Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организаторские коллективные творческие дела↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любое практическое дело -будь оно трудовым, познавательным, художественным, спортивным или общественно-политическим - становится коллективным и творческим только в настоящей совместной организаторской деятельности. ГАЗЕТА-«МОЛНИЯ» - вид стенной или радиогазеты с экстренным сообщением о каком-то одном или сразу нескольких важных событиях из жизни коллектива, которые ставят перед ним какие-либо важные задачи, требующие безотлагательного и скорейшего практического решения. Это не просто информация, а коллективное творческое дело участников выпуска и всех остальных членов коллектива, занятых обсуждаемым вопросом и увлеченных поиском наиболее удачного его разрешения. Важно, чтобы ответственные за выпуск довели дело до конца: собрали и обобщили мнения и предложения всех членов коллектива, приняв меры для практического выполнения поставленной задачи. В этом случае участие в выпуске газеты-«молнии» дает наибольший воспитательный эффект, развивая у ребят чувство ответственности за свой коллектив; учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты его жизни, умению выделять главное и находить в разных жизненных ситуациях правильное решение, проявляя при этом находчивость и оперативность. Газету-«молнию» выпускают в случае, когда: • коллективу предстоит какое-то срочное, важное или новое дело, и необходимо всем вместе подумать, как лучше его выполнить; • в жизни коллектива совершенно неожиданно возникли конфликтные ситуации или наметились какие-то серьезные трудности и требуется решить, как их преодолеть; • произошло какое-то важное событие (радостное или печальное) и необходимо поразмыслить, какие изменения в жизни коллектива и каждого в отдельности оно может за собой повлечь; • коллектив наработал какой-то интересный опыт, который необходимо сделать достоянием других. Газета-«молния» может выпускаться редколлегией постоянной стенной или радиогазеты как по собственной инициативе, так и по предложению одного из руководящих органов коллектива, а иногда и по материалам «разведки» дел или друзей. Целесообразным будет дать право на выпуск газеты-«молнии» коллективу класса (звездочке или звену, выполняющим такие традиционные дежурные поручения, как «хозяева класса», «санитары» и т. п.) либо дежурному по школе классу или представителям старших и младших классов. В этом случае круг участников выпуска значительно расширится. В своем содержании и манере подачи материала газета не терпит шаблонов. Ее выпуск должен быть оригинальным по форме и привлекать внимание яркими и выразительными средствами оформления: шрифтом, цветовым решением, иллюстративным материалом, какой-то необычной композицией (в виде телеграфной ленты, круга-«светофора» или молнии). Однако, в любом случае, все эти средства не должны стать самоцелью, а призваны выделить главное: броский и лаконичный текст сообщения или призыва, обратить внимание на четкую постановку вопроса или задачи с точным указанием того, когда и как члены коллектива смогут выразить свое мнение и дать предложения по этому вопросу. Для получения «обратной связи» можно использовать: так называемую «шкатулку мнений»; участников выпуска, дежурящих в определенное время, или «почтальонов». Собранные мнения и предложения обсуждаются ответственными за выпуск, по необходимости, в руководящих органах коллектива или на экстренном общем сборе. Очень важно не забыть снять газету-«молнию» сразу же, как только все ее прочитают и дадут свои отклики. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она примелькалась и висела вплоть до выпуска следующего номера. Не выпускают газету-«молнию» и по малозначащему поводу, превратив ее в обыкновенный перечень фактов. Следует также отказаться от пышных фраз и стандартных призывов. Пусть каждая такая газета станет неожиданной, яркой и острой, пробуждает интерес и бьет тревогу, будоражит умы и открывает перспективу. И все это достигается в тесном содружестве ребят и их взрослых товарищей, которые на общих сборах-«огоньках» или на очередном слете школы сравнивают и обсуждают выпущенные ранее газеты-«молнии». ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА - ежегодный праздник, на котором в теплой и непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, демонстрирующий его единство и товарищескую взаимопомощь. Подготовка к празднику (группы, отряда, школы, лагеря) начинается задолго до его начала. На общем сборе-старте выбирается совет дела - комиссия по подготовке праздника из представителей всех первичных (классов) и мини-коллективов (звездочек, звеньев, бригад), между которыми проводится конкурс на лучшие предложения. Далее разрабатывается план проведения праздника и распределяются поручения между первичными коллективами. Для выполнения отдельных коллективных дел могут создаваться сводные отряды добровольцев. В период подготовки к празднику каждый коллектив (сводный отряд) выполняет свое поручение, полученное им на общем сборе (например, изготовить для гостей пригласительные билеты с последующим их вручением, оформить помещения или разослать письма и подарки своим друзьям), а также готовит сюрпризы-подарки для первичных коллективов и всех остальных участников, отдельных его