Структурные элементы экономической информации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные элементы экономической информации



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 4

1. Экономическая информация. 5

2. Основные понятия баз данных. 8

3. Базы данных в MS Excel 11

Задания к лабораторным занятиям 1–4. 18

4. Microsoft Access. 26

Задания к лабораторным занятиям 5–6. 41

4.1. Понятие запроса к базе данных. 52

Задания к лабораторным занятиям 7–13. 65

4.2. Формы.. 82

4.3. Общие сведения об отчетах. 85

4.4. Экспорт данных и объектов базы данных. 87

Задания к лабораторным занятиям 14–15. 90

5. Задания для самостоятельной работы.. 93

Список рекомендуемой литературы.. 99

 


Введение

 

Лабораторный практикум составлен в соответствии с учебной программой курса «Технологии организации, хранения и обработки данных», ориентирован на студентов экономических специальностей и поэтому материал излагается с акцентом на экономическую интерпретацию решения задач.

Лабораторный практикум предназначен для получения навыков работы с табличным процессором MS Excel в области управления списками и системой управления базами данных MS Access в направлении создания пользовательских приложений.

В лабораторном практикуме кратко изложен необходимый теоретический материал по вопросам экономической информации и теории баз данных. Приведены упражнения и задания для самостоятельной работы студентов по следующим темам:

w работа со списками MS Excel:

§ отбор данных (автофильтр, расширенный фильтр);

§ функции баз данных;

w создание приложений средствами MS Access:

§ создание таблиц и схемы данных;

§ создание запросов;

§ создание форм и отчетов.

При подготовке настоящего лабораторного практикума использовалась учебная литература, представленная в списке рекомендуемой литературы, а также материал, накопленный в результате педагогической работы авторов на факультете экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.


Экономическая информация

Информация– совокупность данных, которые являются объек­том сбора, передачи, обработки и хранения.

Экономическая информация– информация, характеризую­щая производственные отношения в обществе.

Экономическая информация используется при реализации функций управления на всех уровнях (предприятием и экономи­кой государства в целом или их отдельными звеньями).

Особенности экономической информации, влияющие на организацию автоматизированной обработки, следующие.

1. Экономическая информация специфична по форме представле­ния и отражается в виде первичных и сводных документов.

2. Экономическая информация объемна. Оптимальное управление экономическими процессами невозможно без достаточной информации о них. Совершенствование управления сопровождается увеличением информационных потоков (требует возрастающей производительности средств обработки и каналов связи).

3. Экономическая информация циклична. Для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна повторяемость составляющих их стадий и информации, отражающей эти процессы (созданные программы обработки информации используются многократно).

4. Экономическая информация отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. При этом используются количественные величины, цифровые значения (эти данные удобно обрабатывать).

5. Экономическая информация специфична по способам обработки. В процессе обработки преобладают арифметические и логические операции (например, сортировка или отбор), а результаты представляются в виде текстовых документов, таблиц, диаграмм и графиков (позволяет ограничиться кругом программных средств).

Основные требования, предъявляемые к экономической информации: корректность; ценность; оперативность; точность; достоверность; устойчивость; достаточность.

Корректность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

Ценность (или полезность) информации проявляется в том случае, если она способствует достижению стоящей перед потребителем цели. Ценность информации – свойство относительное: одна и та же информация имеет разную ценность для различных потребителей. С течением времени ценность информации, как правило, уменьшается – она устаревает.

Оперативность отражает актуальность информации для проведения расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Точность определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.

Достоверность определяется свойством информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Достоверность измеряется вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра не отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации определяется выбранной методикой ее отбора и формирования.

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимально необходимый объем сведений для принятия правильного решения. Неполная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений. Избыточность обычно снижает оперативность и затрудняет принятие решения, но зато делает информацию более устойчивой.

Основные понятия баз данных

База данных(БД) – совокупность данных, относящихся к определенной теме или задаче. Предположим, например, что телефоны поставщиков сохраняются в разных местах: в каталоге телефонов поставщиков, в картотеке сведений о товарах и в электронной таблице, содержащей сведения о заказах. Если телефон поставщика изменился, придется обновить эти данные в трех местах. В базе данных достаточно обновить информацию только в одном месте – телефон поставщика будет автоматически обновлен при его дальнейшем использовании в базе данных.

