Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монументально-декоративная резьба по дереву

Поиск

Монументально-декоративная резьба по дереву связана с декоративным убранством крестьянского жилища, а также рельефами украшались речные суда. В жилищах украшались ставни, наличники, карнизы, подзоры, полотенца.

ПРЕДМЕТЫ ОБИХОДА ИЗ ДЕРЕВА

Сначала столетия в деревню хлынул печатный лубок. В домах появился медный самовар и другая металлическая посуда. В конце столетия многие вещи создаются для любителей старины, музеев либо только для украшения жилища. Народная резьба испытывает сильное влияние города с его провинциальным классицизмом. В конце века резьбу сменила более экономичная роспись.

ДЕРЕВЯННАЯ МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА

Деревянная мелкая пластика, связана с изготовлением полезных, нужных вешей, необходимых в быту. Центры изготовления игрушек - Лысково Новгородской губернии, деревня Богородское близ Сергиева Посада. Архангельская губерния, Владимирская губерния, г. Городец Нижегородской губернии. Фарфоровые игрушки постепенно вытесняли деревянную игрушку.

Завоз иностранных, изделий сыграл негативную роль.

Характеристика одного из центров:

Городецкая роспись. В той же Горьковской области, в деревне Курцево, близ города Городец, производятся деревянные расписные Городецкие изделия.

Городецкая роспись знаменита ничуть не меньше хохломской. Детская мебель, настенные панно и тарелки украшены многоцветной яркой росписью по светлому фону не закрашенного дерева. В орнамент Городецких изделий силуэтные чаще всего, чаше всего черные, фигуры коней, всадников, птиц. В цветах имеющих характерный для Городецкого орнамента облик розы, часто применяется и голубой цвет.

Вся поверхность веши равномерно мерцает белыми штрихами графических разделок, которыми

Городецкие мастера подчеркивают и оттеняют все введенные в композицию формы: лепестки цветов, перышки птиц, складки одежды. В своей цветовой палитре Городецкие мастера более свободны, нежели хохломские, поскольку их работа не зависит от обжига при высоких температурах. Городецкая роспись - это холодная техника без огневой обработки, без закалки в печах. Готовые, украшенные росписью изделия покрывают бесцветным лаком. Под лаком хорошо видна красивая природная текстура натуральной древесины.

23. Центры художественной керамики в России, особенности их формирования и развития. Характеристика одного из центров.

Керамика - все разновидности художественных изделий из обожженной глины. К керамике относятся гончарные изделия, майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин. В древней Руси керамическое производство существовало с 10 века.

Виды керамики:

Гончарные изделия - керамика из обожженной глины, покрытая прозрачной глазурью или ангобом. К гончарным изделиям относится посуда простейшего типа, изготовленная на гончарном круге.

Майолика - изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями - эмалями. В России известна как изразец в архитектурном декоре Москвы, Ярославля в 17 века. С 18 в. известна как посуда и мелкая пластика гжельских мастерских, которую вытеснили фарфор и фаянс.

Терракота - (обожжённая глина) - неглазурованное изделие из обожженной цветной (кремовой, жёлтой, красной, коричневой, черной) глины с пористым черепком. Т. Представлена мелкой пластикой, фигурами, бюстами, вазой, посудой, изразцами, деталямиархитектурного декора, органично сочетающимися с кирпичнойкладкой.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность. Главные виды: твёрдый и мягкий.После обжига представляет собой стекловидную хрупкую массу, приготовленную для художественных изделий. Изготовлялась в основном посуда.

Фаянс - глиняные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью или поливой. Близок к фарфору,ноне обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок, идет для изготовления посуды.

Изготовление гончарных изделий — древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе — в 18 в.

В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором. В XI веке стала применяться роспись с применением глазури и эмали. После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а с XVII века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью.

Еще в 1744 был основан Императорский фарфоровый завод (Порцелиновая мануфактура) под Санкт-Петербургом, а ок. 1747 Д. И. Виноградовым был изобретен русский фарфор и рецепты бесцветных глазурей. Регулярный выпуск продукции Императорского фарфорового завода начался с 1754. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки, курительные трубки. В конце 50-х годов 18 в. на Императорском заводе началось изготовление посуды. Первый крупный сервиз этого периода — Собственный — создавался для императрицы Елизаветы Петровны. Очень богатые, парадные сервизы последней трети 18 века - «Арабесковый», «Яхтинский». Направление – русский классицизм – торжественность, величавость. В 80-х годах начинается выпуск фарфоровой скульптуры, в частности, серия Народы России, жанровые статуэтки. Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. В XIX веке были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве. Изготавливались и изделия с подглазурной росписью в стиле Копенгагенской фарфоровой мануфактуры.

