Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организаторские коллективные творческие дела

Поиск

Любое практическое дело -будь оно трудовым, познаватель­ным, художественным, спортив­ным или общественно-политиче­ским - становится коллективным и творческим только в настоящей совместной организаторской дея­тельности.

ГАЗЕТА-«МОЛНИЯ» - вид стенной или радиогазеты с экст­ренным сообщением о каком-то одном или сразу нескольких важных событиях из жизни коллекти­ва, которые ставят перед ним какие-либо важные задачи, требую­щие безотлагательного и скорейшего практического решения.

Это не просто информация, а коллективное творческое дело участников выпуска и всех остальных членов коллектива, заня­тых обсуждаемым вопросом и увлеченных поиском наиболее удач­ного его разрешения. Важно, чтобы ответственные за выпуск до­вели дело до конца: собрали и обобщили мнения и предложе­ния всех членов коллектива, приняв меры для практического выполнения поставленной задачи. В этом случае участие в вы­пуске газеты-«молнии» дает наибольший воспитательный эффект, развивая у ребят чувство ответственности за свой коллектив; учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты его жизни, уме­нию выделять главное и находить в разных жизненных ситуаци­ях правильное решение, проявляя при этом находчивость и опе­ративность.

Газету-«молнию» выпускают в случае, когда:

• коллективу предстоит какое-то срочное, важное или новое дело, и необходимо всем вместе подумать, как лучше его выполнить;

• в жизни коллектива совершенно неожиданно возникли кон­фликтные ситуации или наметились какие-то серьезные трудности и требуется решить, как их преодолеть;

• произошло какое-то важное событие (радостное или печаль­ное) и необходимо поразмыслить, какие изменения в жизни кол­лектива и каждого в отдельности оно может за собой повлечь;

• коллектив наработал какой-то интересный опыт, который не­обходимо сделать достоянием других.

Газета-«молния» может выпускаться редколлегией постоянной стенной или радиогазеты как по собственной инициативе, так и по предложению одного из руководящих органов коллектива, а иног­да и по материалам «разведки» дел или друзей. Целесообразным будет дать право на выпуск газеты-«молнии» коллективу класса (звез­дочке или звену, выполняющим такие традиционные дежурные по­ручения, как «хозяева класса», «санитары» и т. п.) либо дежурному по школе классу или представителям старших и младших классов. В этом случае круг участников выпуска значительно расширится.

В своем содержании и манере подачи материала газета не тер­пит шаблонов. Ее выпуск должен быть оригинальным по форме и привлекать внимание яркими и выразительными средствами оформления: шрифтом, цветовым решением, иллюстративным ма­териалом, какой-то необычной композицией (в виде телеграфной ленты, круга-«светофора» или молнии). Однако, в любом случае, все эти средства не должны стать самоцелью, а призваны выде­лить главное: броский и лаконичный текст сообщения или призы­ва, обратить внимание на четкую постановку вопроса или задачи с точным указанием того, когда и как члены коллектива смогут выразить свое мнение и дать предложения по этому вопросу.

Для получения «обратной связи» можно использовать: так на­зываемую «шкатулку мнений»; участников выпуска, дежурящих в определенное время, или «почтальонов». Собранные мнения и предложения обсуждаются ответственными за выпуск, по необ­ходимости, в руководящих органах коллектива или на экстренном общем сборе.

Очень важно не забыть снять газету-«молнию» сразу же, как толь­ко все ее прочитают и дадут свои отклики. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она примелькалась и висела вплоть до выпуска следующего номера. Не выпускают газету-«молнию» и по малозна­чащему поводу, превратив ее в обыкновенный перечень фактов. Следует также отказаться от пышных фраз и стандартных призы­вов. Пусть каждая такая газета станет неожиданной, яркой и ост­рой, пробуждает интерес и бьет тревогу, будоражит умы и открыва­ет перспективу. И все это достигается в тесном содружестве ребят и их взрослых товарищей, которые на общих сборах-«огоньках» или на очередном слете школы сравнивают и обсуждают выпущен­ные ранее газеты-«молнии».

