Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно использовать двувидовые глаголы без добавленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
приставок: ранить, казнить, велеть, женить. Нельзя: он поженился. 5.8 Необходимо учитывать видовой (временной) разнобой: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени (следует как только попадёшь) VI. ПРИЧАСТИЕ 6.1. При образовании причастий нужно помнить: мокнуть – мокнувший; липнуть – липнувший; глохнуть – глохнувший НО: промокнуть – промокший; прилипнуть – прилипший; оглохнуть – оглохший Иногда бывают параллельные формы: завянувший – завядший; зачахнувший – зачахший; иссякнувший – иссякший 6.2. Причастия имеют только две формы времени – настоящего и прошедшего, будущего времени у них нет. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением:неправильно: Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку (следует: Ученик, который напишет…) 6.3. Необходимо учитывать видовой (или временной, или залоговый) разнобой: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (следует: имевшие место в 15 веке); Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загорска, известны во всём мире (следует: выпускаемые) VII. ДЕЕПРИЧАСТИЕ 7.1. Деепричастия не образуются от ряда глаголов несов. в.: печь, спать, беречь, колоть и др. 7.2. Деепричастия не образуются от большинства глаголов с суффиксом –ну: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть. 7.3. Деепричастия с суффиксом –учи-, -ючи- кроме будучи употребляются, как правило, в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи 7.4. Деепричастия сов.в. с основой на гласный могут употребляться в двух формах- с суффиксами –в- и – вши-: написав- написавши; закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши. Форма с –вши- имеет устаревший или разговорный характер. 7.5. Некоторые устаревшие формы нормативны для фразеологических выражений: разиня рот, скрепя сердце, сломя голову, спустя рукава. 7.6. Являются устаревшими или неупотребительными в современном языке формы: вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя, бежа, жгя, ища, нося, пища, коля, пляша, ходя, хохоча, чеша и др. VIII. ПРЕДЛОГИ 8.1. Сложные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис. 8.2. Предлоги ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, сверх, насчёт, Пишутся слитно. 8.3. Предлоги в виде, в связи (с), в продолжение, в течение пишутся в два Слова. 8.4. Умей различать предлоги и самостоятельные части речи предлоги существительные
8.5. За п о м н и! Таблица 14.
IX. СОЮЗЫ 9.1. Умей различать союзы и самостоятельные части речи Союзы самостоятельные части речи Тоже ═ и то же (же можно убрать или переставить) Также ═ и так же (же можно убрать или переставить) чтобы═ для того чтобы что бы (бы можно переставить) зато═ но за то (дерево) (местоим. то можно убрать)
X. ЧАСТИЦЫ 10.1. Пишутся через дефис частицы -то, -ка, -тка, -тко, -таки, -с, -де. 10.2. Пишутся раздельно частицы бы(б), ли(ль), же(ж). 10.3. Р а з л и ч а й частицы НЕ и НИ: Таблица 15.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Задание 1. Составьте конспект данного материала. Задание 2. Выполните контрольный тест.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. 1. Не стоит менять отношени… к человеку под влиянием одного неосторожного слова. 2. Из-за каких пустяков иногда порт…тся отношени… между людьми! 3. У сестры с братом был… сложн… отношени… 4. У сестры с братом был… одинаков… отношени… к продаже дома. 5. Они старались не афишировать свои… отношени… и встречались тайком. 6. Они не побоялись продемонстрировать сво… отношени… к новому начальнику. Задание 4. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания. Автор, адрес, архитектор, берег, бок, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инженер, инспектор, инструктор, катер, конструктор, корпус, корректор, кран, крем, лектор, образ, отпуск, паспорт, порт, прожектор, пропуск, профессор, рукав, сорт, токарь, торт, трактор, прожектор, торт, учитель, холод, цех, шелк. Задание 5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных. Корпус… (здания, войсковые соединения) - корпус… (туловища); образ… (иконы) - образ… (художественно-литературные); орден… (знаки отличия) - орден… (рыцарские и монашеские общества); повод… (поводья) - повод… (побуждения). Задание 6. Раскройте скобки, выберите подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивируйте свой выбор. 