ТОП 10:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП)



(Перечень наименований пакетов прикладных профессиональных программ, используемых при изучении дисциплины с указанием: принятой аббревиатуры пакета, номера версии /если необходимо/ и кратким описанием).

 

Не требуется

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(Перечень контрольных вопросов по темам содержания дисциплины.)

Сообщение на следующие темы:

1. Погода

2. Комната с видом

3. Выходные

4. Abbot s Road

5. Лондон

6. Роберт Бернс

7. Побег

8.Моя будущая профессия

9. Любовь, женитьба, семья

10. Дети и родители

11. Выбираем карьеру

12. Друзья и дружба

13. Преступление и наказание

14. Женщины и их роль в обществе

15. В гостях хорошо, а дома лучше

16. Путешествия

17. Случилось следующее…

18. Мировая торговля

19. Будь, что будет

20. Образ жизни, образ мышления

21. Обходимся без посторонней помощи

22. Как прославиться за 15 минут

23. Ничего, кроме правды

24. Все теперь по-другому

25. Если бы все было иначе

26. Выдающиеся люди

27. Необитаемые острова

28. Шоу бизнес

29. Наслаждаемся заморской кухней

30. Путешественники или туристы?

31.Внешность человека

32. Деловые письма

33. Старые добрые времена

34. Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете

35. Утопия

36. Богатые и знаменитые

37.Образование и наука

Тематические планы изучения дисциплины составлены в соответствии с дидактическими единицами ГОС специальностей и направлений.

Заведующий кафедрой С.С. Хромов
Подпись Ф.И.О.

 

РЕКОМЕНДОВАНО научно-методологическим советом ИПиГО   Протокол № _____________________   от « ____ » _______________ 200___г. УТВЕРЖДАЮ Проректор учебной работе МЭСИ   ____________________ О.А.Балашова   от « ____ » _______________ 200___г.

 

ТИПОВАЯ Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ

Литература США
Кафедра: Лингвистики и межкультурной коммуникации
  Аббревиатура ЛиМК

Разработчики программы:

проф. Хромов С.С.

 

СОГЛАСОВАНО:
Директор института Заведующий кафедрой
  __________________П.Ю.Федоров /   « ______ » _________________ 200___г.   _________________/_С.С.Хромов/   « ______ » _______________ 200___г.

 

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ/НАПРАВЛЕНИЙ:

№ п/п Наименование специальности/направления Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*) Обяза-тельная по ГОС ** Да / Нет Наименование дисциплины по ГОС ** Индекс / Наименование цикла по ГОС ***
8. Лингвистика ВПО Нет   СД

* ОП – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ВПО – высшее профессиональное образование, СПО - среднее профессиональное образование)

** ГОС – Государственный образовательный стандарт специальности/направления

*** Для «ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ» по ГОС дисциплин – указывается индекс и наименование дисциплины по ГОС. Для «НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ» - наименование цикла (блока) ГОС, в который входит данная дисциплина.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

У современного лингвиста должен быть широкий гуманитарный кругозор в сфере культурологии и филологии.

Данный курс предлагается студентам, изучающим историю литературы США, и знакомит с основополагающими литературоведческими понятиями и историей становления литературной традиции в одной из крупнейших англоязычных стран. Курс рассчитан на один семестр и ставит своей целью ознакомить студентов с современной литературой США, с основными направлениями, которыми характеризовался литературный процесс в этой стране в Х1Х и XX веках, с ключевыми культурологическими понятиями, а также с художественными текстами, оказавшими наибольшее влияние на становление литературных традиций. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что дает возможность наиболее полно и систематично рассмотреть изучаемые темы. Курс читается на русском языке, и студенты знакомятся с художественными текстами как на родном языке, так и на языке оригинала (тексты для анализа на семинарских занятиях).

 

Цели изучения дисциплины:

1) познакомить студентов с основными этапами литературы США;

2) познакомить студентов с основополагающими текстами художественных произведений;

3) ввести основные понятия теории литературы, а также терминологию, характеризующую литературный процесс в США;

4) охарактеризовать современные тенденции, присущие литературному процессу в США;

5) повысить общий культурологический уровень;

6) выработать навыки и умения анализа литературных произведений.

