Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные теории и концепцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние 20—30 лет XX столетия появилось много идей, взглядов, теорий, связанных с процессами формирования и развития производственно-хозяйственных систем. Некоторые из них не затрагивали в полной мере организационные процессы в ПХС, но создавали определенную теоретическую базу для организации управления ПХС: теории институтов институциональных преобразований, реинжиниринга, альянсов. Другие же — концепция жизненного цикла ПХС, внутренних рынков, популяционной экологии, теория организационного потенциала — вносят непосредственный вклад в теорию организации, формируя конкретные направления организации ПХС и управления ею. Приведем основные положения первой группы теорий, имеющие принципиальное значение для теории организации. Другие же концепции и теории рассмотрим более подробно. Теория институтов и институциональных преобразований. Институты — это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Теория институтов исходит из двух основных моментов: 1) возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения; 2) гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам. Теория реинжиниринга. Реинжиниринг — это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, перестройка с четко поставленными целями и средствами. Это теория и методы комплексного оздоровления ПХС на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций. Теория альянсов. Основные ее положения: 1) интеграция управленческих процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций; 2) расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Концепция жизненного цикла ПХС. Согласно органическому подходу к ПХС функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность. Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл ПСХ обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или размножение, стабилизация и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (рис. 13).
Рис. 13. Жизненный цикл организации
1. Этап предпринимательства: • нечеткие цели; • высокие творческие возможности. 2. Этап коллективности: • формализация правил; • высокие обязательства. 3. Этап формализации и управления: • формализация правил; • стабилизация структуры; • упор на эффективность. 4. Этап выработки структуры: • более сложная структура; • децентрализация; • диверсифицированные рынки. 5. Этап упадка: • высокая текучесть кадров; • возрастающие конфликты. В соответствии с принципом процессуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями, противоречиями. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику организационных задач в определенный период функционирования организации, называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития. Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию — интенсивного роста. На второй стадии организация развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — стадию кризиса, которая характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации. Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50—60 лет. Это соответствует теории длительных циклов Кондратьева (рис. 14). Для изменчивых российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.
Рис. 14. Циклы жизни организации Стадии первого цикла: 1 — формирование организации; 2 — интенсивный рост; 3 — стабилизация; 4 — кризис Практика успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития. На стадии формирования в условиях рыночных отношений цели определяются через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации. Стадия закрепления на рынке связана с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. Поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важная особенность организации на этом этапе — готовность к борьбе. Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, заветной мечтой, к которой организация стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, — закрепление достигнутого — потребует от организации не меньших, если не больших, усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для стадии формирования была характерна пассионарность отцов - основателей, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для стадии закрепления — азарт борьбы, то для стадии стабилизации определяющим становится следование внутренним нормам (причем без всякого творчества). Успешность организации на этой стадии зависит от ее аутентичности существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации. Стадия кризиса организации — самый трудный этап ее существования — ставит целью сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния. На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. При идентифицировании основных целевых и стратегических установок организации могут определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации. Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период функционирования организации. Не менее существенной оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы. Организационные консультанты, проанализировав деятельность ряда длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить различные типы ценностных установок. Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и человеческим особенностям. Установка, характерная для цикла развития организации «механизация», связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно в данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами. Взгляд на организацию сквозь призму циклов и стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки, конкретизировать стоящие перед ней задачи, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения. Концепция внутренних рынков. Перенесение рыночных отношений внутрь компаний (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации. Сети представляют собой средоточие фирм или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, лучше отвечающая современным требованиям внешней среды. Предпринимательские сети, или союзы (их часто называют также кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями), -это объединяющие организации, каждая из которых в сети выполняет свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собой. Исследователи отмечают, что в сетевых образованиях акцент смещается с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования. Это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне конкретных хозяйственных связей, методов управления. Участники сети владеют ресурсами и посредством их комбинирования занимаются различными видами деятельности. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы и деятельность. В интересах развития сети они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, принадлежащие отдельным организациям. Таким образом, деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостное образование. Вместе с тем известно, что эффективность таких организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими. Движение к сетевой форме началось в 1980-е гг., когда конкуренция и быстрые технологические изменения потребовали массового реструктурирования. Как показано на рис. 15, некоторые сети объединяют поставщиков, производителей в органы по реализации продукции на основе долгосрочных отношений. Другие сети, гораздо более динамичные, соединяются контрактным соглашением в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъединяются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего предпринимательского проекта. Характеристика различных типов сети представлена в табл. 4.
