Принятая структура компетенций 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятая структура компетенций



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология стресса

Направление подготовки психология образования

Профиль подготовки: психология образования)

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

 


 

Пермь

ПГПУ

Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: ассистент кафедры теоретической и прикладной психологии Попова В.В.

Учебно-методический комплекс по дисциплине психология стресса составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению психология образования.

Дисциплина входит в базовый цикл,

относится к профильной части,

является дисциплиной по выбору.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

 

 

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(И.О. Фамилия)

 

Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2011 г. ______________________________     Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

 

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины:........................................................................ 4

2. Место дисциплины в структуре ООП:...................................................... 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины:.................................. 4

3.1 Принятая структура компетенций........................................................ 4

3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций.................................................................................................... 5

4. Объем дисциплины....................................................................................... 5

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы...................................... 5

4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы................... 6

5. Содержание дисциплины............................................................................. 7

5.1. Программа дисциплины........................................................................ 7

5.3. Содержание семинарских и практических занятий........................... 9

5.4.Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)...... 11

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов............ 19

6.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов. 19

6.2. Содержание самостоятельной работы студентов........................... 20

6.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению....................................................................................... 20

6.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению............................................................. 24

7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины..................................................................................................... 25

7.1. Основная литература........................................................................... 25

7.2. Дополнительная литература:.............................................................. 25

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)......................................................................................................... 26

7.5. Материально-техническое обеспечение:............................................ 26

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации........................................ 26

8.1. Требования и форма проведения входного контроля..................... 26

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний............................ 27

8.2.1. Формы текущего контроля знаний.............................................. 27

8.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций.................... 28

8.2.3 Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента 28

8.3 Форма и содержание промежуточной аттестации............................. 29

9. Глоссарий по курсу дисциплины.............................................................. 29

 

1. Цели и задачи дисциплины:

сформировать профессиональную направленность личности будущего педагога, на основе изучения теоретических основ эмоционального проявления человека, технологии и методик диагностики, а также психотехник профилактики и преодоления

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части является дисциплиной по выбору студента профессионального (гуманитарного социального и экономического, математического и естественнонаучного) цикла Б3.В.ДВ.2

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Общая психология (1,2 части)

2. Зоопсихология и сравнительная психология.

3. Общий психологический практикум.

Освоение дисциплины необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Психология личности

2. Педагогическая психология

3. Дифференциальная психология

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание семинарских и практических занятий

Тема 1-2. Подходы и теории стресса.
Структура стрессовой ситуации и состояния

Цель: систематизация психологических знаний о психическом стрессе.

Понятия: стресс.

1) Определение стресса.

2) Теории стресса.

 

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Анализ значимых показателей стресса как общего адаптационного синдрома.

2. Поиск ключевых терминов, определяющих стресс.

 

Занятие 2

Тема 3. Сильные и глубокие эмоциональные состояния

Цель: изучение основных психических состояний, сравнение со стрессом

Понятия:

1) Состояние стресса.

2) Состояние фрустрации.

3) Состояние тревоги.

4) Состояние аффекта.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Определения фрустрации, тревоги, аффекта.

2. Признаки, объединяющие эти состояния со стрессом, и дифференцирующие их.

 

Занятие 3

Тема 4. Стрессовые состояния в современной жизнедеятельности

Цель: изучение стресса в современной жизни.

Понятия:

1) Характеристики стрессора и стрессового контекста.

2) Современные проблемы стресса.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Выделение видов стрессоров.

2. Специфика современных стрессовых ситуаций.

 

Занятие 4

Тема 5. Методология и методы исследования стресса

Цель: изучение методологии и методов изучения стресса

Понятия:

1) Методология исследования стресса.

2) Методы исследования стресса.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Методологические подходы, ограничивающие исследование стресса.

2. Подбор методов, соответствующих изучению стресса.

 

Занятие 5

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Тема: Природа стресса.

Цель: формирование у студентов практических умений исследования природы стресса на диагностическом материале.

Ход исследования

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры - то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10- баллов - это сверх значимое событие, 1 балл ­событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессоген­ных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтроль­ны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также оп­ределите по 10-балльной системе. В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор - в про­шлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может про­изойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Ч то это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шум­ных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените час­тоту также по 10-балльной системе, где 1 - это крайне редкое собы­тие, а 10 - регулярно повторяющееся. После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их в группе. Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже мо­жете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или до­садные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или буду­щего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагирова­нии на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о бу­дущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не на­ступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер раз­вития стресса?

Литература

1. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М, 2002.

2. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2004.

4. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М, 2005.

Занятие №2.

Ход работы.

Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».