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 3. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались по ветру. 5. Пастух приложил к губам дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона) свирели. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны, тона). 7. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы. 8. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы, шофера). 9. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 10. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 11. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. Задание 7. От приведенных ниже слов образуйте форму родительного падежа множественного числа. Абрикосы, ананасы, апельсин, баклажаны, бананы, басни, башни, бланки, блюдца, валенки, вафли, гектары, граммы, грузины, джинсы, дрязги, карты, килограммы, консервы, макароны, мандарины, носки, осетины, очки, погоны, полотенца, помидоры, простыни, рельсы, сапоги, туфли, чулки, шорты, шпроты, яблони, ясли. Задание 8. Словосочетания, данные во множественном числе, поставьте в форму единственного числа. Запишите все возможные варианты. Высокие жирафы, мои коллеги, ужасные неряхи, белые клавиши, грязные манжеты, кожаные туфли, строгие старосты, измятые банкноты, войлочные тапки, белые босоножки, огромные домины, узкие ботинки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, чёрные рояли, железнодорожные плацкарты, весёлые запевалы, заказные бандероли. Задание 9. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ. Визави, домишко, кофе, знамя, шампунь, инкогнито, носище, сирота, староста, умница, сопрано, маслице, жюри, тюль, иваси, фрау, тушь, хиппи, неженка, бремя, авеню, мозоль, портмоне, рагу, глупышка, кольраби, рояль, вуаль, пепелище, мадемуазель, бра, табель, безе, кенгуру, воевода, атташе, юноша, хвастунишка, лакомка, глупышка, рантье, умишко, шимпанзе, подмастерье, сапожище, гений, толь, пони, отель, неряха, резюме. Задание 10. Образуйте, если возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Сделайте вывод об особенностях значения рода в названиях лиц по профессии, должности, социальному положению. Врач, пловец, художник, доцент, педагог, журналист, певец, филолог, руководитель, аспирант, адвокат, сотрудник, профессор, кассир, водитель. Задание 11. Допишите окончания. Не путайте несклоняемые названия животных со склоняемыми: их род определяется по форме слов и по традиции, как обычно. В обезьяннике было тихо. Спал… мощн… орангутан, дремал… горилла, чуть похрапывал… во сне шимпанзе. Только шустр… макака никак не хотел… успокоиться. Травоядные тоже отдыхали. Задумчив… гну жевал… сено. Друг… антилопа лежал… в глубине вольера. Американск… лама молча смотрел… на публику. Изящн… газель пощипывал… травку. Задание 12. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы. 1. Цветущ… Борнео расположен… в Индонезии. 2. Полноводн… Конго - гордость африканцев. 3. Они переехали в процветавш… тогда Теннеси. 4. О, эт… незабываем… Тикси. Задание 13. Допишите окончания. Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню - уютн… кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи - потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе едят бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черны… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи - не менее крепк… виски. Задание 14. Определите род данных аббревиатур. Ответ мотивируйте. ЗАГС, вуз, ссуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, ЕГЭ, ЖЭУ, ЛДПР, МГУ, районо, ДЮСШ, АТС, УВД, МИД, ГЭС, ЖСК, НИИ. Задание 15. Выберите полную или краткую форму прилагательного 1. Ты (не виноватый — не виноват) в случившемся. 2. Она (способная — способна) горы своротить ради сына. 3. Мы остались очень (довольные — довольны) поездкой в Михайловское. 4. Роман (интересный — интересен) во многих отношениях. 