Методические указания по выполнению научных докладов, конспектов, рефератов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению научных докладов, конспектов, рефератов.



 

1) Методические рекомендации по написанию научного доклада.

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад - это исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемой проблемы, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно — заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Научный доклад может быть подготовлен для выступления на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества или в рамках проводимой в НГГУ недели экологии. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

1. Выбор темы доклада.

2. Подготовка материалов доклада.

3. Планирование доклада.

4. Выступление.

Подготовка материалов доклада.

Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением различной литературы.

Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по теме доклада. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа — это учебники и учебные пособия по общей экологии, экологии растений, физиологии растений. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати — журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержаться новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.

Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?

Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе.

Наиболее общие принципы представления материала:

· От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение.

Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. «Хороший доклад — это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать». Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

· От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются. Вот один из возможных вариантов использования данного принципа. «В настоящее время … Так, например,...».

· Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие — с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис — концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат. При этом важно соблюдать «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы.

В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

Теперь, когда доклад написан, следует приступить к его оформлению.

Планирование доклада.

Подготовленный Вами доклад и Ваше будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.

Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, чертежи, плакаты.

Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:

1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.

2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.

3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.

4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.

5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.

6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.

7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.

Итак, мы подошли к завершающему этапу работы над научным докладом — к подготовке выступления.

Выступление.

Представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце», — мнение известного американского психолога Дейла Карнеги.

Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2—3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада.

Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны. «Уважаемые коллеги! Известно, что … В литературе … Однако … Что же на самом деле …»

Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.

Обязателен ли полный текст научного доклада? Для начинающего докладчика составление полного текста научного доклада необходимо. Более опытные ораторы могут составить тезисы доклада.

Научный доклад представляет собой устное произведение, чтение вслух подготовленного текста недопустимо.

Вами совершена и проделана большая работа по подготовке научного доклада. Ее завершающим аккордом является подготовка к будущему выступлению. Известно, что «…хорошо подготовленная речь — на девять десятых произнесенная речь».

Вы плодотворно потрудились в течение всего процесса работы над текстом научного доклада. Ваш труд будет вознагражден ярким выступлением.

К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:

1. До и после важных мыслей следует делать паузу.

2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает Вашу речь более выразительной.

3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.

Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.

2) Методические рекомендации по написанию конспекта

Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, отмечая, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Например, если рассуждения автора представляют достаточно сложную и длинную цепочку, то в конспекте может появиться запись: «Из А следует В, а из В – С, следовательно, С является прямым следствием А». Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).

Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведение, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме. Чтобы полностью скопировать работу, достаточно нажать кнопку «печать», но считаться конспектом такое ее воспроизведение не будет. Основные требования: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект – это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект – посвящен определенному произведению, тематический конспект – посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы. В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях).

При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.

3) Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат — это самый простой вид научной работы.

Рефераты могут быть двух видов. Во-первых, результат реферирования одной или нескольких книг и/или статей по определенной теме. Это краткий обзор основного содержания выбранных научных источников. (Примером являются реферативные сборники Института научных исследований по общественным наукам Российской академии наук). Во-вторых, реферат может представлять собой краткое раскрытие определенной темы. Студент показывает степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дает свое понимание рассматриваемых вопросов. Может быть показана особенность решения данных вопросов в России.

Цель написания реферата — приобщить студентов к творческой работе с экологической литературой.

Непосредственными задачами данной формы самостоятельной работы являются:

· -научиться самостоятельно излагать материал (а, в дальнейшем, и свои взгляды на проблему);

· -овладеть научно-исследовательским стилем письма, для которого характерны отсутствие личных местоимений, неупотребление глаголов, выражающих чувства (эмоции), повествование от третьего лица, особая мера выдержанности оценок, недопустимость политизированного подхода и т.д.;

· -усвоить формальные и редакционные требования оформления работы.

Реферат, как письменная научная работа, предполагает определенную организацию его подготовки и написания, а также соблюдения требований, которые к нему предъявляются.

Студент самостоятельно или с помощью компьютера, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбирает из списка, предложенного кафедрой, тему для своего реферата и сообщает ее своему научному руководителю. Тема реферата может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем.

Реферат должен иметь план, включающий несколько разделов и список использованной литературы. В ряде случаев даются приложения. Желательно чтобы реферат начинался с небольшого введения, в котором студент может обосновать выбор темы, раскрыть структуру плана и дать анализ литературы, по которой будет написана реферат. Кроме актуальности тематики необходимо указать цели и задачи исследования, отразить методологию и объекты исследования, сослаться на проработанность данной проблематики в работах ведущих авторов. Целесообразно завершить реферат краткими выводами и предложениями, вытекающими из текста работы.

Текст должен иметь характер самостоятельного изложения. Не допускается дословное переписывание материалов из источников без соответствующих ссылок. Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т. п., а также материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно. Сноски в тексте работы могут быть как постраничными, так и концевыми. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [6, 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6, и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.

Выбор темы. Для того чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний. При этом не следует ориентироваться на тему, которая показалась более легкой.

Тема реферата раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке литературы должно быть не менее 5 названий различных источников (монографий, журнальных статей, справочников и официальных документов).

Оформление реферата. Размер реферата не должен быть излишне большим. Однако от студента не принимается работа на 2—3 страницах. Минимальный объем 15 (пятнадцать) страниц стандартного формата А4, максимальный 20 (двадцать) страниц машинописного текста через 1,5 (полтора) межстрочных интервала шрифтом 14-го размера.

Реферат выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х 297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

Поля и отступы текста: левое поле — 30 мм, правое поле — 15 мм, верхнее и нижнее поля — по 25 мм. Если текст печатается на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord, то при форматировании следует установить правый ограничитель текста в позицию 16½. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

На титульном листе реферата должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.021 с.)