членов и гостей. Такими подарками могут стать стенная или «живая», фото- или световая, радио- или киногазета, песня, стихи, поделки «со значением»: для дружеского розыгрыша, с выражением благодарности и наилучшими пожеланиями. Сам праздник может проходить как традиционный вечер (сбор), который включает какие-то иные творческие дела по случаю дня рождения коллектива (как например, торжественную линейку у памятника героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, сюрприз, веселую спартакиаду или фестиваль фильмов собственного производства, смотр творческих работ, большой общий сбор коллектива вместе с его друзьями и обсуждением планов на будущее). Важной составляющей праздничного вечера (сбора) является встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специально предназначенного для такого случая «гостевого» сводного отряда из представителей всех первичных (либо мини-) коллективов. Его члены занимают гостей дружескими беседами, рассказывая о том, что им удалось сделать за год, показывают фотографии, альбомы, поделки и подарки. Каждый первичный коллектив знакомит своих гостей с программой вечера, вручает им тексты любимых песен и приглашает желающих втайне от других поучаствовать в подготовке сюрпризов. Следует отметить, что хотя участие гостей в коллективном выступлении носит большей частью характер экспромта, оно помогает сблизить их с виновниками торжества, превратив их из обычных зрителей в товарищей по творческому делу и создав атмосферу всеобщей увлеченности и радостного подъема. Торжественное открытие вечера (после выноса флага и исполнения гимна) начинается с представления каждым первичным коллективом своих гостей, которые в дальнейшем становятся участниками совместных творческих дел, входящих в программу вечера. На прощание гостям вручаются памятные открытки с просьбой сделать запись в специальной книге (как например, «Книге добрых напутствий»), отражающую их мнения, советы и пожелания на будущее. Примерный перечень творческих дел и игр для программы праздничного вечера (сбора): • подготовка сюрпризов-подарков силами первичных коллективов и сводных отрядов (групп); • чтение писем и телеграмм от друзей из далеких уголков страны и корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»); • «Путешествие по знаменательным событиям года» - краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде «живых картинок», сценок, загадок, частушек и т. п.; • подготовка концерта-экспромта с участием лучших сводных объединений, как например, творческих объединений тезок; • проведение эстафеты «Ромашка» с множеством веселых задач, связанных с разными событиями в жизни коллектива; • разнообразие игр, хороводов, танцев. И, конечно же, весь вечер должны звучать любимые всеми песни - веселые и задорные, грустные и берущие за душу. За этим следят его ведущие - члены комиссии по организации праздника или специальный совет запевал. «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» - познавательное и организаторское дело-обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях в жизни коллектива (и вне его), дают оценку проделанному и рисуют перспективы на будущее. В отличие от устного журнала ее цель - помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизнедеятельности и настроиться на решение новых задач. Отсюда - ее боевой, мобилизующий и задорный характер, а также сравнительно короткое время существования- не более 15-20 мин. Примерный перечень тематики выпусков «живой газеты»: • положительный опыт деятельности своего и других коллективов, заслуживающий внимания и дальнейшего развития; • радостные события в жизни коллектива (например, дни рождения) и вне его;
• неприятные и конфликтные ситуации, а также предложения по их разрешению; • планы и перспективы развития коллектива (ближайшие, среднесрочные и дальние). Материал выпусков подается с использованием самых разнообразных средств (жанров и приемов), как например, лозунгов-речевок, перекличек, инсценировок в виде небольших сценок или их серии, комментариев, репортажей, карикатур, дружеских шаржей, интервью, загадок, былин, частушек, эпиграмм, «шуточной энциклопедии», песен, в том числе и с новым текстом на полюбившиеся всем мелодии и т. д. «Живая газета» может выпускаться время от времени и периодически, в классе - силами небольших коллективов совместно с их старшими товарищами или сводными бригадами добровольцев; в школе - силами коллективов классов и их союзов либо сводными объединениями. Выступают с ней на общем сборе или вечере, слете, а также на линейке (в этом случае ее длительность не должна превышать 5-10 мин). Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-старте участников, где принимаются решения по ее названию, содержанию и жанрам выступлений. Руководство процессом осуществляет предназначенная для этого группа. В течение одной-двух репетиций отрабатываются совместные выступления ребят. Очень важно после исполнения номера обсудить его на «огоньке» с участниками, а если есть возможность, то и вместе со зрителями. Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят вместе с их старшими товарищами. Пусть как можно больше членов коллектива примут участие в этой работе, выступая авторами-исполнителями «живой газеты»: ведь она обладает поистине чудодейственной силой, борясь с равнодушием и воспитывая такие качества, как ответственность и честность, развивая творческие способности детей, навыки выразительной речи и культуру движения, сплачивая участников общими задумками и даря им хорошее настроение, способствуя воспитанию ребят младшего и старшего возраста. ЖУРНАЛ-ЭСТАФЕТА - познавательное и организаторское коллективное творческое дело, представляющее собой рукописный сборник, над которым поочередно работают один или несколько коллективов. Цель его выпуска - обмен опытом, впечатлениями, мнениями и предложениями внутри коллектива и за его пределами. Журнал выходит как по итогам какого-то определенного периода жизни коллектива (к очередному празднику, под Новый год, ко дню рождения коллектива или его членов), так и по результатам большого события (трудовой операции, похода, слета и др.). Готовят журнал-эстафету творческие бригады (журналистов, писателей, художников и т. п.), постоянные мини-коллективы или сводные объединения ребят и их старших товарищей. На общем сборе-старте участников выбирается совет дела (редколлегия), в который входят руководители всех творческих бригад, а также взрослые - редакторы, консультанты. На нем же по предложениям бригад утверждается тематический план журнала-эстафеты, определяются способ и сроки работы над ним (если журнал выпускается силами коллективов, находящихся в разных населенных пунктах, то все эти вопросы согласовываются посредством переписки). Редколлегия вырабатывает общие требования к оформлению материалов (формат издания, размер полей и т. д.) и сообщает об этом участникам. Содержание журнала-эстафеты - это перечень его разделов, где представлены и разные жанры (рассказы, сказки, повести, репортажи, мемуары, былины, поэмы, басни, частушки, рисунки или их серии, дружеские шаржи, загадки, песни, «юмористический толковый словарь», головоломки, ребусы и кроссворды). Возможные способы (варианты) подготовки журнала-эстафеты Эстафета внутри команды Каждая творческая команда выбирает (по желанию или жребию) один из разделов журнала, определяется с темой (и ее названием) и начинает работу над ним, передавая на тот же срок (например, на один день) по цепочке следующему члену команды для ее продолжения. Тот, выполнив свою часть работы, передает ее третьему и т. д. Последний в цепочке завершает работу. Затем команда собирается, обсуждает полученный результат, оформляет работу и вручает ее на суд редколлегии. Так трудятся все команды, каждая из которых работает эстафетой над доставшимся ей разделом журнала, внося свой вклад в общее дело. Этот вариант предпочтителен для работы внутри одного коллектива (например, класса). Эстафета по кругу Создается круг (или кольцо) из команд, причем каждая из них устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем (по желанию или жребию) команды получают по одному из разделов будущего журнала-эстафеты (их число совпадает с числом команд), выбирают его тему, название и начинают работу над ним, передавая его для продолжения следующей команде (соседу справа). Одновременно каждая команда сама получает от соседей слева начало уже другого раздела журнала-эстафеты, чтобы его также продолжить, а потом передать соседу справа для дальнейшей работы над ним, а от соседа слева получает третью часть, над которой потрудились теперь уже две команды и т. д. Таким образом, каждая команда вносит свой вклад во все разделы журнала-эстафеты. Работа команд над журналом-эстафетой (с момента его получения и до передачи) может длиться, по предварительной договоренности, один или несколько дней, причем передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна из команд не задерживала другую. Когда к команде снова попадает раздел, с которого она начинала (включая дополнения других участников эстафеты), т. е. когда кольцо замкнется, материал дорабатывается до конца и передается редколлегии. Этот вариант используется в рамках одного коллектива (например, в классе, а летом - в отряде), а также в совместной работе сразу нескольких коллективов (классов). Причем во втором случае учащиеся одного класса могут работать сообща, подбирая на каждом этапе сводную бригаду добровольцев (почитателей данного жанра), или по результатам конкурса между постоянными мини-коллективами (например, звеньями) на лучшее продолжение материала, с тем, чтобы передать его следующему классу. Эстафету по кругу можно провести на слете организаторов или на сборе в лагере отдыха. В этом случае команды формируются из сводных коллективов. Время каждого этапа эстафеты - не более 30 мин, а продолжительность всей работы составляет 3-4 ч. При подготовке такого журнала целесообразно будет указать командам в круге жанры их разделов, чтобы материалы были и серьезные, и юмористические, а проза чередовалась бы с поэзией. Эстафета в несколько этапов Одна из команд (например, за неделю) сочиняет начало всех имеющихся разделов журнала-эстафеты и на такой же срок передает их для продолжения другой команде и т. д. Число этапов эстафеты равняется числу команд-участниц. Этот вариант можно использовать в одном классе (тогда в роли творческих команд выступают постоянные мини-коллективы или сводные объединения). Но лучше, если это будет совместная работа ребят старшего и младшего классов (тогда команды формируются из союзов нескольких классов одной школы). В последнем случае над отдельными