Практическое занятие №10. Синтаксические языковые нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №10. Синтаксические языковые нормы.



Употребление деепричастных оборотов

Цель: проанализировать употребление причастных и деепричастных оборотов, закрепить навыки применения норм управления.

Контрольные вопросы

1. Роль синтаксической языковой нормы в случаях употребления однородных членов предложения и предлогов.

2. Особенности употребления причастных оборотов.

Деепричастный оборот считается правильно употребленным в следующих случаях:

1) если он примыкает к другому глаголу (личной форме, инфинитиву или причастию), вместе с ним обозначая действие, которое совершается субъектом, названным в подлежащем: Выйдя к лесной опушке, разведчики увидели шоссе;

2) в безличном предложении, содержащем инфинитив, который обозначает действие неназванного объекта: Лишь практикуясь ежедневно, можно овладеть иностранным языком;

3) если он относится к причастию, выступающему в функции определения: Она не ответила ему, задумчиво следя за игрой волн, взбегавших на берег, колыхая тяжелый баркас [12].

Задание 1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

1. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 5. Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 6. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 7. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 8. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям [12].

Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Выбирая современные материалы для отделки и ремонта, большую роль играет мнение специалиста. 2. Беседуя с претендентом на должность бригадира-монтажника, у работодателя возникло много вопросов. 3. Читая современные научно-технические журналы, пробуждается интерес к профессии. 4. Изучив схему работы прибора, это поможет правильно его эксплуатировать. 5. Составы наносятся на поверхности конструкций, очищенных от пыли и загрязнений.

Задание 3. Найдите и устраните ошибки в предложениях с причастным оборотом.

1. Напомним хронологию событий, чуть не приведшими к кризису. 2. Достигнута договорённость о ряде мер, открывающими новые перспективы в строительной индустрии. 3. На заседании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, отсутствующих по уважительной причине. 4. Современная строительная индустрия, добившаяся интенсивного развития, характеризуется снижением уровня качества сдаваемых в эксплуатацию объектов. 5. Требования к составлению деловых писем предписывают использовать языковые клише, характерными в каждом конкретном варианте.

Задание 4. Исправьте логические ошибки, объясните, чем они вызваны.

1. Прибежав под крышу, дождь усилился. 2. Маленьких медвежат приводили в гостиную. Там с ними забавлялись. Возмужав, их садили на цепь в ожидании потехи. 3. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 4. Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. 5. У Коли вырос верный пёс Джульбарс, который послал его на выставку. 6. Летом я помогала на огороде: поливала, полола и ходила на покос. 7. Полёту Гагарина была рада вся страна: взрослые, старики, служащие, дети, украинцы. 8. Проводится выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 9. Но Пушкин продолжает писать свои вольнолюбивые стихотворения, потому что знает, что за ним установлена слежка. 10. Павел Власов не хочет жить по-старому. Как и многие парни рабочей слободки, он покупает гармонь, рубаху с вышитым воротом, пьянствует, сквернословит [8].

Задание 5. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнет колебаться и второй маятник. 2. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, ему придется пересечь трамвайные пути. 3. Потеряв под Смоленском очень много войск, дальнейшее продвижение французов было затруднено. 4. Увидев отца в тяжелом состоянии, ему стало жаль его. 5. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым. 6. Слушая эту волнующую музыку, представляется мне картина урагана. 7. Подъезжая к городу, начался сильный ветер, подымавший тучи пыли и срывавший шляпы с редких прохожих. 8. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости. 9. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала. 10. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке [12].

Вопрос для самоконтроля

Употребление причастных и деепричастных оборотов, применение норм управления.

Рекомендуемая литература: [5, 13].

 

Практическое занятие № 11. Лексические языковые нормы

Цель: проанализировать лексические языковые нормы: правильность, точность, логичность. Рассмотреть критерии отбора лексических средств.

Контрольные вопросы

1. Назовите параметры устной и письменной речи.

2. Охарактеризуйте коммуникативный аспект культуры речи.

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления, которые предполагают выбор правильного значения слова, его стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

Точность как коммуникативное качество речи предполагает, во-первых, знание значений слов, закрепленных за ними в системе языка; во-вторых, умение оформлять и выражать мысли адекватно предмету или явлению действительности. Среди причин, приводящих к нарушению точности речи, можно отметить следующие.

1. Непонимание значения слова

1.1. Употребление слов в несвойственном им значении.Ошибки возникают при употреблении как знаменательных, так служебных частей речи без учета их семантики, например: Пришлось одолжить у приятеля сто рублей. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

1.2. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика): «Слово о полку Игореве» было написано за пятьдесят лет до нашествия татаро-монгольского ига.

