Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6-8. Психологическая работа с эмоционально-личностными проблемамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: изучение психологической работы с эмоционально-личностными проблемами. Понятия: 1) Психическая организация и стресс. 2) Приемы психологической коррекции при стрессе. Задания для выполнения на семинарском занятии: 1. Связь модели психической организации и психотехники стресса.
Список литературы: а) основная литература: 1. Лазарус Р.С. Теории стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208. 2. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // В. Вилюнас. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 225-231. 3. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 129 с. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с. 5. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37. 6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-97. 7. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 5. С. 106-114.
б) дополнительная литература 1. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: МГУ, 1976. - 112 с. 2. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1983. - 168 с.
Контрольные вопросы/темы рефератов 1. Методология психологического подхода к стрессу. 2. Методы исследования стрессового состояния. 3. Методы исследования подверженности стрессу. 4. Различные научные подходы к стрессу. 5. Теории стресса. 6. Структура стрессовой ситуации. 7. Характеристика стрессора. 8. Связь стрессового состояния с индивидуальными особенностями человека. 9. Характеристика стрессового состояния: эустресс и дистресс. 10. Характеристика состояния фрустрации. 11. Характеристика аффективного состояния. 12. Характеристика состояния тревоги. 13. Характеристика состояния страсти. 14. Депрессия и эмоциональное выгорание. 15. Режимы функционирования психики и стресс. 16. Типология критических переживаний и стресс. 17. Стресс и кризисное переживание. 18. Стресс и конфликтное переживание. 19. Стресс и фрустрационное переживание. 20. Стресс в модели психической организации. 21. Возможности целостного подхода к влиянию стресса на работу психики. 22. Субъектное и аномальное самоуправление личности. 23. Специфика стресса в современной жизни. 24. Особенности стресса детей. 25. Особенности женского стресса. 26. Особенности мужского стресса. 27. Профилактика стресса. 28. Психотехника и стресс. 29. Психокоррекционные подходы к стрессу (консультативный аспект). 30. Психокоррекционные подходы к стрессу (тренинг).
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) Тема: Природа стресса. Цель: формирование у студентов практических умений исследования природы стресса на диагностическом материале. Провести интрапсихическое исследование и заполнить аналитическую таблицу «Мои главные стрессоры»
Ход исследования В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры - то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы. Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10- баллов - это сверх значимое событие, 1 балл событие, вызывающее минимальный стресс). В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессогенных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтрольны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также определите по 10-балльной системе. В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор - в прошлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может произойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н. Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни. Ч то это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шумных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените частоту также по 10-балльной системе, где 1 - это крайне редкое событие, а 10 - регулярно повторяющееся. После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их в группе. Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже можете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или досадные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или будущего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией. В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы: 1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагировании на стрессы? 2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о будущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не наступят? 3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер развития стресса? Провести структурный анализ стресса. Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следующей схеме:
После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы. 3. Вопросы для самоподготовки: 1. Раскройте понятие «стресс» и «стрессовый процесс». Каково их отличие? 2. Охарактеризуйте главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма. 3. Какие механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье Вам известны? 4. Какова роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания? 5. Назовите основные отличия биологического и психологического стресса. 6. Какие субъективные факторы влияют на развитие психологического стресса? Литература 1. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М, 2002. 2. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002. 3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2004. 4. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М, 2005. Занятие №2. Тема: Психологические проявления стрессовой реакции. Цель: сформировать у студентов умения и навыки в работе с методиками по диагностике проявления стрессовой реакции. Упражнение 1. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса. Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3-4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента - измерение пульса на лучевой артерии своего товарища. Третий студент про изводит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый студент осуществляет координацию работы всей группы. Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент». Через 20-30 с после произнесения инструкции координатор засекает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кроме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости испытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с удлиненным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания. Результаты измерений испытуемого заносятся в протокол. Протокол к упражнению 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.58.206 (0.009 с.) |