Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные качества речи. Особенности звучащей речи. Невербальные средства общения.

Поиск

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Одной из составных частей характеристики профессиональной пригодности человека является умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, уметь удерживать внимание слушателей и воздействовать своей речью на них.

Чтобы речь была действенной и выразительной, следует говорить грамматически безупречно и точно, т. е. владеть культурой речи.

К основным качествам речи относятся:

1. точность

2. понятность

3. чистота речи

4. богатство и разнообразие

5. выразительность

6. правильность

ТОЧНОСТЬ определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка.

Часто можно услышать фразу: «Я это знаю, только вот сказать не могу», в этом случае говорящему только кажется, что он знает. В действительности его сведения о предмете отрывочны, бессистемны, поверхностны.

Наиболее типичные ошибки нарушения точности речи: употребление слов в несвойственном им значении; многозначность, порождающая двусмысленность; смешение омонимов, паронимов.

ПОНЯТНОСТЬ заключается в использовании лексики неограниченного употребления (общеупотребительной лексики, понятной всем). К лексике ограниченного употребления относятся диалектные слова, термины и профессионализмы.

ЧИСТОТА РЕЧИ – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов», таких как: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, то что и др. данные слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они засоряют речь, отвлекают внимание от содержания высказывания. Причиной употребления слов-«сорняков» может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, а также бедность индивидуального словаря говорящего.

Засоряют речь и бранные слова.. к сожалению. В повседневной жизни эта лексика встречается не только в речи недостаточно культурных людей, но и тех, кто владеет литературным языком.

БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ речи во многом зависят от того, насколько говорящий осознаёт, в чём заключается самобытность родной речи и её богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

Каким должен быть словарный запас одного человека? Однозначно ответить нельзя. Исследователи считают, что активный словарь современного человека достигает 7– 13 тысяч слов. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи слов; Есенин – 18 890; Сервантес – около 17 тысяч; Шекспир около 15 тысяч.

Важно постоянно заботиться о расширении своего словарного запаса.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Важным источником обогащения речи служат синонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, словообразовательные возможности.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной.

Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ речи, её образность важны для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей. Ведь слово не только называет предмет, количество, качество, но и способно предать отношение говорящего, его оценку, его эмоции, указывать на степень проявления признака, действия(ср. гореть – пылать; большой – гигантский).называя предмет, слово предаёт и его образ (медведь – неуклюжий человек).

Выразительность речи придают тропы и фигуры речи.

ПРАВИЛЬНОСТЬ речи заключается во владении нормами языка.

Звучащая речь должна быть не только правильной, но и яркой по форме, внутренне эмоциональной (возбуждающей эмоции).

Для восприятия мыслей говорящего большое значение имеют правильные ударения в словах. Неприятно, когда лектор ставит ударение на первом слоге в таких словах, как “ звонит”, “агент ” или на втором слоге — “ углубить”, “каталог ”. Несколько неправильных ударений в речи говорящего могут вызвать недовольство слушающих и даже недоверие к нему. Повторение мысли в одних и тех же словосочетаниях (или близких по значению) быстро утомляет слуховое восприятие. Поэтому следует использовать синонимы, помогающие лучше и полнее оценить различные стороны изучаемых фактов и явлений.

 

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые её обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают её воздействие на слушателей. Интонация отличает устную речь от письменной, делает её богаче, выразительнее, придает речи музыкальность, передаёт смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу. Правильная интонация достигается чередованием повышения и понижения голоса (тоном), силой и способом произношения слов, темпом речи и тембром выговаривания слов. Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, её законченность или незаконченность, тип предложения.

Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи насчитали больше 20 интонаций, выражающих различные чувства: радости, удивления, страха, сомнения, негодования, восхищения, злобы и т.п.

Многовековым опытом красноречия миллионы раз проверено и доказано, что в ораторском искусстве реальный смысл несет не только слово, но и его звучание, высота и напряженность, тембр голоса: мягкого, теплого, ликующего или грубого, мрачного или просветленного, озабоченного или торжествующего, доверительного или настороженного.

Немалую роль в звучащей речи имеют паузы (временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи).

Они могут быть пустыми (порождёнными отсутствием мысли)и заполненными (паузы обдумывания, размышления). Кроме того, паузы могут быть психологическими (передающими подтекст), интонационно-синтаксическими (соответствующими знакам препинания), структурными (при чтении стихотворений).
Слушатели ценят в говорящем актуальность тематики, искренность, правдивость, умение не обходить острые вопросы, не скрывать трудностей; глубину поднятых в речи вопросов, деловитость, конкретность подходов к рассматриваемым проблемам, обоснованность, доказательность, убедительность, выразительность речи, остроумие, логическую стройность изложения материала.

 

Язык – не единственное средство общения между людьми. Сообщения можно передавать не только при помощи слов, но и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи. Среди подобных невербальных (несловесных) средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом головы и рук (пожимание плечами, кивок головой, поворот головы из стороны в сторону).

Жесты бывают указательные, изобразительные (при нехватке слов или для усиления впечатления), символические (при прощании, приветствии, утверждении, отрицании, призыве к молчанию и т.д.), ритмические (подчёркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи) и механические (мешающие восприятию речи: вертеть пуговицу, потирать кончик носа, поправлять чёлку и т.д.).

Целесообразность использования жестикуляции заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.

Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Говорящий не должен специально придумывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами.

1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем.

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Мимика – это значимые движения мышц лица (улыбка, поднятие бровей, нахмуренные брови).

Жест и мимика дополняют и оживляют речь. Считается, что 40% информации в звучащей речи несут жест и мимика.

Существуют знаковые системы. которые были специально разработаны для более удобной передачи информации и связаны с определёнными видами деятельности. Подобные знаковые системы называют искусственными (сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих, нотное письмо, математические знаки и т.д.)

Для говорящего очень важна ораторская поза. Если он стоит к слушателям полубоком, смотрит в одну точку, говорит еле слышно, монотонно, чем-то озабочен, время от времени исподлобья бросает взгляд в аудиторию, то это нередко мешает слушателям сосредоточиться и хорошо воспринимать информацию.

 

Для звучащей речи большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Подготовьте презентацию по теме «Невербальные средства общения»

Задание 3. Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: удивление, иронию, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот», и т.д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», - при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», - как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

10. Кр-р-расота!

11.Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике.(Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение, удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом головы и рук.

Мимика – это значимые движения мышц лица.

Невербальные средства общения – несловесные.

Пауза в речи – временная остановка звучания, которая разрывает поток речи и в течение которой речевые органы не артикулируют.

 

Тема 2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА.

Контрольные вопросы

1. Понятие о практической стилистике.

2. Функциональные стили речи.

3. Научный стиль.

4. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат).

5. Официально-деловой стиль речи.

6. Составление личной документации.

7. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

8. Составление деловой документации.

9. Публицистический стиль речи.

10. Убеждающие жанры.

11. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.

12. Разговорный стиль речи.

13. Формы и методы общения с пациентами.

14. Способы эффективного общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.011 с.)