рубриками журнала работают в каждом классе постоянные мини-коллективы (по желанию ил"и жребию) или сводные объединения почитателей того или иного жанра. После выхода журнала-эстафеты «в свет», участники, работавшие над ним, внимательно читают и обсуждают его, а затем знакомят с ним своих друзей - ребят младшего возраста, родителей, шефов, сверстников из параллельных классов и т. д. Его можно передать в школьную библиотеку или послать в подарок друзьям. Журнал-эстафета - живая и яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве он становится действенным средством развития логического мышления, находчивости и творческого воображения, расширения кругозора, эстетического воспитания, формирования умения излагать свои мысли и работать сообща, укрепления товарищеских взаимоотношений в коллективе, между ребятами младшего и старшего возраста, детьми и взрослыми. И еще одно: работа над журналом-эстафетой должна быть творческой. РАЗВЕДКА ГАЙДАРОВСКАЯ - необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (атак, десантов, рейдов). Проводится ребятами вместе с их старшими товарищами. Ее цель - узнать где, кому и какая нужна помощь (можно ли оказать ее немедленно или это займет много времени). Разведка может быть секретной, т. е. проводиться таким образом, чтобы люди, с которыми встречаются участники операции, не догадались об их намерениях (тогда последующие за ней трудовые операции станут сюрпризом); а может и полусекретной (если о цели разведки необходимо сообщить отдельным лицам, например, руководителям учреждений - детского сада, фабрики и т. п.) или открытой, когда имеет смысл посвятить в свои планы всех заинтересованных в операции лиц, чтобы как можно лучше согласовать с ними свои действия и получить хорошие результаты. Если же в ходе самой разведки удается оказать какую-то помощь людям или сделать доброе дело, то это будет разведка боем. Потенциальные участники разведки: • мини-коллектив со своими старшими товарищами; • сводный отряд добровольцев (экстренная разведка в случае необходимости, например, перед проведением праздника). Право состоять в таком отряде может рассматриваться как награда за активное участие в предыдущих трудовых операциях; • весь коллектив, осуществляющий разведку мини-коллективами или сводными отрядами, например, в начале очередного периода его жизни (осенью, зимой и т. д.) или перед проведением рейда. В зависимости от цели и условий проведения разведки ее продолжительность может составлять от 2-3 ч до одного или нескольких дней. В поле ее деятельности могут находиться определенные сектора или маршруты. В первом случае на общем сборе-старте участники разведки разбивают близлежащую местность на сектора-участки, которые тщательно обследуются отдельными разведгруппами (выясняется, кому и в чем требуется помощь). Во втором - общий сбор намечает маршруты, т. е. объекты определенного профиля, именуемые, к примеру: «клубным», «сельскохозяйственным», «зеленым» (парк, сквер, бульвар и т. п.), «детским» (детская площадка, магазин книги и т. п.), «спортивным». Разведгруппы формируются по маршрутам, причем каждая из них обследует всю местность, но только с учетом своего профиля. Далее выбираются командиры. Взрослым лучше принять на себя роль друзей разведгрупп (в некоторых случаях они могут провести свою собственную секретную разведку: как например, предварительно обговорить с руководителями предприятия возможность их встречи с разведгруппой или ее секретных действий на территории предприятия). Общее руководство разведкой осуществляется штабом предстоящей трудовой операции или советом коллектива (советом отряда или дружины). Командиры разведотряда и отдельных разведгрупп могут посылать в штаб со связными свои донесения. По завершении операции все ее участники обобщают полученные сведения, чтобы затем командиры разведгрупп доложили о них на общем сборе, где по данным разведки разрабатывается план предстоящих одной или нескольких трудовых операций. Трудовая операция в форме разведки воспитывает у ребят активную гражданскую позицию, чувство локтя и взаимовыручки, привычку не проходить мимо нуждающихся в помощи, обогащая их жизненный опыт, развивая отношения товарищеского сотрудничества детей и взрослых и создавая реальную основу для коллективного планирования. «ЭСТАФЕТА ДРУЖБЫ» - игра на местности, которая проводится с целью сплочения коллектива в каком-либо увлекательном творческом деле. е участники делятся на 3-4 команды (в качестве команд могут выступать первичные коллективы или их объединения), каждая из которых получает от ведущего задание: пройти по такому-то азимуту (или по дорожным знакам) такое-то расстояние, найти в конце маршрута своего старшего товарища и вместе с ним подготовить сюрприз для всего коллектива. В задании указывается, каким должен быть характер сюрприза. Каждая команда готовит свою часть коллективного творческого дела: страничку «живой газеты» или устного журнала, экспонаты для выставки «Природа и фантазия» (с пояснениями экскурсовода), куплет для коллективной песни (на какой-то определенный мотив) и т. п. В условленном месте команды одна за другой собираются вместе. Под руководством ведущего они поочередно выступают перед своими товарищами, передавая друг другу эстафету дружбы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.01 с.) |