Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И сказуемого, однородных подлежащих

Поиск

 

Цель: раскрыть понятие «синтаксическая языковая норма», изучить согласование определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности языковой и речевой нормы.

2. Какова роль синтаксической языковой нормы в современном русском языке?

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения.

Сложные случаи согласования определяемого слова и определения

1. Определение + определяемое слово с приложением:

а) если существительное с неодушевленным приложением, то определение согласуется по родовому понятию: Рассмотренное нами вещество оксид серебра;

б) если существительное с одушевленным приложением (именем лица), то определение согласуется по ближайшему слову: Известный профессор Иванова. Профессор Иванова, известная трудами по экономике.

2. Числительные 2, 3, 4 в И.п. + определение + определяемое слово-существительное:

а) если определяемое слово – существительное м. р. и ср. р., то определение Р. п. мн. ч. с окончанием - ых: Два известных академика;

б) если определяемое слово – существительное м. р. и ср. р., а определение в И.п. мн. ч. перед группой числительных 2, 3, 4 + существительным (кроме слов добрый, целый, полный) окончание -ые: Полученные три вещества, но целых два часа;

в) если определяемое слово – существительное ж. р., то определение Р. п. мн. ч. с окончанием - ых, а в И. п. мн. ч. - ые: Две решенных / решенные задачи.

3. Определение + определяемые слова – однородные члены предложения, выраженные существительными:

а) если определение относится к каждому из определяемых слов, то определение в форме мн. ч.: Поставленные цель и задача;

б) если однородные существительные соединены разделительным союзом (или, либо), а определение находится перед однородными членами, то оно в ед. ч. (по форме ближайшего из однородных членов): На ближайшем семинаре или лекции.

4. Два определения + определяемое слово:

а) если определения обозначают неоднородные признаки одного явления или разных, то определяемое слово в форме мн. ч.: Синтетический и аналитический подходы;

б) если определения соединены разделительным или противительным союзом (или, либо, но), а также если определения – местоимения или порядковые числительные, то определяемое слово в форме ед. ч.: Синтетический или аналитический подход; второй и третий эксперимент; ни тот, ни другой вариант [4].

Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Подлежащее – количественное сочетание с зависимым словом в Р.п.

 

Сказуемое только в форме единственного числа.

1. Подлежащее стоит после сказуемого: Было сделано восемь докладов.

2. Подлежащее называет неодушевленный предмет и осложнено вторым Р. п.: В опытах использовалось две смеси оксида алюминия.

3. Подлежащее – количественное сочетание со словами: один, пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, тысяча, миллион, миллиард; полтора, полторы; столько, сколько, много, немного, мало, немало; всего, лишь, только: Произошло немало событий. На занятия пришел десяток студентов.

4. Подлежащее обозначает период времени, меру веса, меру пространства: Двадцать минут истекло. Было использовано два килограмма вещества. Восемь гектаров поля не засеяно.

5. Подлежащее со значением приблизительности: На земле живет более трех миллионов человек.

6. Подлежащее, компоненты которого разделены: Студентов пришло двое.

7. Подлежащее – сочетание по кому-нибудь / чему-нибудь: В лаборатории справа и слева стояло по два шкафа.

Сказуемое только в форме множественного числа.

1. Подлежащее – количественное сочетание с числительными два, три, четыре: В опытах использовались две смеси.

2. Подлежащее со словами оба (обе): Оба задания (обе работы) выполнены.

3. В составе подлежащего при количественном слове находится:

1) согласуемое местоимение в форме мн. ч.: эти, все и др.: Сделаны все семь задач;

2) конкретизирующее определение (прилагательное, причастие, причастный оборот, определительное придаточное предложение со словом который): Две искомые величины найдены. Двадцать минут, о которых мы просили, истекли [4].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте и запишите особенности согласования сказуемого и подлежащего – слово или сочетание слов со значением количества, а также подлежащие – однородные члены предложения.

Вопрос для самоконтроля

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Рекомендуемая литература: [4, 5].