 

Задачи изучения дисциплины.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- знакомство с основными этапами литературного процесса в США,

- характеристика и анализ основополагающих произведений литературы США,

- повышение общей культурологической и филологической компетенции будущих лингвистов.

 

В процессе изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы и основополагающие произведения литературного процесса США.

Уметь:

- рассказать об основных этапах литературного процесса США;

- охарактеризовать основные художественные произведения литературного процесса США;

- анализировать литературный процесс США;

- анализировать художественные произведения, представляющие литературу США;

- составить реферат, аннотацию, эссе, написать курсовой проект по литературе США;

 

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.

7. Литература страны изучаемого языка

8. Языкознание

9. Стилистика и культура речи

10. Русский язык (курс средней школы)

11. Русская и зарубежная литература (курс средней школы)

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

6. Стилистика

7. Основы межкультурной коммуникации

8. Литература страны изучаемого языка

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Ранний американский романтизм

Тема 1. Специфика раннего американского романтизма.

Творчество В. Ирвинга.

Романтическая поэтизация патриархальной Америки в его творчестве («Рип ван Винкль», «Легенда о Сонной лощине», «Дьявол и Том Уокер», «Загадочный корабль»).

«История Нью-Йорка»: литературная мистификафия Ирвинга. В. Ирвинг – медиатор между культурами Старого и Нового Света. Своеобразие романтической поэтики В. Ирвинга.

Тема 2. Творчество Ф. Купера.

Критика буржуазной Америки в романах Ф. Купера («Шпион», «Пионеры»).

Тема фронтира в творчестве Ф. Купера. Своеобразие творческой манеры Ф. Купера: элементы романтической эстетики в его романах.

Пенталогия о Кожаном Чулке. Неприятие буржуазной Америки, противопоставление миру наживы естественного человека.

Эпическое начало в романах Ф. Купера.

Раздел II. Второй этап американского романтизма

Тема 3. Творчество Э.А.По

Творчество Э. А. По. Периодизация творчества. По и Байрон. Стилевое своеобразие поэзии Э. А. По. Синестезия поэтических образов. Основные темы лирики. Э. А. По о поэзии. Эссе По «Философия композиции».

Сборник рассказов «Гротески и арабески»: типология новелл Э. А. По. Художественный мир рассказов По. Пространство и время в рассказах По. Своеобразие творческого метода. Э. А. По и русские символисты.

Тема 4. Творчество Г.Мелвилла.

Творчество Г. Мелвилла. Роман «Моби Дик»: жанровое своеобразие, проблематика, язык романа (Библия и Шекспир). Капитан Ахав и Измаил: два типа романтического сознания. Характеристика главного персонажа: геройское и злодейское в капитане Ахаве. Моби Дик как воплощение мирового зла. Философская символика в романе. Своеобразие творческого метода Г. Мелвилла.

Тема 5. Творчество Г.Логфелло.

Творчество Г. Лонгфелло. Эпос «Песнь о Гайавате»: образы главных героев, поэтический язык, стихотворный размер. Фольклорная основа «Песни о Гайавате». Тема природы в поэзии Лонгфелло. Своеобразие творческого метода Г. Лонгфелло.

Тема 6. Творчество У. Уитмена.

Особенности поэтической системы У. Уитмена. Основные темы и поэтические образы. Верлибр. Поэтический словарь. «Листья травы» У. Уитмена: проблематика, поэтический язык. Новаторство У. Уитмена. Традиция У. Уитмена в поэзии XX века.

Раздел III. Литература США Х1Х - XX веков

Тема 7. Поэзия Х1Х-ХХ веков

Творчество Эзры Паунда. Поэты-имажисты (У.К. Уильямс, М. Мур, Э.Э. Каммингс).

Э. Ли Мастерс («Антология Спун-Ривер»), К. Сэндберг («Стихи о Чикаго»): традиция У. Уитмена в XX веке.

Поэзия Р. Фроста. Тематика стихотворений. Синтез англо-американской поэтической традиции (Дж. Донн, У. Вордсворт, Р.У. Эмерсон) в творчестве Р. Фроста. Р. Фрост и поэзия США.

