Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфоэпия: акцентологические и собственно произносительные нормы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФП, 1 курс РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Г.Н. Большакова ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ к ПРАКТИЧЕСКИМ и СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ № 1 Язык и речь. Русский литературный язык и его нормы. Научный стиль Научный стиль – это один из функциональных стилей, обслуживающих сферу науки. 1. Стилеобразующими факторами являются: информативная направленность, интенция убеждения в научной истине коллег (оппонентов), научное содержание, научная значимость и актуальность обсуждаемых проблем, реализация логико-понятийного мышления, официальная ситуация общения, групповой характер коммуникации, предполагающий общение компетентных и заинтересованных участников. Научный стиль может бытовать как в устной, так и в письменной форме, что определяет параметры речевой ситуации: например, обсуждение диссертации на заседании кафедры или на ученом совете проходит в условиях канонической речевой ситуации, а письменный отзыв о диссертации – в условиях неканонической ситуации, так как место и время адресанта и адресата не совпадают (в последнем случае происходит так называемая отложенная коммуникация). В текстах научного стиля реализуется прежде всего когнитивная функция языка. В лингвистических текстах часто важнейшей становится метаязыковая функция. В научном общении в идеале должны быть в полной мере реализованы максимы количества, качества, отношения и способа информации. 2. Перечисленные факторы определяют стилевые черты: обобщенность, отвлеченность, подчеркнутая логичность, стандартизованность выражения мыслей и положений, информативность и объективность. 3. Стилевые черты определяют особенности языка и композиционно-стилистическую специфику текстов данного стиля. Обобщенность и отвлеченность реализуются на уровне лексической и морфологической организации научных текстов: используется лексика общеупотребительная и книжная – как общенаучная, так и терминологическая. Абстрактная лексика преобладает над конкретной; статистические данные свидетельствуют о том, что процент абстрактной лексики приближается к максимуму: даже при использовании таких конкретных существительных, как лес, дуб имеются в виду лес вообще, дуб вообще, а отнюдь не конкретного дерево и т.д., то есть слова данной лексической группы, употребленные в ед.ч., выражают понятия, а не не конкретно значения; в морфологии глаголы в форме настоящего времени реализуют абстрактное, вневременное значение, то же касается причастий. Даже падежные формы работают на обобщенность – в научном дискурсе преобладают формы им. и род. падежей. Обобщенный характер высказывания, объективность проявляются в традиционном использовании авторского мы. На синтаксическом уровне обобщенность и объективность информации проявляется в частотности обобщённо-личных и безличных конструкций. Точность предполагает обилие лексических повторов – синонимические средства языка далеко не всегда можно использовать. Подчеркнутая логичность проявляется в использовании вводных слов, выражающих порядок изложения мыслей, а также в преобладании СПП с придаточными условными и причинно-следственными. В научной речи используются все типы словосочетаний, причем порядок следования компонентов в них прямой. Инверсия не свойственна и синтаксису предложения. В научном тексте используются специальные конструкции для актуализации темы высказывания: «Что касается Х, то…», «Говоря об У, надо отметить…» и подобные. В научной речи частотны цитаты, которые оформляются с помощью конструкций с прямой и косвенной речью, а также используется стандартная система ссылок, отсылок к другим научным текстам, теориям, концепциям и т.д. Информативная насыщенность научного текста проявляется в многоуровневых списках классифицируемых объектов или явлений. Информативность связана с наглядностью, которая реализуется в специальных графиках, схемах, таблицах. Точность и строгость научной коммуникации реализуются и в принятых в определенной научной сфере системах сокращений, а также в использовании специальных символов. На уровне синтаксиса текста стилевые черты реализуются в преимущественном использовании цепной связи между предложениями. Для научного стиля характерно рассуждение или рассуждение с элементами описания. В научном стиле не используются пласты разговорной и просторечной лексики, отсутствует лексика эмоционально окрашенная. Не используется и экспрессивный потенциал синтаксиса. Однако всё перечисленное не говорит о том, что научное общение должно быть непременно сухим и скучным. Научный язык может быть и образным, но его образность отличается от художественной образности, так как имеет другую задачу – сделать абстрактную мысль конкретной, постичь умозрительное через наглядно-конкретное. 4. В системе научного стиля различают подстили: собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный подстили. 5. В устной форме общения стабилизировались такие речевые жанры, как лекция, объяснение, доклад, сообщение, комментарий, эвристическая беседа, научная дискуссия; в письменной – монография, научная статья, диссертация, реферат, рецензия и т.