Русский фарфор 19 в. отличается рядом новшеств. Например, скульптура теперь выполняет функциональную роль. В знаменитом Гурьевском сервизе, изготовленном на Императорском заводе в 1809-1816, матовые золоченые фигурки служат ножками для ваз, конфетниц, чаш. Сцены народного быта на медальонах, украшавших сервиз, создавались под наблюдением А.Г.Венецианова. Развитие фарфоровой скульптуры во 2 половине 19 века.

Фарфор советского периода является самобытным явлением художественной культуры 20 в. Вскоре после революции на бывшем Императорском заводе (после национализации — Государственном фарфоровом) возникает новая в тематическом и стилистическом отношении отрасль прикладного искусства — агитационный фарфор. В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты — К. Малевич, Чашник, Н. Суетин. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, изготавливались изделия в стиле модерн. Роспись солями, потечными глазурями. В советский период – развитие «агитационного фарфора» (Чехонин, Данько).

В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод — собственность московской семьи Цветковых. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

В 1766 под Москвой купец Ф.Я.Гарднер основал фарфоровый завод в селе Вербилки (Дмитровский завод). Изделия этого завода предназначались как для императорского двора, так и для широкой публики. С 1891 принадлежал М.С.Кузнецову.

В 1809 начал работать фаянсовый завод А.Я.Ауэрбаха (ныне Конаковский завод); в 1811 — завод А.Попова, специализирующийся на трактирной посуде, близкой по стилю русским декоративным тканям и вышивкам.

С 1812 в Петербурге своими чашками и вазами с цветочной росписью по золотому фону, перекликающимися с традициями русской декоративной росписи дуг, сундуков и т.п., славился завод купца С.Батенина.

В 1832 открылся Дулевский фарфоровый завод. Некоторые фабрики, например ревельская, изготавливали кувшины, статуэтки, лепные фигурки коров, изящные супницы в стиле рококо и большие германские вазы

В конце 19 в. керамикой начинают заниматься в таких крупных художественных центрах как Абрамцево (М.А.Врубель), керамические изделия изготавливаются такими известными мастерами как К.А.Сомов, С.В.Чехонин, В.А.Фаворский, В.И.Мухина, Поленов, Головин, Коровин. Врубель в скором времени возглавил абрамцевскую керамическую мастерскую, создав в ней немало прекрасных произведений - таких, как "Египтянка", начало 1890-х (вверху) и "Весна", 1899-1900. ТАЛАШКИНО, село близ Смоленска, бывшее имение княгини М.К. Тенишевой, организовавшей здесь мастерские декоративной керамики и резьбы по дереву, школу художественных вышивок и кружевоплетения. На хуторе Фленово - деревянный домик "Теремок" (1901), церковь Святого Духа (1902 - 03), Спасская церковь-усыпальница (1902). В Талашкино работали художники С.В. Малютин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и др. В 19- начале 20 вв. возникали и развивались народные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково).

Скопинская керамика - гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники и декоративная скульптура малых форм), вырабатываемые в г. Скопине (Рязанская область). Производство С. к. было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми и заглохло в период 1-й мировой войны 1914—18. Детали изделий С. к. формовались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, коричневыми, зелёными или серыми глазурями. Для С. к. характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Изделия покрыты зеленой и коричневой поливами, специализация – бытовая утварь, свистульки. С 1934 производство С. к. возрождается на Скопинской фабрике художественных изделий. Среди ведущих современных мастеров — хранителей традиции С. к. — И. И. Максимов, М. М. Пелёнкин, М. И. Тащеев.

Гжельская керамика -изделия керамических предприятий в окрестностях ст. Гжель Раменского района Московской обл. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Высокого художественного уровня Г. к. достигла во 2-й половине 18 в., когда производившиеся до середины века "чёрные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. С начала 19 в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса — "бронзовый товар" с нарядным золотистым люстром). В 1830—40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. В 19 в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор — т. н. лубок (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам). В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. Традиции гжельской керамики 19 в. продолжает Турыгинский завод художественной керамики. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную, широким мазком, сочной синей росписью по белому фону. Ведущие художники — Бессарабова, Л. П. Азарова. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие

 

24. Центры лаковой миниатюры в России, особенности их формирования и развития, стилистические особенности. Характеристика одного из центров.

