Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Лексика - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слов и употребление их в речи. Фразеология -раздел языкознания, изучающий фразеологизмы. Фразеологизм -устойчивое неделимое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизм является одним членом предложения. (н/р: найти общий язык – найти взаимопонимание) Под лексическими нормами понимаются закономерности и правила образцового литературного семантически точного употребления слов. Л е к с и ч е с к и е и ф р а з е о л о г и ч е с к и е н о р м ы 1. Правильность выбора слова из ряда синонимов. 2. Точность словоупотребления (употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке). 3. Лексическая сочетаемость (уместность использования слов в той или иной ситуации). 4. Умение различать паронимы. 5. Отказ от повторов. 6. Лаконизм (употребление только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для данной речевой ситуации; отказ от избыточности речи). 7. Строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов. 8. Богатство речи, употребление образных, художественных средств языка, обогащающих и украшающих речь в строгом стилистическом соответствии. 9. Оправданное употребление устаревших слов и неологизмов, т. к. они воспринимаются как стилистически сниженные. 10. Использование фразеологических средств с учетом их специфических свойств как необщеупотребительных слов. 11. Знание сочетаний слов, противоречащих лексическим нормам, но закреплённых языковой традицией. Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и 1. Неверное понимание значения слова, фразеологического средства. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов и выражений. 3. Неоправданные повторы тех или иных слов и выражений. 4. Избыточность выражения. 5. Немотивированное употребление иноязычных слов. 6. Неоправданное употребление устаревших слов и неологизмов. 7. Подмена слов паронимами.
С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к 1. избегать повторов и избыточных выражений: - замена слова на синонимы; - замена слова на местоимения. 2. знать точное лексическое значение употреблённого слова или выражения. 4. подбирать слова в строгом стилистическом соответствии.
О ш и б к и в и с п о л ь з о в а н и и ф р а з е о л о г и з м о в: 1. замена одного из слов паронимом: Он смутился и вошёл в себя. (вместо ушёл в себя ) 2. отход от грамматической формы, закреплённой традицией: Это были четыре человека семи пядей во лбах и косых саженях в плечах. 3. не учитывается значение фразеологизма: Поняв, что он всё равно не послушается, мы махнули на него рукой и сказали: «Пусть земля тебе будет пухом!» 4. употребление фразеологизма без учёта его образного значения: Мы сели на корабль, и он помчался на всех парусах. 5. соединение элементов различных фразеологизмов: гроша выеденного не стоит ( это соединение двух: яйца выеденного не стоит и гроша Ломаного не стоит) ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Задание 1. Составьте конспект данного материала. Задание 2. Подберите синонимы к приведенным ниже словам.
Задание 3.Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек). Большой, крупный, здоровый (ребёнок, зерно, дуб, город, сумма, борец). Заграничный, иностранный, зарубежный, чужеземный, заморский (товар, язык, растение, моды, гость, книги, обычай). Изысканный, утончённый (манеры, кушанья). Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право). Невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (шум, лень, напряжение, жара). Оживлённый, живой, бойкий, резвый, шустрый, порывистый (улица, разговор, торговля, игра, ответ, ветер, интерес, движения). Неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие). Поучительный, назидательный, дидактический (рассказ, речь, тон, материал). Распространённый, популярный (мнение, мотив, песня). Сильный, мощный, большой (удар, толчок, взрыв, мороз). Удачный, счастливый, благополучный (охота, исход, развязка, день, улов). Исправить, устранить (недостатки, ошибки). Долгий, продолжительный, длинный, длительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). Задание 4. Вычеркните «лишнее» слово в синонимическом ряду. Выразить, сформулировать, назвать, придумать. Воплотить, реализовать, привести, осуществить. Употреблять, использовать, находиться, применять. Храбрый, весёлый, отважный, бесстрашный. Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый. Мысли, думы, размышления, чувства. Задание 5. Найдите и исправьте в приведённых ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов. 1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 8. Его деятельность по распространению билетов была отмечена. Задание 6.Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: Бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы. Задание 7. Используя данные ниже слова, составьте антонимичные словосочетания «существительное+прилагательное»:
