Формулы речевого этикета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулы речевого этикета



Это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Они помогают организовать этикетные ситуации ( приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учётом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Таблица 18.

приветствие Добрый день (утро, вечер)! - Здравствуйте! (Очень) рад(а) вас видеть (приветствовать! Добро пожаловать! Моё почтение.
знакомство Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться Позвольте с вами (с тобой) познакомиться Давай(те) познакомимся; Будем знакомы В официальной обстановке: Позвольте (разрешите) представиться Моя фамилия … Я Павлов. Моё имя …
обращение Гражданин!; Простите (извините) за беспокойство… Будьте любезны (добры)… - Скажите, пожалуйста…
прощание До свидания! – Всего вам доброго (хорошего)! До вечера (до завтра, до субботы)! Надеюсь на скорую встречу. Прощайте! Не поминайте лихом! Вряд ли удастся ещё раз встретиться.
Торжественная (праздник, юбилей, получение награды, презентация и т.д.) Приглашение: позвольте (разрешите) пригласить вас… Приходите на праздник (встречу, юбилей…) Приглашаю вас (тебя) Поздравление: разрешите (позвольте поздравить вас с… Примите мои (самые) сердечные (горячие, искренние) поздравления От имени (по поручению) … поздравляем… Сердечно (горячо) поздравляю…
скорбная Соболезнование: разрешите (позвольте) выразить вам мои глубокие (искренние) соболезнования Приношу вам мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования Я вам глубоко (сердечно, от всей души) соболезную Скорблю вместе с вами Сочувствие, утешение: (как) я вам сочувствую! (Как) я вас понимаю! Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Всё будет в порядке! Всё это изменится (обойдётся, пройдёт)!
просьба Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу… Если вам не трудно (вас не затруднит)…(не) могу ли я попросить вас…настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…
согласие (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено) Пожалуйста (разрешаю, не возражаю) Согласен отпустить вас. Поступайте (делайте) так, как считаете нужным
отказ (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие) (Я) не могу(не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу В настоящее время это (сделать) невозможно. Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой) Простите, но мы (я) не можем (не могу) выполнить вашу просьбу Я вынужден запретить (отказать, не разрешить)
комплимент Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны) Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнёр (компаньон) Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.

СУЩЕСТВУЮТ ИСТО РИЧЕСКИ наработанные стереотипы речевого общения. Ранее ими пользовались русские купцы, предприниматели, а сейчас используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Это слова “дамы”, “господа”, “судари” и “сударыни”. другие социальные группы подобные обращения пока широко не используют, и часто люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться друг к другу. Слово “товарищ” принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. С другой стороны, многие до “господ” явно не доросли. Поэтому очень часто в транспорте, магазине, на улице мы слышим фразы: “Мужчина, подвиньтесь”, “Женщина, передайте деньги” и др.

 

В профессиональной деятельности медицинского работника существуют свои особенности общения. С ними тесно связано такое понятие, как ятрогения.

Ятрогения — неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.). Ятрогенные заболевания выражаются в разных формах и характеризуются наличием разнообразных депрессивных и ипохондрических состояний.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Составьте сложный план данного справочного материала.

Задание 3. Проверьте себя в ситуации «Приветствие». Для этого закройте правую колонку и попытайтесь дать свои ответы. Затем сверьте их с рекомендациями правой колонки. Отметьте, где Вам нужно ещё поработать над собственным этикетом.

ситуация рекомендации
Для того, чтобы добиться лучшего взаимопонимания при общении, желательно проанализировать, как мы приветствуем друг друга.   1.Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, и приветствие продолжается с новым партнером. 2.Проигрываются различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по наибольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры.   ü Здороваться необходимо со всеми: с охранником, вахтером, лифтером или президентом компании - независимо от ранга и служебного положения. Обязательным также является соблюдение субординации. ü По традиции деловое приветствие начинается с обмена рукопожатиями. Доброжелательное рукопожатие крепкое, но безболезненное; сопровождается взглядом в глаза и улыбкой; осуществляется правой рукой; длится не более двух-трех секунд. Не нужно пожимать руку все время, пока вас представляют, и использовать рукопожатие, чтобы притянуть человека к себе. ü Рукопожатие необходимо выполнять в следующих ситуациях: Если другой человек протягивает вам руку. Если вы встречаете кого-либо. Если вы приветствуете гостей или хозяйку дома. Если вы знакомитесь. ü Изредка «используется» поцелуй, который в зависимости от обстоятельств может быть как уместным, так и неуместным. В деловых отношениях к нему надо прибегать с большой осторожностью, и тем более не следует лезть с поцелуем к малознакомым людям. ü Обмен поцелуями между деловыми партнерами во время светского приема, на собраниях, банкетах, куда гости приглашены с супругами, может быть вполне уместен. Приветствие же на чисто деловой встрече, проводимой в комнате для переговоров или в конференц-зале, должно ограничиваться дружеским рукопожатием. ü Вообще, поцелуй - вовсе не обязательная процедура. Вполне достаточно искренней улыбки и слов: «Очень рад вас видеть», соединенных с рукопожатием. Возможно, во время предыдущей встречи кто-то приветствовал вас поцелуем, а вы хотите сейчас избежать этого. Тогда держитесь от такого человека на определенном расстоянии и, прежде чем он приблизится на «опасную» дистанцию, протяните ему руку.