1.3. Смешение паронимов. Паронимы (от греч. para – рядом и onyma – имя) – близкие по звучанию слова с разным лексическим значением: адресат (лицо, для которого предназначено сообщение) адресант (отправитель сообщения). Паронимы бывают: префиксальными (приставочными), суффиксальными, корневыми. Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами, например, прилагательное сытный сочетается с неодушевленными существительными (сытный ужин, суп), а прилагательное сытый – с одушевленными (сытый ребенок).

! От паронимии следует отличать парономазию – художественно-стилистичес-кий прием, состоящий в преднамеренном столкновении паронимов в одном высказывании: «Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому» (Е. Евтушенко).

1.4. Фразеологическая и синтаксическая контаминация. Контаминация – объединение (скрещение) двух словосочетаний, в результате которого образуется искаженная ненормированная конструкция: играть значение (из иметь значение и играть роль), улучшить уровень (из повысить уровень и улучшить качество) и др.

2. Нарушение лексической сочетаемости. Лексическая сочетаемость слова это его способность соединяться с другими словами. Лексическая сочетаемость определяется значением (семантикой) слова, его стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д. Наиболее частая ошибка – смешение элементов книжного и разговорного стилей, например: авиаторы опыляют лес, студенческий стройотряд возводит складские помещения и т. п.

3. Речевая избыточность (многословие). Многословие – использование слов с повторением уже выраженного смысла. В живой речи встречаются следующие виды речевой избыточности:

1) явная тавтология(от греч. tauto – то же самое и logos – слово) – повторение однокоренных слов или однокоренных морфем, например: решительные решения, собрать собрание, сложилась сложная ситуация и т. п. Выделяют также скрытую тавтологию – соединение иноязычного слова с русским словом, дублирующим его значение, например: памятные сувениры (франц. сувенир – подарок на память), период времени (греч. период – промежуток времени) и др.;

2) плеоназм (греч. pleonasmos – излишество, избыток) – словосочетание, включающее в себя ненужные уточняющие слова (определения, обстоятельства и др.), например: вернуться назад, упал вниз, ценные сокровища и т.п.

Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Логичность характеризует речь со стороны ее содержания: она представляет собой смысловую организацию единиц языка в речи с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления. К основным случаям нарушения логичности речи относятся следующие:

1) потребление слов, противоречащих содержанию мысли, не совместимых по значению, например: Мне захотелось воочию услышать ее голос, и, может быть, повидаться с детством; Она облокотилась спиной;

2) смысловое смещение в тексте, подмена понятий, двусмысленность. Это может быть результатом неумелого использования местоимений (личных, определительных, притяжательных, возвратных и т. д.): Восстание декабристов было подавлено, однако человечество на этом не остановилось; Маяковский попросил начинающего поэта прочитать свои стихотворения;

3) алогизм,т.е.нарушение причинно-следственных отношений, нелогичное сопоставление и противопоставление: Спортсмен получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителями.

4) абсурдность, комизм высказывания.Абсурдное высказывание отличается от любой другой речевой ошибки тем, что в первом случае невозможно предложить правильный вариант, тогда как во втором случае можно найти нарушение и устранить его. Ср., например: Когда Онегин стал юношей, он считался уже зрелым, хотя это было не по умственному развитию, а по физиологическому и в угоду своим потребностям и прихотям.

5) употребление фразеологических оборотов.Необходимо помнить, что фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняется форма слов.

Наиболее типичные ошибки:

1) замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее, львиная часть вместо львиная доля);

2) неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила, вместо вступили в действиеновые правила, оставлять желать много лучшего, вместо оставлять желать лучшего);

3) контаминация, или смешение, двух оборотов (по гроб доски, вместо по гроб жизни и до гробовой доски, припереть к горлу, вместо припереть к стенке и подступить к горлу);

4) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой, вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);

5) нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал, вместо ни перед кем он шапку не ломал, спикер выразил сожаление случившимся, вместо спикер выразил сожаление в связи со случившимся);

6) употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык, зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать);

7) стилистическая неуместность использования фразеологического оборота (командир приказал сматывать удочки (простор.), вместо командир приказал уходить) [12].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте роль лексической языковой нормы в современном русском языке.

Рекомендуемая литература: [1, 9, 13].

Практическое занятие № 12. Лексические языковые нормы

Цель: закрепить лексические нормы употребления. Научиться редактировать текст в соответствии с коммуникативными качествами речи: правильностью, точностью, логичностью.

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности языковой и речевой нормы, перечислите принципы коммуникативной нормы.

2. Роль лексической языковой нормы.

3. Коммуникативная неудача как результат нарушения лексических норм.

Задание 1. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие не соответствуют языковой норме?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей страны, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, мемориал памяти, странный парадокс, в конечном итоге, жестикулировать руками, толпа людей [5].