а) б) Рис. 15. Типы сетевых организаций: а) стабильная сеть; б) динамическая сеть
Таблица 4
Характеристика сетевых организаций
Сетевые организации имеют следующие особенности. 1. Используют активы нескольких фирм, расположенных в различных частях ценностной цепи. 2. Больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Различные компоненты в сети при всей своей независимости стремятся делиться информацией, кооперироваться друг с другом, предоставлять продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место в ценностной цепи. 3. Предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. Как показывает опыт, такое добровольное, активное поведение не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств. 4. В ряде отраслей, включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др., сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы: производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями. Важное условие при формировании сети — добровольность. Если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. В результате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегрированную функциональную систему. Сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы — в состоянии корректировки в соответствии с требованиями рынка, новыми технологиями и другими факторами внешней среды: Считается, что сетевые организации — один из эффективных способов организации малого бизнеса. При объединении усилий малых предприятий появляется возможность конкурировать на рынке с крупными организациями, выполнять задачи, не выполнимые для одной маленькой фирмы, быть маневреннее и эффективнее. Концепция популяционной экологии. Анализируя процессы рождения, расцвета и упадка многих производственно-хозяйственных систем, М. Хэннон и Д. Фриман сделали заключение: внешняя среда любой организации состоит преимущественно из других организаций, так что существование каждой из них граничит с существованием организаций того же или других видов. Это заключение легло в основу концепции популяционной экологии. В концепции был сформулирован ряд утверждений. 1. Способность всего общества изменяться зависит от развития новых форм организаций. Если общество включает большое разнообразие форм организаций, то существует вероятность того, что одна или несколько из них могут подойти к новым условиям более подготовленными, преимущества этих новых условий могут быть быстро извлечены и общество будет развиваться быстрее. Если в обществе существует сравнительно немного организационных форм ПХС, то оно должно адаптироваться к изменениям путем модификации этих форм организаций или путем создания новых форм. Это занимает больше времени при переходе в новое состояние. Например, общество, имеющее большое разнообразие организационно-правовых форм в сельском хозяйстве, может быстрее приспособиться к изменившимся условиям, чем общество с однообразным множеством форм. Данный вывод полностью соответствует положению системного анализа: чем больше альтернатив в достижении цели, тем выше вероятность выбора наиболее эффективной, тем интенсивнее механизм отбора. 2. Развитие организаций во многом происходит так же, как популяции биологических видов: соответствующие условиям выживают и развиваются, а несоответствующие вымирают. Это напоминает известное эволюционное положение Ч. Дарвина о действии механизма отбора. Таким образом, изменения в обществе происходят в большей степени за счет роста новых организационных форм, чем за счет намеченных преобразований в уже существующих. Многие теоретики в области организации делают из этого положения далеко идущий вывод: изменения в ПХС во многом неконтролируемы. Хотя менеджеры ПХС уверены, что изменения осуществляются в соответствии с планом, происходящее часто бессистемно. Из-за различных взглядов, ненадежной информации, непредвиденных случайностей невозможно определить, получат ли менеджеры ПХС то, что хотят, даже если знают, чего хотят. Таким образом, объяснение Дарвина, что одни формы удовлетворяют условиям и процветают, тогда как другие умирают, более логически обосновано, чем предположение, что управленцы достигают успеха в намеренной реорганизации ПХС для приведения их к современному состоянию. 3. Эволюция организаций — необязательно устойчивый процесс. Периоды быстрых изменений, когда создаются и испытываются новые формы, перемежаются относительно стабильными периодами, когда старые формы продолжают существовать. Это соответствует современным взглядам на эволюцию, называемую «пунктирным равновесием»: длительные периоды сравнительно уравновешенной стабильности прерываются короткими вспышками изменений. Например, число партий и партийных союзов в России не растет постоянно. Были периоды быстрого их роста в конце 1980-х — начале 1990-х гг., затем в середине 1990-х гг. были основаны многие новые общественные объединения и партии, а в дальнейшем создание новых партий и объединений резко замедлилось. Перед новыми выборами в Государственную Думу РФ и выборами Президента РФ следует ожидать вспышки создания новых общественных движений и партий. 4. Существует понятие плотности популяции, означающее количество организаций с новой организационной формой или преобразованных и перешедших к подобной форме в определенной нише (сегменты рынка, сферы деятельности). Существуют пределы плотности: каждая ниша во внешней среде может поддерживать плотность до тех пор, пока ее емкость не будет исчерпана. Когда ресурсы ниши истощены, плотность популяции дальше не может расти. Таким образом, когда конкуренция за поставщиков и покупателей достигнет непреодолимого уровня, некоторые ПХС будут вытеснены другими. Аналогичный процесс происходит в природе, когда количество организационных систем становится слишком большим в границах определенной ниши обитания (лемминги). В нишах обитания ПХС, как и в естественной природе, существует ограниченное пространство. С этим тесно связано понятие риска бизнеса: чем выше плотность популяции, тем выше риск ведения бизнеса в том или ином сегменте рынка. Развивая эти положения о существовании ПХС, М. Хэннон и Д. Фриман попытались ответить на два вопроса: 1) как быстро создаются новые ПХС одинаковой организационной формы (показатель создания) и 2) как быстро они вымирают (показатель расформирования)? 