 

 

Задание 4. Проверьте себя в ситуации «Представление». Для этого закройте правую колонку и попытайтесь дать свои ответы. Затем сверьте их с рекомендациями правой колонки. Отметьте, где Вам нужно ещё поработать над собственным этикетом.

ситуация рекомендации
Необходимо умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, " Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады " или " Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время, - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю ".   1.Предлагается каждому члену группы представиться. Каждый участник, представляясь, называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называют свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.   2.Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании - каждый представляет своего партнера. Участники также задают любые вопросы.     Правила представления основаны на нормах общепринятого этикета: ü Когда вас представляют, скажите: «Здравствуйте» либо «Приятно познакомиться», протяните руку и смотрите в это время человеку в глаза. ü Представляя людей, называйте имя и фамилию. Улыбайтесь и говорите отчетливо. Скажите несколько слов неличного характера о каждом из тех, кого вы знакомите. ü Представьтесь сами, если вас некому представить. ü Никогда не спрашивайте: «Вы меня помните?», лучше представьтесь еще раз. ü Младшего представляют старшему. ü Пол не имеет значения. В общественном этикете принято мужчину представлять женщине, но в бизнесе это правило не обязательно. ü Молодые пары представляют более старшим по возрасту парам. ü Если вы знакомите равных по положению людей, представьте того, кто вам менее знаком, тому, кого вы лучше знаете. ü Нетитулованного человека следует представлять человеку с титулами. ü В большой группе одного человека представляйте сразу нескольким. ü Во время церемонии представления могут возникнуть непростые ситуации, типичные из которых приведены ниже: ü Когда представляют вас, всегда снимайте перчатки, исключая случаи, когда они являются элементом официальной одежды или на улице слишком холодно. ü Если ваши руки вдруг заняты (папками, например), просто кивните в ответ головой. ü Если человек, представляющий вас, вдруг забыл ваше имя, тотчас подскажите ему, чтобы устранить неловкость. ü Если вы, представляя кого-либо, забыли его (ее) имя, сведите это к шутке вроде: «Сбой программы, извините». Если в этом случае человек не догадался подсказать вам свое имя, спросите об этом прямо. ü Если вы уже познакомились с человеком, но он не узнает вас, представьтесь ему еще раз.

Задание 5. Проверьте себя в ситуации «Слушание». Для этого закройте правую колонку и попытайтесь дать свои ответы. Затем сверьте их с рекомендациями правой колонки. Отметьте, где Вам нужно ещё поработать над собственным этикетом.

 