д. 4. Подберите фрагменты научных текстов, которые могли бы проиллюстрировать отмеченные выше языковые и композиционные особенности. Проанализируйте один из подобранных текстов, указав его стилевые черты и языковые средства, а которых эти черты проявляются. Определите, к какому подстилю и жанру относятся подобранные вами тексты. 5. Подумайте, почему не все учёные разделяют точку зрения, согласно которой стиль художественной литературы является одним из функциональных стилей языка. В чём специфика стиля художественной литературы? № 6 Официально-деловой стиль и особенности делового общения. Типы документов и особенности их оформления Вопросы и задания: 1. Перечислите стилевые черты, в также языковые и текстовые особенности официально-делового стиля речи. 2. Подготовьте сообщения по темам, предварительно законспектировав соответствующие разделы учебников[1]: a. Основные жанры и особенности устного делового общения b. Типы деловых документов и правила их оформления c. Унификация языка служебных документов d. Требования к языку и стилю документов 3. Решите тестовые задачи: А 1. Укажите жанры, относящиеся к официально-деловому стилю: 1) аннотация 2) заявление 3) служебная записка 4) статья уголовного кодекса 5) эссе 6) обвинительное заключение 7) реферат А 2. Укажите черты, характерные для официально-делового стиля: 1) отвлечённость 2) оценочность 3) спонтанность 4) стандартизованность выражения 5) информативность 6) краткость 7) эмоциональность А3. Укажите жанры, относящиеся к дипломатическому подстилю официально-делового стиля: 1) заявление правительства 2) нота 3) коммюнике 4) трудовое соглашение 5) завещание 6) рекомендательное письмо 7) договор страхования А 4. Производные предлоги преимущественно употребляются: 1) в разговорном стиле 2) в художественной литературе 3) в публицистике 4) в официально-деловом стиле 5) научно-популярной литературе А 5. Для текстов официально-делового стиля не характерно использование: 1) тропов 2) оценочных высказываний 3) стилистических фигур 4) языковых клише 5) отымённых предлогов А 6. К числу стилевых особенностей официально-делового стиля не относятся: 1) точность формулировок 2) стандартизованность 3) именной характер 4) отвлечённо-обобщенный характер 5) повторы 6) экспрессивность 4. Поставьте слова в скобках в нужную форму: 1.Согласно (распоряжение) ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. 2. Вопреки (прогноз) погода 1 сентября была хорошая, без дождя. 3. По (окончание) экзаменационной сессии необходимо зачётные книжки сдать в деканат. 4. Не забудьте по (приезд) из командировки сдать документы. 5. По (истечение) срока договора были прекращены поставки нефти. № 7 Речевая деятельность: этика общения и условия успешной коммуникации. Вербальное и невербальное общения. Коммуникативные качества хорошей речи. Вопросы и задания: 1. Выпишите из учебников по культуре речи определения следующих коммуникативных качеств речи: точность, понятность, богатство, чистота, уместность и выразительность. 2. Как вышеперечисленные коммуникативные качества речи связаны с правильностью речи? 3. Во всех ли функциональных стилях в полной мере воплощаются коммуникативные качества хорошей речи? Аргументируйте свою точку зрения. 4. Какие из качеств хорошей речи могут быть соотнесены с максимами (постулатами) коммуникации Г.Грайса и Д.Сёрля? 5. Законспектируйте материал темы 10 «Изобразительно-выразительные средства русского языка» по учебнику под ред. Д.А.Романова. 6. Что такое доказательность и убедительность речи? Как определяется доказательство в логике, какова его структура? 7. Что такое речевая коммуникация? Из каких компонентов состоит речевое общение? Как называется элементарная динамическая единица речевой коммуникации? 8. Каковы условия успешной коммуникации? Какие организационные принципы речевой коммуникации вы знаете? Следование каким правилам обеспечивает реализацию принципа кооперации? 9. Что такое этика? Что такое этика общения? Каким правилам необходимо следовать, чтобы наша речевая деятельность не противоречила принципу вежливости? 10. Подготовьте небольшие сообщения на темы: «Жесты», «Мимика», «Интонация, молчание». № 8 Риторика: основы ораторского искусства. Особенности устной публичной речи. Вопросы и задания: 1. Дайте определение понятиям риторика, ораторское искусство, красноречие. 2. Познакомьтесь с античным риторическим каноном. На каком этапе следует составлять план публичного выступления? Какие виды планов вы знаете? Античный риторический канон
3. Познакомьтесь с текстом речи Питирима Сорокина, произнесённой на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года. Определите, к какому из видов красноречия по сфере применения (академическое, судебное, социально-политическое, церковно-богословское, социально-бытовое) относится следующая речь. Каков её жанр (см. таблицу)? Композиционная модель речи вступление основная часть заключение → обращение → положение → обобщение → собственно → разделение → побуждение вступление → изложение → подтверждение (доказательство) → опровержение Положение – эточасть ораторской речи, в которой сформулирован тезис (основная мысль). Разделение – эточасть ораторской речи, включающей в себя перечисление вопросов, которые будут излагаться оратором, и краткое их представление. Изложение – подробное освещение обозначенных вопросов/проблем в форме описания, повествования или рассуждения. Подтверждение – система аргументов, доказывающих основной тезис. Опровержение – система аргументов, опровергающих точку зрения, противоречащую позиции, принятой оратором.