Задание 2. Составьте словосочетания со следующими паронимами, проанализируйте значение суффикса.

Удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготиться – тяготеет, бережный – бережливый, автоматический – автоматичный, цветной – цветовой, автобиографический – автобиографичный, гармонический – гармоничный, инженерский – инженерный, туристский – туристический.

Задание 3. Выберите из слов-паронимов правильное для данного высказывания.

1. Паровоз, натружено дыша, протащился по платформе, состав (встал, стал). 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 7. Лечебные учреждения проводят (дифференциальное, дифференцированное) питание больных. 8. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения. 9. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 10. На мебель были (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4. Исправьте предложения, устранив лексическую неполноту высказывания.

1. В помещении проходной завода санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 2. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 3. Касса получает деньги за товары ясельного возраста. 4. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

Задание 5. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Вариант 1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа.

Вариант 2. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Вариант 3. Характеристика Ильина не соответствовала действительности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, – аллегорию.

Вариант 4. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова – явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

Вариант 5. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах – сари.

Вариант 6. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем [7].

Задание 6. Найдите ошибки на сочетаемость, объясните и устраните их.

Вариант 1: 1. В парке было заложено тридцать два дерева. 2. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город. 3. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6. Первая трудность произошла со стройматериалами. 7. Наша факультетская аудитория просторна и удобна для длинных лекций. 8. Новой русской власти неизбежно придется решать накопившийся толстый слой социальных проблем. 9. Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 10. Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями.

Вариант 2: 1. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 2. На собрании обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 3. Я надеюсь, что наша команда опять займет первенство в соревнованиях. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Есенин учил преодолевать различные угрюмые чувства. 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших гостях. 7. Дефекты в подготовке выпускников вскрываются во время экзамена. 8. У моего друга тяжелый характер. 9. Так было в гражданскую войну, в годы построения разрушенного войной хозяйства. 10. Большую роль в разгроме врага имели партизанские отряды.

Вариант 3: 1. Л.Н. Толстой раскрывает чувства, мысли и даже дыхание каждого члена семьи Ростовых. 2. Его скоропостижный отъезд удивил всех. 3. Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4. В этих событиях важную скрипку играют военные. 5. В этом году на даче случилась со мной интересная история. 6. Большая половина игры уже прошла. 7. Подавляющее количество заданий было выполнено. 8. Студенты исправили недочеты в работе. 9. Человечество в наши дни очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каждым днем. 10. Это произойдет тогда, когда каждый член человечества будет руководствоваться в своих поступках заповедями морали.

Вариант 4: 1. Вот почему многие политики поддержали эту инициативу, горя стремлением вложить свой вклад в развитие российских реформ. 2. Для наибольшего познания предмета студенты решили посещать факультативные занятия. 3. Жанна позаимствовала мне свои последние деньги. 4. Это отложило след на ее характер. 5. Погорельцы утратили кров, так что им было некуда голову наклонить. 6. Сегодня особую роль приобретает углубление интеграции стран СНГ. 7 Здесь есть к чему приложить свои способности, имеется простор для настоящего творчества. 8. Ценностная политика фирмы довольно демократична и рассчитана на то, чтобы привлечь покупателя с разным доходом. 9. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 10. Эта политика уже приносит положительные плоды.

Вариант 5: 1. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 2. Этому вопросу мы придали первоочередное внимание. 3. Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись кварталы жилых построек. 4. Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости в этом полугодии. 5. В нашей работе ведущее значение придается трудовому воспитанию. 6. Большинство времени проходит бесплодно. 7. На собрании было принято решение повысить подготовку студентов. 8. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 9. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 10. Программа нанесла большой экономический эффект [12].

Задание 7. Определите значения следующих иностранных слов из области политики и экономики. Используйте словари иностранных слов (табл. 4).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Зайдите на портал www.gramota.ru в справочную службу.

2. Какие вопросы задают посетители портала?

3. Приведите примеры вопросов и ответов.

4. Насколько доступно излагают ответы эксперты портала?

 

Таблица 4

Слово Значение Слово Значение
Альянс   Менеджмент  
Ареал   Меморандум  
Бизнес   Мониторинг  
Брифинг   Мораторий  
Брокер   Нонсенс  
Вакансия   Ноу-хау  
Верификация   Остракизм  
Дебитóр   Пабли́сити  
Дайджест   Паритет  
Демпинг   Презентация  
Дивиденд   Пресс-релиз  
Дилер   Ракурс  
Имидж   Санация  
Импи́чмент   Сертификат  
Инновация   Стагнация  
Ипотека   Статус  
Консалтинг   Фиаско  
Конъюнктура   Холдинг  
Коррупция   Экспансия  
Котировка   Эмбарго  
Купюра   Юрисдикция  
Ма́ркетинг   Лоббизм  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.057 с.)