Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат).

Поиск

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Научный стиль речи используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов.

Основная цель этого стиля – точная передача научных знаний.

Сфера использования: официальная обстановка.

Форма реализации, жанры: монография, статья, диссертация, реферат, рецензия, аннотация, лекция.

Языковые средства выражения: терминологическая лексика.

Преобладающей является нейтральная (общеупотребительная) лексика.

Общестилевые признаки: логичность, точность, отвлечённость и обобщенность, объективность.

Логичность заключается в строгой последовательности излагаемого: выводы вытекают из фактов.

Точность характеризуется тщательным подбором слов в их прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики. Повтор слов считается нормой.

Отвлечённость и обобщенность пронизывают каждый научный текст. Используются абстрактные понятия; нередко – графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Объективность подчёркивается использованием достоверных, выверенных количественных и качественных характеристик. Недопустимо личное, субъективное мнение. Поэтому часто используются неопределённо-личные (считают, что…), определённо-личные (рассмотрим проблему…) и безличные (известно, что…) предложения.

Языковые особенности научного стиля

· Используются три лексических пласта: стилистически нейтральные слова (внимательный, в, идёт, рассчитывая); общенаучные слова, т.е встречающиеся в языке разных наук (центр, сила, градус, величина, скорость, энергия), узкоспециальная лексика, т.е. термины той или иной науки (гиперемия, цианоз, трансплантация).

Слова употребляются в прямом значении; отсутствуют образные средства языка (эпитеты, метафоры, художественные сравнения, поэтические символы, гиперболы).

· Часто используются отглагольные существительные, т.к они хорошо передают объективные процессы и явления. Глаголы используются не в конкретных значениях, а в обобщённо-отвлечённом (сравните: следуйте за мной – отсюда следует вывод; привести друга – привести к общему знаменателю); не используются формы глаголов 1-2 лица ед. числа. Используемые наречия и вводные слова указывают на последовательность развития мысли (сначала, прежде всего, потом, затем, далее, во-первых, наконец, итак, следовательно). Мало прилагательных, чаще они входят в состав терминов (опорно-двигательный аппарат, кровеносная система); чаще используются краткие прилагательные. Преобладают местоимения 3-го лица.

· Широко используются причастные и деепричастные обороты; цепочки родительных падежей; сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия; преобладает прямой порядок слов.

 

В научном стиле различают подстили: собственно научный (используется в диссертациях, научных трудах), научно -популярный (научные статьи в газетах, журналах), учебно-научный (учебная и справочная литература).

Особенности научно – популярного подстиля

· рассчитан на широкий круг читателей, следовательно, отличается более простым изложением научных понятий;

· значительно меньше терминов;

· используется общенаучная лексика; отсутствуют символы, формулы, сложные схемы, таблицы, чертежи;

· употребляются простые синтаксические конструкции.

К научно- популярному близок научно-учебный подстиль: язык учебной литературы должен быть простым и ясным, в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.

Для обучающихся самым распространённым видом работы в научном стиле является конспектирование и реферирование учебного материала. Познакомимся подробнее с этими видами.

Виды информационной переработки текста

1. Конспект краткое письменное изложение содержания текста, письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

При конспектировании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Запись – конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотойисходную информацию, поэтому при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже известным и выстраивать в соответствии с логикой изложения.

Виды конспектов

Таблица 30.

конспект – план   ↓ в виде вопросов или назывных предложений конспект – схема   ↓ в виде опорных, ключевых слов текстуальный конспект ↓ в виде тезисов, выписок

 

Порядок подготовки конспекта

1. Вся информация, относящаяся к теме, собирается в один блок так выделяются смысловые части.

2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

4. Главная информация фиксируется в конспекте.

5. Дополнительная информация приводится по необходимости.

 

2. Тематический конспект – использование нескольких источников, посвящённых одной теме.

Работа над тематическим конспектом

1. Собрать литературу по теме; изучить тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.

2. Составить подробный план с указанием страниц книги, относящихся к

определённому пункту плана

3. Изучить другие источники. Если в них есть материал по уже имеющемуся

пункту плана, записать в план и этот источник с указанием страниц; если появился новый аспект, добавьте ещё пункт плана.

4. Составьте окончательный план, объединяющий по пунктам материал из

разных источников. Определите главную мысль, отберите материал, развивающий эту мысль в логической последовательности.

5. Противоречивое, альтернативное мнение изложите во второй части конспекта,

как отступление от основной мысли.

6. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочёты, обратите

внимание на смысловую связь между абзацами.

 

3. Реферат доклад, тематический конспект, обеспечивающий единство содержания, логическую и грамматическую связь всех частей и выражающий ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам.Работа над рефератом призвана формировать навыки исследовательской деятельности.

Задача реферата – не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства. Объектом реферирования является только научная или производственная литература.

 

Как писать реферат

1.Составить библиографию.

2.Работа с текстом: осмысление его, определение темы и основной мысли прочитанного, выделение ключевых слов, имён, событий; составление предложений из ключевых слов.

