Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Нормы русского литературного языка.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Русский язык
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
·Комментарии к каждой теме ·Тематические тестовые задания ·Многоаспектный анализ текста
СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. Нормы русского литературного языка. 1. Орфоэпические нормы………………………………………………4 2. Лексические нормы …………………………………………………6 3. Морфологические нормы………………………………………….. 7 Синтаксические нормы 4.1. Построение предложения с деепричастием ……………………… 9 4.2. Управление и согласование слов в предложении ……………………10 Работа с микротекстом: речь и грамматика 5.1. Структурно-смысловой анализ микротекста ………………………. 11 5.2.Синтаксический анализ простого и сложного предложения ………. 13 5.3. Морфологический анализ слова …………………………………… 14 5.4. Лексический анализ слова в контексте …………………………….. 15 Орфография 6.1. Правописание Н и НН в словах разных частей речи………………16 6.2. Правописание корня слова ………………………………………… 18 6.3. Правописание приставок ……………………………………………19 6.4. Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий …………………………………………………21 6.5. Правописание суффиксов разных частей речи…………………… 23 6.6.Правописание НЕ – НИ, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи ……………………………………………24 6.7. Слитно – дефисно – раздельное написание наречий, предлогов, союзов и др……………………………………………………26 ПУНКТУАЦИЯ 7.1. Знаки препинания в сложно-сочиненном предложении………….29 7.2. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями…………………………………….30
7.3. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями …………………………………………31 7.4. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения………………………………32 7.5. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях….. 33 7.6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении ……. 35 7.7. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи ……………………………………………37 СИНТАКСИС 8.1. Грамматические синонимы……………………………………. 38 Часть 2. Текст Информационно-смысловая переработка текста 9.1. Выделение основной и дополнительной информации в тексте………………………………………………….39 10. Многоаспектный анализ текста ………………………………..39 10.1. Типологический анализ текста ………………………………41 10.2. Языковой анализ текста………………………………………..42 10.2.1.Определение способа словообразования……………….. …..42 10.2.2. Морфологическая характеристика слова……………………43 10.2.3.Определение типа связи слов в словосочетании………..44 10.2.4. Определение типа односоставных предложений………45 10.2.5. Синтаксический анализ обособленных членов предложения……………………………………………….46 10.2.6. Синтаксический анализ сложного предложения……………46 10.2.7. Средства связи предложений в тексте………………………48 ЧАСТЬ 1 НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Орфоэпические нормы Комментарий по теме 1 Словесное ударение – выделение одного из слогов двусложного или многосложного слова теми или другими фонетическими средствами. В русском языке ударение разноместное, подвижное и является важным средством в различении слов. (зАмок – замОк; Атлас - атлАс). Нормы произношения и ударения даны в «Орфоэпическом словаре русского языка». Орфоэпический минимум поможет вам подготовиться к выполнению этого задания. В Ж.р. глаголы прошедшего времени, краткие прилагательные и краткие причастия имеют всегда ударное окончание –а', например, была', приведена', но посла'ла ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Задания 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный Гласный звук? 1) сОрит 2) занЯла 3) опредЕлен 4)знАчимость
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный Гласный звук? 1)квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА
Лексические нормы Комментарий по теме 2 Задание проверяет умение правильно употреблять паронимы, то есть однокоренные слова, обладающие разным морфемным строением и лексическим значением. Эти вопросы на примере конкретных слов подробно рассматриваются в словарях паронимов. Можно также воспользоваться толковыми словарями.
Задания Употребить ЕДИНИЧНЫЙ? 1)Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости. 2)Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин. 3)М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 4)Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ? 1)Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи. 2)Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. 3)Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
Морфологические нормы Комментарий по теме 3 Задание проверяет умение правильно образовывать словоформы изменяемых частей речи. Проверить себя, узнать как правильно, можно, например, изучения «краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы, ударение», справочник «грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов». В содержание заданий, нацеленных на усвоение морфологических норм русского литературного языка, включены различные грамматические ошибки, состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.
Задания 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)с пятидесятью рублями 3) высохла 2)оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)вкусные торта 3) моложе брата 2)в аэропорту 4) в трёхстах метрах
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут 4) дамских туфель 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пять апельсинов 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)в две тысячи двадцать втором году 2) старые пропуска 3) совсем озяб 4) несколько огурец ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Синтаксические нормы Комментарий по теме 4.1. Задание проверяет умение правильно строить предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, находящимся в начале предложения. Действие, обозначаемое оборотом, относится, как правило, к подлежащему в предложении. В таком случае синтаксической ошибки не будет. Если же производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, возникает грубая ошибка. В задании предлагаются три ошибочных и один верный вариант продолжения предложения с одним и тем же деепричастным оборотом
Деепричастный оборот осн + добав. действ. Д.О. + 1.Лицо И.п.кто?что? 2.Повел.наклон.гл 3. Можно Нужно + н.ф.г. Задания 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя на автомобиле, 1. не забудьте изучить план местности. 2. у неё было хорошее настроение. 3. сначала определяется маршрут. 4. вам должно быть комфортно
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4.2. Управление и согласование слов в предложении.
Комментарий по теме 4.2. Задание проверяет умение находить недочёты в строении словосочетания, простого и сложного предложения, употребление некоторых производных предлогов, то есть в управлении и т.п. В задании 3 предложения определены без ошибок. Только одно предложение требует корректировки. Модель задания включает четыре примера с наиболее частотными в речевой практике случаями управления и согласования, в одном из которых пропущена ошибка.
