Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие № 1. Языковые нормы. Орфоэпические нормыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: проанализировать нормативный аспект культуры речи и историческую смену норм литературного языка, раскрыть понятие «языковая норма», закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие «культура речи». 2. Назовите основные признаки и принципы культуры речи. 3. Перечислите и дайте краткую характеристику разделов лингвистики. 4. Охарактеризуйте смежные дисциплины: стилистика, риторика. 5. Выявите проблемы культуры речи. Нормативный аспект предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – совокупность правил и средств литературного языка (лексических, грамматических, фонетических), сложившаяся в процессе отбора элементов языка из числа существующих, наиболее пригодных для обслуживания коммуникативных потребностей общества. Курс «Русский язык и культура речи» изучает следующие языковые нормы: 1) орфоэпические (греч. orthos – правильный и epos – речь), исследуют закономерности литературного произношения; 2) грамматические, которые подразделяются на морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические нормы (образование синтаксических единиц); 3) лексические, они изучают употребление слов в соответствии с их точным лексическим значением (семантикой); 4) стилистические, которые осуществляют отбор языковых средств в соответствии с их стилистической окраской [2]. Современный русский литературный язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Значение орфоэпических правил для общения огромно. Они способствуют более быстрому и более легкому взаимопониманию говорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самым мешают языковому общению. В современном обществе произношение до сих пор является наиболее слабым звеном. Еще в начале прошлого века образцом служило московское произношение в том виде, как оно сложилось к концуXIX в. Многие его черты оказались устойчивыми и сохранились до настоящего времени в литературном языке. Однако у московского произношения с середины XIX в. был сильный конкурент – петербургское произношение. Оно отличалось от московского большей близостью к письменной речи, т.е. произношением, близким в некоторых случаях к написанию. Например, москвичи говорили м[ и ]ста, сладк[ ъй ], було[ ш ]ная. петербуржцы произносили, как писали – м[ е ]ста, сладк[ ий ], було[ч]ная. В отличие от исконно русских слов, в которых перед е согласные смягчаются обязательно [ св'эт, cm’иэна], заимствованные слова ведут себя по-разному. Одни сохраняют твердое произнесение согласного перед е, как в языке, из которого они заимствованы: ан[тэ']нна, а[тыэ]лье. Другие стали произноситься со смягченными согласными: аг[р'э]ссия, бaн[диэ]pоль. Правила, касающиеся употребления твердых и мягких вариантов, сформулировать невозможно. Русское ударение прежде всего силовое. Характерными чертами его являются также разноместность и подвижность. Русское словесное ударение играет важную смыслоразличительную роль. Оно используется в ряде случаев для различения слов (хлпок – волокно и хлопк – удар в ладоши). Различают три стиля произношения: 1. Нейтральный стиль – речь в обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию. Говорящий не ставит перед собой в данном случае каких-то дополнительных задач: выразить свои чувства, подчеркнуть что-либо. 2. Сниженный стиль (неполный) – небрежная речь, при убыстренном из-за волнения или по другим причинам темпе говорения. 3. Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно ставит перед собой какие-то особые, дополнительные задачи, например, стремится подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушателей и т.д. Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. 1. Необходимо различать звуки [э] и [о] после мягких согласных. Следует запомнить: 1) только [э] произносится в словах: аф е ра, быти е, иноплем е нный, ист е кший, оп е ка и др.; 2) только [о] произносится в словах: зат ë кший, новорожд ë нный, остри ë, прин ë сший и др. Можно отметить и произносительные варианты: равноправные (бел е сый и бел ë сый, реш е тчатый и реш ë тчатый), семантические (н е бо – н ë бо, жел е зка – жел ë зка), нормативно-хронологические (акуш е р – акуш ë р (устар.), безнад ë жный – безнад е жный (устар.) и др.). 2. Различное произношение характерно для слов с сочетанием чн. Их можно разделить на три группы: 1) слова, в которых чн произносится только как [шн]: коне чн о, ску чн о, скворе чн ик и др., а также женские отчества на -инична: Ильини чн а, Кузьмини чн а и т.п.; 2) слова, в которых на месте сочетания чн произносится только [чн], что объясняется сохранением ч в родственных словах (да чн ый – да ч а, ре чн ой – ре ч ка), а также сравнительно недавним образованием слов, например: пото чн ый, многостано чн ый, маскирово чн ый и др.; 3) слова, в которых нормативными признаются оба варианта – [чн] и [шн]: було чн ая, подсве чн ик, порядо чн ый и т.д. [12]. В пределах литературной нормы имеется также значительное количество вариантов ударения: 1) равноправные варианты (взаимозаменяемые во всех случаях, независимо от стиля, времени и т.д.): рж а веть и ржав е ть, тв о рог и твор о г, б а ржа и барж а; 2) неравноправные: а) семантические (различаются по значению): острот а (лезвия) и остр о та (остроумное выражение); б) стилистические (относятся к разным языковым стилям), в частности книжные и разговорные (балов а ть и б а ловать, догов о р и д о говор), общеупотребительные и профессиональные (к о мпас и комп а с, возбужден о и возб у ждено) и др.; в) нормативно-хронологические (проявляются во времени их употребления), например современные и устаревшие: апартам е нты и апарт а менты, укра и нский и укр а инский. Трудность вызывает постановка ударения в производных формах слов, дляэтого следует руководствоваться некоторыми правилами.