3.Деление текста на смысловые части и выделение главной мысли каждой части: составление тезисов, подбор доказательств тезисов. Это основная часть реферата.

4.Систематизация материала:

5.Использование реферативных клише (готовых речевых форм): статья опубликована, изложена точка зрения на, автор рассматривает, в статье освещён вопрос и т. д.

 

Текст может быть написан от руки или напечатан на однотипных листах бумаги (формат А 4). Размеры полей: верхнее – 20-25мм, нижнее – 20мм, левое – 25-30мм, правое – 5мм.

 

Структура реферата

1.Титульный лист.

2. Аннотация (на обратной стороне титульного листа).

3. Содержание (план).

4. Введение (вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом; содержит следующие элементы: цель данной работы; характеристику источников).

5. Содержание (текстовая часть с заголовками соответственно пунктам плана, изложение реферируемого материала грамотно, в строгой логической последовательности, соблюдая по возможности единый стиль языка; в текст реферата включаются все заголовки плана).

6. Заключение (подведение итогов работы, может содержать повтор основных

тезисов работы или общий вывод, к которому пришёл автор реферата).

7. Список использованной литературы (правильно оформленный

библиографический список в строго алфавитном порядке).

8. Приложения (здесь помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи,

диаграммы, схемы, графики, фотографии; весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют; он дополняет и поясняет текст, делает его более наглядным и доходчивым).

Образец титульного листа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3, г. ВОЛЖСКИЙ» ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин И. Соколов студент группы IФ1 УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ПАЦИЕНТОВ Реферат по дисциплине «Речевая культура в профессиональном общении»   Руководитель преподаватель высшей квалификационной категории Т.Н.ПЕТРОВ   г. Волжский

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Отметьте в приведенных текстах лексические, морфологические

и синтаксические особенности научного стиля. Проследите, как соединены

между собой предложения в составе абзацев, абзацы в составе текста.

1. Валентность (от лат. Valentia - сила) - способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С.Д. Кацнельсон (1948). Л. Теньер, введший термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. Он различал глаголы авалентные (безличные: «Светает»), одновалентные (непереходные: «Петр спит»), двухвалентные (переходные: «Петр читает книгу»), трехвалентные («Он дает книгу брату»)…

В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. - С. 79-80).

 

2. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций общения. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния (Психология, М., 1990. - С. 224).

Задание 3. Подберите 10-15 медицинских терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:

 

авто- (греч. autos - сам) анти- (греч. anti - противоположный) био- (греч. bios - жизнь) гипер- (греч. hyper - над, сверх) гипо- (греч. hypo - внизу, снизу, под) интер- (лат. inter - между) интра- (лат. intra - внутри) мета- (греч. meta - после, за, между) микро- (греч. mikros - малый) моно- (греч. monos - один) морфо- (греч. morphe - форма) мульти- (лат. multum - много) нео- (греч. neos - новый) поли- (греч. poli - много) пост- (лат. post - после) прото- (греч. protos - первый) псевдо- (греч. pseudos - ложь) суб- (лат. sub - под) супер- (лат. super - сверху, над) экстра- (лат. extra - вне, сверх)

 

Задание 4. Одним из жанров научного стиля является реферат - композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Ниже даны стереотипные речевые формулировки, присущие этому жанру.

В статье под заглавием «…», помещенной в журнале «…» №… за …год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)…

Тема и проблема:

Рассматриваемая (данная) статья (работа) посвящена теме (чему?) (проблеме,

вопросу…)

Работа представляет собой анализ (обзор, описание) (чего?)

В статье описывается (анализируется, излагается, обобщается) (что?)

Ставится вопрос (проблема) (чего?)

Автор затрагивает вопрос (о чем?); автор касается проблемы (чего?)

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем,

что…

Цель:

Цель статьи - показать (что?)

Целью работы является описание (уточнение, выявление, определение, анализ)

(чего?)

Описание содержания:

Автор рассматривает (считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет,

противопоставляет, разрабатывает, обобщает, объясняет, разбирает, предлагает)

(что?)

останавливается (на чем?)

исходит (из чего?)

отмечает назначительность, особое значение, важность (чего?)

подтверждает (что?) (чем?)

сравнивает (что?) (счем?)

иллюстрирует (что?) (чем?)

В заключение автор говорит о том, что…

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…

Напишите реферат по одной из статей, помещенных в журналах «Медицинская сестра», «Лечащий врач» и др. за последние три года.

Задание 5. Выполните тест.

1. Основными чертами научного стиля являются:

1. точность

2. абстрактность

3. экспрессивность

4. объективность

5. логичность

2. Жанром научного стиля НЕ является:

1. диссертация

2. реферат

3. памфлет

4. аннотация

3. Термин должен соответствовать следующим требованиям:

1. краткость

2. выразительность

3. точность

4. однозначность

5. фиксированность содержания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.45 (0.01 с.)