5. Братья всегда бьши (близкие — близки). 6. Студент очень (способный — способен), но работать не любит. 7. Он мне (приятный — приятен) как человек, но как специалиста я его не знаю. 8. Вкус у этого соуса очень (приятный — приятен). 9. Мы (знакомые — знакомы) с ним уже лет десять. 10. Дети всегда (талантливые — талантливы). 11. При посторонних он был (робкий— робок), смущался и густо краснел. Задание 16. Образуйте простые сравнительную и превосходную степени прилагательных. В каких случаях эти формы образовать нет возможно? Близкий, богатый, бурный, важный, великий, высокий, гладкий, глухой, гордый, горький на вкус, грубый, густой, дешевый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, крепкий, крутой, меткий, мягкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный. Задание 17. В предложениях допущены ошибки; исправьте их. 1. Дела фирмы с каждым днём всё хужее. 2. Река обмелела, и поэтому лето с каждым годом в этих местах всё жарчее. 3. Чилийский перец острее ихорче болгарского. 4. Не знаю, зачем вы поехали по этой дороге; этот путь длиньше. 5. Надо было купить чёрное пальто: оно дешевее, но прекрасно смотрится. 6. Эта команда послаб- же, чем бразильская. 7. Уверена, что нет на свете собаки, толстее соседской. 8. При стирке нашим порошком все краски становятся ярчее. 9. Он предпочитает спиртные напитки крепчее. 10. Мальчик подрос и стал сильнее и боевее. 11. В любом споре он уверен, что правее всех. 12. День ещё осеннее, чем вчера. Задание 18. Определите характер ошибок в образовании и употреблении форм имен прилагательных. Исправьте, где нужно, предложения. 1. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы. Бодры, спокойные и веселые. 2. Участковый врач Николаев очень внимательный к пациентам. 3. Сегодня наша команда показала более лучшую игру. 4. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее. 5. Мой брат немного молодее меня, но кажется моим ровесником. 6. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы. 7. В Пете Ростове мне нравится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагу. 8. Он сумел победить самого сильнейшего противника. Задание 19. Исправьте возможные ошибки в предложениях. 1. Это будет самое высочайшее здание в Москве и вообще в России. 2. В эти годы он был ещё счастлив в браке и благополучен. 3. Бумага, в которую завернут пакет, была грубой, желтоватой. 4. Случались у него и более худшие дни. 5. Мы купили машину почти новую и по самой выгоднейшей цене. 6. Стоянка в Кижах была долгая, и мы успели оббежать весь остров. 7. Конкурентная борьба на рынке автомобилей становится всё более жёсткой. Задание 20. Просклоняйте приведённые числительные. Полтора, четверо, 741, 492, 2005-ый. Задание 21. В каждой части среди выделенных слов есть одно, попавшее по ошибке. Найдите его, обоснуйте свой ответ. а) Трёхкратный чемпион, пятидесятилетний мужчина, четырёхкратное увеличение, восьмидесятиметровый тоннель, стопроцентный выигрыш, шестидесятые годы, трёхметровый столб, десятичные дроби, пятиэтажный дом; б) сорок метров, в сотый раз, пятый троллейбус, первый учитель, десятый час, двести центнеров, в шести случаях из ста, девять депутатов, один метр; в) более трёх тысяч лет, на девятистах гектарах, к восемнадцати миллионам россиян, третий год, пятитысячный посетитель, сорок семь ватт, сто пять страниц, тридцатиметровый тоннель, тысяча восемьсот двенадцатый год; г) десяток яиц, сотни домов, толпы людей, множество отдыхающих, четверть всех запасов, более половины опрошенных, одна пятая часть избирателей. Задание 22.Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме. 1.Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. 2. Библиотека университета ежемесячно пополняется 300 (книга). 3. Разность между 87 и 58 составит 29. 4. Это небольшой старинный город с 4675 (житель). 5. 361 (спортсмен) были вручены награды. 6. Этот поселок расположен в 232 км от столицы. 7. Из 165 тестовых заданий студент справился со 138. 8. Держать сложнейшие экзамены предстоит 1184 (выпускник) школ города. 9. Жалея о 500 (рубль). 10. Располагаю 600 (рубль). 11. К 770 прибавьте 200. 