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА - ежегодный праздник, на ко­тором в теплой и непринужденной обстановке происходит творче­ский смотр верности традициям и идеалам коллектива, демонст­рирующий его единство и товарищескую взаимопомощь.

Подготовка к празднику (группы, отряда, школы, лагеря) начи­нается задолго до его начала. На общем сборе-старте выбирается совет дела - комиссия по подготовке праздника из представите­лей всех первичных (классов) и мини-коллективов (звездочек, звеньев, бригад), между которыми проводится конкурс на лучшие предложения. Далее разрабатывается план проведения праздни­ка и распределяются поручения между первичными коллектива­ми. Для выполнения отдельных коллективных дел могут создаваться сводные отряды добровольцев.

В период подготовки к празднику каждый коллектив (сводный отряд) выполняет свое поручение, полученное им на общем сборе (например, изготовить для гостей пригласительные билеты с по­следующим их вручением, оформить помещения или разослать письма и подарки своим друзьям), а также готовит сюрпризы-по­дарки для первичных коллективов и всех остальных участников, отдельных его членов и гостей. Такими подарками могут стать стен­ная или «живая», фото- или световая, радио- или киногазета, пес­ня, стихи, поделки «со значением»: для дружеского розыгрыша, с выражением благодарности и наилучшими пожеланиями.

Сам праздник может проходить как традиционный вечер (сбор), который включает какие-то иные творческие дела по случаю дня рож­дения коллектива (как например, торжественную линейку у памятни­ка героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, сюрприз, веселую спартакиаду или фестиваль фильмов собственного произ­водства, смотр творческих работ, большой общий сбор коллектива вместе с его друзьями и обсуждением планов на будущее).

Важной составляющей праздничного вечера (сбора) является встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специально пред­назначенного для такого случая «гостевого» сводного отряда из представителей всех первичных (либо мини-) коллективов. Его чле­ны занимают гостей дружескими беседами, рассказывая о том, что им удалось сделать за год, показывают фотографии, альбомы, по­делки и подарки. Каждый первичный коллектив знакомит своих го­стей с программой вечера, вручает им тексты любимых песен и приглашает желающих втайне от других поучаствовать в подго­товке сюрпризов. Следует отметить, что хотя участие гостей в кол­лективном выступлении носит большей частью характер экспромта, оно помогает сблизить их с виновниками торжества, превратив их из обычных зрителей в товарищей по творческому делу и создав атмосферу всеобщей увлеченности и радостного подъема.

Торжественное открытие вечера (после выноса флага и испол­нения гимна) начинается с представления каждым первичным кол­лективом своих гостей, которые в дальнейшем становятся участни­ками совместных творческих дел, входящих в программу вечера. На прощание гостям вручаются памятные открытки с просьбой сделать запись в специальной книге (как например, «Книге добрых напут­ствий»), отражающую их мнения, советы и пожелания на будущее.

Примерный перечень творческих дел и игр для программы праздничного вечера (сбора):

• подготовка сюрпризов-подарков силами первичных коллек­тивов и сводных отрядов (групп);

• чтение писем и телеграмм от друзей из далеких уголков стра­ны и корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»);

• «Путешествие по знаменательным событиям года» - краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде «жи­вых картинок», сценок, загадок, частушек и т. п.;

• подготовка концерта-экспромта с участием лучших сводных объединений, как например, творческих объединений тезок;

• проведение эстафеты «Ромашка» с множеством веселых за­дач, связанных с разными событиями в жизни коллектива;

• разнообразие игр, хороводов, танцев.

И, конечно же, весь вечер должны звучать любимые всеми пес­ни - веселые и задорные, грустные и берущие за душу. За этим следят его ведущие - члены комиссии по организации праздника или специальный совет запевал.

«ЖИВАЯ ГАЗЕТА» - познавательное и организаторское дело-обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о но­востях в жизни коллектива (и вне его), дают оценку проделанному и рисуют перспективы на будущее.

В отличие от устного журнала ее цель - помочь членам коллекти­ва правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизнедеятельности и настроиться на решение новых задач. Отсюда - ее боевой, мобилизующий и задорный характер, а также сравнительно короткое время существования- не более 15-20 мин.