5. В период создания новых организационных форм их количество в определенном сегменте рынка постоянно растет, что необязательно останавливает желающих войти в него. Действительно, с увеличением плотности количество вновь образующихся ПХС увеличивается. Чем их больше, тем больше новых ПХС пытается войти в эту нишу. Это происходит потому, что высокая плотность означает: ü соответствие данной формы организации данной нише; ü большую законодательную поддержку; ü увеличение числа людей, имеющих опыт создания таких организационных форм. Но наступает момент, когда исчерпываются ресурсы ниши и начинается процесс выталкивания отдельных организаций. Тогда создание новых ПХС в этой нише больше не является привлекательным, и число вновь основываемых ПХС уменьшается. М. Хэннон и Д. Фриман утверждают, что когда общее количество ПХС данной формы растет, то и количество новых организаций сначала растет, а затем уменьшается, хотя «плотность увеличивает законодательную поддержку при уменьшающемся количестве», но «увеличивает конкуренцию при увеличивающемся количестве». Если построить график количества образования организаций в зависимости от плотности, он будет иметь вид U-образной кривой (рис. 16, I). Реформирование ПХС («смертность») имеет другой вид. Когда общее количество ПХС в популяции растет, то на начальном этапе распадов меньше, но затем их число увеличивается. Увеличение количества распадов в популяции через закрытие или уход из ниши начинается с достаточно высокого уровня плотности. Когда существует малое количество организаций определенного вида, им труднее получить законодательную поддержку, у потребителей нет к ним интереса (потребитель не привык). Но количество распадов скоро уменьшается по мере того, как формы выживают, закрепляются в нише. Однако когда плотность снова достигает уровня, при котором ниша не может больше выдерживать, тенденция меняется. Она колеблется между падением и ростом величины расформирований. Конкуренция выжимает ПХС из ниши, и количество распадов растет и может увеличиваться до тех пор, пока плотность продолжает расти. Таким образом, построив график расформирований в зависимости от плотности, мы должны получить кривую, обратную U -образной (см. рис. 16, II).
Рис. 16. Количество вновь образованных и умирающих организаций в зависимости от плотности ниши: К - количество организаций; 1 - плотность ниши
6. М. Хэннон и Д. Фриман не согласны с утверждением, что современные ПХС находятся (или должны находиться) в состоянии постоянного движения и инноваций, сохраняя свою устойчивость благодаря динамическому равновесию. На их взгляд, организации существуют благодаря надежности и стабильности выхода их продукции и услуг, каждое из этих качеств увеличивается с институализацией и возрастом ПХС. Таким образом, возраст ПХС увеличивает шансы на выживание, несмотря на инерцию и консерватизм, которыми может обладать «старая» организация. В популяциях «старых» организаций меньше распадов, чем в «молодых». «Старые» союзы и фирмы с меньшей вероятностью подвержены закрытиям или слияниям, чем молодые. Это утверждение может быть справедливо, если признать, что «старые» организации имеют большие размеры и обладают высокой количественной устойчивостью. Размер ПХС увеличивает шансы на выживание. Большие организации имеют большую структурную инерцию и обладают большими ресурсами, чтобы выдержать удары своего окружения. Маленькие организации более активно, чем большие, проводят изменения, но с большей вероятностью могут исчезнуть в этом процессе. В соответствии с принципом гетеробатмии внутри популяций ПХС по-разному реагируют на различные условия ниш. Так, некоторые ПХС с относительно широкой номенклатурой услуг или продукции (активная ассортиментная политика) существуют лучше в изменчиво-неопределенной среде. В таких ПХС стабильность обеспечивается структурной устойчивостью. Специализированные организации (с более узким диапазоном услуг и сфер деятельности) лучше работают при стабильных условиях, называемых крупнозернистым окружением (где они известны как длинные циклы бизнеса). Теория популяционной экологии ставит вопрос о полезности усилий, затрачиваемых на реформу существующих ПХС, когда с помощью управления менеджеры пытаются «подстроить» ПХС к изменениям. Утверждается, что изменения в обществе более эффективны, если они происходят путем отбора новых организационных форм и замещения старых, а не путем адаптации существующих. Чтобы добиться эффекта преобразования, необходимо допустить создание новых форм организации. Нам представляется, что это крайняя позиция! В соответствии с принципом структурного преобразования систем возможны разные формы преобразования (создания организационных форм). Нельзя признать, что закон структурных преобразований действует в социально-производственной сфере так же стихийно, как в природной и биологической средах.
Литература: 1- 8
Вопросы для самопроверки: 1) Опишите модель организации как открытой системы и определите, в результате чего сформировались черты этой модели. 2) Каковы виды и типы ПХС? 3) Охарактеризуйте классические взгляды на ПХС как объект организации. 4) Приведите основные положения современных теорий и концепций формирования и функционирования ПХС.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.013 с.) |