Впервые производство изделий из «папье-маше» с лаковой живописью возникло в России на рубеже XVIII – XIX вв.

Большой спрос на доступные по цене табакерки явился причиной того, что купец П. И. Коробов основал недалеко от Москвы в селе Данилково, расположенным недалеко от села Федоскино, первое предприятие по производству изделий с лаковой живописью. Коробов ездил в Брауншвейг, где познакомился с техникой изготовления изделий из папье-маше. Кроме табакерок, делают спичечницы, дорожные стаканы, чайницы, шкатулки для рукоделия. Когда фабрика перешла к зятю Коробова Н. Л. Лукутину, ее изделия стали называться «лукутинскими». ФЕДОСКИНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Старейший центр производства русских художественных лаков - федоскинский в Подмосковье Этим промыслом под Москвой занимались десятки селений. Расцвет художественных лаков наступает после отмены крепостного права. Сначала там делали лаковые козырьки для военных головных уборок. После появились мелкие расписные предметы – коробочки, табакерки. Копируются картины советских мастеров разных направлений. Мастера Федоскино искусно включают в пейзажи природные и архитектурные элементы.

Излюбленными темами были эпопея борьбы с Наполеоном, сюжеты войны 1812 г. и копии исторических портретов. Изображались также романтические пейзажи - подражание прототипам эпохи рококо. Использовались сюжеты и русского лубка, и живописи по фарфору, и декоративные цветы или птицы в белом картуше с золотым орнаментом на синем фоне. Неслучайно сложился устоявшийся взгляд на федоскинских мастеров как на копиистов и не более.

Федоскинская живопись реалистическая и выполняется масляными красками. Для нее характерны перламутровые тона. Трехслойное письмо, применяемое мастерами, позволяет достичь эффекта глубины и объема. Предметы; растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда.

Техника изготовления федоскинских шкатулок сложна и своеобразна. Мастера пишут маслом в три-четыре слоя. Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объемности и насыщенности цветом.

Есть два вида письма: «плотное» и «сквозное» письмо. В первом случае мазки плотно закрывают фон. Но особую профессиональную гордость федоскинских мастеров составляет живопись «по-сквозному», оставшаяся неизменной до настоящего времени. Она выполняется прозрачными _кршшщ по подкладке из листочков су^сальног^золота, перламутра или металлического порошка серебряного или золотого цвета.

 

25. Лаковая живопись Урала. Предпосылки возникновения, характерные особенности и направления развития, ведущие мастера, современное состояние.

Зародившееся в центре России, «подносное дело» своими корнями уходит, с одной стороны, в традиции старообрядчества, иконописи, с другой – на Восток, где тысячелетия назад художники переносили миниатюры на металлические поверхности – золотые или серебряные.

Уральская лаковая живопись по металлу возникла XVIII в при Нижнетагильском заводе, являвшимся вотчиной известнейшей семьи русских сановников и крупнейших промышленников Демидовых. История его появления неразрывно связана с развитием промышленности, прежде всего металлургии. Почвой для оригинальной живописи на железе послужило качественное железоделательное производство, процветавшее в Нижнем Тагиле. Промышленность создала необходимые условия и стала основой расцвета художественной культуры на Урале. Уральская лаковая живопись сосредоточена на росписи металлических подносов. Другой причиной появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай.

Характерные особенности лаковой росписи Урала – богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке элементов, главный из которых – Тагильская роза, ставшая символом уральской лаковой живописи и писавшаяся в особой уральской технике, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов. Традиции росписи по лакированному железу развивались в двух основных направлениях:

- картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX вв. и первой половины XIX в. – это сцены мифо­логического и исторического характера, круг популярных тем из «народной жизни», изображение романтических пейзаж­ных ландшафтов.

- цветочная роспись на подносах, родственная сибирской и уральской росписи, мотивами которой были роскошные букеты из садовых и полевых цветов, праздничные натюрморты из груш, яблок и виногра­да.

Ведущие из них – это семьи Перезоловых, Головановых, Худояровых, в роду которых было несколько поколений талантливых мастеров лакового дела, Сидор и Василий Дубасниковы, коллекция трафаретных орнаментов, которых стала школой мастерства для современных художников.