Примерный перечень тематики выпусков «живой газеты»:

• положительный опыт деятельности своего и других коллек­тивов, заслуживающий внимания и дальнейшего развития;

• радостные события в жизни коллектива (например, дни рож­дения) и вне его;

 

• неприятные и конфликтные ситуации, а также предложения по их разрешению;

• планы и перспективы развития коллектива (ближайшие, сред­несрочные и дальние).

Материал выпусков подается с использованием самых разно­образных средств (жанров и приемов), как например, лозунгов-речевок, перекличек, инсценировок в виде небольших сценок или их серии, комментариев, репортажей, карикатур, дружеских шар­жей, интервью, загадок, былин, частушек, эпиграмм, «шуточной эн­циклопедии», песен, в том числе и с новым текстом на полюбив­шиеся всем мелодии и т. д.

«Живая газета» может выпускаться время от времени и перио­дически, в классе - силами небольших коллективов совместно с их старшими товарищами или сводными бригадами добровольцев; в школе - силами коллективов классов и их союзов либо сводны­ми объединениями.

Выступают с ней на общем сборе или вечере, слете, а также на линейке (в этом случае ее длительность не должна превышать 5-10 мин).

Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-стар­те участников, где принимаются решения по ее названию, содер­жанию и жанрам выступлений. Руководство процессом осуществ­ляет предназначенная для этого группа. В течение одной-двух репетиций отрабатываются совместные выступления ребят. Очень важно после исполнения номера обсудить его на «огоньке» с участниками, а если есть возможность, то и вместе со зрителями.

Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят вместе с их старшими товарищами.

Пусть как можно больше членов коллектива примут участие в этой работе, выступая авторами-исполнителями «живой газе­ты»: ведь она обладает поистине чудодейственной силой, борясь с равнодушием и воспитывая такие качества, как ответствен­ность и честность, развивая творческие способности детей, на­выки выразительной речи и культуру движения, сплачивая участ­ников общими задумками и даря им хорошее настроение, спо­собствуя воспитанию ребят младшего и старшего возраста.

ЖУРНАЛ-ЭСТАФЕТА - познавательное и организаторское кол­лективное творческое дело, представляющее собой рукописный сборник, над которым поочередно работают один или несколько коллективов.

Цель его выпуска - обмен опытом, впечатлениями, мнениями и предложениями внутри коллектива и за его пределами. Журнал выходит как по итогам какого-то определенного периода жизни коллектива (к очередному празднику, под Новый год, ко дню рож­дения коллектива или его членов), так и по результатам большого события (трудовой операции, похода, слета и др.).

Готовят журнал-эстафету творческие бригады (журналистов, пи­сателей, художников и т. п.), постоянные мини-коллективы или свод­ные объединения ребят и их старших товарищей.

На общем сборе-старте участников выбирается совет дела (ред­коллегия), в который входят руководители всех творческих бри­гад, а также взрослые - редакторы, консультанты. На нем же по предложениям бригад утверждается тематический план журнала-эстафеты, определяются способ и сроки работы над ним (если жур­нал выпускается силами коллективов, находящихся в разных на­селенных пунктах, то все эти вопросы согласовываются посред­ством переписки). Редколлегия вырабатывает общие требования к оформлению материалов (формат издания, размер полей и т. д.) и сообщает об этом участникам.

Содержание журнала-эстафеты - это перечень его разделов, где представлены и разные жанры (рассказы, сказки, повести, репор­тажи, мемуары, былины, поэмы, басни, частушки, рисунки или их серии, дружеские шаржи, загадки, песни, «юмористический толко­вый словарь», головоломки, ребусы и кроссворды).

Возможные способы (варианты) подготовки журнала-эстафеты

Эстафета внутри команды

Каждая творческая команда выбирает (по желанию или жребию) один из разделов журнала, определяется с темой (и ее названием) и начинает работу над ним, передавая на тот же срок (например, на один день) по цепочке следующему члену команды для ее продолжения. Тот, выполнив свою часть работы, передает ее третьему и т. д. Последний в цепочке завершает работу. Затем команда собирается, обсуждает полученный результат, оформляет работу и вручает ее на суд редколлегии.

