Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяют три функционально-смысловых типа речи: рассуждение, повествование и описание. Описание — это словесное изображение кого-либо или чего-либо. ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3... Например. Внимание — это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Внимание влияет па продуктивность психических процессов, их точность и скорость. Внимание характеризуется рядом качеств: объемом, устойчивостью, распределением, переключением, концентрацией и др. Повествование — это рассказ о событиях. Создать текст-повествование — значит передать последовательность различных действий, событий. ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3... Например. Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжелый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3… Например. Большое значение для овладения приемами психической саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач. Для каждого из функционально-смысловых типов речи характерны свои способы изложения материала. Средства выражения логических связей. 1. Лексические средства связи. 1.1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие: а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем...); б)на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее); в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того...); г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к...,обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на); д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод). Составление различных видов планов План отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность тем и подтем, их взаимосвязь. План может иметь разное языковое оформление. Существуют следующие виды планов. Таблица 23.
Тезисный и цитатный планы нельзя путать! Тезисный план не предполагает прямого цитирования. При составлении рабочего плана выступления следует включать в него слова – связки, т.к. они: 1) помогают увидеть логику текста; 2) помогают улучшить рубрикацию (т. е. членение на составные части, графически отделенные одна от другой) текста; 3)могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста. В рабочий план также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить: 1. какие разделы оказались перегруженными фактически материалом, а какие, напротив, не имею примеров. 2. какие вопросы следует опустить, так как они несущественны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д. Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи. Запомните, что: ♦ существует эффект края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение вашей речи); ♦ вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть закончена и все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части. Вступление и заключение всегда следует писать полностью. Вступление Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели: ♦ установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе; ♦ заинтересовать слушателей; ♦ подготовить слушателей к восприятию выступления; ♦ обосновать постановку вопроса. Во-первых, начало должно быть коротким (не более ⅛ всего объема речи) и динамичным. Первые слова — это обращение к слушателям: Многоуважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, дорогие друзья и т. п. Если вы разговариваете с одним человеком, обращайтесь к нему по имени чаще. Помните, что одно из самых любимых слов для человека — это его имя. Во-вторых, можно использовать ряд специальных приемов начала выступления. Приемы начала выступления Таблица 24.
Заключение. В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели: ♦ суммировать сказанное, обобщить информацию; ♦ способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении, и др.; ♦ сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления;
♦ повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы; ♦ вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь; ♦ повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль); ♦ призвать слушателей к выполнению тех или иных задач. Как и начало речи, Концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой. Приемы, используемые в заключительной части выступления Таблица 25.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Задание 1. Составьте конспект данного материала. Задание 2. На какие особенности устной речи указывают словосочетания: Говорит как по-писаному; говорит - уснуть можно; говорит сухим языком; говорит по-газетному; излагает по-книжному; говорит по-простому. Задание 3. Определите тип речи каждого текста. 1. Бассейн был у царя во дворце, восьмиугольный прохладный бассейн из белого мрамора. Тёмно-зелёные малахитовые ступени спускались к его дну. Облицовка из египетской яшмы служила ему рамою. Лучшее чёрное дерево пошло на отделку стен. Четыре львиные головы из розового сардоникса извергали тонкими струями воду в бассейн. Восемь серебряных отполированных зеркал отличной сидонской работы, в рост человека, были вделаны в стены между лёгкими белыми колоннами. 2. В первых трёх предложениях употреблены придаточные времени. Во-первых, они обозначают действия, которые следуют за действием, о котором говорится в главном предложении. Во-вторых, одновременны с действием главного предложения. В-третьих, предшествуют действию главного предложения. 3. На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан. Засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти.
Задание 4. Сравните этапы подготовки к выступлению(таб.19), соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет? Задание 5. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана. Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Фёдорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. Японские учёные установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3%-ный раствор… самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое влияние, чем обычно. Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 кг баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.
Задание 6. Выберите статью из журналов «Медицинская сестра», «Лечащий врач», «Справочник фельдшера и акушерки» и др. за последние три года, составьте её библиографию и план. Определите тип речи статьи. Задание 7. Выберите статью из журналов «Медицинская сестра», «Лечащий врач», «Справочник фельдшера и акушерки» и др. за последние три года, составьте её библиографию и напишите аннотацию на данную статью. Определите тип речи статьи. Задание 8. Напишите похвальное слово своей будущей профессии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.009 с.) |