Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание культуры в работах А.С. ХомяковаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) родился в богатой дворянской семье в Москве, где он прожил практически всю жизнь, только изредка выезжая в «Северную Пальмиру» или отлучаясь по делам в свое тульское имение. Его отец был европейски образованным человеком, с пиететом относившимся ко всему иностранному и изъяснявшимся даже за столом и в кругу близких только на иностранном языке. По свидетельству современников, он был одним из основателей Английского клуба и пользовался почетом и уважением среди родового московского дворянства. Мать, урожденная Киреевская, была полной противоположностью мужу. Радетельница патриархальных устоев, она свято соблюдала обычаи старины и приучала к этому своих детей, в первую очередь сына, который в полном смысле слова с молоком матери впитал любовь к отечественной истории и русской культуре. Образование он получил в основном домашнее, что, впрочем, никак не сказалось на уровне его эрудиции и широте взглядов. В университет, который в те годы слыл рассадником вольнодумства и нигилизма, Хомяков не поступал, повинуясь воле родителей, которые видели сына на военной службе, надеясь, что именно на этом поприще он сможет сделать блестящую карьеру и достичь «степеней известных». К тому же это совпадало с устремлениями самого А. С. Хомякова, который шестнадцати лет от роду предпринял попытку побега из родительского дома с целью пробраться в Грецию, где в то время шла освободительная война, и вступить в ряды инсургентов. Два года спустя он поступает на военную службу, но в качестве корнета лейб-гвардейского конного полка пребывает немногим более трех лет. Затем подает прошение и выходит в отставку «по домашним обстоятельствам». Вторично Хомяков поступает в военную службу в годы Балканской войны. Он участвует в боевых операциях, в штурме крепости Шумла. За храбрость и проявленное мужество он получает чин штаб-ротмистра и награждается орденами Анны и Владимира. Однако вскоре снова выходит в отставку и становится «московским жителем», свободным от обязанностей службы и никоим образом не зависимым от правительства. Как частное лицо, А. С. Хомяков начинает усиленно заниматься литературным творчеством. Из-под его пера одна за другой выходят книги, публицистические статьи, критические обзоры, которые печатаются в журнале «Москвитянин». Тогда же вокруг Хомякова складывается кружок молодых образованных людей, разделявших его философские и политические взгляды. За несколько лет бурной и напряженной деятельности А. С. Хомяков становится признанным лидером мощного направления русской общественно-политической и философской мысли. Появление славянофильства стало фактом общенационального значении, ибо славянофилы подняли те вопросы, которые волновали самые разнообразные слои российского общества, болезненно переживающие факт разделенности русской культуры, свершившийся в эпоху реформ, и внутренне не согласные с выбором правящей верхушки магистрального пути развития России. Начало полемике об историческом призвании России и векторе ее движения было положено статьями А.С. Хомякова «О старом и новом» (она была прочитана на одной из «сред» И. В Киреевского зимой 1838—1839 г.) и «Несколько слов о «Философическом письме» (напечатана в пятнадцатой книжке журнала «Телескоп»). В них патриарх славянофильства совершенно однозначно заявляет об особом «просветительском» предназначении России, об уникальности ее исторического опыта, высокой миссии, которая выпала на ее долю.
Мы, — пишет А.С. Хомяков, — центр в человечестве европейского полушария, море, в которое стекаются все понятия. Когда оно переполнится истинами частными, тогда потопит свои берега истиной общей. Вот, кажется мне, то таинственное предназначение России, о котором беспокоится сочинитель статьи «Философическое письмо». Вот причина разнородности понятий в нашем царстве. И пусть вливаются в наш сосуд общие понятия человечества — в этом сосуде есть древний русский элемент, который предохранит нас от порчи5.