В Нижнем Тагиле работала художественная школа по подготовке мастеров-живописцев. Уральские расписные металлические изделия обогатили русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XIX вв.

В настоящее время мастеров-живописцев готовят в художественном училище и на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института.

 

26. Классификация народной игрушки. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки.

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства ДПИ и ИЗО с театральными и музыкальными элементами. Игрушка предназначена для забавы, умственного, нравственного и эстетического воспитания, физического развития детей в живой увлекательной форме.

Классификация игрушки: (по Флериной)

Ø сюжетные или образные игрушки (куклы, предметы для игр с куклами, изображения животных и птиц, игрушки для игр с песком и водой)

Ø технические игрушки (машины и механизмы, транспорт)

Ø игровые строительные материалы (напольные, настольные, для участка)

Ø конструктивные игрушки

Ø дидактические игрушки (народные игрушки, мозаики, пазлы, настольные игры)

Ø игрушки для спортивных и подвижных игр

Ø игрушки-забавы (игрушки со световым и звуковым оформлением и т.д)

Ø театральные и декоративные игрушки (настольные театры теневые театры, елочные игрушки)

Ø игрушки-самоделки.

Таким образом, игрушки можно подразделить по типам, материалам, технике изготовления, по возрастному и игровому назначению. Игрушки бывают созданные взрослыми, и игрушки, созданные детьми.

Народные игрушки очень разнообразны, одними из первых игрушек считались звуковые игрушки - трещотки, бубенцы, тарарушки – токарные изделия, соловьи (глиняные свистки), ревуны.

К самой обширной группе народных игрушек можно отнести сюжетные игрушки – куклы. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. (кукла Куватка, Берегиня сна, Берегиня домашнего очага, Ангелочек). Этиигрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на свернутые и сшивные. Свёрнутые куклы (без иголки и нитки). На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. (Куклы: закрутки, кукла полено (Смоленская губерния) и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду, кукла “Барыня” (Тульская губерния), игровая тряпичная кукла “Малышок – голышок”. Игровой сшивной куклой являлась кукла “на выхвалку” Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.(Плодородие, Покосница (Тульская обл.), Купавка (Тула, Калуга), Масленица, кукла Коза(из лыка и соломы) - символ жизненной силы, Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Это очень древняя, ритуальная кукла, куклы «Панки» из дерева, «Кострома», «Русалки» из цветов, трав. Некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав.

При изготовлении народных игрушек используются самые разнообразные материалы: текстиль, природные материалы, глина, дерево, растительные материалы, бумага и т.д). Соломенные стригушки (Пенза, Тамбов), берестяные дудки, рожки (Арханг. Обл.), съедобные игрушки – петушки, козули (Арх. Обл.), лозоплетение – погремушки, корзинки, деревянные игрушки – токарные поделки – матрешки, каталки (Крутец), кони- каталки (Городец), богородские и сергиевские деревянные игрушки, игрушки из папье – маше (Сергиев - Посад, 19 в.), щепные голубки из деревни Селище(Арх.).

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Особенности лепки и росписи придают своеобразный характер игрушкам разных районов.

Дымковская игрушка (Кировская, слобода Дымково). Игрушка городская. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Традиционными в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры(няньки, кормилицы, барыни), фантастические птицы с большим хвостом. Для производства игрушки используется местная красная глина. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

Филимоновская игрушка (д. Филимоново, Тульская обл). – деревенская. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики"(белая глина). В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Обожженная иг рушка приобретает белый или чуть ро зоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоми нают нам о связях человека и природы. Ритм – «тигровость». Смысловая нагрузка многих символов утратилась, но традиция образного декора сохранилась.

Каргопольская игрушка – (Гринево, Арх. Обл.,)., игрушечный промысел сформировался в 19 – нач. 20 вв. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных (медведь, Полкан, Сирин, полуконь - получеловек). Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми по­дробностями и стали предметами игры. Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи.

Абашевская игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево (ныне Беднодемьяновский район). Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. Абашевские гончарные игрушки выделялись пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки», покрывались масляным лаком. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры». Поверхность украшают налепы, изображающие оперение птиц, шерсть на передней части фигуры, подчеркиваются «золотом» или «серебром».
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933).
В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А.Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В.Челышев, И.И. Зюзенков, Т.Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.

Кожлянская игрушка – (Кожля Курское село). Расписывали 2- 3 мя цветами(точки, штрихи, ромбики). Цвета: синий, малиновый, желтый, зеленый. Мастерица В. В. Ковкина.

