ТОП 10:

Тема 12. Устная публичная речь.



12.1. Понятие «ораторское искусство».

Одна из основных функций публицистического стиля – функция воздействия. Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению риторики - искусству построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Основные категории классической риторики – этос (уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям), логос (словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения) и пафос (замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями).

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия:

· социально-политическое;

· академическое;

· судебное;

· социально-бытовое;

· духовное, или церковно-богословское.

Эффективность публичного выступления будет зависеть не только от того, какую сумму новых знаний получат слушатели, но и не в последнюю очередь от того, получат ли они еще и эстетическое наслаждение от речи оратора. Чтобы овладетьискусством слова, надо уметь пользоваться коммуникативными качествамиречи, к которым относятся: точность, понятность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность.

 

12.2. Личность оратора.

В первую очередь нужно отметить значение природных данных. В человеке, который хочет влиять на других, должна ярко проявляться Личность. Уважая личное мнение каждого, все же необходимо формировать и определенную систему ценностей, руководствуясь которой человек, с одной стороны, не теряет своих индивидуальных качеств, а с другой – является представителем определенного социума. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, формирующим такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии на истину, готовность к диалогу и компромиссу, позитивная критика, борьба со злом, любовь к ближнему, порядочность и честность.

 

12.3. Подготовка к выступлению.

В ораторской деятельности выделяется три основных этапа, каждому из которых необходимо уделить пристальное внимание:

1. докоммуникативный (до встречи с аудиторией);

2. коммуникативный (сам процесс выступления);

3. посткоммуникативный (анализ выступления).

12.4. Структура ораторской речи.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение) и заключения. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

12.5. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

Ораторские выступления относятся к убеждающим жанрам. Речь должна быть доказательной, а суждения и положения – убедительными. Чтобы этого добиться, необходимо, во-первых, отбирать и уточнять содержательный материал в зависимости от интересов аудитории; во-вторых, нужно представить проблему, т.е. описать истоки и противоречия, породившие ее, в-третьих, выступающий должен сформулировать спорный вопрос, чтобы потом последовательно и аргументировано доказывать свою точку зрения, и, в-четвертых, главная мысль (тезис) должен быть четко и однозначно сформулирован, а также необходимо в своих рассуждениях опираться на основные логические законы.

 

12.6. Запоминание и произнесение речи. Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Если же речь большая, опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст: выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал. Не всегда у оратора есть возможность для предварительной подготовки выступления, и тогда приходится создавать речь в момент ее произнесения. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией. Однако из-за неотработанности речь может быть не совсем гладкой, оратор не всегда успевает уложиться в отведенное время, некоторые вопросы остаются неосвещенными. «Творить речь» на глазах у слушателей – это высокое мастерство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовленности оратора.

 

12.7. Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского выступления. Контакт со слушателями - это важнейшее условие эффективности ораторской речи.

На его установление влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемой проблемы, новизна в освещении данного вопроса. Для установления контакта необходимо эмоциональное сопереживание и учет особенности психологии слушателей.

Особое удовлетворение слушатели получают тогда, когда, кроме новых знаний, испытывают еще и эстетическое наслаждения от того, как человек владеет искусством слова. Чтобы им овладеть, надо знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи. Этическим компонентом общения с аудиторией должны стать доброжелательность и профессионализм оратора.

 

12.8. Требования, предъявляемые к речи выступающего, сводятся в общих чертах к следующим:

1. владение орфоэпическими нормами, ритмико-интонационными средствами языка и безукоризненное знание грамматики русского языка;

2. владение коммуникативными качествами речи;

3. логичность;

Выразительность.

 

Основная литература:

1. Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма-Инфра.М.), 2000. – 560с. С.98-167.

 

Дополнительная литература:

1. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 7-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- 503. (Серия «Высшее образование»). С. 211-301.

2. Русский язык и культура речи: Учебник: для технических вузов / Под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 356. – (Основы наук). С. 264-353.

3. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 156-203.

4. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс. 2005 (Высшее образование). С. 176-185.

5. Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2007. – 208с. С. 129-154.

6. Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. .

 

Ссылки на открытые ресурсы.

1. www.gramota.ru

2. www.stilistika.ru

 

ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП)

(Перечень наименований пакетов прикладных профессиональных программ, используемых при изучении дисциплины с указанием: принятой аббревиатуры пакета, номера версии /если необходимо/ и кратким описанием).

НЕТ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(Перечень контрольных вопросов по темам содержания дисциплины.)

Тема 1. Культура речи как образовательная дисциплина.

Вопрос 1. Культура речи как раздел языкознания.

Вопрос 2. Современное состояние языка и культуры общения.

Вопрос 3. Три аспекта культуры речи.

Вопрос 4. Современная теоретическая концепция культуры речи. Понятие коммуникативной языковой компетенции.

Вопрос 5. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Две ступени культуры речи (по Г.О.Винокуру), принцип «коммуникативной целесообразности».

Вопрос 6. Язык как универсальная полифункциональная знаковая система. Уровни владения языком.

Вопрос 7. Язык и речь, их характерные особенности.

Вопрос 8. Язык, речь, текст. Понятие качественной речи. Речь как показатель социального статуса.

Тема 2. Язык и общение.

Вопрос 1. Социальный характер общения. Функции общения.

Вопрос 2. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.

Вопрос 3. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации.

Вопрос 4. Невербальные средства общения.

Вопрос 5. Виды речевой деятельности. Первичные и вторичные тексты.

Вопрос 6. Коммуникативные качества речи (по Б.Н.Головину).

Вопрос 7. Что изучают кинесика и проксимика?

Вопрос 8. Речевая агрессия и речевая манипуляция. Приемы эвфемизации речи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.007 с.)