Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условия и законы формирования. Организационная структура производственно- хозяйственной системы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условия и законы формирования. Организационная структура производственно- хозяйственной системы



 

Цель – сформировать навыки анализа и формирования ПХС.

Задачи:

Закрепить знания об условиях и законах формирования структуры ПХС.

Освоить понятие и элементы организационной структуры ПХС.

Закрепить знания принципов построения организационных структур и системы управления..

 

Методические указания

 

Практические задачи

№1

Опишите внешнюю среду конкретного предприятия или орга­низации любой сферы деятельности (промышленное предпри­ятие, вуз, магазин, банк, школа и т. д.) с выделением факто­ров прямого и косвенного воздействия. Заполните таблицу. Приведите характеристику внешней среды (с точки зрения сложности, подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ поведения эле­ментов системы при изменении факторов внутренней и внеш­ней среды, при этом следует рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внут­ренней среды организации, как «положительных», так и «от­рицательных», но обязательно нужно исследовать их всесто­роннее влияние, когда «отрицательный фактор» становится положительным, и наоборот. При построении цепочек долж­ны быть исследованы изменения всех элементов системы. Например, сокращение объемов производства на предприяти­ях при переходе к рыночным условиям вследствие неконку­рентоспособности выпускаемой продукции привело, помимо ухудшения социально-экономических условий, к улучшению экологической ситуации в регионе.

 

Характеристика внешней среды

Фактор внешней среды Содержание фактора Влияние на систему
Факторы внешней среды прямого воздействия
1. Потребители Перечень всех групп потребителей Каким образом интересы каждой группы потребителей учитываются: ассортимент предлагаемых товаров (услуг), предоставление до­полнительных услуг и т. д.
2. Конкуренты Учесть товары-замени­тели, товары-аналоги, другие возможности удовлетворения потреб­ности Предоставление дополни­тельных услуг, придание товару уникальных свойств и т. д.
     
Факторы косвенного воздействия
     

 

№ 2

Ознакомьтесь с особенностями деятельности ОАО «Аэро­порт Внуково».

ОАО «Аэропорт Внуково»

Аэропорт представляет собой сложную систему, реализу­ющую разнообразные виды деятельности и взаимодейству­ющую с большим количеством авиакомпаний.

«Внуково» — один из старейших аэропортов России, от­праздновавший в 2001 г. шестидесятилетие. В ведении аэро­порта — обеспечение безопасности полетов по таким пока­зателям, как досмотр багажа, загрузка самолетов, заправка топливом, содержание взлетно-посадочных полос, перрона, руководство маневрами самолетов в районе аэропорта. Суще­ствует орнитологическая служба. Эксплуатационное обслужи­вание воздушных судов — обязанность авиакомпаний. В аэро­порте «Внуково» работает компания «Порт ВС», которая обес­печивает оперативно-техническое обслуживание всех типов авиалайнеров.

«Внуково» обслуживает 58 авиакомпаний, воздушные суда летают во все страны СНГ, Египет, Турцию, Кипр, Испанию. В числе самых крупных авиакомпаний, которые обслуживают­ся во «Внуково», — «Тюменьавиатранс», «Кавказские Мине­ральные Воды», «Карат» и т. д.

До 1993 г. компания «Внуковские авиалинии», входившая в состав Внуковского производственного объединения, была крупнейшей в России (имела 56 воздушных судов). После при­ватизации эта авиакомпания отделилась, а сейчас ее нет вообще.

У «Внуково» сильные конкуренты: «Домодедово», «Шере­метьево», которые реализуют активные инновационные стра­тегии. Авиакомпания «Сибирь» стала обслуживаться в аэро­порту «Домодедово».

«Внуково» разработало концепцию развития аэропор­та. Ведется реконструкция помещений, в частности залов для официальных делегаций и VIP-пассажиров, зала прилета (в целях сокращения времени на получение багажа). Рекон­струкция осуществляется за счет собственных средств. Но не­обходимо строительство нового международного терминала, чтобы пришли ведущие иностранные компании, которые бу­дут работать по регулярному расписанию (а не чартерному, как сейчас). Установление трапов-рукавов рассматривается толь­ко в перспективе, так как они очень дороги и занимают мно­го места на перроне.

В аэропорту существует учебно-тренировочный центр летного состава, где имеется отличная учебная база, трена­жеры, высококвалифицированные преподаватели. Школа стюардесс закрыта.

Во «Внуково» работает пять цехов бортового питания, которые конкурируют, обслуживая авиакомпании на равных условиях.

Многие проблемы у аэропорта возникали из-за аренды зем­ли. В течение восьми лет он получал право на аренду земли сроком на один год, и ежегодно приходилось договор продле­вать. Только в 2001 г. земля была предоставлена в долгосроч­ную аренду.

