Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Змейка» (на общую или свою тему)

Поиск

Турнир проводится также, как и в предыдущем варианте, толь­ко атака передается эстафетой не по кругу, а в произвольном по­рядке.

Атака веером»

Каждая команда по очереди принимает на себя роль атакую­щей и задает по одному вопросу остальным. Этот способ целесо­образно использовать, когда в турнире участвуют 3-4 команды.

Оборона веером»

Каждая команда поочередно занимает оборону, а остальные задают ей по одному вопросу. Этот способ также применяется, ког­да в турнире-викторине участвуют 3-4 команды.

Перекрестный поединок»

Такой вариант проводится между двумя командами, которые, подготовив по нескольку вопросов, задают их поочередно друг другу. Это может быть поединок:

а) на общую тему, утвержденную коллегиально, или

б) на разные - отобранные каждой командой.

Тематика, представленная в турнире-викторине, очень обширна: «Времена года», «Растительный и животный мир», «Лесные богат­ства», «По родному краю», «Путешествие в будущее», «Обычаи и нравы народов мира», «По странам и континентам», «Будущее Арк­тики и Антарктики», «Освоение космоса», «Занимательная матема­тика», «Химия вокруг нас», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Транспортные средства будущего», «Моря и океаны», «Спорт и здоровый образ жизни», «Русские народные сказки», «Писатели и их книги», «Современная музыка», «Живопись 19 века», «Кинематограф прошлого», «Культура поведения», «Пра­вила уличного движения», «Приметы и суеверия» и т. д.

Подготовка к турниру-викторине

Участники проводят общий сбор-старт, на котором определяют­ся команды и выбирается способ проведения турнира-викторины. Затем каждая команда в течение 15-20 мин придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение по теме будущего турнира. К концу общего сбора команды знакомят всех со своими названиями, представляют капитанов (которые вместе с ведущими входят в совет дела - штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения по теме турнира. За несколько минут совет дела отбирает самую удачную из них.

Турнир-викторина может проводиться сразу же вслед за общим сбором-стартом («молнией»), или для подготовки к нему командам отводятся один или несколько дней. В первом случае команды тут же, в течение 10-15 мин, придумывают вопросы для «противни­ков» (и свою тему, если решено было провести турнир-викторину не по общей теме). Во втором - у ребят есть время справиться в специальной литературе и посоветоваться со старшими товари­щами.

Советы организаторам

Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше если в этом поучаствуют и старшие ребята.

Участников необходимо ориентировать на интересные вопро­сы, требующие работы ума, особенно, если они начинаются со сло­ва «почему?». Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач и обмен мыслями и предположениями. А ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

И еще: после того, как вопрос задан, никто не должен «выска­кивать» с ответом. Сначала команда тихо совещается, на что отво­дится одинаковое для всех время, например, полминуты.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, ведущие предлагают это сделать другой команде со словами: «Идите на выручку!». В случае, когда никто не сможет ответить, ини­циатива переходит в руки самой атакующей команды.

Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников турнира, ведущие объявляют продолжение его поиска. Тогда ре­бята получают возможность поискать ответ в последующие дни в справочной литературе и еще раз хорошо обсудить его.

Ответы оцениваются в баллах (например, за правильный и пол­ный ответ - 2 балла, за неполный - 1). Отмечаются также наиболее удачные вопросы, остроумие участников и дружная работа команды. А можно от этого отказаться, чтобы погоня за баллами не отвлекала внимания от главного и не снижала интереса к процессу поиска ис­тины.

Вопросы, вызвавшие во время турнира-викторины наибольший интерес, стоит включить в коллективную работу и использовать в других познавательных делах, как например, на вечере разгадан­ных и неразгаданных тайн, защите фантастических проектов или пресс-конференции.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ - познавательное дело-обозрение, кото­рое проводится несколькими коллективами, каждый из которых поочередно организует свое творческое состязание (свой тур) между остальными его участниками. Он может проходить в одном классе (между звеньями, бригадами) или между коллективами нескольких классов, а также между сводными командами ребят старшего и младшего возраста.