Табличная структура состоит из строк, которые соответствуют записям базы данных и столбцов – полей записей. Каждая таблица должна содержать поле (первичный ключ), однозначно определяющее каждую запись в таблице. Каждое поле должно иметь уникальное имя. Одна запись файла соответствует конкретному экземпляру понятия предметной области, например, информация о конкретном поставщике.

Предметная область – часть реального мира, которая отражается в базе данных.

Система управления базами данных(СУБД) программно-аппаратные средства, необходимые для создания баз данных на машинных носителях, поддержания их в актуальном состоянии и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных.

Концептуальная структура(схема) – абстрагированная об-щая структура данных без учета физических особенностей используемого компьютера. Версия концептуальной модели, которая может быть обеспечена конкретной системой управления базой данных, называется логической моделью. Она отражает логические связи между элементами данных независимо от их содержания и места хранения.

В одной СУБД могут применяться различные структуры и модели данных. Логическая модель отражается в физической памяти (диск и др.). Компьютер превращает концептуальную (общую) структуру в форму, удобную для запоминания или поиска. Такая внутренняя структура данных называется физической структурой. Она определяет размещение данных, методы доступа и технику индексирования. Физическую модель часто называют внутренней моделью системы.

Компьютерная обработка информации требует определения структуры данных и их точного представления в компьютере. Для обработки и сохранения информации нужно знать тип и структуру данных и выбрать способ наиболее адекватного их представления.


 

Рис. 2.1. Последовательность представления данных под управлением СУБД

Требования к базе данных

1. Адекватность отражения предметной области:

а) полнота данных;

б) динамичность информационной модели;

в) актуальность информации в данный момент времени.

2. Возможность взаимодействия с пользователями различных категорий и в разных режимах.

3. Обеспечение секретности данных, надежности, целостнос-ти, защита от случайного или целенаправленного разрушения БД.

4. Обеспечение взаимной независимости программ и данных.

5. Технологичность обработки данных.

6. Совместимость компонентов базы данных.

7. Простота изменения логической и физической структуры БД в целях повышения эффективности обработки информации.

8. Способность к расширению и модификации.

БД строится в соответствии с некоторой моделью данных, в рамках которой представляется информация о реальном мире.

Различают следующие основные модели данных.

1. Иерархическая. В иерархической структуре (рис. 2.2) подчиненный элемент данных всегда связан только с одним исходным (дерево).

В БД, реализующей данную модель хранения данных, есть необходимость хра­нить не только введенную информацию, но также информацию об уровне, к которому она принадлежит.

2. Сетевая модель. По этой модели данные располагаются в виде произвольного графа (рис. 2.3).

В БД, построенной на основе этой модели, хранятся также сведения о связи данных друг с другом.

 

 


Рис. 2.2. Иерархическая модель данных Рис. 2.3. Сетевая модель данных

 

3. Реляционная модель. На сегодняшний день наиболее популяр­ная модель данных. При ее использовании предметную область представляют в виде большого числа таблиц, каким-то образом свя­занных друг с другом. В дальнейшем нами будут рассматриваться именно реляционные базы данных.

В этой модели объекты и взаимосвязи между ними представлены при помощи таблиц. Одна таблица представляет один объект и состоит из столбцов и строк. Каждая строка таблицы представляет собой одну запись, а каждый столбец – одно поле записей. Таблица обладает следующими свойствами:

• каждый элемент таблицы (находится на пересечении строки и столбца) есть один элемент данных;

• столбцам присваиваются уникальные имена;

• элементы столбца имеют одинаковую природу (т.е. обладают свойством однородности);

• в таблице нет двух одинаковых строк;

• при выполнении операций с таблицей ее строки и столбцы можно обрабатывать в любом порядке, независимо от их информационного содержания.

Информация в реляционных базах данных сохраняется в таблицах, связь между которыми осуществляется путем совпадения значений одного или нескольких полей. Каждая строка таблицы в реляционных базах данных уникальна. Уникальность строк обеспечивают ключи (одно или несколько полей таблицы), которые сохраняются в упорядоченном виде. Это обеспечивает прямой доступ к записям в процессе поиска.


Базы данных в MS Excel

 

База данных в Microsoft Excel представляет собой список связанных данных, в котором строки данных являются записями, а столбцы –– полями. Верхняя строка списка (строка заголовка) содержит уникальные имена полей.

При помощи списков решаются различные экономические, финансовые, учетные и многие другие задачи.