 

 

Практическое занятие № 8. Синтаксические языковые нормы

 

Цель: научиться применять синтаксическую языковую норму в случаях согласования определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Контрольные вопросы

Дайте характеристику видам языковых норм. Проанализируйте согласование сказуемого и подлежащего – слово или сочетание слов со значением количества, а также подлежащие – однородные члены предложения.

Задание 1. В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1. Я люблю конькобежный и лыжный спорт... 2. Золотая и серебряная медал... были вручены российским легкоатлетам. 3. Исследовалась работа установки в переходном и аварийном режим... 4. Строительство первой и второй очеред... было закончено в срок. 5. В той и другой команд..., казалось, господствовал культ атлетизма. 6. Затылочная и теменная кост..., расположенн... в черепной коробке, находятся рядом. 7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст... 8. То на северной, то на западной трибун... вспыхивали бурные аплодисменты. 9. В комнате стояли два небольш... стола, три красн... кресла и две высок... тумбочки. 10. Две лопнувш... струны издали жалобный звук. 11. За истекш.. три месяца план был перевыполнен. 12. Последн... три слова были приписаны рукой Сергея. 13. Два письма, отправленн... давно, затерялись. 14. Три прибора, изготовленн... разными фирмами, перед нами. 15. Две нов... столов... открыты в августе. 16. Три бабушкин... шали сохранились до сих пор. 17. Необыкновенн... голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 18. Прочитанн... роман и повесть стали предметом из спора. 19. Молод... береза и осина склонились друг к другу. 20. В комнате стояли коричнев... комод и шкаф. 21. Мне хочется посмотреть хорош... фильм или спектакль. 22. На тарелке лежат сочн... яблоко и груша. 23. Занятия кружка будут вести опытн... хирург или терапевт. 24. В качестве гостей на конференции присутствовали представители зарубежн... медицины и биологии [12].

Задание 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.

1. В конкурсе участвовал... тридцать один школьник. 2. Три скамейки стоял... у стены. 3. Два часа пробежал... незаметно. 4. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. 5. Сто экземпляров книги был... раскуплен... в тот же день. 6. Из всего тиража был... раскуплен... только сто экземпляров книги. 7. Множество поломанных пластмассовых стульев был... разбросан... по стадиону. 8. Множество галок сидел... на проводах. 9. Множество молодых специалистов работа...т по специальности. 10. Много молодых специалистов работа...т по специальности. 11. Мало молодых специалистов работа...т по специальности. 12. Из выпуска этого года сто два человека устроил...сь на работу. 13. Из выпуска этого года сто один человек устроил...ся на работу. 14. После окончания техникума продолжил... обучение пятнадцать выпускников. 15. Немного выпускников школ мо...т себе позволить учиться на платной основе. 16. Дождь со снегом ш... не переставая. 17. Ш... дождь со снегом. 18. По приблизительным подсчётам церковь посеща...т треть жителей Латвии. 19. Большинство произведений Куприна заканчива...тся трагично. 20. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращал...сь в вышестоящие инстанции. 21. Ровно в шесть часов вечера прозвучал... одиннадцать выстрелов. 22. В нынешнем году в столице открыл...сь десять новых школ. 23. Три школы закрыт... и три переименован.... 24. Для этого танцевального коллектива несколько фабрик шь...т костюмы.

Задание 3. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.

Вариант 1. 1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра. 5. Большинство установок был... направлен... на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 7. Часть отряда занял... позицию на этом берегу. 8. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком. 9. Подавляющее большинство электората в этот день отправил…сь на свои дачные участки. 10. Большинство пассажиров пользу...тся услугами агентств воздушного флота.

Вариант 2. 1. На выставке экспониру...тся более тридцати различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. В санях сидел... четыре мужика и баба. 3. Три молодых дерева раст...т под моим окном. 4. В Измайлове стро...тся десять 12-этажных домов. 5. Двадцать два различных решения был... принят... в Якутии по отсрочке платежей в Пенсионный фонд. 6. Незаметно промелькнул... десять дней. 7. По стенам навешан... был... несколько картин. 8. Все пять студентов пришл... вовремя. 9. Несколько разведчиков погибл... в этой рискованной операции. 10. Немало наших учеников готовил...сь в Архитектурный институт, поступил... в него и теперь работа...т по специальности.

