющую и управляемую подсистемы. В этом отношении ПХС напоминает биологическую систему, однако в отличие от нее орган управления выделяется в самостоятельный блок и при- ^ обретает черты гомеостатического управления. В связи с этим ПХС отличает высокая степень адаптивности и самооргани­зации.

ПХС обладает свойством высшей степени адаптивности. Наличие двух контуров обратной связи позволяет ей быстро реагировать на изменение параметров выхода и «запоминать» реакции на эти изменения, обобщая их в дальнейшем в управ­ленческие процессы, методы, способы и принципы принятия решений в аналогичных ситуациях.

Основные черты ПХС приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Основные черты производственно-хозяйственных систем

Вид системы Характеристика системы
Большая, сложная Большое количество элементов и связей между ними
Вероятностная Невозможность точно предсказать конечные результаты деятельности как из-за случайной природы входных воздействий, так и из-за внутреннего ее поведения
Открытая Активное взаимодействие с внешней средой
Производственная Единство ресурсов, производственного процесса и продукции
Социально-техническая Объединение социальной организации (людей) и технической системы, предназначенной для выполнения производственных заданий: социальная организация выступает как фактор эффективной работы технической системы
Самоуправляющаяся Объединяет в своем составе объект управления и орган управления, выделяемый в самостоя­тельную подсистему, что обеспечивает высокую степень адаптивности и самоорганизации
Адаптивная Способность приспосабливаться к изменениям внешней среды
Самоорганизующаяся Самостоятельность в определении функциони­рования и путей развития
Содержащая конкурирующие элементы Наличие частных целей отдельных подсистем, конкурирующих между собой в распределении ресурсов; наличие разных интересов у менедже­ров разных уровней управления или различных групп персонала, что влияет на эффективность функционирования системы
Многоцелевая Совокупность разнообразных целей, меняющих­ся во времени

 

Организационно-правовые формы ПХС. ПХС как хозяйству­ющие субъекты — элементы общей рыночной экономической системы имеют различные организационно-правовые формы (рис. 12). Их подробная характеристика дается в дисциплинах «Менеджмент», «Хозяйственное право» и др.

 

Рис. 12. Организационно-правовые формы предприятий

Еще одним важным разделом изучаемой дисциплины является эЭволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации

Классические представления о ПХС

Изменение взглядов на ПХС как объект организации непос­редственно связано с эволюцией управленческой мысли и сис­тем управления. Классическими являются следующие пред­ставления о производственно-хозяйственной системе:

• как о производственной машине, в которой все элементы трудового процесса: станок, инструмент, работник, ма­териал — механически (на основе точных инженерных расчетов) функционально подгоняются друг к другу. Прежде всего, это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы.

Представление основано на механических концепци­ях жесткого структурного детерминизма, обусловленно­го технико-технологической основой производственной деятельности, когда человек — работник в системе «человек—машина» рассматривается как технический элемент производственного процесса наряду с машиной. В основе такого представления лежат физические, ма­териально-энергетические (структурные) связи элемен­тов машины. Естественно, в машине никаких лишних, непроизводственных движений, связей быть не должно. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г. Форда, А. Гастева, П. Керженцева и др.;

• как об абстрактной формализованной системе. В основе данного представления лежит системный подход, в со­ответствии с которым ПХС рассматривается во всей совокупности ее материальных, нематериальных (иде­альные, абстрактные, психические), информационных, организационно-экономических, социально-психологи­ческих и других элементов и связей, причем не только внутри организации, но и во взаимосвязи с внешней средой (представители общей теории систем — С. Оптнер, Л. фон Берталанфи, кибернетики — Н. Винер и др.);

• как о социальной («человеческой») системе, функциониру­ющей во взаимосвязи с внешней средой (Ч. Барнард, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Саймон, Д. Марч, Ф. Селзник, Д. МакГрегор, И. Ансофф и др.). Общим фоном является системный подход к предприятиям и организациям как к социальному объекту управления. При этом социальная система противопоставляется ее окружению и выделяется из внешней среды, внутри нее выделяются целевые подсистемы, связанные отношениями иерархии;

• как о неформальной структуре с внутриорганизационными взаимосвязями в форме социально-психологических, «гуманистических» неформальных отношений (теории «гуманистических организаций»). Концепции «челове­ческого отношения», «организации как общины», раз­рабатываемые Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисбергером, Р. Лайкертом, Д. МакГрегором и др., исходили из того, что отношения в производственно-хозяйственной систе­ме, построенные на принципах гуманизма, человеческо­го участия и т. п., дают больший экономический эффект, чем формальные, безличностные. Отсюда попытка по­строить теорию «социальной организации», используя концепции качества рабочей жизни, ротации труда, обо­гащения работы, участия рабочих в управлении, распре­делении власти и социальной ответственности и т. п.;

• как о системе управленческого поведения человека в орга­низации, но не прямыми административными методами, а косвенными, построенными на мотивации, стимули­рующей соответствующее ожиданиям поведение как от­ветную реакцию человека, — «теории организационного поведения» («бихевиоральный подход»: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и др.).

В основу теории организационного поведения также поло­жен постулат системного подхода о целесообразности системы, наличия у нее и ее элементов (прежде всего работников) определенных целей, которые необходимо по возможности согласовывать и совмещать. В отличие от теории человеческих отношений в теориях организационного поведения в основу положены человеческие ресурсы, когда сама выполняемая ра­бота и надлежащие организационные условия и процедуры могут органически, естественно, без принуждения со стороны, самостоятельно, через выполнение работы надлежащим образом удовлетворять индивидуальные потребности работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.01 с.)