Ввести данные в список можно, например, с использованием формы данных, которая автоматически создается после определения заголовка списка с помощью команды Форма… меню Данные или непосредственным вводом данных.

 

Рис. 3.1. Список MS Excel

Работа со списком в MS Excel может осуществляться по следующим направлениям:

· сортировка – выстраивание данных в нужном порядке;

· отбор данных – извлечение записей данных из списка в соответствии с некоторыми требованиями (критериями);

· анализ данных – обработка различными средствами MS Еxcel информации, которая находится в списке или в отфильтрованных данных.

Сортировка данных

Команда Данные→Сортировка открывает окно, в котором за-даются ключи сортировки и порядок сортировки.

Отбор данных

Для поиска и фильтрации данных в MS Excel существуют следующие средства:

· форма данных (команда Данные→Форма, затем кнопка Критерии.В открывшемся окне вводятся критерии поиска в необходимых полях; для перехода к записи, удовлетворяющей критерию, следует нажать кнопку Далее или Назад);

· автофильтр (команда Данные→Фильтр→Автофильтр. Возле каждого поля строки заголовка появляются раскрывающиеся списки в виде кнопки с треугольником. Для отбора данных следует перейти к заголовку нужного поля, выбрать необходимый критерий поиска или воспользоваться пользовательским автофильтром Условие);

· расширенный фильтр (позволяет одновременно или по отдельности применять операции И, ИЛИ и составлять вычисляемые критерии).

Существуют следующие критерии поиска.

1. По точному соответствию (математические вычисления и логические операции не используются).

Например, Марка машины Ауди.

2. На основе сравнения – используют различные операции сравнения (=, >, >=, <, <=, <>). Данные операции можно применять к разным форматам данных (числа, текст, дата и др.).

Например, Пробег >=100000.

3. По близкому соответствию с использованием образца – задается образец поиска, используя символы шаблона – ? или (и) *(символ вопроса «?» обозначает любой единичный знак, знак звездочка «*» обозначает последовательность любых знаков).

Например, Владелец Ива*.

4. С использованием операций И и ИЛИ – поиск данных по нескольким условиям.

Например, Год выпуска >=1995 И Цвет машины бел*.

5. По вычисляемому критерию (только при использовании расширенного фильтра).

Остановимся на поиске с помощью Расширенного фильтра.

Поиск с помощью расширенного фильтра производится в соответствии со следующими рекомендациями.

1. Подготовить на Рабочем листе диапазон критериев для расширенного фильтра:

а) верхняя строка содержит заголовки полей, по которым будет производиться отбор;

б) условия критериев поиска записываются в пустые строки под подготовленной строкой заголовка, причем следует учитывать, что:

· выполнение условия И требует располагать критерии поиска рядом в одной строке;

· выполнение условия ИЛИ требует располагать критерии в соседних строках;

· поиск по вычисляемому критерию включает формулы, в которых аргументами являются поля списка (формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления. Формула начинается со знака равенства "="). Вычисляемый критерий располагается под заголовком, который не должен совпадать ни с одним именем поля списка! Для ссылок на список используются относительные ссылки, которые указывают на соответствующие данные в первой записи в диапазоне данных списка. Ссылки на ячейки вне списка берутся абсолютными. Вычисляемый критерий может включать несколько функций и зависеть от нескольких полей. Результатом вычисления критерия должно быть логическое значение ИСТИНА или ЛОЖЬ (расширенный фильтр отбирает записи, у которых при подстановке соответствующих значений получается ИСТИНА).

2. Воспользоваться командой

Данные → Фильтр → Расширенный фильтр.

3. Значения переключателей и полей окна Расширенный фильтр следующие:

фильтровать список на месте – переключатель, скрывающий строки, которые не удовлетворяют указанному критерию;

скопировать результат в другое место – копирует отфильтрованные данные на другой рабочий лист или на другое место на этом же рабочем листе;

исходный диапазон – поле, определяющее диапазон, который содержит список, подлежащий фильтрации;

диапазон условий – поле, определяющее диапазон ячеек на рабочем листе, который содержит необходимые условия;

поместить результат в диапазон – поле, определяющее диа-пазон ячеек, в который копируются строки, удовлетворяющие оп­ределенным условиям; поле активно только в том случае, если выбран переключатель скопировать результат в другое место.

Замечание. Можно сформировать заголовок области результата, скопировав в отдельную строку заголовки нужных полей, и указать его в качестве диапазона ячеек для результата.