12. Из 850 вычесть 50. 13. Знакомство с 555 (участник) конкурса продолжалось в течение 30 дней и заняло более 200 часов. 14. Из 880 (книга) своей библиотеки он всерьез дорожил лишь 278, а к остальным 610 относился прохладно. 15. Старый ворон командовал 760 (ворона). Стая из 760 птиц - это большая редкость! 16. 440 из 670 (модель), представленных всеми Домами мод страны, жюри осталось довольно, об остальных 230 отозвалось отрицательно. 17. Арендатор владел 867 га земли. На 567 он выращивал картофель, а на 300 - овощи. 18. Прибыл поезд с 287 (экскурсант). 19. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 м 74 см. 20. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. Задание 23.Употребите данные ниже сочетания в творительном падеже. Напишите цифры прописью. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самолетов, 70 цехов, 700 учащихся, 200 метров, 300 жителей, 400 ночей, 900 дней, 1000 врачей, 3000 книг, 5000 гектаров, 1500 рублей, 1898 слов, 5672 экспоната, 32874 метра. Задание 24.. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки. 1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. У Антона Ивановича двое дочерей, обои учатся в школе. 4. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 5. Подруги учились отлично, обоим вручили красные дипломы. 6. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 7. Трое работниц не смогли выйти на работу. 8. Двое котят играли на полу. 9. На обеих берегах реки раскинулись поля. 10. Участвовать в конференции предложили четырем старшекурсникам и двоим второкурсницам. Задание 25. Прочитайте вслух, обратите особое внимание на числительные. 1. Зрительный зал Большого театра вмещает более 2500 зрителей. 2. В сутки петербургский метрополитен перевозит около 3 млн 400 тыс. пассажиров, что составляет свыше 25% всех городских перевозок. 3. Я редко вижусь с 8 моими братьями и сестрами. 4. Экскурсия была организована для 164 участников конференции. 5. Все эти сведения помещены на 872 страницах. 6. С 36% голосов вам вряд ли удастся победить на выборах. 7. Для 329 студентов были выделены путёвки в туристический лагерь. 8. В гостинице «Метрополь» более 400 номеров. 9. За время работы Дворца спорта в нём побывало свыше 50 400 000 человек. 10. Крымский мост — один из самых крупных цепных мостов в Европе: его длина достигает 688 м при ширине около 40 м; высота — свыше 29 м, а длина цепей свыше 280 м. 11. В 1750 году в Петербурге насчитывалось около 150 улиц, в 1915 году их количество достигло 431, а в 1903 движение в городе проходило по 681 улице. 12. Наполеоновская армия насчитывала около 134 000 солдат и офицеров при 587 орудиях. 13. В земстве числилось 120 000 человек, которые владели 572 десятинами пахотной земли. Задание 26. Выполните тест. 1. К женскому роду относится слово №… 1. неженка 2. тюль 3. воришка 4. авеню 2. Ошибка в согласовании прилагательного с существительным в словосочетании №… 1. справедливый судья 2. старый мозоль 3. свежая кольраби 4. хрустальное бра 3. Словом среднего рода является №… 1. подмастерье 2. сапожище 3. спагетти 4. жюри 4. К мужскому роду относится аббревиатура №… 1. АТС 2. вуз 3. ООН 4. УВД 5. Ошибка в образовании формы множественно числа существительного допущена в слове №… 1. шофера 2. бухгалтеры 3. профессора 4. инженеры 6. В словосочетании №… ошибка в образовании формы слова. 1. килограмм баклажанов 2. пачка вафель 3. две пары джинс 4. около яслей 7. Допущена ошибка в склонении числительного: 1. встреча с пятьюстами шестьюдесятью избирателями 2. находиться в трехстах двадцати километрах 3. аттестаты вручены девяноста семи выпускникам 4. рассказано о двести тридцати видах комнатных цветов 8. Предложение №… без грамматической ошибки. 1. На уроке не было обоих сестер. 2. Трое студенток уже сдали экзамен. 3. В семье было четверо сыновей. 4. Двоих бульдозеров здесь недостаточно. Задание 27. Исправьте ошибки там, где это возможно. 1. Он не разрешает мне критиковать себя. 2. Преподаватель попросил меня сдать в библиотеку свои книги. 3. Свою автобиографию он так и не закончил. 