ситуация рекомендации
Цель: развитие навыков активного слушания Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий.   Ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа».   Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.   После того как «скучные истории» были рассказаны всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.   ü Разговаривая с человеком во время деловой встречи, помните, что слушать, не менее важно, чем говорить. Дайте ему возможность высказать все, что он считает нужным, и пусть он видит вашу заинтересованность. Смотрите на собеседника, не отводите взгляд в сторону. Отвечать надо, предварительно взвесив свои слова, и искренне. Сдерживайте недовольство и раздражение, если его позиция противоречит вашей точке зрения; не высказывайте негативных замечаний во время его речи. С другой стороны, не проявляйте излишних эмоций, когда собеседник говорит нечто схожее с вашей точной зрения, особенно если принимать решение будете не вы, а ваше начальство. Не давайте таких обещаний, возможность выполнения которых не гарантирована. ü Бывает, что собеседнику приходится отказывать в его просьбе. Как это сделать с минимальными для него «ощущениями»? Если вы кажете прямо: «К сожалению, сделать этого я не могу», то вряд ли это будет лучшим вариантом. Лучше объяснить при этом причину отказа: «Это нанесет ущерб нашей компании», или «Такое решение противоречит политике нашей фирмы», или что-то правдоподобное и убедительное, насколько возможно. ü Иногда вы хотите обойти тему, которой лучше не касаться. В такой ситуации уместно будет сослаться на личные обстоятельства или сообщить, что решение вашей организации по данному вопросу пока не принято или не подлежит разглашению: «К сожалению, я не хочу (или не имею права) сейчас обсуждать данный вопрос. Надеюсь, вы меня правильно понимаете». ü А если вам задан вопрос, ответ на который вы не знаете? Можно прямо сказать об этом; однако правила этикета требуют, чтобы вы этим не ограничивались, а продолжили фразой вроде: «Но, мне кажется, что господин такой-то мог бы ответить на ваш вопрос». Если с упомянутым человеком можно связаться сразу же, то лучше вашего собеседника тотчас соединить с ним, позвонив по телефону. Если нет, то скажите, что вы свяжетесь со своим собеседником позже и ответите на интересующий его вопрос. ü Несколько дополнительных советов помогут вам правильно построить диалог с вашим партнером: - В разговоре не опускайте имя своего собеседника. - Не спрашивайте людей об их возрасте, весе, одежде, расовой принадлежности, вероисповедании, болезнях, собственности и т.д. - Не рассказывайте двусмысленные и непристойные анекдоты. - В рабочее время сокращайте разговоры до минимума. -Для начала разговора найдите повод или тему, представляющие общий интерес. -Если вы желаете продолжения разговора, задавайте такие вопросы, которые позволяют собеседнику изложить свои взгляды подробнее. ü Во время беседы необходимо не только внимательно слушать, но и выглядеть внимательно слушающим. Это достигается при помощи языка тела. ü В ходе беседы: Смотрите на говорящего, слегка наклонившись вперед. Стойте прямо, не сутультесь. Не складывайте руки на груди. Не рассказывайте длинные скучные анекдоты. Не смотрите, как другие люди перемещаются по комнате, в то время как кто-то говорит с вами. Не переполняйте свой разговор непонятными и загадочными словами.

 

Задание 6. Подготовьте презентацию по теме «Нормы и правила делового этикета медицинского работника».

Задание 7. Подготовьте презентацию по теме «Служебная субординация».

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Формулы речевого этикета — это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в определённых ситуациях.

Ятрогения — неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.).

 

Тема 1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

2. Задачи ИКТ.

3. Классификация средств ИКТ.

4. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

5. Формы использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалиста.

6. Рекомендации по использованию ИКТ.

§ 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста.

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Создание и развитие информационного общества в современном мире предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, что определяется рядом факторов:

● внедрение ИКТ существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

● современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

- поддержка и развитие системности мышления;

- поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

• средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

• средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

• вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

• комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

• информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

• интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

• поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

• электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

• электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

• электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Возможности ИКТ могут быть использованы:

- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний.

Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. Основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Обучающая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

Средства ИКТ способствуют развитию мышления обучающегося, ориентируют его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

Таким образом, в связи с использованием ИКТ, пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др.

Включение ИКТ помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

Формы ИКТ:

- Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения материалом.

- Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

- Применение мультимедиа средств в подготовке специалистов предоставляет возможность комбинировать необходимую информацию в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

ИКТ в преподавании нацеливают обучающихся на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов студентов в классической лекционно-семинарской системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

Рекомендации по использованию ИКТ.

1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

2. При использовании ИКТ важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

3. Необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

4. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтом у важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Подготовить проект с использованием ИКТ по следующим темам:

1. Этический кодекс медицинских сестёр России в прошлом и настоящем.

2. Этический кодекс акушерок России в прошлом и настоящем.

3. Туберкулёз рядом! Защити себя и своих близких.

4. Пивной алкоголизм.

5. Всё ли ты знаешь о зубах?

6. Этические аспекты в деятельности медицинского работника при работе с пожилыми людьми.

7. Флоренс Найтингейл – женщина –легенда.

8. История моего отделения.

9. Ветераны-преподаватели колледжа.

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

ИКТ -информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Р А З Д Е Л II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.082 с.)