Только уникальные записи – переключатель, который выводит только строки, удовлетворяющие критерию и не содержащие повторяющихся элементов.

 

Рис. 3.2. Окно Расширенный фильтр

 

Замечание. После использования команды Расширенный фильтр таблица переходит в режим фильтрации. В этом режиме многие команды MS Excel влияют только на видимые ячейки. Чтобы снова вывести все записи, следует в меню Данные выбрать пункт Фильтр, затем пункт Отобразить все.

Пример 1.Определить, имеются ли в списке белые машины, выпущенные позже 1995 г., и цена которых находится в диапазоне от значения, записанного в ячейке L1 до значения, записанного в ячейке L2, или черные Ауди, пробег которых больше значения, записанного в ячейке L3.

Решениесостоит из следующих этапов.

1. Сформированный диапазон критериев для расширенного фильтра представлен на рисунке 3.3.

 

  М N O P Q R
Цвет машины Год выпуска Условие по цене1 Условие по цене2 Марка машины Условие по пробегу
белый >1995 =I2>=$L$1 =I2<=$L$2    
черный       Ауди =H2>=$L$3

Рис. 3.3. Пример диапазона критериев

 

2. В ячейках L1, L2, L3 могут быть записаны, например, следующие значения (рис. 3.4): 3000, 15000, 25000.

 

  L

Рис. 3.4. Пример значений, ограничивающих цену и пробег

 

3. Запускаем расширенный фильтр (см. рис. 3.2).

Функции базы данных

Для анализа данных из списков или баз данных используются функции базы данных (ДМИН, ДМАКС, ДСРЗНАЧ, БДСУММ, БДПРОИЗВЕД, ...). Команда Вставка→Функция... →Категория: Работа с базой данных позволяет выбрать одну из этих функций.

Формат функций базы данных:

БДФУНКЦИЯ(база_данных; поле; критерий).

База_данных – диапазон ячеек, который формирует список или базу данных.

Поле – определяет столбец, используемый функцией. Аргумент «поле» может быть задан как текст с названием столбца в двойных кавычках (например, "Пробег" или "Цена" из списка на рис. 3.1), или как число, задающее положение столбца в списке: 1 – для первого поля, 2 – для второго поля и так далее.

Критерий – интервал ячеек, который содержит задаваемые условия (как в расширенном фильтре).

Например, для определения средней цены белых автомобилей, выпущенных после 1995 года фирмами «Ауди» или «Фолькc-ваген», на Рабочем листе составим критерий (рис. 3.5)

  М N O
Цвет машины Год выпуска Марка машины
белый >1995 Ауди
белый >1995 Фольксваген

Рис. 3.5. Критерий отбора

и в ячейку M5 запишем формулу (рис. 3.6).

  М
=ДСРЗНАЧ(A1:J31,I1,M1:O3)

Рис. 3.6. Формула для расчета средней цены

Замечание. В ячейке I1 находится заголовок поля «Цена».

Пример 2(использование функций базы данных при расши-ренной фильтрации).Определите все автомобили, у которых или пробег больше, чем средний пробег для автомобилей не белого цвета, с момента выпуска которых до приобретения прошло от 3 до 7 лет, или черного цвета дороже цены, записанной в ячейке L1.

Решение состоит из следующих этапов.

Шаг 1. Определим средний пробег автомобилей не белого цвета, с момента выпуска которых до приобретения прошло от 3 до 7 лет. Критерий для функции ДСРЗНАЧ показан на рис. 3.7.

 

  М N O
Цвет машины Не меньше 3 Не больше 7
<> белый =F2-E2>=3 =F2-E2<=7

Рис. 3.7. Критерий для определения среднего пробега

а формула для расчета среднего пробега приведена на рис. 3.8.

  М
=ДСРЗНАЧ(A1:J31,H1,M1:O2)

Рис. 3.8. Формула для расчета среднего пробега

Шаг 2. Диапазон условий для расширенного фильтра изоб-ражен на рис. 3.9.

  М N O
Условие по пробегу Цвет машины Условие по цене
=H2>$M$5    
  черный =I2>$L$1

Рис. 3.9. Диапазон условий для расширенного фильтра

Шаг 3. Запускаем расширенный фильтр (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Окно Расширенный фильтр для примера 2

Анализ данных

MS Excel предоставляет широкие возможности для проведения анализа данных, которые находятся в списке MS Excel. К средствам анализа относятся, например, автоматическое подведение итогов, консолидация данных, сводные таблицы и т.п.