Аргументация по характеру связи с основным тезисом подтверждающая опровергающая по содержанию
односторонняя двусторонняя по степени нарастания силы аргументов
нарастающая убывающая Темы для выступления (выберите одну из альтернативных формулировок)
Рекомендации: Готовясь к выступлению, этапы своей конкретной работы определяйте в соответствии с античным риторическим каноном! Руководствуйтесь также советом Д.Карнеги: «Готовиться – это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке». Зафиксируйте свою речь на бумаге, затем выразительно прочтите её и, наконец, определите, какие места своего выступления вы прочитаете, а какие – перескажете, запомнив наизусть фрагменты написанного. КСРС и КОНСУЛЬТАЦИЯ: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (ПОДГОТОВКА К ЗАЧЁТНОЙ РАБОТЕ) Задание:повторите весь теоретический и практический материал, подготовьтесь к итоговому тесту. Решите демонстрационный вариант. Вариант № 01 Задание 1. Выберите один вариант ответа: Правильностью речи называется… 1) построение речи по законам соответствующего жанра 2) истинность излагаемой информации 3) соответствие языковой норме 4) отсутствие дефектов речи Задание 2. Выберите несколько вариантов ответа Язык, в отличие от речи, характеризуется… 1) линейностью 2) иерархичностью 3) индивидуальностью 4) инвариантностью 5) императивностью Задание 3. Выберите несколько вариантов ответа: К аспектам культуры речи относятся… 1) нормативный 2) коммуникативный 3) нормотворческий 4) этический 5) мимический Задание 4. Выберите один вариант ответа Демонстрация позитивного отношения к партнеру по коммуникации и к миру предписывается максимой… 1) скромности 2) согласия 3) симпатии 4) одобрения 5) скромности Задание 5. Выберите один вариант ответа: Чтобы узнать значение слов релятивный, пролонгировать, надо воспользоваться… 1) орфографическим словарём 2) толковым словарём русского языка 3) этимологическим словарём 4) орфоэпическим словарём Задание 6. Выберите несколько вариантов ответа Ударение падает на последний слог во всех словах ряда: 1) жалюзи, каталог, позвонит 2) бензопровод, газопровод, мусоропровод 3) нефтепровод, трубопровод, электропровод 4) аналог, монолог, эпилог Задание 7. Выберите несколько вариантов ответа Нарушена орфоэпическая норма в примерах: 1) грена[д’о]р, 2) а[ф’э]ра 3) инц [ын]дент 4) Никити[чн]а Задание 8. Выберите несколько вариантов ответа: Правильно образована и употреблена форма числительного: 1) около полутора тысяч тонн 2) в две тысячи одиннадцатом году 3) с пятьюстами рублями 4) в обеих руках 5) с троими профессорами Задание 9. Выберите несколько вариантов ответа Нарушена грамматическая норма в примерах: 1. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестистам пятидесяти километрам. 2. По окончанию сессии все ведомости необходимо сдать в деканат. 3. Рецензия о статье уже напечатана. 4. Он купил пять килограмм помидор. 5. Полгорода участвовали в демонстрации. Задание 10. Выберите несколько вариантов ответа Нарушена лексическая норма в примерах: 1. Всем командировочным необходимо зайти к секретарю. 2. Юбиляр был награждён почётной грамотой. 3. На предприятии есть свободные вакансии. 4. Ему оказана необходимая помощь. 5. Чтение играет важнейшее значение в развитии интеллектуальных способностей. Задание 11. Выберите один вариант ответа В научном стиле различают следующие подстили… 1) собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный 2) собственно научный, научно-технический, судебно-процессуальный и канцелярский 3) собственно научный, научно-фантастический и юрисдикционный 4) собственно научный, дипломатический и политико-агитационный Задание 12. Выберите один вариант ответа Обобщенность, отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и точностью речи являются основными стилевыми чертами… 1) стиля художественной литературы 2) научного стиля 3) газетно-публицистического стиля 4) разговорного стиля Задание 13. Выберите один вариант ответа Точность, не допускающая инотолкования, – характерная черта … 1) разговорного стиля 2) художественного стиля 3) официально-делового стиля 4) художественно-публицистического стиля Задание 14. Выберите несколько вариантов ответа Основными коммуникативными задачами, реализуемыми в официально-деловом стиле, являются… 1) информирование 2) убеждение 3) предписание 