Имя существительное 1. Ряд существительных имеет неподвижное ударение на основе во всех формах: св а т – св а ты, т о рт – т о рты, шр и фт – шр и фты и т.д. 2. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании: б и нт – бинт а, с е рп – серп а, з о нт – зонт а и т.д. 3. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на окончании (изб у,нор у) или на основе (б о роду, в о ду, з и му). 4. Некоторые односложные существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом в и на имеют ударение на окончании: в груд и, в чест и, в связ и, в ноч и. 5. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе (возв ы шенностей, гл у постей, м е стностей), то на окончании (новост е й, очередей, теней), а также двоякое ударение: о траслей и отрасл е й, п я дей и пяд е й, ведомост е й и в е домостей.
Имя прилагательное 1. Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение ставится на основе, при этом оно обычно совпадает с ударением в полной форме: б е лый – бел а, б е л, б е ло; я сный – ясн а, я сен, я сно и т.д. 2. В форме множественного числа возможно двоякое ударение: б е лы – бел ы, бл и зки – близк и, п у сты – пуст ы, н и зки – низк и и др. Но только легк и, пр а вы. 3. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение ставится на основе: лил о ва – лил о вее, крас и ва – крас и вее, лен и ва – лен и вее и т.п. Глагол 1. Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяются три группы слов: а) глаголы с ударением на основе во всех формах: дуть – дул, д у ла, д у ло, д у ли; класть – клал, кл а ла, кл а ло, кл а ли и др.; б) глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: брать – брал, брал а, бр а ло, бр а ли; плыть – плыл, плыл а, пл ы ло, пл ы ли и т.д.; в) глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: зан я ть – з а нял, занял а, з а няло, з а няли; нач а ть – н а чал, начал а, н а чало, н а чали и др. 2. У кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других – на приставку: а) взятый – взят а, начатый – начат а, принятый – принят а; б) в причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: з а брана, пр о драна, пр и звана и т.п. 3. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: а) форме на - и ровать соответствует форма на - и рованный (блок и ровать – блок и рованный, заплан и ровать – заплан и рованный); б) форме на -иров а ть – форма на -ир о ванный (премиров а ть – премир о ванный, формиров а ть – формир о ванный) [12]. Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите из орфоэпических словарей примеры, иллюстрирующие вариативность норм 2. Приведите примеры территориальных различий в русском литературном языке. Рекомендуемая литература: [2, 7, 9, 15]. Практическое занятие № 2. Орфоэпическая языковая норма Цель: закрепить орфоэпические нормы употребления языковых единиц. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятия: «язык как система», «единицы языковой системы», «языковые уровни». 2. Назовите различия между языком как системой и речью. 3. Проанализируйте функции и роль естественного национального языка. 4. Назовите из орфоэпических словарей примеры, иллюстрирующие вариативность норм. 5. Приведите примеры территориальных различий в русском литературном языке. Задание 1. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Чем обусловлена постановка ударения в том или ином случае? Винт, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, клок, крюк, пласт, плод, пруд, стержень, торт, шест, ячмень. Задание 2. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Дерзостей, должностей, жердей, кистей, крепостей, плетей, плоскостей, повестей, проповедей, скатертей, тростей, шалостей, щелей. Задание 3. Пользуясь словарями, расставьте ударение. Выделите слова, имеющие варианты ударения. Объясните различия между вариантами: смысловые, стилистические, равноправные. Для смысловых вариантов укажите значение каждого варианта, для стилистических – принадлежность к литературному (книжному) стилю или разговорно-просторечному, профессиональному. 1. Апостроф, асимметрия, исковые (заявления), вязанка, столяр, договор, позвонишь, ходатайство, газопровод, красивее, прикус, усугубить, маркетинг, колледж, торты, премировать, вредны, джинсовый, квартал, начал, средства, орган, запломбировать, отраслей, некролог, километр, каталог, выборов, углубить, партер, созыв, хвоя, эксперт, атлас, правы, видение, танцовщица, намерение, надолго, облита, предложить, зелена, недуг, зазвонит, добыча, украинский, диспансер, продали, квартал, забронировать, изложить, баловать, тесны, лгала, одновременно, уведомить, подростковый, иконопись, ирис, бензопровод, ракушка. 2. Премировать, бомбардировать, красивее, сироты, прожил, догмат, некролог, памятуя, свекла, черпать, угольный, феномен, искра, жалюзи, щавель, областей, атлас, шасси, упрочение, войти в избу, позвонит, каталог, много должностей, языковая система, творог, нет гриба, анализ крови, вероисповедание, задолго, нет угля, быть в чести, ржаветь, плесневеть, украинец, сваты, облегчить, менеджмент, умерший, новорожденный, положил, красивее, маркетинг, подростковые, оптовый, вынести золу, танцовщица, предложить, искра, смотреть заворожено, бледны, торты, профессоров, все замерло, плохи, принята, колледж. 3. Обеспечение, гербовые, исчерпать, годны, завсегдатай, закупорить, индустрия, казаки, валовой, жалюзи, досками, брала, откупорит, политый, туфля, скатертей, годны, изогнутый, занялся, маркировать, ломота, пролитый, облегчить, генезис, избалованный, звонит, джинсовый, вероисповедание, свекла, ходатай, феномен, хаос, премировать, мизерный, усугубить, принудить, блокировать, видение, ракушка, украинский, разбалованный, средства, туфля, пломбировать, намерение, лавровый, языковая (колбаса), кремень, коклюш, оптовый, газопровод, названый (брат), кухонный, одновременно, танцовщица.
Задания для самостоятельной работы 1. Приведите примеры изменения орфоэпических норм литературного языка в последние десятилетия. 2. Проанализируйте роль орфоэпической нормы в современной речи. Рекомендуемая литература: [2, 7, 9].
Практическое занятие № 3. Нарушение грамматических норм и пути
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.24 (0.009 с.) |