Тема 8. Проза ХХ века

Новеллы Ш. Андерсена, противоречивость метода, характер героя. Влияние Андерсена на развитие жанра короткого рассказа.

Дос Пассос, его трилогия «США», монтаж в его романах.

«Американская трагедия» Т. Драйзера. Особенности жанра, характер изображения общества.

Ф.С. Фитцджеральд и «век джаза». Романы «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна». Новеллы.

Тема 9. Проза ХХ века. Творчество Э.Хемингуэя.

Новеллистика Э. Хемингуэя, искусство подтекста. Э. Хемингуэй как писатель «потерянного поколения» («Прощай, оружие!»). Испанская тема. Жанр романа «По ком звонит колокол», способ раскрытия темы войны. «Иметь и не иметь». Идейное и стилистическое своеобразие позднего Э. Хемингуэя («Старик и море», «За рекой, в тени деревьев»).

Тема 10. Проза ХХ века. У.Фолкнер. Д.Стейнбек.

Творчество У. Фолкнера. Принцип «потока сознания» в романе «Шум и ярость». Традиции «южной литературы» и характер творческой манеры У. Фолкнера.

Творчество Д. Стейнбека, особенности повествовательной манеры.

Критический реализм Дж. Стейнбека 1960-х гг. («Зима тревоги нашей», «Путешествие с Чарли в поисках Америки»).

Тема 11. Драматургия ХХ века.

Драматургия О’Нила. «Пластический театр» Т. Уильямса, Л. Хеллман.

Тема 12. Проза ХХ века. Д.Сэлинджер, Н.Мейлер, Т.Капоте.

Проза Дж. Сэлинджера. Проблематика романа «Над пропастью во ржи»; этический максимализм главного героя. Особенности авторского стиля Сэлинджера. Сэлинджер и «контркультура» 1960-х гг.

«Американская мечта» Н. Мейлера: роман о современном герое. Трактовка понятия «dream». Сновидения героя как способ избавления от оков морали. Самоирония героя как преодоление тяги к интеллектуальному мудрствованию. Современный герой на пути духовного возрождения.

Творчество Тр. Капоте. Повесть «Завтрак у Тиффани»: проблематика, характеристика главной героини. Роман «Совершенно хладнокровно»: притча о современной Америке. Особенности жанра «нехудожественного романа».

Тема 13. Поэзия ХХ века.

Исповедальная лирика 1960-х гг.: Р. Лоуэлл, С. Плат. Жизнь поэта как материал для осмысления современности. Р. Лоуэлл: медитативность лирики, сочетание исповедальности и автобиографичности с историко-философскими размышлениями. Р. Лоуэлл о поэте как пророке и учителе нации.

Тема 14. Проза второй половины ХХ в.

Литературное движение «битников»: экзистенциалистские и натуралистические тенденции в их творчестве (Дж. Керуак и др). Развитие реализма в 1960–1970-е гг.: романы Чивера, Стайрона и др. Роман Уоррена «Вся королевская рать». Роман Тони Моррисон «Любимая».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. – М.: Высш. шк., 2001.

2. История зарубежной литературы XIX века: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высш. шк.: Академия, 2000.

3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Высш. шк., 1979 – Ч. I. – Гл.: Озерная школа, Томас Мур, Джон Китс.

4. История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1983–1991.

5. Зарубежная литература. XIX век. Романтизм: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Высш. шк., 1976.

6. Мифы народов мира. – М.: Сов. энциклопедия, 1991–1992. – Т. 1–2.

7. Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

8. Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992.

9. Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. – М.: Прогресс, 1970.

 

10. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990.

 

11. Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. – М.: Советский писатель, 1989.

12. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Высш. шк., 1986.

13. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая газета, 2000.

14. Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. – М.: Флинта: Наука, 2004.

15. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. – М., 1972.

16. Зверев А. М. Подводное течение смысла // Эдгар Аллан По. Стихотворения. – М.: Радуга, 2003.

17. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность.

18. Венедиктова Т. Д. Поэзия Уолта Уитмена. – М., 1982.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)

12. www.osp.mesi.ru (сайт учебного процесса МЭСИ)

13. www.linguistic.ru (обучающий сайт)

 

 

ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.013 с.)