4) доказательство 5) выражение эмоций 6) отстаивание собственной позиции Задание 15. Выберите несколько вариантов ответа К основным признакам официально-делового стиля не относятся: 1) точность формулировок 2) предписывающе-долженствующий характер 3) спонтанность 4) эмоциональность 5) преимущественно письменная форма Задание 16. Выберите несколько вариантов ответа К языковым формулам, выражающим цель создания документа, относятся… 1) Во избежание конфликтных ситуаций… 2) В целях увеличения товарооборота… 3) В ответ на Ваш запрос отвечаем… 4) В соответствии с письмом заказчика… 5) Во исполнение постановления Ученого совета университета… Задание 17. Выберите несколько вариантов ответа Укажите неверные варианты записи (в скобках даны фамилии в именительном падеже): Заявление адресовано… 1) Сергею Мишаку (Мишак) 2) Марии Мишак (Мишак) 3) Анне Шевченко (Шевченко) 4) Иосифу Гарт (Гарт) 5) Николаю Антоненко (Антоненко) 6) Алле Карасю (Карась) Задание 18. Выберите один вариант ответа Производные предлоги активно используются … 1) в дружеской беседе 2) в текстах официально-делового стиля 3) в поэтических текстах 4) в очерках и эссе Задание 19. Выберите несколько вариантов ответа С дательным падежом употребляются предлоги: 1) благодаря 2) во избежание 3) согласно 4) по причине 5) при посредстве Задание 20. Выберите один вариант ответа Научному стилю речи принадлежат такие жанры, как…. А монография Б рецензия на диссертацию В автобиография Г автореферат диссертации Д дружеская беседа Е эссе 1) А, Е 2) А, Г, Д 3) Г, Д, Е 4) А, Б, В 5) А, Б, Г Задание 21. Выберите один вариант ответа Докладная записка – это … 1) один из речевых жанров разговорно-бытового стиля 2) один из речевых жанров административного подстиля официально-делового стиля 3) один из речевых жанров законодательного подстиля в судебно-процессуальной сфере 4) один из речевых жанров публицистического стиля Задание 22. Выберите один вариант ответа Клишированные синтаксические конструкции Сообщаю Вам, что…; Довожу до Вашего сведения, что… – одна из примет… 1) научно-технического стиля 2) административного подстиля официально-делового стиля 3) научно-популярного стиля 4) ораторской речи Задание 23. Выберите один вариант ответа Определите стиль и тип речи Кто-то из русских писателей сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому». Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом. 1) разговорный стиль, описание 2) публицистический стиль, повествование 3) научный стиль, рассуждение 4) публицистический стиль, повествование 5) публицистический стиль, рассуждение 6) художественный стиль, рассуждение Задание 24. Выберите один вариант ответа В следующем высказывании на месте пропуска в соответствии с законами семантического и стилистического согласования надо вставить слово/выражение… Способность иметь гражданские права и исполнять обязанности (гражданская правоспособность) признается <> за всеми гражданами. 1) в равной мере 2) поровну 3) абсолютно 4) всегда 5) всенепременно Задание 25. Выберите несколько вариантов ответа Для текстов официально-делового стиля не характерно использование: 1) тропов 2) оценочных высказываний 3) стилистических фигур 4) языковых клише 5) отымённых предлогов Задание 26. Выберите несколько вариантов ответа ФП, 1 курс РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Г.Н. Большакова ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ к ПРАКТИЧЕСКИМ и СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ № 1 Язык и речь. Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпия: акцентологические и собственно произносительные нормы Вопросы и задания: 1. Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык, литературный язык, диалект, социолект, просторечие. 2. Сравните объем понятий русский национальный язык и русский литературный язык. 3. Каковы основные признаки литературного языка? 4. Что такое языковая норма? Изучите ТЕМУ 1 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и раскройте понятия динамичности и вариативности нормы. Что обозначает понятие кодификации нормы? Законспектируйте раздел того же учебника «Источники сведений о языковых нормах». 5. Что такое орфоэпия? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм. 6. Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения? 7. Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали. 8. Прочитайте данные слова, соблюдая нормы акцентологии. В случаях затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике: арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, мастерски, медикамент, исподволь, мизерный,, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, заговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт. 9. Законспектируйте § 9 – 13 из 3 главы «Правильность речи: нормы ударения» из книги Б.Н. Головина «Основы культуры речи». 10. Решите тестовые задачи: А 1. Оба существительных относятся к одному акцентологическому типу – словам с неподвижным ударением на основе: 1) директор, туча 2) вензель, соболь 3) квартал, пейзаж 4) созыв, строфа 5) арбуз, магазин А. 2. В слове правильно поставлено ударение: 1) с т о ртами 2) кат а лог 3) нефтепр о вод 4) щав е ль 5) изб а лованный 6) в договор а х 7) красив е е 8) языков а я (система) 9) новор о жденный 10) ос у жденный А 3, В обоих словах ударение поставлено правильно: 1) с ц и ркулями, с шоф ё рами 2) они правы, они начали читать 3) она лгал а, вино н а лито 4) вам звон я т, они б а луют детей 5) откуп о рить, обостр и ть 11. Изучите ТЕМУ 6 по учебнику под редакцией Д.А. Романова, Какие нормы называются собственно произносительными (собственно орфоэпическими)? Перечислите основные произносительные нормы в области согласных и гласных звуков. С какими трудностями мы сталкиваемся в произношении следующих слов (сгруппируйте слова в соответствии с возможным типом отклонения от норы, отдельно отметьте возможные варианты произношения): адекватный, акушер, амнезия, анестезия, аннексия, баобаб, барокко, береста, бонна, булочная, горчичник, гренадер, декан, декольте, декор, дефис, желчь, интервью, кларнет, критерий, легче, миссия, мокко, музей, оазис, одесский, опека, прихвастнуть, продезинфицировать, пюре, распрямленный, снег, тендер, шедевр, шофер, экарте, эссе, яичница, ячневый. № 2 Лексические нормы. Использование фразеологизмов Вопросы и задания: 1. Что такое лексика? С чем могут быть связаны нарушения лексических норм? 2. Выпишите из лингвистических энциклопедических словарей или справочников (см. также ТЕМУ 7) определения следующих понятий: антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, многозначное слово, заимствованное слово, устаревшее слово. Из аспектных словарей выпишите несколько соответствующих (антонимических, синонимических и т.д.) парадигм. Укажите выходные данные словарей, с которыми вы работали. 3. Пользуясь толковыми словарями, определите значения слов, обратите внимание на стилистические пометы: что они обозначают, какую информацию об употреблении лексем можно почерпнуть из помет? С подчеркнутыми словами составьте предложения: адаптация, аналог, аннулировать, антагонизм, апартеид, апелляция, апокалипсис, атташе, аутентичный, баллотироваться, беллетристика, беспрецедентный, благой, брифинг, вернисаж, виртуальный, гротеск, декларация, демпинг, депозит, депортация, дивиденд, дилемма, дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импичмент, импрессионизм, инвестиция, инновация, интерпретация, инфантилизм, инфернальный, инцидент, ипохондрик, катаклизм, каталог, компрометировать, консоме, консонанс, мониторинг, нувориш, оказия, околесица, околица, панацея, панегирик, туника, тщета. 4. Определите лексическое значение заимствованных слов, обратившись к толковым словарям или словарям заимствованных слов (укажите выходные данные словарей). Расставьте ударение в словах и произнесите их, соблюдая орфоэпические нормы: апартаменты, алкоголь, арахис, апостроф, асимметрия, аутогенный, бармен, бунгало, бутик, гала-концерт, грейпфрут, жалюзи, икебана, маркетинг, пиццерия, рододендрон факсимиле, феминизм, форзац, экслибрис. 5. Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать заимствованное слово, в каких – русское: амбиция, вердикт, мемуары, пунктуальный, фауна, флора. 6. Укажите, какие синонимы могут сочетаться со словами, помещёнными в скобки. К оричневый, карий (платье, глаза, краска, материя). Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материал). Смуглый, тёмный (небо, лицо, волосы, материя, глаза, лес). Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман). Очевидный, ясный (вопрос, объяснение, ошибка, небо).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.017 с.) |