Через 20-30 с после произнесения инструкции координатор засе­кает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кро­ме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости ис­пытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с уд­линенным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания.

Результаты измерений испытуемого заносятся в протокол.

Протокол к упражнению 1.

Частота сердечных сокращений Частота дыхания Примечания наблюдателей о замеченных реакциях Самоотчет испытуемого о своих эмоциональных переживаниях во время опыта
Покой Стресс Покой Стресс    
       
       

Пороцедура исследования.

Опросник рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологи­ческого обследования одного человека с помощью опросника составляет в среднем 20-30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.

Инструкция.

Вопрос 1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья? Подчеркните подходящий ответ: 1 - очень плохое, 2 - плохое, 3 - удовлетворительное, 4 - хорошее, 5 - очень хорошее.

Вопрос 2. Оцените, насколько вы согласны с каждым из перечисленных ниже утвер­ждений.

Утверждения Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
1. Пожалуй, я человек нервный. 2. Я очень беспокоюсь о своей работе. 3. Я часто ощущаю нервное напряжение. 4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение. 5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение. 6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически. 7. В моей семье часто возникают напряжен­ные отношения.                                

 

Вопрос 3. Как вы чувствуете себя в последнее время?

Утверждения Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
1. Я доволен тем, как прошел этот год моей жизни. 2. Мое душевное состояние, настроение стали хуже. 3. В целом моя жизнь складывается удачно. 4. Мое благополучие расстроилось. 5. Я чувствую себя счастливым человеком. 6. В моей жизни произошли перемены к худшему. 7. В моей жизни есть источник радости и поддержки. 8. У меня есть проблемы, которые очень портят мне настроение. 9. Моя жизнь стала лучше. 10. Многое не удается.                                                        

 

Вопрос 4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на ваше самочув­ствие. Оцените условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 балл - очень плохие, 2 балла - плохие, 3 балла - удовлетворительные, 4 балла - хорошие, 5 баллов - очень хорошие.

Условия жизни Оценка в баллах
1. Ваши жилищные условия. 2. Бытовые условия в районе проживания (магазины, услуги, транспорт и т.п.). 3. Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т.п.). 4. Условия вашего труда. 5. Деньги, доход. 6. Возможности использования денег. 7. Медицинское обслуживание. 8. Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т. п.). 9. Досуг: спорт, развлечения. 10. Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.). 11. Политическая ситуация в регионе проживания. 12. Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности). 13. Свобода вероисповедания, политической активности.  

 

Вопрос 5.Ниже перечислены стороны жизни, от которых может зависеть самочув­ствие людей. Оцените, насколько вы удовлетворены различными сторонами своей жиз­ни. Используйте 5-балльную систему: 1 балл - «совершенно не удовлетворен», 2 балла - «не удовлетворен», 3 балла - «в какой-то мере удовлетворен», 4 балла - «пожалуй, удовлетворен», 5 баллов - «полностью удовлетворен».

Стороны жизни Оценка в баллах
1. Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.). 2. Отношения в семье. 3. Дети: их здоровье и благополучие. 4. Питание. 5. Отдых. 6. Материальное благополучие. 7. Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам. 8. Положение в обществе. 9. Жизненные перспективы. 10. Любовь, сексуальные чувства. 11. Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо.  

 

Вопрос 6. Ваш пол: 1- М, 2 - Ж.

Вопрос 7. Возраст: лет.

Вопрос 8. Образование: 1 - начальное, 2 - неполное среднее, 3 - среднее общее, 4 - среднее специальное, 5 - незаконченное высшее, 6 - высшее.

Вопрос 9. Общественная группа, к которой вы относитесь: 1 - рабочий, 2 - служа­щий, 3 - пенсионер по возрасту, 4 - пенсионер по инвалидности, 5 - учащийся, студент, 6 - домохозяйка, 7 - безработный, 8 - предприниматель, 9 - крестьянин, 10 - другое.

Вопрос 10. Семейное положение: 1 - женат (замужем), 2 - никогда не был женат (замужем), 3 - разведен(а), живу отдельно, 4 - вдовец (вдова).

Вопрос 11. Место проживания (наименование населенного пункта, района, области).

3. Подготовить сообщение по темам:

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, при­меняемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Литература

1. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М, 2006.

2. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2005.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2004.

4. Психология экстремальных ситуаций. Под ред., В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – М.: Психологический институт РАО, 2008г.

5. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М, 2005.

 

 

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

6.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Реферат Работа с монографией эссе составление аналитических таблиц изучение кейс-материалов исследовательская (курсовая) работа ………..
Подходы и теории стресса              
Структура стрессовой ситуации и состояния              
  Стрессовые состояния в современной жизнедеятельности              
  Методология и методы исследования стресса              
  Психологическая работа с эмоционально-личностными проблемами.              