Задания к лабораторным занятиям 1 – 4.

 

Данные для выполнения заданий

Комплект 1

Марка машины Цифры номера Буквы номера Год выпуска Год приобре­тения Цвет машины Пробег Цена Владелец

 

Комплект 2

Продавец (фирма) Товар Страна- импортер Количество Цена Дата Покупатель (фирма)

Комплект 3

Фами­лия Имя Отче­ство Курс Груп­- па Научный руково­дитель Кафед­-ра Дата выдачи задания Дата защиты Оцен­ка

 

Комплект 4

Название книги Автор/ы Тема книги Год издания Место издания Изда­тельство Количест­во страниц Тираж Цена

 

Комплект 5

Код заказа Клиент Сотрудник Дата Доставка Стоимость доставки Город Страна Стоимость товаров

 

 

Работа с расширенным фильтром

Для комплекта 1

1. Выделите все автомобили «Ауди»или «Форд», фамилия владельцев которых начинается с буквы «П» и стоимость которых больше величины, записанной в ячейке L1.

2. Выделите все автомобили красногоили белогоцвета, приобретенные после 1995 года, пробег которых превосходит значение, записанное в ячейке L1, более чем в 2 раза.

3. Определите, имеются ли в списке или красные машины, выпущенные после 1996 года, цена которых находится в диапазоне от значения, содержащегося в ячейке L1, до значения содержащегося в ячейке L2, или марки «Форд», имеющие в номере букву «С».

4. Определите, имеются ли в списке или белые машины, пробег которых отличается от значения в ячейке L3 более чем на 15 %, или марки «Ауди», имя или отчество владельца у которых начинается с буквы «В».

Для комплекта 2

1. Выделите все покупки второго квартала фирмой-покупа-телем «Торговый дом «Неман»» или «ГрГУ» или покупки с количеством большим, чем величина, записанная в ячейке L1.

2. Выделите все покупки первой декады, в которых страна- импортер –– Япония или Украина, или покупки, в которых цена больше величины, записанной в ячейке L1.

3. Определите покупки японских принтеров или сканеров, цена которых отличается от значения, записанного в ячейке I1 не более чем на 25 %.

4. Определите зимние продажи фирмы «Бакалея», стоимость которых –– от 500 до 5000.

Для комплекта 3

1. Найдите всех студентов, защитивших курсовую работу на кафедре МИОЭС до 24 числа, или студентов 3 группы, фамилия которых начинается на букву «М».

2. Найдите всех студентов, получивших задание на курсовую работу на кафедре МЭО до 21 числа, или студентов 2 группы, фамилия которых начинается на букву «В» или «С», а отчество — на букву «Н».

3. Определите курсовые работы, написанные студентами 2 группы у научного руководителя Будько, или студентами 4 курса, защитившими курсовую работу на «4» или «5».

4. Определите курсовые работы, написанные студентами, имя или отчество которых начинается с «Никол», или студентами 3 курса, которые защитились на кафедре МИОЭС до даты, записанной в ячейке L1.

Для комплекта 4

1. Определите книги, выпущенные издательством «Вышэйшая школа» или «Дело ЛТД», с ценой большей величины, записанной в ячейке L1, или книги, изданные после 1996 года тиражом, не превосходящим величины, записанной в ячейке L2.

2. Определите книги, изданные не в Москве тиражом не большим величины, записанной в ячейке L1, или книги, изданные в период с 1995 по 1999 год, цена которых не превосходит величины, записанной в ячейке L2.

3. Определите книги, название которых начинается с «Матем», или книги по экономике, изданные в период с 1995 по 2000 год, цена которых находится в диапазоне от значения в ячейке К1 до значения в ячейке К2.

4. Определите книги по экономике, изданные в Москве, тираж которых отличается более чем на 15 % от величины из ячейки L1, или книги, изданные в С.-Петербурге после 1996 года.

Для комплекта 5

1. Определите заказы, доставленные по почте в города Герма-нии, стоимость доставки которых не превосходит величины, за-писанной в ячейке К1, или заказы, отправленные в Мехико, цена которых более чем в 3 раза превышает значение из ячейки К2.