Задания
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением Синтаксической нормы). 1) Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино». 2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме. 3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. 4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться. Синтаксической нормы). 1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. 3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем. 4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
4.. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением Синтаксической нормы). 1) Циолковский писал, что основная цель его жизни-продвинуть человечество хоть немного вперед. 2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм. 3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчет о проведенной работе. 4)Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Текст 1 1…(2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4)В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путём он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца. Текст 2 1…(2)Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зёрен, сцепленных между собой. (3)И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. (4)Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой. (5)0дними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6)... тогда они ничего не знали о структуре металла, но заметили, что изделие становится более прочным, если его обработать молотом.
Комментарий по теме 5.1. Из четырёх вариантов ответа только один правильный. Чтобы не ошибиться, следует прочитать микротекст целиком, затем читать, подставляя поочередно предложенные в задании варианты начала текста. Вдумайтесь в содержание второго и последующих предложений, найдите в них соответствующие слова-связки: повороты слов, лексику,этой же темы, однокоренные слова, синонимы. После подстановки текст должен соответствовать основным своим признаком — смысловой цельности, информативности. Задания
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым В первом тексте? 1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств. 2)Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми ещё в древности. 3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра. 4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.
2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым Во втором тексте? 1)Обычный металл состоит из кристаллов размером от десяти до ста миллионных долей метра. 2)Нанокристаллические композиты позволяют получать материалы с заданными физическими свойствами. 3)Первобытный человек мастерил орудия труда и охоты, строил жилища, шил одежду из материалов, уже созданных природой. 4)Подавляющее большинство материалов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться, имеют кристаллическое строение.
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Комментарий по теме 5.1. Что бы выбрать правильный вариант ответа в предложении с пропуском первого слова или сочетания слов, необходимо ещё раз прочитать текст целиком, затем проанализировать содержание предложения с пропуском слова и предыдущих предложений. Пропущенное слово должно не нарушить основных признаков текста, подчёркивать смысловые отношения между предложениями: выражать значение противопоставления, следствия, дополнительного замечания, последовательность выражения мыслей и т. д. Ответом будет сцепляющее слово или сочетание слов. Задания
1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста № 1? 1) Потому что 3) Несмотря на это, 2)Однако 4) Вскоре
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста № 2? 1)К тому же 3) И 2)Конечно, 4) Поэтому
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Комментарий по теме 5.2. Из четырёх вариантов ответа только один правильный. При выполнении задания следует разобрать простое предложение по членам, обращая особое внимание на форму выражения главных членов. Вспомните, что сказуемое может быть простым глагольным, составным именным, составным глагольным. Если анализируется одна часть сложного предложение, то важно не входить за её рамки при определении грамматической основы.
Сложные предложения ССП [ ], и (а, но, да…) / /. [ ]; [ ]. -осложнено но Вв.с., [ ] и [ ]. чем- либо (Когда …), [ ] и [ ]. общий втор. член, [ ] и [ ]. и т. д. не путать: [ ], и [ ] [ односост. пр.] и [ односост. пр.] О и О [ ] и [ ]. (2 пр. вопрос. воскл. побудит.) Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли домой. Постояли, потолковали и пошли домой. Я спешу туда же – а там уже весь город. СПП 1. определительные КАКИЕ? [ сущ. ], (который...). местоименно-определительные КТО ИМЕННО? КАКОЙ? [ …тот ], (кто).
2. изъяснительные ЧТО? ЧЕГО? [ глагол ], (чтобы).
3. обстоятельственные ГДЕ? КУДА? и т.д. [ ], ( где) образа и степени действия, места, времени, причины, цели, условия, уступки и т.д.
Задания 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической Предложения текста №1? 1)моложе рисунки (предложение 3) 2)использовали (предложение 4) 3)Александр Македонский знакомился (предложение 5) 4)город был (предложение 6) 2. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста № 2? 1)велика сила (предложение 3) 2)размеры играют (предложение 4) 3)изделие становится более прочным (предложение 6) 4)обработать (предложение 6) 3. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста №1. 1)сложное бессоюзное 3) простое, осложнённое 2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста №2. 1)сложное бессоюзное 2)сложноподчинённое 3)простое осложнённое 4)сложносочинённое ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Комментарий по теме 5.3 Значение поверяет умение опознавать слова как части речи в контексте, особенно местоимения, наречия, причастия, частицы.
Задания 1. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения текста №1, в которых есть страдательное причастие? 1) 3, 5 2) 2, 4 3) 3, 5, 6 4) 2, 6 Комментарий по теме Задание предполагает выяснение лексического значения слова в контексте. Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Умение пользоваться «Толковым словарём».
Задания ОРФОГРАФИЯ Задания 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды. 2) 2 3) 1,2 4) 1,3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3 ) ые завитком в виде лошади(4)ой головы. 1) 1, 3 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени. 1) 1,3 2) 2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец. 1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 1,3
_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Правописание корня слова Комментарий по теме В заданиях проверяется умение правильно употреблять орфографические правила.
Задания Правописание приставок Комментарий по теме 6.3. В задании требуется найти ряд, состоящий из трёх слов, где одна и та же орфограмма-буква пропущена либо в приставке, либо на стыке приставки и корня. В заданиях проверяется умение правильно употреблять орфографические правила.
Запомни. Комментарий по теме 6.4. В задании проверяется умение осознано выбирать е или и в безударных окончаниях глаголов и суффиксах причастий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.013 с.) |