Так трудятся все команды, каждая из которых работает эстафе­той над доставшимся ей разделом журнала, внося свой вклад в общее дело. Этот вариант предпочтителен для работы внутри од­ного коллектива (например, класса).

Эстафета по кругу

Создается круг (или кольцо) из команд, причем каждая из них устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем (по желанию или жребию) команды получают по одному из разделов будущего журнала-эстафеты (их число совпадает с числом ко­манд), выбирают его тему, название и начинают работу над ним, передавая его для продолжения следующей команде (соседу спра­ва). Одновременно каждая команда сама получает от соседей сле­ва начало уже другого раздела журнала-эстафеты, чтобы его также продолжить, а потом передать соседу справа для дальнейшей ра­боты над ним, а от соседа слева получает третью часть, над кото­рой потрудились теперь уже две команды и т. д. Таким образом, каждая команда вносит свой вклад во все разделы журнала-эста­феты.

Работа команд над журналом-эстафетой (с момента его получе­ния и до передачи) может длиться, по предварительной догово­ренности, один или несколько дней, причем передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна из команд не задерживала другую. Когда к команде снова попа­дает раздел, с которого она начинала (включая дополнения дру­гих участников эстафеты), т. е. когда кольцо замкнется, материал дорабатывается до конца и передается редколлегии.

Этот вариант используется в рамках одного коллектива (напри­мер, в классе, а летом - в отряде), а также в совместной работе сразу нескольких коллективов (классов). Причем во втором слу­чае учащиеся одного класса могут работать сообща, подбирая на каждом этапе сводную бригаду добровольцев (почитателей дан­ного жанра), или по результатам конкурса между постоянными мини-коллективами (например, звеньями) на лучшее продолжение ма­териала, с тем, чтобы передать его следующему классу.

Эстафету по кругу можно провести на слете организаторов или на сборе в лагере отдыха. В этом случае команды формируются из сводных коллективов. Время каждого этапа эстафеты - не более 30 мин, а продолжительность всей работы составляет 3-4 ч.

При подготовке такого журнала целесообразно будет указать командам в круге жанры их разделов, чтобы материалы были и се­рьезные, и юмористические, а проза чередовалась бы с поэзией.

Эстафета в несколько этапов

Одна из команд (например, за неделю) сочиняет начало всех имеющихся разделов журнала-эстафеты и на такой же срок пере­дает их для продолжения другой команде и т. д. Число этапов эста­феты равняется числу команд-участниц.

Этот вариант можно использовать в одном классе (тогда в роли творческих команд выступают постоянные мини-коллективы или сводные объединения). Но лучше, если это будет совместная ра­бота ребят старшего и младшего классов (тогда команды форми­руются из союзов нескольких классов одной школы). В последнем случае над отдельными рубриками журнала работают в каждом классе постоянные мини-коллективы (по желанию ил"и жребию) или сводные объединения почитателей того или иного жанра.

После выхода журнала-эстафеты «в свет», участники, работав­шие над ним, внимательно читают и обсуждают его, а затем знако­мят с ним своих друзей - ребят младшего возраста, родителей, шефов, сверстников из параллельных классов и т. д. Его можно передать в школьную библиотеку или послать в подарок друзьям.

Журнал-эстафета - живая и яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве он становится действенным средством развития логического мышления, наход­чивости и творческого воображения, расширения кругозора, эсте­тического воспитания, формирования умения излагать свои мыс­ли и работать сообща, укрепления товарищеских взаимоотноше­ний в коллективе, между ребятами младшего и старшего возраста, детьми и взрослыми.

И еще одно: работа над журналом-эстафетой должна быть твор­ческой.

РАЗВЕДКА ГАЙДАРОВСКАЯ - необходимая предпосылка и со­ставная часть трудовых операций (атак, десантов, рейдов). Прово­дится ребятами вместе с их старшими товарищами. Ее цель - уз­нать где, кому и какая нужна помощь (можно ли оказать ее немед­ленно или это займет много времени).

