Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональные стили современного русского языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие № 13. Функциональные разновидности языка. Общая характеристика
Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля.
Контрольные вопросы 1. Общая характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. 2. Стилеобразующие факторы функциональных стилей. Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили речи, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения (слово стиль происходит от лат. stilos – палочка, которой древние римляне писали на дощечках). Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения. Использование того или иного стиля речи зависит от определенных условий: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресанта и адресата, их взаимоотношения, а также назначения речи [1]. Задание 1. Узнайте стили по их характеристике. 1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания. 2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. 3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. 4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. 5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя. Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните табл. 5, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей)? Таблица 5
Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи [12]. Задание 3. Заполните таблицу жанров (табл. 6). Таблица 6
Материал для справок: устав, монография, реферат, статья, аннотация, справочник, очерк, памфлет, каталог, патент, письмо, диссертация, отчет о проведении научно-исследовательской работы, записка, распоряжение, инструкция, автореферат диссертации, беседа, обвинительная и защитительная речи в суде, спор, лекция, приказ, личный дневник, доверенность, учебник, конспект, тост, агитационная речь, рецензии и отзывы на научные работы, объяснительная записка, завещание, брачный контракт, фельетон, памфлет, деловые письма. Задание 4. Определите стилистическую принадлежность (официально-деловое, поэтическое, специальное, просторечное, разговорное, канцелярское) следующих слов и фразеологизмов. Претворить в жизнь, труженики полей, ширь русской земли, беззаветно преданные, обратиться в суд, подать кассацию, дремучая глушь, розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно сказаться на работе, творческая манера, за короткий срок, автосамосвалы, пастушок, дезинфекция, властвовать, серебряные цепи снеговых вершин, ферромарганец, ликование, диспут, приютиться, гипербола, увертюра, казарма, заброшенный, абстрактность, деваха, харч, рыба, глухомань, обутка, тянуться, партитура, чувство законной гордости, спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим наши села, ядро кометы, надоесть, при сем представляю исполнительный лист [12]. Задание для самостоятельной работы Подберите примеры текстов разговорного и художественного стилей и проанализируйте по плану. 1. Общая характеристика текстов с точки зрения соответствия их разговорному и художественному стилям. 2. Анализ лексики разговорного и художественного текстов. 3. Выявление морфологических и словообразовательных особенностей текстов. 4. Анализ синтаксических конструкций. 5. Выводы. Любые указания на лексические, морфологические и синтаксические особенности обязательно должны сопровождаться несколькими примерами из анализируемого текста. Рекомендуемая литература: [1, 5, 9, 13].
Практическое занятие № 14. Научный стиль Цель: проанализировать основные особенности научного стиля,освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов, научиться редактировать научный текст. Контрольные вопросы 1. Назовите с тилевые черты и жанровые особенности научного стиля. 2. Охарактеризуйте специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи. 3. Грамматические черты научного стиля. В России научный стиль стал складываться в XVIII в. (М.В. Ломоносов и его ученики) и окончательно сложился к концу XIX в. Для научного стиля характерны следующие особенности: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер речи; 3) строгий отбор языковых средств; 4) нормированность речи; 5) сжатость информации; 6) отвлеченность, абстрактность, обобщенность. Последняя особенность выражается определенными лингвистическими средствами: 1) на уровне лексики: – абстрактными существительными, например: театр (греч. – место для зрелищ) – род искусства (ср. с ненаучным употреблением этого слова: люблю театр); – конкретными существительными в значении общего понятия, например: В физике материальной точкой является тело (любое тело); – существительными во мн. ч. И. п. в значении обобщения, например: климаты, масла, частоты; – наречиями и прилагательными со значением постоянного и общего качества, свойства или действия, например: Каждый металл обладает способностью проводить электрический ток; 2) на уровне морфологии: – глаголами настоящего времени в значении постоянных признаков предметов и объектов действительности, например: Ртуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре 79 градусов С; – глаголами совершенного вида будущего времени в первом лице мн. числа в значении настоящего вневременного, например: Запишем условие задачи (делаем это всегда при решении задач); – личным местоимением мы в форме первого лица мн. ч. или глаголом в форме первого лица мн. ч. без местоимения мы для обозначения обобщенных действий, например: В ходе опыта мы наблюдаем отключение магнитной стрелки под действием магнитного поля; – кратким прилагательным в значении постоянного признака, свойства предмета, например: Инертные газы не активны; – причастием как формой безотносительной ко времени, например: Это обусловлено тем, что в естественном свете, т.