Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевая деятельность и её виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением. Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием. В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом. Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением. Разумеется, говорение и слушание — гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее. Этапы речевых действий: 1. ориентация в речевой ситуации; 2. планирование своих речевых действий; 3. выполнение речевых действий; 4. проверка достижения планируемого результата. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Задание 1. Составьте конспект данного материала. Задание 2. Прочитайте текст выступления и сравните его с рабочим планом. Подчеркните смысловые повторы. Рабочий план выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности» 1.Теория неоднозначности влияния вознаграждения на внутреннюю мотивацию деятельности человека. 2.Ослабление внутренней мотивации в результате вознаграждения. Примеры. 3.Усиление внутренней мотивации в результате похвалы. Примеры. Текст выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности» Традиционно считается, что вознаграждение всегда усиливает побудительные мотивы деятельности человека. Однако существует теория, согласно которой роль вознаграждения неоднозначна и зависит от особенностей деятельности и от целей того, кто предлагает вознаграждение. Если платить людям зато, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные. Стоит заплатить людям за разгадывание кроссвордов, и они начнут разгадывать меньше кроссвордов, чем те, которые не получили ни копейки. Пообещайте детям вознаграждение за то, отчего они и так получают удовольствие (например, за игру в кубики), и вы превратите их игру в работу. Когда люди делают то, что им нравится, без поощрения и принуждения, они объясняют это любовью к данному занятию. Внешнее поощрение заставляет людей быть более активными. Похвала за хорошую работу заставляет нас почувствовать себя более компетентными и преуспевающими, это происходит потому, что реально усиливается наша внутренняя мотивация. Когда кто-то заранее предлагает нам ненужное вознаграждение, явно пытаясь контролировать наше поведение, это может подорвать нашу уверенность в том, что мы действовали так только потому, что это нам нравится. Награда и похвала, которые говорят людям об их достижениях и заставляют их подумать: «я очень хорошо это делаю», способствуют росту внутренней мотивации. Вознаграждение, которое ставит своей целью контролировать людей и заставляет их поверить, что они приложили свои усилия только из-за награды («я сделал это за деньги»), уменьшает внутреннюю оправданность приятного задания. Можно ли с помощью этой теории культивировать удовольствие от выполнения внутренне непривлекательных заданий? Например, что делать, если ребенок не хочет заниматься музыкой или если сотрудник фирмы не собирается звонить потенциальным клиентам с предложениями о продаже? В этих случаях психологи рекомендуют родителям, учителям и менеджерам воспользоваться какими-нибудь побудительными мотивами, чтобы вызвать желаемое поведение. После того как человек дает согласие, предложите ему внутреннюю причину, оправдывающую его поступок, например ребенку можно сказать: «Я знал, что ты поделишься своими игрушками, потому что ты великодушный человек». Если учитель, предлагая ученикам определенное учебное задание, использует вознаграждения и стимулы, чтобы они почувствовали себя компетентными, он сможет добиться того, что ученики будут получать удовольствие от решения проблемы и начнут стремиться к самостоятельным занятиям. Если учителя используют вознаграждение для контроля за детьми, стремление детей к учебе может уменьшиться. Один мальчик с удовольствием каждую неделю «проглатывал» 6-8 библиотечных книг до тех пор, пока в библиотеке не открылся клуб, который обещал устроить праздник для тех, кто прочел 10 книг за три месяца. Мальчик стал читать только 1-2 книги в неделю. По книге: Майерс Д. Социальная психология. Задание 3. Отредактируйте текст выступления (задание 2). Условия успешного общения. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ В каждом высказывании говорящий предстает как человек с определёнными этническими, национальными, культурными характеристиками, обнаруживая свои особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры. Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, т.е. к о м м у н и к а т и в н а я з а и н т е р е с о в а н н о с т ь. Это первая ступень к успешному завершению разговора. На заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: глубина знакомства; степень социальной значимости; эмоциональный фон. Следующее важное условие успешного общения – н а с т р о е н н о с т ь н а м и р с о б е с е д н и к а, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, повторы, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намёки, паузы, молчание и т.п. главным условием успешного речевого общения является у м е н и е с л у ш а т е л я п р о н и к н у т ь в к о м м у н и к а т и в н ы й з а м ы с е л г о в о р я щ е г о. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Успешность общения зависит от с п о с о б н о с т и г о в о р я щ е г о в а р ь и р о в а т ь с п о с о б я з ы к о в о г о п р е д с т а в л е н и я того или иного реального события. Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника. Не следует сообщать собеседнику только факты; следует соединять информацию с собственным осмыслением. Это может быть ирония, юмор, парадокс, символ, образ. Такая речь – всегда поиск согласия.
На успешность речевого общения влияют в н е ш н и е о б с т о я т е л ь с т в а: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, записка, письмо, беседа наедине), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние. Всё это может предопределить судьбу разговора. Важным компонентом успешного речевого общения является з н а н и е г о в о р я -щ и м н о р м э т и к е т н о г о р е ч е в о г о о б щ е н и я. Также к успеху ведёт у с п е ш н ы й п р о г н о з в о с п р и я т и я с л у ш а т е л е м р е п л и к г о в о р я щ е г о, умение говорящего предугадать «как слово наше отзовётся». Подводя итоги, можно сказать, что успешность речевого общения зависит от желания участников в форме диалога выразить своё мнение, желание, просьбу, сообщить что-либо; от умения определить все личностные особенности собеседника, организовать в соответствии с этим свои реплики, содержащие информацию по определённому вопросу, выражающие мнение, побуждение к действию или вопрос в приемлемой при данных обстоятельствах форме, на достойном собеседников интеллектуальном уровне, в интересном ракурсе. Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.172 (0.007 с.) |