Проблемы существуют и с микрорайонами Москвы Теплый стан и Новое Переделкино: их жители серьезно страдают от шума.

Ответьте на следующие вопросы.

1. Опишите структуру аэропорта «Внуково», выделив наиболее значимые сферы деятельности. К какому типу подразделений относятся выявленные вами элементы структуры?

2. Укажите факторы внешней среды, оказывающие наибольшее воздействие на систему.

3. Какие факторы внешней и внутренней среды могут, с вашей точки зрения, привести к изменению структуры, если учиты­вать то, что аэропорт должен соответствовать международным требованиям и стандартам?

 

№ 3

Приведите пример организационной структуры и покажи­те на нем горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.

Приведите условную схему организационной структуры и покажите на ней прохождение информации при принятии управленческих решений в ПХС с централизованным и де­централизованным управлением.

№ 4

Представьте вуз, в котором Вы обучаетесь, в виде организации по Г. Минцбергу (Г. Минцберг «Структура в кулаке: создание эффективной организации»), выделив пять основных частей. Подумайте, к какому блоку относятся библиотека, столовая, методический отдел и т. д. Обоснуйте свое решение.

 

Пять частей организации по Г. Минцбергу

 

№ 5

Проанализируйте принципы формирования организацион­ных структур управления, выделяемые различными автора­ми, и заполните таблицу.

Принципы формирования организационных структур управления

 

Авторы Принципы формирования ОСУ
     

 

На этой основе выделите «общие принципы» и авторские предложения. Подумайте, с чем связано такое оригиналь­ное видение отдельных авторов.

 

№ 6

Изучите ситуацию.

Проблемы ОАО «Хлебозавод № 3»

Предприятие пищевой промышленности ОАО «Хлебоза­вод № 3» занимается производством мелкоштучной сдобы, пе­ченья, кондитерских изделий. Продукция фирмы реализу­ется через оптовые поставки в другие регионы, в магазины города и в собственный магазин. Организационная струк­тура предприятия представлена на рисунке.

 

 

 

На данном сегменте рынка в настоящее время работают около 30 фирм: как крупные хлебозаводы, так и небольшие частные предприятия.

Примерно год назад ОАО «Хлебозавод №3» начал испы­тывать трудности с реализацией продукции. Продажа через собственный магазин оказалась не очень эффективной, т.к. он был мало известен в городе.

За последние четыре месяца положение предприятия резко ухудшилось: усилилась конкуренция; подорожали пе­ревозки; увеличилась задержка оплаты за поставленную продукцию; участились сбои при доставке продукции в ма­газины; увеличилась невыборка ассортимента.

И, как следствие этих факторов: не было заключено ни од­ного договора с новым магазином; не было оформлено ни од­ного крупного оптового заказа; было расторгнуто несколько договоров с прежними заказчиками.

Выполните следующие задания:

1. Определите точки напряжения (проблемы), обусловленные структурными факторами.

2. Укажите естественные противоречия в работе отделов пред­приятия.

3. На основе предложенной организационной структуры управ­ления разработайте производственную структуру предприятия.

4. Разработайте предложения по совершенствованию организа­ционной структуры предприятия и обоснуйте их.

 

Литература: 1- 8.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте характеристику основных принципов бюрократии.

2) Дайте характеристику факторам внешней среды ПХС.

3) Какие виды структурных подразделений вы знаете?

4) Какие внешние характеристики управления отражаются в его организационной структуре?

5) Какие факторы влияют на изменение структуры ПХС??

6) Какие факторы содействуют централизации и децентрализации Дайте определение понятия «структура производственно-хозяйственной системы».

7) Каковы сущность и содержание понятий «бюрократия», «адхократия», «диапазон управления», «глубина разделения функций»?

8) Опишите сущность и приведите примеры практической реа­лизации теории Гласиер.

9) Опишите сущность и приведите примеры практической реа­лизации теории организационного потенциала.

10) Перечислите организационные принципы А. Файоля.

11) Представьте матрицу бюрократий по признаку концентрации власти и структуризации деятельности.

12) Раскройте организационную структуру ПХС: понятие; фор­мирующие компоненты, уровни, связи.

13) Раскройте содержание организационной функции менедже­ров нижнего, среднего и верхнего уровней.

14) Укажите признаки, основные достоинства и недостатки цен­трализации и децентрализации.

15) Укажите принципы формирования организационных структур.

16) Укажите состав участников деятельности ПХС, их интересы и влияние на ПХС.

17) Укажите элементы внутренней среды ПХС.

18) Что понимается под внешней средой ПХС? Какими свойства­ми она обладает?

19) Что представляет собой структура производственно-хозяй­ственной системы как диалектическое единство состояния и процесса?

Практическая работа 6



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.016 с.)