4. Работа над романом возвращает его в детские годы. 5. Семья у них была по-настоящему дружная, хорошая; Надя любила и уважала своего мужа. 6. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Чичиков приехал прежде всего к себе. 7. Я застала брата у себя в комнате. 8. Позже он не раз признавался друзьям и близким, что всю свою жизнь, вероятно, занимался не своим делом. 9. Он сам выбрал профессию и потом ни разу не пожалел об этом. Задание 28. Исправьте ошибки там, где это возможно. 1. Лена осталась круглой сиротой: отец погиб ещё до её рождения, мать умерла, когда ей было 18 лет. 2. Сын нашего преподавателя и несколько его друзей тоже пошли с нами в поход. 3. Петя пришёл к нам в школу со своим другом-студентом. 4. Он заметил, что Катя и Настя о чём-то перешептываются. На эту девушку он всегда обращал внимание. 5. Бабушка моей подруги, когда она болеет, никогда не обращается к врачам, а использует народные средства. 6. Так писали о нём в своих воспоминаниях брат и его сыновья. Задание 29. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику. Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь, утаить, кроить, поить, почистить, испортить, высыпать, уведомить. Задание 30. Поставьте глагол в форме настоящего или простого будущего времени там, где это возможно. Если такая форма невозможна, передайте то же значение другими способами. 1. Его (влечь) к этой странной девушке. 2. Размышляя, как освободиться завтра пораньше и успеть на футбол, я решил, что (досадить) математичке, чтобы она выгнала меня. 3. Этот жокей всегда сам (запрячь) лошадь, всё тысячу раз проверит. 4. Петя быстро (истрепать) кроссовки, если будет в них играть в футбол. 5. Она (лгать) так часто, что ей уже никто не верит. 6. Они давно (хотеть) пригласить нового тренера. 7. В нашей семье такой порядок: когда дети (захотеть), тогда и (лечь) спать. 8. Вода (течь) из трубы уже третий день, а домоуправление ничего не предпринимает. 9. Тренер старался мне внушить веру в то, что я (победить) в этой встрече.
Задание 31. Поставьте глагол в форме прошедшего времени. 1. Друзья разъехались по лагерям и бабушкам, а я (киснуть) в Москве целый месяц. 2. Вопрос (застигнуть) меня врасплох. 3. Ветер был такой сильный, что даже свет в доме несколько раз (гаснуть). 4. Дедушка (глохнуть) всё сильнее. 5. Мальчик даже (замереть) от удивления и восхищения. 6. Неожиданно (вспыхнуть) огни фейерверка и быстро (померкнуть). 7. Цветы (пахнуть) резко и пряно, отчего у меня заболела голова. 8. Он (вторгнуться) в ту часть её души, куда вторгаться не было разрешено никому. 9. Розы, прихваченные морозом, (увянуть) на другой же день. 10. Солнце (жечь) нещадно, земля растрескалась без дождей. 11. Команда (избегнуть) поражения лишь благодаря случайности. 12. Они (натереть) лицо землёй и стали играть в десантников. 13. Дядя (исчезнуть) из города так же внезапно, как и появился. 14. Теннисист почти (достигнуть) своей цели. 15. Грабители (проникнуть) в здание банка через подземные коммуникации. 16. Дети никогда не (класть) вещи на место. Задание 32. Поставьте глагол в форме повелительного наклонения. 1. (Ехать) домой, если ты плохо себя чувствуешь. 2. Мальчики! Не (лазить) по этой лестнице: там ступеньки совсем сгнили. 2. Мальчики! Не (лазить) по этой лестнице: там ступеньки совсем сгнили. 3. (Лечь) на кушетку и расслабься, тогда укол не будет таким болезненным. 4. Сережа! Пожалуйста, (заехать) за мной, хочу поехать на дачу с вами. 5. Мачеха сказала Золушке: «С утра (перечистить) все кастрюли и сковородки, (перестирать, прополоскать, высушить, выгладить) бельё и не (испортить) мои лучшие простыни, (натереть) паркет в гостиной, (высыпать) из мешка и перебери горох, (подоить) коров и тогда можешь быть свободна. 6. Как только ты определишься с днём отъезда, (уведомить) меня об этом. 7. Лена! (Собрать) все тетради и (положить) на мой стол. 8. Прошу тебя: (отложить) свой отъезд дня на два. 9. Ребята! (Увидеть) эту передачу, она обещает быть интересной. Задание 33. Исправьте предложения, объясните ошибки. 1. Семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 2. Не ставь на стол чашку с чаем, не порти мебель. 3. Больной полоскает горло ромашкой, но это не помогает. 