ТОП 10:

Тема 6. Стилистика современного русского литературного языка.



6.1. Функциональные разновидности русского литературного языка.

Литературный язык обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение.

Литературный язык – форма общенародного языка, понимаемая как образцовая, – по-разному функционирует в зависимости от сферы человеческого общения. Экстралингвистической предпосылкой дифференциации стилей является сфера использования языка, которая выдвигает свои требования к выбору языковых средств, созданию высказывания и накладывает свои ограничения. Поэтому в литературном языке выделяются функциональные разновидности, или стили.

 

6.2. Предмет и задачи стилистики. Основные понятия стилистики.

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (или способы использования) языковых единиц в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения, а также функционально-стилевая система. Традиционнаястилистика развивалась в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы). В середине 50-х гг. XX столетия на смену традиционной стилистике приходит функциональная стилистика, которая изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации.

Языковые единицы, кроме основного значения (денотации), могут иметь дополнительные значения и окраску, ограничивающие возможности употребления данной единицы языка в определенных сферах и условиях общения. Это так называемые стилистические коннотации, которые складываются из трех основных компонентов: а) экспрессивность – выразительные свойства языковой единицы; б) эмоциональная оценочность – сопряженное с выражением отношения говорящего к названному языковой единицей предмету или явлению; в) стилевая принадлежность(важнейший компонент стилистической окраски) – свойства плана содержания языковой единицы, ограничивающие ее употребление рамками определенных стилей.

 

6.3.Стилистические нормы – нормы употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской.

 

6.4. Взаимодействие стилей.

В современной языковой ситуации можно с очевидностью наблюдать ослабление литературно-языковой нормы, что приводит к «взаимодействию и взаимопроникновению стилей» литературного языка (В.В.Виноградов). Теория конструктивно-стилевых векторов (по Костомарову В.Г.).

 

Основная литература:

1. Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма-Инфра.М.), 2000. – 560с. С.19-24.

 

Дополнительная литература:

1. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 7-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- 503. (Серия «Высшее образование»). С. 59-68.

2. Русский язык и культура речи: Учебник: для технических вузов / Под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 356. – (Основы наук). С. 55-69.

3. Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2007. – 208с. С. 24-32.

4. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс. 2005 (Высшее образование). С.69-73.

5. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. М., 2003.

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

7. Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. С.334-337.

 

Ссылки на открытые ресурсы.

1. www.gramota.ru

2. www.stilistika.ru

Тема 7. Научный стиль

7.1. Аттестация понятия «специальный язык».

Ситуация общения в пределах специальной сферы побуждают специалистов переходить на профессиональный язык, который в меньшей степени связан с национальной принадлежностью его носителей. Поэтому возникает такое понятие, как «специальный язык».

 

7.2. Подстили и жанры научного стиля. Экстралингвистические предпосылки выделения научного стиля. Стилевые черты научного стиля

Научный стиль – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Сфера использования стиля — наука (точные, естественные, гуманитарные и др. науки), область техники и производства.

Подстили:

· собственно научный;

· научно-информативный;

· научно-справочный;

· учебно-научный;

· научно-популярный.

Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность (доминирующий фактор), подчеркнутая логичность изложения. Данные экстралингвистическиепризнаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты:

· смысловая точность (однозначность выражения мысли),

· информативная насыщенность,

· объективность изложения,

· безобразность,

· стандартизованность и регламентированность.

Научный стиль реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров:

· монография, статья, доклад, диссертация;

· реферат, аннотация;

· словарь-справочник, каталог;

· учебник, словарь, лекция;

· очерк, статья, книга.

 

7.3. Лингвистические особенности научного стиля.

Особенности научного стиля:

Лексические

o Слово употребляется в одном значении

o Слово употребляется в обобщённом значении

o Абстрактная лексика

o Термины

o Отсутствие эмоциональной лексики

o Глаголы несовершенного вида

o Глаголы в форме настоящего времени

o Глаголы-связки в составном сказуемом

o Преобладание отвлечённых существительных

o Местоимения и другие части речи в функции местоимений, то есть обозначающие предмет, не называя его.

Синтаксические и морфологические

o Местоимение «мы» в значении «я»

o Синтаксическое преобладание сложных предложений над простыми

o Большие по объёму предложения

o Вводные слова и предложения

o Большое количество безличных конструкций

o Обособленные члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами

o Цитаты, сноски

o Отсутствие восклицательных предложений

o Полные предложения

o Прямой порядок слов

Текстовые особенности

o Выдержанная структура рассуждения (формулировка тезиса, доказательство, вывод)

o Чёткое деление текста на абзацы

o Лексический повтор, указательные и личные местоимения 3го лица, вводные слова, наречия как средство связи предложений и абзацев

o Специальные конструкции как средство связи частей текста.

 

7.4. Структурно-тематическая организация научного текста

Логичность научной речи ярко проявляется в организации текста. Существуют некие универсальные блоки, которые присутствуют во всех подъязыках науки, и располагаются в определенной последовательности, обусловленной логико-понятийной закономерностью изложения научной информации:

1. понятие об объекте; определение объекта;

2. обозначение, измерение, вычисление объекта;

3. свойства объекта, вещества;

4. изменения и превращения объекта;

5. связь и зависимость явлений и объектов;

6. состав вещества; строение, структура, устройство объекта;

7. классификация объектов, предметов, явлений;

8. получение объектов;

9. применение, назначение объектов.

Структура научных текстов подчинена законам жанра, которые относятся к первичным текстам, т.е. созданным автором впервые. К вторичным текстам, т.е. текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация.

 

Основная литература:

1. Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма-Инфра.М.), 2000. – 560с. С.169-212.

Дополнительная литература:

1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс. 2005 (Высшее образование). С. 98-110.

2. Русский язык и культура речи: Учебник: для технических вузов/Под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 356. – (Основы наук). С. 234-247.

3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб.пособие для студ. фак. журналистики/ Г.Я.Солганик, Т.С.Дроняева. – 3-е изд.,стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 256с. С. 12-20.

4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 62-78.

5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/О.Я.Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н.Лапшина и др. /Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: Инфра-М, 2002. С.18-26.

6. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985.

7. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М., 1983.

8. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 2000.

9. Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. С.334-337.

10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

 

Ссылки на открытые ресурсы.

1. www.gramota.ru

2. www.stilistika.ru

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.009 с.)