Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов. Произносительные нормы свойственны устной речи. Под орфоэпическими и акцентологическими нормами понимается литературное (образцовое) произношение слов и предложений. О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы Таблица 5.
Ударение (акцент) – это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения. По данным учёных-лингвистов, в 25% языков мира ударение падает на первый слог, в 20% - на конец слова, в 18% - на предпоследний слог; в 33% языков ударение свободное. Характеристика ударения в русском языке Таблица 6.
Роль ударения в русском языке: 1. ударение может полностью изменить смысл слова: в и ски – виск и, к о сит– кос и т, р а звитый – разв и тый, мук а - м у ка. 2. уточнить форму слова: пос ы пать – посып а ть, разр е зать – разрез а ть. 3. изменить стилистическую окраску слова: прож и л – пр о жил, зад а л – з а дал, деньг а ми – д е ньгами, г у ся – гус я, угл я – у гля. А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы 1. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное (второстепенное падает на первую часть сложного слова): брóнхоскопúя. 2. Обычно ударение падает на знаменательные (самостоятельные) части речи: без цéли; но иногда – на предлоги и частицы: вóсто крат; нé было. 3. В некоторых словах существуют варианты ударения. Иногда они равноправны, чаще один предпочтительнее: творóг - основной вариант/ твóрог- дополнительный. 4. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал/бралá; реже на основе: мы΄л/мы΄ла. 5. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: взя΄т/взя΄то/взя΄ты/взятá. !!! Но от причастий на –бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе: сóбрана, изóдрана, отóзвана. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Задание 1. Составьте конспект данного материала. Задание 2. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах.
Задание 3. Определите, какое слово является лишним (по произношению): 1. Конечно, нарочно, игрушечный; 2. Что, чтобы, нечто; 3. Млечный, восточный, пустячный; 4. Безоблачный, беспечно, яичница; 5. Табачный, сказочный, скворечник. Задание 4. Докажите, что в данных парах слов ударение зависит от их значения. Образуйте с ними словосочетания.
Задание 5. Образуйте формы прошедшего времени глаголов по схеме: НачАть – нАчал – нАчали – началА - начАв – начАвший; запишите, поставьте ударение. Брать, собрать, забрать, вить, взять, дать, ждать, подождать, жить, пожить, гнать, согнать, перегнать, снять, лгать, звать, позвать. Задание 6. Образуйте формы прошедшего времени глаголов по приведённой схеме: Прин Я ть – пр И нял – пр И няли – принял А –прин Я в - прин Я вший; запишите, поставьте ударение. Отдать, продать, создать, пролить, обнять, поднять. Задание 7.Поставьте ударение в следующих глаголах. В случае затруднений обратитесь к словарям. Бряцать, облегчить, озлобить, опошлить, осведомиться, принудить, плесневеть, пригубить, премировать, плешиветь, положить, теплиться, упростить. Задание 8. Данные глаголы имеют тенденцию к перемещению ударения в настоящем или простом будущем времени по следующей модели: белИть — бЕлит. Запишите их в третьем лице единственного числа. Поставьте ударение. Вертеть, молиться, взмолиться, возложить, заслужить, лечить, залечить, отгрузить, нагрузить, варить, заварить. Задание 9. В следующих глаголах при образовании форм настоящего или простого будущего времени ударение не смещается. Запишите их в третьем лице единственного числа. Поставьте ударение. Возбудить, вопить, глушить, звонить, зазвонить, позвонить, перезвонить, включить, отключить, заключить, подключить, заразить, облегчить, повторить, углубить, упростить, принудить, черпать, опошлить. Задание 10. Прочитайте заимствованные слова, в которых согласный перед Е произносится твёрдо. Если в слове несколько таких согласных, но только один из них произносится твёрдо, он выделен. При необходимости уточните значение слов по словарю. Адекватный, альтернатива, анестезия, антитеза, ателье, атеизм, бифштекс, бутерброд, весТерн, вундеркинд, гангстер, гантели, геНезис, гипоТетический, гроТеск, деградация, дельта, деликатес, денационализация, детектив, дека, деквалификация, диадема, диспансер, дешифровка, идентичный, индекс, индексация, инертный, интеграция, интенсивный, интервал, инТервент, интервью, интерьер, интернат, интернациональный, интерпретация, карате, кафе, кодекс, компьютер, конТейнер, корДебалет, кортеж, коттедж, лазер, менеджер, модель, моДельер, панель, партер, пЛеер, продюсер, протекция, пюре, рейтинг, реквием, свитер, сервис, синтез, синтетика, стенд, стресс, тембр, темп, тенденция, теннис, термос, тест, фарватер, фонетика, шатен, шедевр, шимпанзе, шоссе, энергия, эссе, эстетика. Задание 11. Прочитайте словосочетания. В случае затруднения в постановке ударения в формах глаголов и существительных обратитесь к орфоэпическому словарю. Продажа тортов, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключат договор, опошленный вариант, высоко оценена, клубы дыма, погруженный в раздумья, пострижен наголо, российские граждане, прибыла для подписания договора, прибывшие пассажиры, манящий аромат, облегчим душу, сегодня бледна, пригласить лекторов, несколько профессоров, присуждение учёных степеней, все тосты, поняв ошибку, завезена из соседних местностей, из этих областей, загнутый конец, стала ещё красивее, прибыла из аэропорта, пригубила стакан, озлобленный мальчик, повторим тему. Задание 12. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты. Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, вахтер, головешка, гололед, гололедица, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дрема, желчный, завороженный, запечатленный, истекший, комбайнер, крестный отец, крестный ход, маневр, недоуменный, никчемный, новорожденный, одноименный, опека, осетр, острие, переведенный, планер, поблекнуть, приобретенный, разношерстный, свекла, холеный, хребет, шерстка, шлем, шофер. Задание 13. Расставить ударения в соответствии с акцентологическими нормами. Анамнез, анорексия, анурия, бронхоскопия, брадикардия, гемофилия, гипертензия, диспепсия, дисфагия, кифоз, лейкоцитурия, микроцефалия, олигурия, пальпация, пиелонефрит, тахикардия, термометрия, эритроцитоз, эхография. Задание 14. Выполните контрольный тест.