2. Определите все заказы, оформленные сотрудником, фами-лия которого начинается на букву «К» и стоимость доставки которых больше величины, записанной в ячейку К1, или заказы, отправленные Ространсом в города, название которых начинается с «Га», цена которых меньше значения из ячейки К2.

3. Определите все заказы за 2004 год, в которых название клиента начинается на букву «В», или осенние заказы отправ-ленные по почте.

4. Определите все заказы, оформленные Марией Беловой, стоимость доставки которых отличается менее чем на 10 % от величины, записанной в ячейку К1, или заказы, отправленные зимой не Ространсом в США или Францию.

 

Работа с функциями базы данных

Для комплекта 1

1. Определите средний пробег белых машин марки «Форд» или «Мерседес», приобретенных после 1997 года.

2. Определите средний пробег автомобилей белого цвета или автомобилей, у которых с момента выпуска до продажи прошло от 5 до 8 лет.

3. Определите максимальную цену автомобилей «Ауди» белого цвета или «Фольксваген», у которых пробег превышает значение, записанное в ячейке L2.

4. Определите минимальную цену автомобилей марки «Форд» или «Ауди», выпущенных до 1995 года.

Для комплекта 2

1. Определите минимальную цену принтеров или ксероксов, стоимость которых больше содержимого ячейки L2.

2. Определите среднее количество телевизоров или принтеров, цена которых больше содержимого ячейки L2.

3. Определите максимальное количество товара, проданного в 2001 году фирмами «Веса» или «Алгоритм» или купленного фирмой «Торговый дом «Неман»» и импортированного из Кореи или Японии.

4. Определите среднее количество товара, купленного зимой фирмой «Мока».

Для комплекта 3

1. Определите средний балл студентов 4 курса, писавших курсовую работу у преподавателей Маталыцкого М.А. или Гончарова С.Л. или получивших задание 19.09.2008 года.

2. Определите средний балл студентов 3 курса 2 группы, получивших задание 18.09.2008 года или защитивших работу во второй декаде месяца.

3. Определите среднее количество дней от выдачи задания до его защиты у студентов третьего курса, сдавших на «отлично».

4. Определите максимальный балл успеваемости студентов 3 курса 2 группы.

Для комплекта 4

1. Определите минимальный тираж книг или по экономике, или изданных московскими издательствами, с количеством страниц, большим величины, записанной в ячейке L3.

2. Определите среднюю цену книг или изданных в Питере с количеством страниц, большим величины, записанной в ячейке L3, или фамилия авторов которых начинается на букву «Д».

3. Определите максимальную цену книг по экономике, изданных после 1996 года.

4. Определите средний тираж книг, выпущенных в издательствах «Мир» или «Финансы и статистика», с количеством страниц, превышающим величину, записанную в ячейке L1.

Для комплекта 5

1. Определите среднюю стоимость весенних доставок в Германию или США по почте, стоимость товаров в которых более чем в 2 раза превышает величину, записанную в ячейке К1.

2. Определите минимальную стоимость товаров, отправленных не почтой во втором квартале в Рио-де-Жанейро или Мадрид.

3. Определите минимальную стоимость доставок Ространсом за 2002 год в Швейцарию или Бразилию, стоимость товаров в которых меньше величины, записанной в ячейке К1.

4. Определите максимальную стоимость доставки за зимний период по почте или Ространсом, стоимость товаров в которых находится в диапазоне значений от содержимого ячейки К1 до содержимого ячейки К2.

Использование функий базы данных и расширенного фильтра

Для комплекта 1

1. Определите средний пробег белых автомобилей, с момента выпуска которых до приобретения прошло от 7 до 10 лет.

Выделите все автомобили, у которых или пробег больше полученного среднего пробега, или черного цвета дороже, чем значение, записанное в ячейке L4.

2. Определите средний пробег автомобилей белого цвета или автомобилей, у которых с момента их выпуска до продажи прошло от 5 до 8 лет.

Выделите все автомобили марки «Ауди», или автомобили, номер которых начинается с буквы «С», или автомобили, пробег которых отличается не более чем на 30 % от найденного среднего.

3. Определите максимальную цену автомобилей «Ауди» белого цвета или «Фольксваген», у которых пробег превышает значение, записанное в ячейке L2.

Выделите все автомобили или марки «Жигули», или автомобили, у которых фамилия владельца начинается с буквы «И» и цена которых отличается не более чем на 40 % от найденного максимального значения.

4. Определите минимальную цену автомобилей марки «Форд» или «Ауди», выпущенных до 1995 года.

