Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о практической стилистике. Функциональные стили речи.

Поиск

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное.

Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной. Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Функциональные разновидности языка - это совокупность текстов, служащих целям научной, публицистической и другой коммуникации.

Для хорошего владения функциональными стилями необходима культура мышления, а во многих случаях и культура убеждения.
Существуют такие коммуникационные пространства, которые состоят из текстов разных функциональных разновидностей. Например, язык средств массовой информации, где могут соседствовать официально-деловой стиль и публицистика.

Каждая из функциональных разновидностей языка предназначена для общения в определенной сфере деятельности человека.

Практическая стилистика изучает различия в параллельных способах выражения одной и той же информации.

Основные разновидности употребления языка

язык разговорный (используется обычно в устной форме) язык литературный (книжный)

Литературный язык включает в себя:

· научную речь

· официально-деловую речь

· публицистическую речь

для функционирования их в определённых сферах деятельности.

Поэтому различают следующие стили речи:

Таблица 29.

 

 
 


Литературный

Язык

научный официально-деловой публицистический художественный стили Разговорный язык     разговорный стиль

 

Стилистические нормы определяют правила организации речи в зависимости от сферы её применения и цели высказывания.

 

Стилистические нормы - это совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи, т.е. с учётом сферы, целей и условия высказывания.

 

Виды стилистических ошибок:

1. употребление иностилевых слов (слов иной функционально-стилистической окраски), например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах. (Для этой фразы, нейтральной по стилистике, выделенные слова, тяготеющие к научному стилю, являются иностилевыми.) Особенно часто это проявляется в выборе «чужих» для данного контекста средств межфразовой связи. Например, в описательном контексте используются логические средства связи, характерные для официально-делового и научного стилей: Когда Остапа вели на казнь, то он шел первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то, что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап был непоколебим;
2. смешение стилей (разностилье) проявляется в немотивированном сочетании характерных для разных функциональных стилей средств речи: Лопахинчеловек дела, крутой. Борисрохля, Катерине с ним просто не повезло. К корнеплодам относится картофель, морковка и бурак. (В книжный стиль внесены разговорные средства речи). В нашем садике зацвели косточковые. Дайте мне атмосферы!(А.П.Чехов).(Вразговорном стиле нелепо звучат термины.);
3. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций. Впредложении Мы всем обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые защитили нас от фашизма выделенные слова стилистически неуместны, так как их следует употреблять лишь в таких речевых ситуациях, которые отражают семейный характер общения;
4. использование речевых штампов, канцеляризмов. Канцеляризмы представляют собой стандартные формулы официально-деловой речи, употребление которых в деловых бумагах уместно и удобно. В других же речевых стилях, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, канцеляризмы играют отрицательную роль, так как делают речь невыразительной и бедной, засоряя ее словесными шаблонами: Рассмотреть под углом зрения, охватить всех детей культурно- массовой работой, поставить во главу угла, подняться до уровня задач.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Исправьте предложения, заменяя слова с различной стилистической окраской их нейтральными синонимами.

1. Сержант тут же кликнул ребят и помчался к очагу пожара. 2. Посмотрит покупатель на такой ярлык, и у него отпадает всякая охота приобретать вещь. 3. Пятнадцать миллионов - это здоровая прибавка посетителей музеев и картинных галерей. 4. Даже такие жуткие темпы развития теплоэнергетического хозяйства не поспевают за растущими потребностями города. 5. Большим подспорьем явилось оборудование библиотеки новыми компьютерами. 6. Много нареканий поступает от потребителей на не больно-то высокое качество товаров. 7. Мы усекли все указания и подключились к работе, начав перестраивать ее в том направлении, в котором рекомендовалось министерством. 8. С думами об улучшении работы гардероба в главном корпусе университета пришла к коменданту Иванова М.И.

Задание 3.Прочитайте отрывок из стихотворения А. Барто:

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог –

Весь до ниточки промок.

Составьте тексты, принадлежащие разным функциональным стилям (научному, публицистическому, официально-деловому, разговорному).

Задание 4. Составьте на одну и ту же тему тексты, максимально характеризующиеся признаками того или иного стиля.

Примерная тематика: 1. Страна, город, деревня. 2. Профессия. 3. Дружба, друг. 4. Времена года. 5. Происшествие.

Задание 5. Выполните тест.

1. Данное высказывание относится к … стилю.

Ночь - промежуток времени от захода солнца вечером до его восхода утром.

1. публицистическому

2.официально-деловому

3. научному

4. разговорному

2. Штамп является наиболее характерной чертой … стиля.

1. разговорного

2. публицистического

3. научного

4. официально-делового

3. Стилистически нейтральным является слово…

1. основополагающий

2. спать

3. гипотеза

4. пикетирование

5. учить



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.007 с.)