Разведка может быть секретной, т. е. проводиться таким обра­зом, чтобы люди, с которыми встречаются участники операции, не догадались об их намерениях (тогда последующие за ней тру­довые операции станут сюрпризом); а может и полусекретной (если о цели разведки необходимо сообщить отдельным лицам, например, руководителям учреждений - детского сада, фабри­ки и т. п.) или открытой, когда имеет смысл посвятить в свои пла­ны всех заинтересованных в операции лиц, чтобы как можно лучше согласовать с ними свои действия и получить хорошие результаты.

Если же в ходе самой разведки удается оказать какую-то по­мощь людям или сделать доброе дело, то это будет разведка боем.

Потенциальные участники разведки:

• мини-коллектив со своими старшими товарищами;

• сводный отряд добровольцев (экстренная разведка в случае необходимости, например, перед проведением праздника). Право состоять в таком отряде может рассматриваться как награда за ак­тивное участие в предыдущих трудовых операциях;

• весь коллектив, осуществляющий разведку мини-коллектива­ми или сводными отрядами, например, в начале очередного перио­да его жизни (осенью, зимой и т. д.) или перед проведением рейда.

В зависимости от цели и условий проведения разведки ее про­должительность может составлять от 2-3 ч до одного или несколь­ких дней. В поле ее деятельности могут находиться определен­ные сектора или маршруты. В первом случае на общем сборе-старте участники разведки разбивают близлежащую местность на сектора-участки, которые тщательно обследуются отдельными разведгруппами (выясняется, кому и в чем требуется помощь). Во втором - общий сбор намечает маршруты, т. е. объекты опре­деленного профиля, именуемые, к примеру: «клубным», «сельско­хозяйственным», «зеленым» (парк, сквер, бульвар и т. п.), «дет­ским» (детская площадка, магазин книги и т. п.), «спортивным». Разведгруппы формируются по маршрутам, причем каждая из них обследует всю местность, но только с учетом своего профиля.

Далее выбираются командиры. Взрослым лучше принять на себя роль друзей разведгрупп (в некоторых случаях они могут прове­сти свою собственную секретную разведку: как например, предва­рительно обговорить с руководителями предприятия возможность их встречи с разведгруппой или ее секретных действий на терри­тории предприятия).

Общее руководство разведкой осуществляется штабом пред­стоящей трудовой операции или советом коллектива (советом отряда или дружины). Командиры разведотряда и отдельных раз­ведгрупп могут посылать в штаб со связными свои донесения.

По завершении операции все ее участники обобщают полу­ченные сведения, чтобы затем командиры разведгрупп доложи­ли о них на общем сборе, где по данным разведки разрабатыва­ется план предстоящих одной или нескольких трудовых опера­ций.

Трудовая операция в форме разведки воспитывает у ребят ак­тивную гражданскую позицию, чувство локтя и взаимовыручки, при­вычку не проходить мимо нуждающихся в помощи, обогащая их жизненный опыт, развивая отношения товарищеского сотрудни­чества детей и взрослых и создавая реальную основу для коллек­тивного планирования.

«ЭСТАФЕТА ДРУЖБЫ» - игра на местности, которая проводит­ся с целью сплочения коллектива в каком-либо увлекательном творческом деле.

е участники делятся на 3-4 команды (в качестве команд могут выступать первичные коллективы или их объединения), каждая из которых получает от ведущего задание: пройти по такому-то азиму­ту (или по дорожным знакам) такое-то расстояние, найти в конце маршрута своего старшего товарища и вместе с ним подготовить сюрприз для всего коллектива.

В задании указывается, каким должен быть характер сюрприза. Каждая команда готовит свою часть коллективного творческого дела: страничку «живой газеты» или устного журнала, экспонаты для выставки «Природа и фантазия» (с пояснениями экскурсовода), куплет для коллективной песни (на какой-то определенный мо­тив) и т. п.

В условленном месте команды одна за другой собираются вместе. Под руководством ведущего они поочередно выступают перед своими товарищами, передавая друг другу эстафету друж­бы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.01 с.)