е. свете, испускаемом обычными источниками, имеются колебания, совершающиеся в самых разных направлениях, перпендикулярных лучу. 3) на уровне синтаксиса: – неопределенно-личными предложениями, например: Ускорение свободного падения вычисляют по формуле…; – пассивными конструкциями, например: Результаты опыта были занесены в таблицу; – сложными предложениями с выраженными подчинительными связями, например: Эксперименты, проведенные по эволюционной психологии, показали, что мужчины при виде красивых женщин начинают чаще использовать редкие слова; – конструкциями для обозначения причинно-следственных, целевых и условных отношений в составе простого предложения, например: Под действием силы тело начинает двигаться (тело начинает двигаться, если на него действует сила) [9]. Задание 1. Сопоставьте отрывки из научного и художественного текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научного текста (на фоне художественного). К каким частям речи относятся термины? Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с помощью гамма-распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным случаем гамма-распределения (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным способом»). Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До дому еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня. Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь со своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская глаз с детей. Мужчины, придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором вбежали под защиту крыши(Л.Н. Толстой «Анна Каренина») [13]. Задание 2. Определите, насколько удачно написаны следующие аннотации. 1. В статье описывается, как, обрабатывая тонкую структуру рентгеновских спектров поглощения атомов в веществе, можно исследовать ближнее окружение этих атомов и какие новые возможности изучения атомной структуры твердых тел открываются в связи с этим (Р.В. Ведринский «EXAFS-спектроскопия – новый метод структурного анализа»). 2. Изложены современные методы представления о происхождении наиболее высоко организованной группы животного царства – типа хордовых. Хордовые родственны другим вторичным животным (полухордовым, иглокожим), но их предки испытали переворот с брюшной стороны тела на спинную. Их спинная сторона гомологична брюшной стороне других вторичноротных животных, а брюшная сторона хордовых гомологична спинной стороне вторичноротых (В.В. Малахов «Происхождение хордовых животных»). 3. Обсуждаются некоторые возможности использования уравнений с последействием при построении математических моделей явлений. Приведены примеры конкретных моделей, разъясняющие некоторые эффекты, которые могут быть довольно просто описаны за счет учета последействия (В.Б. Колмановский «Уравнение с последействием и математическое моделирование»). 4. Можно ли придумать такой способ шифрования, чтобы шифровать сообщения мог каждый, а расшифровать – только знающий секретный ключ? В статье рассказывается о решении, которое теория чисел предлагает для поставленной задачи(В.А. Успенский «Как теория чисел помогает в шифровальном деле?») [13]. Задание 3. Определите, какие глаголы уместно употребить в конспекте или реферате, а какие нет. Автор анализирует, возвращается, восторгается, выделяет, высказывает, говорит, дарит, доказывает, заканчивает, заходит, излагает, иллюстрирует, исследует, критикует, молчит, называет, намекает, нарушает, настаивает, начинает, ненавидит, обижается, обнаруживает, обобщает, переспрашивает, подсказывает, подчеркивает, приходит, продолжает, полагает, полемизирует, раздумывает, разрушает, рассматривает, отмечает, симпатизирует, соглашается, сообщает, сопоставляет, спешит, сравнивает, ссылается, считает, упоминает, утверждает, характеризует, уходит [13]. Задание для самостоятельной работы Подберите примеры текста научного стиля, проанализируйте по плану: 1) общая характеристика текста с точки зрения соответствия его научному стилю; 2) анализ лексики научного текста; 3) выявление морфологических и словообразовательных особенностей текста; 4) анализ синтаксических конструкций; 5) выводы. Любые указания на лексические, морфологические и синтаксические особенности научной речи обязательно должны сопровождаться несколькими примерами из анализируемого текста. Рекомендуемая литература: [1, 5, 9, 13].
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.01 с.) |