Жбанниковская игрушка - деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого р - на Нижегородской области. Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.

Плешковская игрушка - один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу. История сохранила имена самобытных игрушечниц О. Д. Малютиной, Иваниловой (1911-1990 гг.).
Продолжают традиции Иваниловой народные мастера А.В. Фролов, Н.Н. Фролова. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.

Иногда вылепленные или оттиснутые в простейших формах фигурки использовались гончарами для украшения посуды (Скопин, Гжель).

 

27. Художественно-эстетические особенности игрушки. Центральные образы. Основные промыслы игрушки из дерева.

Народная игрушка, как традиционным, необходимый элемент воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка в одних случаях служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. К таким игрушкам следует отнести уменьшенные модели всевозможных орудий труда и другой, подчас непроизводственной деятельности. Уменьшенные игровые орудия труда давали ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками. В других случаях игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме, модели всевозможных исторических и культурных объектов и предметов. Определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Кроме вышеперечисленных категорий существует достаточно распространенная категория народной игрушки, связанная с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Игрушке каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.

Народная игрушка - неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно -прикладного творчества и изобразительного искусства с театральными и музыкальными элементами.

Игрушка из дерева - одновременно и бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства. Самое притягательное в народной деревянной игрушке - это ее яркая образность, сочетающая в себе реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом. Чтобы не представляла собой игрушка, в ней всегда будет чувствоваться образное начало.

Содержание русской деревянной игрушки всегда было тесно связано с жизнью, природой и человеком, занятым разнообразной деятельностью.

Любимые образы в игрушке - птицы, звери, домашние животные. Человек в игрушке - это, прежде всего кукла, иногда самая примитивная. Но часто человек конкретизируется и он изображается как представитель определенной социальной среды.

В деревянной русской игрушке сложился свой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Главные персонажи игрушки — это собирательные образы, без индивидуальных черт и свойств. Следуя основному творческому принципу народного искусства обобщать, народный мастер, создающий игрушку, выделяет в изображении лишь самое главное, характерное и типичное.

Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке оказываются барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставляются положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Среди животных тоже есть свои герои: могучий конь, первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый медведь, наделяемый подчас народной фантазией некоторыми человеческими чертами.

Идея положительного образа, очень сильно звучащая в русской деревянной игрушке, соответствует самому строю игрушки, ее назначению вызывать радость, развивать в ребенке добрые чувства, положи: тельные эмоции, будить его творческую фантазию.

Игрушка активно воздействует на чувства и воображение ребенка и своим содержанием и формой. Деревянная игрушка красива, декоративна. Создавая игрушку народный мастер выражает в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть и раньше, у восточно-славянских племен, обитавших на реке Волхове, на месте Старой Ладоги, были в обиходе деревянные игрушки. Русский Север — один из таких районов. На его обширных землях, включающих Вологодскую и Архангельскую губернии, создавались интереснейшие игрушки. Центры народной игрушки в Пурехе, Лыскове, Городце. Семенове, в деревне Федосеево и в других местах, что привело к большому стилистическому разнообразию нижегородских игрушек. Троице-Сергиева лавра — крупный центр русской народной резной игрушки.

Среди северных плотницких игрушек особенно разнообразны коники. В Поморье, на Мезени и Печоре они имеют местные стилистические разновидности. Мезенские и печорские кони скульптурны и пластичны и имеют некоторую динамичность поз. Их ноги часто изображаются выброшенными вперед, как в беге. Но это движение напряженное, будто только готовое вырваться наружу.

Кирилловские игрушки, окрашенные в светлый оранжево-красный цвет. Среди кирилловских игрушек наибольшей тщательностью отделки и красотою пропорций отлича­ются кони-колоды. Эти игрушки представляют собой фигуру коня, ноги которого заменяют колеса. В игрушке создан эмоционально острый образ и найден неповторщцый стилистический характер.

Среди игрушек Владимирской губернии наиболее известны куклы-бабы, птички и коники, часто впряженные в экипаж.

Пуреховская - городецкая игрушка отличается высокой художественностью.

Значительное распространение получили матрешки города Семенова. Семеновская красочная матрешка с букетом алых цветов в руках и строгим лицом успешно конкурирует с улыбчивыми, но не-сколько прозаично одетыми матрешками из Загорска и деревни Бабенки под Москвой. Семеновские токар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.019 с.)