Задание 8.Приведите пять пословиц, в которых использованы антонимы. Например: Мужественный пеняет на себя - малодушный на товарища. Велик телом, да мал делом. На голове густо, да в голове пусто. Задание 9.Отметьте случаи: а) стилистически оправданного и б) неудачного употребления антонимов. Исправьте, где необходимо, предложения. 1. В дом Меженин вошел стремительно, а из дома вышел не торопясь. 2. Боясь опоздать к назначенному часу, путник шел быстро, но не торопясь. 3. Отец с наружным спокойствием, но с внутренней злобой, принял сообщение сына. 4. Что-то в этой женщине одновременно и отталкивало и привлекало его. 5. В силу слабой подготовки студенту пришлось очень много работать. 6. Об этом человеке ничего плохого, кроме хорошего, нельзя сказать. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 9. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 10. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается. Задание 10.Устраните омонимию в следующих случаях: 1. В двадцать пять лет он остепенился. 2. В верхнем ящике стола лежала марка. 3. Навстречу нам вышло пять женщин с длинными косами. 4. По выходным дням я вожу детей в парк. 5. Мне очень понравилась полька. 6. Юноша внимательно рассматривал финку. Задание 11.Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины языковой игры в каждом случае. 1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С. Маршак) 2. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии. (А.С. Пушкин) 3. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. (А.П. Чехов) 4. Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, но Вы боитесь остроты. (А. Безыменский) 5.Но свою неправую правую не сменю на правую левую. (В. Высоцкий) Задание 12. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки. 1. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 2. В команде царило воинствующее настроение. 3. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 4. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот, дескать, где я побывал (В. Берестов). 5. Народ терпел двойственный гнет. 6. Наташа одела халат медсестры. 7. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растений. 8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 10. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются. Задание 13.Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка. Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить, новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность. Задание 14. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. 1. Молодой режиссёр приступил к новой (драматичный, драматический)постановке. 2. Наказания в отряде носили чисто (воспитательный, воспитательский) характер. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 4. Я обратился к нему за (дружеский, дружественный) советом. 5. Данные санкции будут применяться только по отношению к (злой, злостный) неплательщикам. 6. Форма его отказа была настолько (дипломатичный, дипломатический), что никто не обиделся. 7. Его (исполнительный, исполнительский) талант был признан всеми. 8. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 9. (Логичный, логический) рассуждения привели нас к выводу, что его действия не были (логичный, логический). 10. Нам необходимо встретиться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 11. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нетерпимо, нестерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 12. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом. 13. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. 14. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 15. Ваш проект нельзя признать (реалистичный, реалистический). 16. Надо (тактично, тактически) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактичный, тактический) решения. 17. Андрей - человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был особенно (удачный, удачливый) для него. 18. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 19. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 20. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. Задание 15. Укажите речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм русского языка. Охарактеризуйте их. Сделайте лексические замены. 1. Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 3. Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции. 4. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 5. Во многих районах вода оказалась в минимуме. 6. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства… 7. Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе. 8. Моя карьера болельщика началась давно. 9. Хоккейные защитники гостей не успевали выстроить оборонительные редуты. 10. В нашей группе не любят тех, кто больше языком чешет. 11. Данным мероприятием следует охватить все факультеты нашего университета. 12. Еще большие залежи полезных ископаемых остаются втуне. 13. За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком. 14. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует. 15. Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. Задание 16.Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить содержательно близкие, но тем не менее различающиеся понятия (страх - паника), стремлением заменить сочетание слов одной единицей (ср. сейф - несгораемый шкаф, снайпер - меткий стрелок). Какими причинами вызвано заимствование приведенных ниже слов? Оправдано ли, с вашей точки зрения, их употребление в современной речи? Гран-при - высшая награда на фестивале, конкурсе. Грант - денежное пособие, выдаваемое специальными фондами и предназначенное для материального обеспечения научных исследований. Йети - снежный человек. Киллер - наемный убийца Ноу-хау - новые передовые технологии производства. Саммит - встреча на высшем уровне. Эксклюзивный - исключительный. Электорат - совокупность избирателей. Задание 17.Оцените целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях. 1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Движущей силой постановки «Маскарада» оказывается ледяной эстетизм, актеры здесь становятся фигурантами, имеющими скорее декоративные задачи. 3. Традиционные рождественские «sales» (распродажи) в салонах довольно редки. 4. Коммерческие отделы и бутики разукрашены елочными гирляндами и шариками. 5. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 6. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 7. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 8. Многие сейчас испытывают фьюче шок («шок будущего»). 9. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу фиесты (праздника). 