4. Крашеные полы сохнули долго. 5. Положьте все документы в папку. 6. Махай им рукой, чтобы они тебя заметили. 7. Дети часто одеваются бабушками слишком тепло. 8. Не только руководители отдела, но и он неоднократно премировались. 9. Они сыпют в тесто слишком много сахара. 10. Он кликает сына, но мальчик не слышит. 11. Волны плескают о борт нашей лодки. 12. Он почти час мокнул под проливным дождем у её подъезда. 13. Я ощущу это, только когда сам испытаю. 14. Я верил, что найду серьёзные доводы и убежду его отказаться от рискованной затеи. 15. Боюсь, что, когда очутюсь в Англии, ни одного английского слова понять не смогу. 16. Дети махают руками, приветствуя воспитательницу. 17. Верхние соседи целый день движут мебель. 18. В этом году наша команда достигнула больших успехов. 19. Храм воздвигнули в честь победы над Наполеоном. 20. Цветок забывали поливать, и он совсем засохнул. Задание 34. В предложениях допущены ошибки. Исправьте их. 1. Из прочитанного мною главы романа меня поразил один эпизод. 2. Там я встретился с группой ребят, болеющими за «Спартак». 3. Местные школьники предложили помочь группе археологов, приехавшим из Москвы. 4. Мы вошли в одну из комнат, обставленные старинной мебелью. 5. Дом стоит на холме, круто спускающемуся к реке Сороти. 6. Облако было похоже на чудовище, смотрящего на тебя с высоты. 7. На террасе были ряды кресел, приготовленные для гостей, захотевших бы вечером посмотреть наш спектакль. 8. Мы встретились с одноклассниками, покинувших наш город и поступивших учиться в столице. 9. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен. Задание 35. В предложениях допущены ошибки. Исправьте их. 1. Он взвалил на плечи мешок, сильно порванный и из которого торчали какие-то книги. 2. Это был незнакомец, заблудившийся в темноте и который просил ночлега. 3. Он уважал людей, имеющих своё мнение и которые были способны к обобщениям. 4. Дмитрий, отказавшийся от моей помощи и который сам во всем разобрался, на следующий день принёс исправленный проект. 5. Первым человеком, который встретился ему на дороге и сильно поразивший, его, был высокий старик в порыжевшей от времени куртке. Задание 36. В предложениях допущены ошибки. Исправьте их. 1. Он так страдал от неразделимой любви, что даже вступительные экзамены в институт провалил. 2. Он спит с открывшимися глазами. 3. Шум, издающийся работающим двигателем, заглушал их голоса. 4. На проводящуюся студентами конференцию народу пришло так много, что в зале не было свободных мест. 5.Раскрылись набухавшие на деревьях почки. 6. Человек, про- читающий эту книгу, получит большое удовольствие. 7. На мачте были флаги, колеблющие ветром. 8. Теперь мы хорошо видим купола собора, сверкавшие на солнце. 9. Он искал сценарий, чтобы поставить фильм, нашедший бы отклик у зрителей. 10. Кипу — это крохотный клочок суши, омывающий со всех сторон океаном. 11. С раскрывшимся ртом слушали мальчики рассказы охотника. 12. Каждый из них мечтал совершить подвиг, прославивший бы его. 13. Фильмы, снимаемые этим режиссёром, получили призы на многих международных кинофестивалях. 14. Лесник, знавший голоса всех птиц, может по голосу определить каждую. Задание 37. Образуйте от глаголов деепричастия. От какого глагола нельзя образовать деепричастие? Гнать, гонять, догнать, погнаться, расширить, расшириться, расширять, расширяться, висеть, виснуть, повиснуть. Задание 38. Как можно закончить предложение? 1.Встретив его случайно в театре, а) ей вспомнились их студенческие годы. б) ей стало больно, что они так нелепо расстались. в) ей захотелось вернуть прошлое. г) неожиданно для себя самой она почувствовала, как он ей дорог. 2.Устраиваясь на работу, а) во время встречи с работодателем должно быть продумано каждое ваше слово б) во время встречи с нанимателем держитесь скромно, но с достоинством. в) костюм, в котором вы пойдёте на переговоры, должен быть строгим. г) ваша самоуверенность может быть причиной отказа. 3.Потеряв к этому времени значение оборонительного сооружения, а) псковский кремль перестали укреплять и ремонтировать. б) местные князья перестали укреплять и ремонтировать кремль. в) псковский кремль стал местом проведения вече. г) в псковском кремле сохранилась вечевая площадь. 