Вариант 3. 1. Живым организмам одинаково необходим... влага и тепло. 2. Текст рукописи строится так, чтобы совершенно четко усматривал...сь взаимосвязь и соподчиненность отдельных ее частей. 3. Установка нового и реконструкция действующего оборудования вед...тся одновременно. 4. Меня мучил... не голод, а жажда. 5. Старинным песням присущ... замечательное богатство и разнообразие ритмического строения. 6. Каждый шаг, каждое движение причинял... раненому сильную боль. 7. Ни топот копыт, ни звон колокольчиков не разда...тся больше на опустевшей дороге. 8. Для иллюстрации на рисунках показан... схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования. 9. Исчезл... ревность и досада (А.С. Пушкин). 10. Расход материала и вес деталей уменьшен... в два раза [11].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте и запишите особенности употребления однородных членов предложения и предлогов.

Вопрос для самоконтроля

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Рекомендуемая литература: [4, 5, 13].

Практическое занятие № 9. Синтаксические языковые нормы

 

Цель: научиться применять синтаксическую языковую норму в случаях употребления однородных членов предложения и предлогов.

Контрольный вопрос

Назовите особенности употребления однородных членов предложения и предлогов.

Рекомендации по употреблению однородных членов предложения

1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

2. Нельзя не употреблять разные предлоги: Мы были в кино, парке и на стадионе.

3. Не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределённая форма глагола. Нельзя говорить: Я люблю английский язык и решать примеры.

Управление предлогов

1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с Д. п. (не с Р. п.): согласно расписанию (не расписания), вопреки предсказанию.

2. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Поэтому нежелательны выражения: вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще только предстоит и нельзя говорить об его последствиях); благодаря болезни (едва ли можно благодарить за болезнь).

3. Нельзя заменять предлоги из, за, в (прийти из университета, варенье из вишни) предлогами со, с, по, на (прийти со школы, варенье с вишни).

Запомните написание: по приезде, по отъезде, по приходе, по выполнении, по окончании, по заключении! Предлог по может употребляться с местоимениями 1-го и 2-го лица в форме П. п.: скучаю по вас, скучали по нас [11].

Задание 1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения и предлогов. Объясните свой выбор.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи. 3. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес. 4. В срок сданы жилые объекты, документация на них, квартиры на сотрудников. 5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров. 6. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 7. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт. 8. Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов. 9. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 10. В соревнованиях приняли участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 11. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развёрнута широкая реклама. 12. Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.

Задание 2. Оцените правильность употребления предлогов и беспредложных конструкций, отредактируйте предложения.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать скучает за своего сына. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что качество образования оставляет желать лучшего. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен предоставить отчёт в проделанной им работе. 13. Родина нашла своего героя: ветеран войны удостоен высокой наградой. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Любой родитель беспокоится за своего ребёнка [5].

Задание 3. Проанализируйте употребление оборотов с предлогами кроме, помимо, наряду, вместо и др. Устраните ошибки, объясните свое решение.

1. В медпункте будут проводиться противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом. 2. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством. 3. Вместо отчета о работе Иванов организовал пикник. 4. Наряду со всеми положительными качествами Петров был еще и прекрасный спортсмен. 5. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 7. В период кризиса наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращаются и урезываются пособия по безработице и по болезни. 8. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще в сильном цейтноте [5].

Задание 4. Объясните ошибки в сочетании однородных членов предложения.

1. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3) опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме. 7. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и библиотека [12].

Вопросы для самостоятельной работы

1. Роль синтаксической языковой нормы в случаях употребления однородных членов предложения и предлогов.

2. Употребление причастных оборотов.

Рекомендуемая литература: [5, 13].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.013 с.)