10. Любовь и смерть переплетены в музыкально-детективной love-story «Эй, странник». 11. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у телевизоров в ожидании хеппи-энда? Задание 18. В приведенных ниже предложениях выделите иноязычные слова. Подберите к ним русские синонимы. 1. Одна маленькая похвала женщины для меня дороже целого дифирамба со стороны мужчины. (М. Горький) 2. Господа судьи! Я протестую! Я всеми силами души протестую против инсинуации, которую дозволяет себе защита. (М. Салтыков-Щедрин) 3. Уже в конце октября у Нины Федоровны ясно определился рецидив. Она быстро худела и изменялась в лице. (А.П. Чехов) 4. На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. (А Куприн) 5. Митрофанов подал в палату апелляцию на решение уездного суда. (Л. Толстой) Задание 19. Пользуясь словарём, определите лексическое значение следующих терминов. Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, анемия, гипоксемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм. Задание 20. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний те, которые не соответствуют языковой норме вследствие своей избыточности. Главная суть, необычный феномен, впервые дебютировать, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, ввести в строй, свободная вакансия, демобилизоваться из армии, молниеносная контратака, дебют молодой балерины, еженедельные выступления, коллега по профессии, внутренний интерьер, постоянные еженедельные рубрики, вечерняя серенада, коренной абориген, народный фольклор, ответная контратака, странный парадокс, написать свою автобиографию, уважаемый коллега, ведущий лидер. Задание 21. Объясните значение иностранных выражений, используемых в русской речи и литературе. Вспомните ситуации, в которых используются эти выражения. Alma mater. Alter ego. Bon ton. Carte blanche. Cherchez la femme. Comme il faut. Finita la commedia. Force majeur. Happy end. Homo sapiens. Idee fixe. In vino veritas. Mauvais ton. Notre-dame. Perpetuum mobile. Post scriptum. Pro et contra. Salto mortale. Tete-a-tete. Задание 22. Объясните значение следующих крылатых выражений, восходящих к библейским и евангельским текстам. Альфа и омега. Вавилонское столпотворение. Вкушать от древа познания добра и зла. Глас вопиющего в пустыне. Египетские казни. Златой телец. Камень преткновения. Козёл отпущения. Краеугольный камень. Манна небесная. Тяжёлый крест. От лукавого. Смертный грех. Содом и Гоморра. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Хлеб насущный. Задание 23. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под ред. В.Х.Василенко, А.Л.Гребнева. Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Печёночные ладони». «Маска «Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звёздочки». Задание 24. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов. 1. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 2. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 3. Рабочие занимались сизифовым делом, перекладывая кирпич вручную. 4. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 5. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дров. 6. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 7. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 8. Коммерческих издательств сейчас прудом пруди. 9. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 10. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 11. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 12. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 13. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 14. Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя. 15. За давностью лет у нас сложился дружный коллектив. Задание 25. Выполните тест. 1. Лишнее слово имеется в синонимическом ряду … 1. воплотить, реализовать, осуществить 2. употреблять, использовать, применять 3. обаятельный, очаровательный, неотразимый 4. выразить, придумать, сформулировать 2. Значение «действующий без всякого стеснения» имеет слово 1. вульгарный 2. скованный 3. бесцеремонный 4. демократичный 3. Соответствие между прилагательными и существительными, с которыми можно составить словосочетание: 1. земной 1. участок 2. земельный 2. насыпь 3. земляной 3. шар 4. землистый 4. укрепление 5. цвет лица 4. Вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ в предложении: 1. Это письмо было адресовано потомку артистической династии Асенковых. 2. Алевтина прекрасно понимала, что далеко по пути артистической карьеры она могла бы не пойти. 3. Всё, что Качалов читал и показывал на эстраде, было высокохудожественным и артистическим. 4. Артистическая и литературная Москва с большими надеждами ожидала открытия нового литературного кружка. 5. Неверно определено значение слова… 1. КОСНЫЙ - тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному 2. АДРЕСАНТ - лицо, отправляющее письмо 3. ОППОНЕНТ - противник в споре 4. ДЕПУТАТ - чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность 6.. В предложениях допущены ошибки в употреблении паронимов: 1. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой. 2. Это наказание носит чисто воспитательный характер. 3. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия логическими. 4. Он дал мне дружественный совет. 5. У запасливого человека всегда есть нужный инструмент. 7. Неверно определено значение фразеологизмов: 1. считать ворон - бездельничать, без цели глядеть по сторонам; 2. заводить волынку - разоблачать кого-либо, изобличать в неблаговидных поступках; 3. ставить вопрос ребром - заявлять решительно, спрашивать напрямик; 4. выводить на чистую воду - начинать говорить долго и скучно, не по существу дела, повторять сказанное; 5. доводить до белого каления - иметь злобу против кого-либо.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.014 с.) |