Выделите все автомобили, фамилия владельца которых начинается с буквы «С» или «П», или автомобили, у которых цена превышает менее чем в 2 раза найденную минимальную цену.

Для комплекта 2

1. Определите среднюю цену покупок за определенный год. Найдите максимальное количество муки или сахара, проданное во втором квартале.

Выделите все покупки первого полугодия, цена которых больше найденной средней цены и количество единиц товара в которых меньше максимального значения.

2. Определите минимальную цену принтеров или ксероксов, стоимость которых больше содержимого ячейки L2.

Выделите все продажи фирмы «Веса» за определенный год, или покупки фирмы «Торговый дом «Неман»», цена которых отличается от найденной минимальной цены не менее чем на 20 %.

3. Определите среднее количество телевизоров или принтеров, цена которых больше содержимого ячейки L2.

Выделите все продажи фирмы «Алгоритм» за определенный год, или гречки, количество которых отличается от вычисленного среднего более чем на 25 %.

4. Определите среднее количество телевизоров или принтеров, цена которых больше содержимого ячейки L2.

Выделите все продажи первого квартала 2008 года, количество которых превышает найденное среднее не более чем в 2 раза.

Для комплекта 3

1. Определите средний балл по курсовым работам на 4 курсе.

Выделите все курсовые работы, написанные студентами, фамилии которых начинаются с буквы «К» или «С», оценка у которых меньше вычисленного среднего, или студентами третьей группы, сдавшими лучше, чем оценка, записанная в ячейке L1.

2. Определите средний балл по курсовым работам студентов 4 курса, писавших курсовую работу у преподавателей Маталыцкого М.А. или Гончарова С.Л.

Выделите все курсовые работы студентов 3 курса 2 группы, написавших курсовую работу выше вычисленного среднего балла или получивших задание 19.09.2008 года и научным руководителем которых были преподаватели Ляликова В.И. или Кривенков О.Б. и между датой выдачи задания и датой защиты курсовой работы прошло более 246 дней.

3. Определите средний балл студентов 3 курса 2 группы, получивших задание 18.09.2008 года или защитивших работу во второй декаде месяца.

Выделите все курсовые работы студентов 4 курса, написавших курсовую работу на оценку, которая не выше вычисленного среднего значения, или студентов, фамилия научного руководителя которых начинается на букву «Б» или «С» и между датой выдачи задания и датой защиты курсовой работы прошло не более 247 дней.

4. Определите максимальный балл успеваемости студентов 3 курса 2 группы.

Выделите все курсовые работы студентов, у которых фамилия начинается с буквы «А», или отчество начинается с буквы «В», или студентов, писавших курсовую работу на кафедре МЭО и у которых оценка ниже вычисленного максимального значения.

 

Для комплекта 4

1. Определите минимальный тираж книг по экономике или выпущенных московскими издательствами с количеством страниц, большим величины, записанной в ячейке L3. Выделите все книги:

с названием, начинающимся на букву «Э», и выпущенные издательством «Финансы и статистика»;

или книги стоимостью не менее 3500 руб. и тираж которых отличается не более чем на 15 % от найденного минимального значения.

2. Определите среднюю цену книг, изданных в Санкт-Петер-бурге, с количеством страниц, большим величины, записанной в ячейке L3. Выделите все книги:

изданные в Москве или Минске, цена которых превосходит найденное среднее значение;

или фамилия авторов которых начинается с буквы «Д»;

или книги по экономике, тираж которых отличается более чем на 30 % от значения, записанного в ячейке L1.

3. Определите максимальный тираж книг издательств «Финансы и статистика» или «Вышэйшая школа». Выделите книги:

по экономике, изданные в Москве, тираж которых отличается более чем на 15 % от вычисленного максимального значения;

или книги, изданные в Санкт-Петербурге, с количеством страниц, превышающим значение, записанное в ячейке L3, менее чем в 2 раза.

4. Определите среднюю цену книг, изданных в Санкт-Петер-бурге, с количеством страниц, большим величины, записанной в ячейке L3. Выделите все книги:

по научной тематике, фамилия авторов которых начинается с буквы «К»;

или книги, изданные в Москве или Минске, цена которых отличается менее чем на 10 % от вычисленного среднего значения.

 

Для комплекта 5

1. Определите среднюю стоимость весенних доставок в Германию или США по почте. Выделите все заявки:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.04 с.)