Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Поиск

Выделяют три функционально-смысловых типа речи: рассуж­дение, повествование и описание.

Описание — это словесное изображение кого-либо или чего-либо.

ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3...

Например. Внимание — это избирательная направленность и сосредото­ченность сознания на определенных предметах и явлениях. Внимание влияет па продуктивность психических процессов, их точность и скорость. Внимание характеризуется рядом качеств: объемом, устойчивостью, распределением, переключением, концентрацией и др.

Повествование — это рассказ о событиях. Создать текст-повествование — значит передать последовательность различных дейст­вий, событий.

ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3...

Например. Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Ат­лантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, на­званной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, кото­рую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемогло­бина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжелый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение и под­тверждение какой-либо мысли.

РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3…

Например. Большое значение для овладения приемами психической саморе­гуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на со­стоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, фи­зик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на реше­нии сложных математических задач.

Для каждого из функционально-смысловых типов речи харак­терны свои способы изложения материала.

Средства выражения логических связей.

1. Лексические средства связи.

1.1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие:

а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде все­го, затем...);

б)на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее);

в) на причинно-следственные отношения (следовательно, по­этому, кроме того...);

г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к...,обратимся к,

рассмотрим, необходимо остановиться на);

д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все

сказанное позволяет сделать вывод).

Составление различных видов планов

План отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность тем и подтем, их взаимосвязь.

План может иметь разное языковое оформление.

Существуют следующие виды планов.

Таблица 23.

Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план
В виде назывных предложений. Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части В виде вопросов. Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана. В виде тезисов. Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном -двух предложениях (тезисах). В виде цитат, т.е. предложений, выписанных из текста.

Тезисный и цитатный планы нельзя путать! Тезисный план не предполагает прямого цитирования.

При составлении рабочего плана выступления следует включать в него слова – связки, т.к. они: 1) помогают увидеть логику текста; 2) помогают улучшить рубрикацию (т. е. членение на составные части, графически отделенные одна от другой) текста; 3)могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста.

В рабочий план также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления.

Когда написан рабочий план, легче определить:

1. какие разделы оказались перегруженными фактически материалом, а какие, напротив, не имею примеров.

2. какие вопросы следует опустить, так как они несущественны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д.

Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи.

Запомните, что:

♦ существует эффект края: люди запоминают первое и послед­нее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение ва­шей речи);

♦ вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда ос­новная часть закончена и все свои идеи оратор отчетливо по­нимает и ясно изложил в основной части.

Вступление и заключение всегда следует писать полностью.

Вступление

Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели:

♦ установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и до­верие к себе;

♦ заинтересовать слушателей;

♦ подготовить слушателей к восприятию выступления;

♦ обосновать постановку вопроса.

Во-первых, начало должно быть коротким (не более ⅛ всего объема речи) и динамичным. Первые слова — это обращение к слу­шателям: Многоуважаемый председатель, уважаемые члены комис­сии, дорогие друзья и т. п. Если вы разговариваете с одним челове­ком, обращайтесь к нему по имени чаще. Помните, что одно из самых любимых слов для человека — это его имя.

Во-вторых, можно использовать ряд специальных приемов на­чала выступления.

Приемы начала выступления Таблица 24.

Приемы Цель Запрещается
1.Перейти сразу к изложению дела 2.Прямо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса 3.Задать вопрос слушателям 4.Сделать замечание, затрагивающее интересы слушателей 5.Сделать комплимент слушателям 6.Рассказать историю, сообщить потрясающий факт 7.Рассказать случай из своей жизни 8.Процитировать яркое высказывание знаменитого человека, пословицу и т.п. 9.Показать какую-либо вещь 10.Начать образом, символом, аллегорией Сэкономить время     Заинтересовать слушателей Извиняться и говорить, что вы недостаточно подготовились   Начинать с шутки или анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе

Заключение.

В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели:

♦ суммировать сказанное, обобщить информацию;

♦ способствовать запоминанию основных положений, выдви­нутых в выступлении, и др.;

♦ сделать выступление менее официальным и тем самым повы­сить благожелательное отношение аудитории к себе как ора­тору и к тексту своего выступления;

 

♦ повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

♦ вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь;

♦ повысить значимость своего выступления (перевести высту­пление в более высокий стиль);

♦ призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Как и начало речи, Концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой.

Приемы, используемые в заключительной части выступления

Таблица 25.

Приемы Цель Запрещается
1.Дать резюме, т. е. очень коротко повторить основные положения 2.Закончить призывом к действию, пожела­нием 3.Сделать слушателям комплимент 4.Завершить шуткой 5.Прочесть наизусть стихи 6.Использовать цитату 7.Закончить на высшей точке напряжения, на кульминации 8.Завершить образом, символом, аллегорией Суммировать сказанное, обобщить информацию Говорить фразы типа это все, что я хотел сказать; вот и все Произносить лишние, «не работающие» на реализацию вашей цели слова
 
 
 
   
   
   
   
9.Сообщить потрясающий факт    

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. На какие особенности устной речи указывают словосочетания:

Говорит как по-писаному; говорит - уснуть можно; говорит сухим языком; говорит по-газетному; излагает по-книжному; говорит по-простому.

Задание 3. Определите тип речи каждого текста.

1. Бассейн был у царя во дворце, восьмиугольный прохладный бассейн из белого мрамора. Тёмно-зелёные малахитовые ступени спускались к его дну. Облицовка из египетской яшмы служила ему рамою. Лучшее чёрное дерево пошло на отделку стен. Четыре львиные головы из розового сардоникса извергали тонкими струями воду в бассейн. Восемь серебряных отполированных зеркал отличной сидонской работы, в рост человека, были вделаны в стены между лёгкими белыми колоннами.

2. В первых трёх предложениях употреблены придаточные времени. Во-первых, они обозначают действия, которые следуют за действием, о котором говорится в главном предложении. Во-вторых, одновременны с действием главного предложения. В-третьих, предшествуют действию главного предложения.

3. На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан. Засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти.

 

Задание 4. Сравните этапы подготовки к выступлению(таб.19), соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет?

Задание 5. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Фёдорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.

Японские учёные установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.

Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3%-ный раствор… самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое влияние, чем обычно.

Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 кг баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.

 

Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план
1. Отношение к никотину как к яду. 1. Как обычно относятся к никотину? 1. 1. …Издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем.
2. Вещества, вызывающие отвращение к никотину. 2. 2. 2.
3. Присутствие никотина в привычных пищевых продуктах. 3. Всегда ли никотин является ядом? 3. Никотин не всегда является ядом. 3.

 

Задание 6. Выберите статью из журналов «Медицинская сестра», «Лечащий врач», «Справочник фельдшера и акушерки» и др. за последние три года, составьте её библиографию и план. Определите тип речи статьи.

Задание 7. Выберите статью из журналов «Медицинская сестра», «Лечащий врач», «Справочник фельдшера и акушерки» и др. за последние три года, составьте её библиографию и напишите аннотацию на данную статью. Определите тип речи статьи.

Задание 8. Напишите похвальное слово своей будущей профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.218 (0.009 с.)