4.Приступая к работе над рефератом, а) составьте прежде всего план. б) особенно важен подбор литературы. в) у меня не было ни малейшего представления, с какими проблемами столкнусь. г) тема должна быть интересна вам и хорошо вами продумана. Задание 39. Исправьте возможные ошибки при образовании деепричастий. 1. Покинув родные края, он поселился в столице. 2. Приобретя опыт, он открыл свою мастерскую. 3. Он боялся отца и не любил его, получав от него только подзатыльники. 4. Снявшись в этом фильме, он добился всемирной известности. 5. Рассмотрев ваши предложения, мы готовы принять их. 6. Выплачивая бы кредит по частям, ты смог бы погасить его в срок. 7. Мы совершенно промокли и промёрзли, поджидав их в условленном месте более часа. 8.Она не думала, уничтожа эти письма, что скоро на аукционе они будут стоить целое состояние. 9. Снявши голову, по волосам не плачут. 10. Не встречав раньше такого отпора, он растерялся. 11. Розы, вянув, пахли неприятно сладко. 12. Будучи обязательной во всём, она выполнила порученное. 13. Познакомясь с письмами этого человека и воспоминаниями о нём, она поняла, что должна написать о нём книгу.
Задание 40. Исправьте предложения, объясните ошибки. 1. Осмысливая истинные ценности жизни, с каждым годом менялось его мировоззрение. 2. Купя этот дом недорого, нам потом пришлось много затратить на его ремонт и перестройку. 3. Попав в тюрьму, душевное состояние журналиста было очень тяжёлым. 4.Этот роман, переведя на русский язык, потерял всю свою оригинальность. 5. Придя бы на пять минут раньше, ты бы застала его, он только что ушёл. 6. Не имея достаточных средств, магазин всё- таки был открыт. 7. Эту книгу, разрекламировав бы удачно, можно было бы сделать бестселлером. 8. Намеренно рвя все прежние дружеские связи, он не думал, что одиночество — это так трудно. 9.Мотор лодки, глохнув всё чаще, через полчаса вообще вышел из строя и не запускался. 10. Вернувшись в родной город, её ждало горькое разочарование. 11. Прочитав последний роман Пелевина, у меня возникло двойственное чувство. 12. Слушая её рассказ, слёзы навёртывались на глаза. 13. Читая эти строки, невольно становится грустно. 14. Делая вывод, в ваши рассуждения вкралась ошибка. 15. Взявшись помочь соседу, мне пришлось заканчивать ремонт вместо него. 16. Вглядевшись в тёмные силуэты, мне показалось, что это деревья. Задание 41. Запишите вопрос после каждого предлога; образуйте предложно- падежную форму со словами, приведёнными справа. Насчёт.................... работа, командировка, экзамены; наподобие.............. треугольник, апельсин, новелла; во имя..................... родина, Отчизна, семья; в целях.................... выход из кризиса, скорейшее завершение работы; вопреки................... желание, первоначальные намерения и планы; несмотря на.........болезнь, занятость, запреты; в отличие от.........родители, одноклассники; согласно................. приказ, распоряжение, недавно принятый закон; наперекор............... родители, друзья, соседи; наперерез............... машина, поезд; смотреть вслед.......уходящие, путник, отъехавшая машина. Задание 42. В предложениях допущены ошибки. Исправьте их. 1. Согласно вашего желания мы освободили для вас комнату наверху. 2. Дождь, вопреки предсказания бабушки, так и не пошёл. 3. Катастрофа снова случилась благодаря пресловутого «человеческого фактора». 4. Согласно вашего приказания рота на смотр построена. 5. Подобно грохотания дальнего грома, за лесом раздавался глухой шум водопада. 6. Он всё делал наперекор желания своей семьи. 7. Заграничный паспорт приходится менять по истечению срока его действия. 8. Я сообщил руководству обо всём тотчас по подписанию контракта. 9. Продавать игрушки было скучно, и с магазина она тоже ушла. 10. Наперерез колонны демонстрантов двинулась полиция. 11. Согласно распоряжения директора курение у нас в офисе запрещено. 12. Она долго смотрела вслед уходящего поезда.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.021 с.) |