6.2. Содержание самостоятельной работы студентов

№ п/п Форма самостоятельной работы Тема дисциплины курса Обязательное/ дополнительное Сроки (неделя семестра) Форма контроля
реферат 1,2    
проект 3,4,5   Защита

6.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема 1

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое стресс? Зачем он нужен? Какие виды и формы его существуют? Считаете ли вы себя человеком стрессовоустойчивым? Как вы относитесь к проявлениям неустойчивости к стрессу?

Задания для самостоятельной работы:

1. Посмотрите определения «стресса» в словарях, поразмышляйте над заданными вопросами.

Литература для самоподготовки:

1. Лазарус Р.С. Теории стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.

2. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // В. Вилюнас. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 225-231.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 129 с.

 

Тема 2

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Теории стресса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомьтесь с теориями агрессии.

2. Оцените глубину отражения природы и сущности действия механизма стресса.

Литература для самоподготовки:

1. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 129 с.

2. Дьяченко М. И., Пономоренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.106-112.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Мн.: Университетское, 1985. - 200 с.

4. Лук А.Н. Юмор, творчество, остроумие. - М.: Знание, 1980.

 

Тема 3

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Стресс и другие глубокие эмоциональные состояния.

Задания для самостоятельной работы:

Сравнить феноменологию и сущность различных эмоциональных переживаний и стресса.

Литература для самоподготовки:

1. Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. - Тюмень, 1996. - 128 с.

2. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984. - С. 212-219.

3. Мамардашвили М. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. - М.: Ad: Marginem, 1995.

4. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: МГУ, 1976. - 112 с.

5. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1983. - 168 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

7. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Психология поведения / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Инс-т практ. психол.; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. - С. 26 - 130.

8. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. - М.: Прогресс, 1975. - С. 111-195.

Тема 4

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Детские, женские, мужские стрессы.

2. Специфика современного стресса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности детских, женских, мужских стрессов.

2. Причины, влияющие на стрессогенность современной жизни.

Литература для самоподготовки:

1. Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер, 1996.- 320 с.

2. Виткин Дж. Мужчина и стресс. - СПб.: Питер, 1996.- 224 с.

3. Магомед-Эминов М.Ш. Личность в аномальном мире. – М., 1996.

4. Магомед-Эминов М.Ш. Личность в экстремальной ситуации // Вестник МГУ. Серия «Психология». № 4. 1996.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Травматический стресс: от военного невроза к психологии уцелевшего. – М., 1996.

6. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.

7. Кедрова Н. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка (как быть плохой матерью) // МПЖ. 1994. № 3. С. 187-193.

8. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 93-99.

9. Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, Питер, 2005.

10. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают // МПЖ. 1994. № 1. С. 7-47.

11. Япко М. Помоги себе сам. Депрессия. - М.: БИНОМ, 1996. - 304 с.

12. Меркле Р. Депрессия? Больше никогда! М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. - 118 с.

13. Лабиринты одиночества / Под общ. Ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. – 624 с.

14. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984. - С. 192-203.

 

Тема 5

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Специфика методологии изучения стресса.

Задания для самостоятельной работы:

Создание методики диагностики стрессоустойчивости.

Литература для самоподготовки:

1. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // МПЖ.- 1992.- № 1.- С. 15 - 32.

2. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии, 1996. № 6. С. 25-40.

3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С 3-12.

4. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. 2000. № 3. С. 5-9.

 

Тема 6

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое критическая ситуация и критическое переживание.

Задания для самостоятельной работы:

Выделение оснований для характеристики критической ситуации и критического переживания.

Литература для самоподготовки:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.

2. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

3. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-97.

4. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 5. С. 106-114.

 

Тема 7

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Системное функционирование психики и стресс.

Задания для самостоятельной работы:

Представьте целостное воздействие стресса на работу психики с учетом ширины охвата психики и глубины воздействия.

Литература для самоподготовки:

1. Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. - Тюмень, 1996. - 128 с.

2. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография. – Тюмень: ТюмГУ, 2004. – 520 с.

 

Тема 8

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Психотехнологии при стрессе, имеющие универсальный характер.

Задания для самостоятельной работы:

1. Объединение знаний о целостной психике, стрессе и психотехнике.

Литература для самоподготовки:

1. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М.: Прогресс, 1989. - 160 с.

3. Бодров В.А. Проблемы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 1-3.

4. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984. - С. 212-219.

5. Тиллих П. Мужество быть // Избранное: Теология культуры. - М.: Юрист, 1995. - С. 7-131.

6. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом. Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью. - М.: Педагогика. - Пресс, 1995. - 352 с.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие. - Тюмень, 1996. - 128 с.

2. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. – 520 с.

 

6.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

 

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

6. Генетические факторы стрессоустойчивости.

7. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

8. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

9. Роль социального окружения человека в формировании его стрес­
соустойчивости.

10. Когнитивные факторы психологического стресса.

11. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

12. Психосоматические заболевания как следствие психологического
стресса, перенесенного человеком.

13. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-техническо­
го прогресса.

14. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы по­
требностей А. Маслоу.

15. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие
уровень стресса.

16. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждения­
ми личности.

17. Объективные причины возникновения стрессов.

18. Экзаменационный стресс.

19. Стресс спортсменов.

20. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

21. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального
работника.

22. Стресс участников боевых действий.

23. Стресс бизнесмена и руководителя.

24. Аутогенная тренировка.

25. Метод биологической обратной связи.

26. Дыхательные техники.

27. Мышечная релаксация.

28. Рациональная психотерапия.

29. Использование позитивных образов (визуализация).

30. Нейролингвистическое программирование.

 

7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

 

7.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные С указанием шифра библиотеки Краткая аннотация
Вяткин Б.А. Избранные психологические труды    
     

 

7.2. Дополнительная литература:

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки Краткая аннотация
Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000      
Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981      
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983      
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984      
Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.      
Леонова А.Б., Чернышева О.Н. "Психология труда и организационная психология: современной состояние и тенденции развития ". Хрестоматия. М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К. и Лоор М.      

Требования и форма проведения входного контроля

Для изучения дисциплины студент должен владеть следующими компетенциями (их составными частями):

- ОК 1;

-Для изучения дисциплины студент должен:

знать: теории эмоций, психические процессы, основные психические состояния.

уметь: работать самостоятельно с методическим материалом, систематизировать знания

владеть, иметь опыт: конспектирования, переноса знаний из разных тем, составления схем

 

входной контроль: 2 неделя 2 семестра практическое занятие 2.

материалы входного контроля:

1. Основные теории эмоций

2. Свойства психических состояний

3. Свойства воли

4. Блок-конспект 1,2,3 вопросов.

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология стресса

Направление подготовки психология образования

Профиль подготовки: психология образования)

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

 


 

Пермь

ПГПУ

Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: ассистент кафедры теоретической и прикладной психологии Попова В.В.

Учебно-методический комплекс по дисциплине психология стресса составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению психология образования.

Дисциплина входит в базовый цикл,

относится к профильной части,

является дисциплиной по выбору.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

 

 

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(И.О. Фамилия)

 

Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2011 г. ______________________________     Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

 

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины:........................................................................ 4

2. Место дисциплины в структуре ООП:...................................................... 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины:.................................. 4

3.1 Принятая структура компетенций........................................................ 4

3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций.................................................................................................... 5

4. Объем дисциплины....................................................................................... 5

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы...................................... 5

4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы................... 6

5. Содержание дисциплины............................................................................. 7

5.1. Программа дисциплины........................................................................ 7

5.3. Содержание семинарских и практических занятий........................... 9

5.4.Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)...... 11

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов............ 19

6.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов. 19

6.2. Содержание самостоятельной работы студентов........................... 20

6.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению....................................................................................... 20

6.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению............................................................. 24

7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины..................................................................................................... 25

7.1. Основная литература........................................................................... 25

7.2. Дополнительная литература:.............................................................. 25

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)......................................................................................................... 26

7.5. Материально-техническое обеспечение:............................................ 26

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации........................................ 26

8.1. Требования и форма проведения входного контроля..................... 26

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний............................ 27

8.2.1. Формы текущего контроля знаний.............................................. 27

8.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций.................... 28

8.2.3 Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента 28

8.3 Форма и содержание промежуточной аттестации............................. 29

9. Глоссарий по курсу дисциплины.............................................................. 29

 

1. Цели и задачи дисциплины:

сформировать профессиональную направленность личности будущего педагога, на основе изучения теоретических основ эмоционального проявления человека, технологии и методик диагностики, а также психотехник профилактики и преодоления

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части является дисциплиной по выбору студента профессионального (гуманитарного социального и экономического, математического и естественнонаучного) цикла Б3.В.ДВ.2

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Общая психология (1,2 части)

2. Зоопсихология и сравнительная психология.

3. Общий психологический практикум.

Освоение дисциплины необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Психология личности

2. Педагогическая психология

3. Дифференциальная психология

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «психология образование»:

- способен послед





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.015 с.)