Задание 15. Прочитайте, учитывая особенности произношения безударного гласного [о] на месте буквы о в иноязычных словах. Боа, болеро, бокал, бомонд, вокзал, досье, какао, кредо, оазис, отель, поэт, поэзия, реноме, рококо, рояль, сонет, трио, фойе, Шопен. Задание 16. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 1. Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный. 2. Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, расчистить, мужчина, перебежчик. 3. Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, изжога, сжег, разжирел. 4. Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто. Задание 17. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, дермантин, подскользнуться, подчерк, надсмехаться, тубаретка, полувер. Задание18. Прочитайте следующие глаголы, образованные от прилагательных. Обратите внимание на место ударения в них: Глубокий - углуб и ть; лёгкий - облегч и ть; бодрый - ободр и ть, подбодр и ть;острый - обостр и ть;крепкий - укреп и ть. Задание 19. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова. а) Образуйте форму родительного падежа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания. Образец: масс а ж - масс а жа; аэрос а ни - аэросан е й. Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты. б) Образуйте краткую форму следующих прилагательных. Поставьте ударение. Образец: веселый - в е сел, весел а, весел ы. Глухой, дорогой, дружный, далекий, долгий, зеленый, жалкий, желтый, молодой, полный, правый, старый, редкий. в) Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода множественного числа следующих страдательных причастий. Поставьте ударение. Образец: взятый - вз я т, взят а, вз я то, вз я ты. Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать, ввезти, заключить, заслужить, наградить. г) Образуйте формы прошедшего времени следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе. Образец: брать - брал, брал а, бр а ли. Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, начаться, создать, отослать, положить, понять, принять, снять, класть, отнять. Задание 20. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов. - Добрый день, Ольга Ильинична. Вы в библиотеку? - Да, хочу поработать с каталогом. А вы, Тамара Никитична? - Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты. - Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак - яичницу. - Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов! - Действительно! Куплю этот, с какао и кремом. - Возьмите другой, он вкуснее и красивее. - Пожалуй, вы правы. Задание 21. Выполните тест. 1. Звук [о] произносится в слове… 1. афера 2. маневры 3. опека 4. недоуменный 5. никчемный 6. жердочка 2. Согласный перед е произносится твердо в слове… 1. альтернатива 2. декларация 3. индекс 4. шинель 5. академия 6. кодекс 3. Сочетание согласных чн произносится [шн] в слове… 1. съемочный 2. скучно 3. поточный 4. закадычный 5. скворечник 4. Слово … произносится с ударением на первом слоге. 1. квартал 2. жалюзи 3. туфля 4. ждала 5. завидный 6. зажило 5. Ударение падает на второй слог в слове… 1. цемент 2. свекла 3. диспансер 4. загнутый 5. принудить 6. каталог 6. На третий слог ударение падает в слове… 1. пломбировать 2. позвоним 3. некролог 4. христианин 5. ходатайство 6. обеспечение 7. Среди слов премировать, столяр, вероисповедание, корысть, углубить, танцовщица нет слова с ударением на… 1. 1-ом слоге 2. 2-ом слоге 3. 3-ем слоге 4. 4-ом слоге 5. 5-ом слоге 6. 6-ом слоге Задание 22. Подготовьтесь к написанию терминологического диктанта. Асептика, антисептика, гинекология, кружка Эсмарха, плацента, токсикоз, оплодотворение, эндокринная система, иммунная система, роженица, родильница, внутриутробная инфекция, послеродовой эндометрит, гистероскопия, томография, лапароскопия, кульдоскопия, ультразвуковая диагностика, аномалия, эндоцервицит, метроэндометрит, контрацепция, аднексит, холецистит, панкреатит, аменорея, аппендицит, инвазивный метод, обезболивание родов. Задание 23. Подготовьтесь к написанию терминологического диктанта. Альвеолит, аномалия, блокада, деформация, глоссит, кариес, каркас, кламмер, коронка, крампон, клиническая картина, имплантация, обезболивание, ортопедическое лечение, очаговая гипоплазия, периодонтит, пломбирование, пульпит, протезирование, санация полости рта, флюороз, цемент. Задание 24. Подготовьтесь к написанию терминологического диктанта. Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, анемия, гипоксемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, медицина, сестринский уход, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм, клятва Гиппократа.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.56 (0.01 с.) |