Обращаясь к многочисленным историческим источникам, А. С. Хомяков показывает, что уже в древнейшие времена на Руси сложились формы быта, ни в коей мере не напоминающие те, что существуют на Западе. Он обращает внимание на то, что с глубокой древности регулирование правовых отношений на Руси осуществлялось на основе обычая, а не норм права, что духовная жизнь православных коренным образом отличается от духовной жизни католиков или протестантов. Для А.С. Хомякова нет сомнения в том, что в лице России мир имеет уникальную социокультурную общность, чья роль пока еще не осознана до конца. Эти же мысли присутствуют в книге «Семирамида» — главном труде А.С. Хомякова, который создавался с небольшими перерывами почти 20 лет и где излагается квинтэссенция славянофильской доктрины. Выстраивая свою концепцию истории, философ утверждает, что существуют различные типы народов и, соответственно, различные типы культуры. Тип народа и тип национальной культуры определяется, с его точки зрения, наличием кушитского или иранского начала. Символ веры в стихии иранства — божество в виде свободно творящей личности. Кушитство противопоставляет этому символу свободы стихию необходимости. Кушитскими религиями являются, по Хомякову, пантеистические религии, буддизм, шиваизм и т.д. Их символ — змея, которую сознание народов связывает с мужской производящей силой, со временем, с мудростью. К иранским религиям относятся религии древних греков и римлян, ислам, брахманизм и т.д. Их символом является побеждающая силу природы личность, наподобие Зевса, поборовшего Гидру, Аполлона, уничтожившего Пифона, Вишну, победившего дракона. Кушитское и иранское начала определяют тип веры и процедуры религиозной обрядности. В кушитских религиях совершается поклонение, как пишет А.С. Хомяков, «религиозному материализму», т.е. фетишам. Религиозный обряд здесь выступает как заклинание, колдовство. В религиях, содержащих иранское начало, провозглашается свобода веры, достижение божественной благодати совершается через молитву, внутреннюю сосредоточенность и просветленность. Соответственно кушитство наиболее ярко проявляет себя в «материальных» искусствах (живописи и зодчестве), иранство — в литературе и музыке. Кушитство и иранство определяют также формы общественной жизни, тип государства и черты быта. Все кушитские цивилизации представляют собой сильные государственные образования, тогда как иранские — аморфны и быстро распадаются. Человеческая история суть история противостояния кушитского и иранского начала или, другими словами, кушитских и иранских цивилизаций и их культур. Через призму этого противоборства и необходимо воспринимать те процессы, которые разворачиваются в мире, в том числе на международной арене. Такова в самых общих чертах концепция истории А.С. Хомякова, которую с полным основанием можно назвать культурологической теорией. Не трудно заметить, что она не составляет цельного учения, проработанного во всех деталях. В том, что пишет Хомяков, много недосказанного, недоговоренного. Зачастую на его рассужде-ниях лежит налет дилетантизма, о чем, вероятно, догадывался автор «Семирамиды», завещавший напечатать данную книгу только после своей кончины, что и было исполнено. В ряде случаев его аргументация выглядит неубедительной, что особенно ярко проявляется тогда, когда Хомяков предпринимает попытку построения культурно-исторической типологии на основе выделенных им базовых разновидностей религии. Спорным представляется и его тезис, что господствующая историческая наука не в состоянии определить внутренние, действительные причины движения истории, следовательно, это должен сделать любитель в свободном поиске тезисов и их доказательств и в форме «отрешенной от свободной научности». Бросается в глаза и известная вольность логических построений ученого, особенно в тех местах, где он обосновывает возможность решения проблемы культурного и социального прогресса на основе уяснения законов «исконной народной веры» и слияния «стихий иранства и кушитства». Но тем не менее нельзя не признать, что А.С. Хомяков сделал в целом достаточно успешный первый шаг на долгом пути, который прошла отечественная культурологическая мысль с середины XIX по конец XX вв. Переданная им эстафета была подхвачена Н.Я. Данилевским, которого с полным основанием можно рассматривать в качестве идейного наследника и продолжателя дела «старших славянофилов».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.006 с.) |