Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Склонение и употребление числительных

Поиск

Цель: проанализировать особенности склонения составных порядковых и составных количественных числительных, а также рассмотреть специфику согласования собирательных числительных.

 

Контрольные вопросы

1. Кратко охарактеризуйте формы существования языка.

2. Роль морфологической нормы в современной речи.

Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не по­полняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усво­ение форм числительных представляет собой достаточно слож­ный процесс и ошибки здесь встречаются часто [6].

1. Составные порядковые числительные – изменяется только последнее слово: сто пятьдесят седьмой.

2. Составные количественные числительные – склоняются все образующие их слова: ста пятидесяти семи.

Склонение количественных числительных приведено в табл. 2.

Таблица 2

Падежи 50–80 200–400 500–900 40, 90, 100
И. п. Пятьдесят Двести Пятьсот Сорок
Р. п. Пятидесяти Двухсот Пятисот Сорока
Д. п. Пятидесяти Двумстам Пятистам Сорока
В. п. Пятьдесят Двести Пятьсот Сорок
Т. п. Пятьюдесятью Двумястами Пятьюстами Сорока
П. п. О пятидесяти О двухстах О пятистах О сорока

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на - а; слова миллион, миллиард, как существительное мужского рода с основой на согласный.

Склонение числительных полтора/полтораста приведено в табл. 3.

Таблица 3

И. п., В. п. Полтора, полтораста
Р. п., Д. п., Т. п., П. п. Полутора, полутораста

 

3. Собирательные числительные имеют ограниченное согласование:

согласуются:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое сирот;

б) с существительными, имеющими формы только мн. ч.: двое ножниц, трое суток;

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): трое лиц;

г) с существительными м.р., называющими детенышей животных: трое медвежат;

не согласуются:

а) с существительными женского и общего рода, называющими лиц женского пола: две студентки, три сироты;

б) с существительными, обозначающими лиц по профессии или должности: два генерала, три профессора (нежелательно: двое генералов, трое профессоров);

в) с существительными, м. р., обозначающими название животных: три волка.

Собирательные числительные оба – обе употребляются в зависимости от рода: ж. р.: обе, обеих, обеим, обеих, обеими, об обеих; м. р.: оба, обоих, обоим, обоих, обоими, об обоих. Не употребляются с существительными, не имеющими формы ед. ч., так как у них отсутствует категория рода: нельзя – у обоих ворот, правильно – у тех и у других ворот [3].

Задание 1. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением.

К 345 прибавить 157. От 964 отнять 89. 10 сложить с 798. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). Деревня находится в 163 (километр) от города. Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 88,9 % (руководитель) поддержали реформы. Более 51 % (опрошенный) высказались «за». За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. Более 2500 человек обратились за помощью. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Длина окружности равна 422 (сантиметр). Из 596 вычесть 387. Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. К 1778 прибавить 852. От 17 464 отнять 11 090. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

Задание 2. Найдите ошибки, исправьте предложения.

Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. Обоим ученицам дали дополнительное задание. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Для выполнения задания мне не хватила пары часов. На занятиях не было обоих сестер. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яселей. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. На обеих берегах реки раскинулись поля [5].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте и запишите особенности образования форм прилагательного, местоимения, глагола.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности склоненияпорядковых, количественных и собирательных числительных.

2. Трудные случаи склонения числительных.

Рекомендуемая литература: [5, 6, 13].

 

Практическое занятие № 6. Морфологические языковые нормы.

Образование форм прилагательного и глагола

Цель: проанализировать особенности образования форм прилагательного, глагола, местоимения, научиться редактировать текст.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «нормативный аспект культуры речи».

2. Назовите особенности образования форм прилагательного, местоимения, глагола.

Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа, падежа существительного, к которому оно относится. Ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

Задание 1. Образуйте краткую форму прилагательных.

Откровенный, неприкосновенный, современный, ценный, возвышенный, угнетенный, благоустроенный, искренний, низменный, болезненный, ответственный, бесчувственный, медленный, свойственный, бодрый, быстрый, смуглый, рыхлый, мокрый, щедрый, кислый, острый, светлый, теплый, хитрый, гордый.

Задание 2. Образуйте превосходную степень прилагательных.

Способный, высокий, краткий, близкий, тесный, красивый, счастливый, умный, важный, известный.

Задание 3. Поставьте глаголы в форму 1 л. ед. ч. настоящего/будущего времени. Проанализируйте, какие глаголы не имеют данных форм по фонетическим причинам, а какие по смысловым.

Мерить, лазать, победить, выздороветь, колесить, убедить, рассветать, прекратить, ездить, пылесосить, стонать, угораздить, разлететься, дудеть, вечереть, очутиться.

Задание 4. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2.На мебель были одеты чехлы. 3.После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4.Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку [5].

Задание 5. Исправьте речевые недочёты. Объясните причины их появления.

Вариант 1. Наш город красивый в любое время года. Он был способный выполнить самую трудную задачу. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. Он посмотрел на неё задумчивыми глазами. Наиболее высочайшие здания в мире в городе Нью-Йорке. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. Обои девочки были очень хорошенькие.

Вариант 2. Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелева менее весомее. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. У ней совсем не было времени. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. На обеих коленях были царапины.

Вариант 3. Наш интерес к медицине вполне понятный. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. Я видел Анатолия в своём доме много раз. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. Ейное предложение было неуместно. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками.

Вариант 4. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут ещё вялее. Костя был безумно радый приезду мамы. Нина застала дворецкого у себя в комнате. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру; он готов к бою. У ней не было ни кола ни двора. На ихней стоянке ярко горел костер. Самый наибольший вред наносит человеку курение. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. Метель не утихала в течение троих суток [7].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте роль синтаксической языковой нормы в современном русском языке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Образование краткой и превосходной степени прилагательного.

2. Особенности употребления глаголов в форме 1-го лица ед. ч.

Рекомендуемая литература: [5, 6, 13].

Практическое занятие № 7. Синтаксические языковые нормы.

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.012 с.)