Число туров обычно равно числу коллективов, участвующих в турнире (3-5, не более). Причем, каждый из них является орга­низатором одного из туров (проводит состязание между всеми остальными коллективами), а в последующих турах выступает как рядовой участник соревнования.

Турнир знатоков может проводиться как по одному профилю, так и быть комплексным, когда каждый тур состязаний представляет свой профиль. Например, при участии четырех коллективов он может состоять из таких туров-состязаний: на лучшего знатока математи­ки или музыки, родного края или медицины.

В состязаниях каждый коллектив участвует в полном составе или формирует из своих рядов команду знатоков. Как правило, роль ведущих выполняют два-три представителя взрослых или один взрослый вместе с двумя старшими школьниками.

Подготовка к турниру знатоков

Ведущие созывают общий сбор-старт коллективов, желающих участвовать в турнире, которые рассаживаются по кругу. Одновре­менно избирается совет дела - штаб турнира, куда входят пред­ставители каждого коллектива (командиры, штурманы, застрель­щики и т. п.) и ведущие.

Затем общий сбор решает, каким способом будут выбраны про­фили (а при однопрофильном турнире - виды) творческих состя­заний: либо каждый коллектив вместе с другим посовещается в течение 5-7 мин и определит тот профиль (вид), по которому бу­дет проводить свой тур состязаний между остальными, либо снача­ла все коллективы посоветуются и предложат возможные профи­ли (виды) состязаний. Далее совместными усилиями (или на ле­тучке штаба) отбираются (по числу коллективов) самые удачные предложения и по желанию или по жребию распределяются меж­ду участниками состязаний.

После выбора профилей (видов) турнира и их распределения каждый коллектив снова проводит совещание в течение 15-20 мин, чтобы решить, как будет проходить его тур состязаний: какие твор­ческие задания для предварительной подготовки он сообщит всем заранее, а какие объявит только на самом турнире, а также кто и как будет давать задания и оценивать их выполнение. Для того, чтобы сделать организацию состязаний более интересной, коллектив мо­жет выбрать себе организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания (как например, в качестве «приемной комиссии», «ученого совета», «жюри фестиваля» и т. п.), а каждый член этого коллектива - свою личную роль, придумав псевдоним, профессию, звание и т. п.

К концу общего сбора, после того, как будут объявлены зада­ния и дата проведения турнира, формируются команды знатоков для тех туров, в которых коллективы будут состязаться не в пол­ном составе, а силами их представителей.

По прошествии общего сбора-старта каждый коллектив готовится (в полном составе или командами) к выполнению заданий, объяв­ленных заранее, и проведению своего тура состязания, продумы­вает и готовит призы для победителей.

Примерный перечень профилей состязаний:

• конкурс на лучшего знатока одной из областей науки, напри­мер, математики или физики, химии или биологии;

• состязание знатоков родного края, города, села (между ко­мандами туристов, краеведов или экскурсоводов и т. п.);

• соревнование журналистов (как например, между команда­ми выпускников факультета журналистики, сдающих экзамены «го­сударственной комиссии»);

• конкурс знатоков искусства: музыки, живописи, поэзии или театра (например, между командами абитуриентов, поступающих в консерваторию или литературный институт);

• состязание знатоков в области технических наук (например, между командами-кандидатами на участие во Всемирной техниче­ской выставке) или медицины;

• конкурс на лучшего исполнителя одного из видов танцев (на­пример, между делегациями фестиваля) и т. д.

Советы организаторам

Задания турнира знатоков должны носить творческий характер (к примеру, написать короткий рассказ или очерк, показать сцен­ку, подготовить репортаж и т. п.).

Чтобы ведение турнира не затянулось, можно заранее устано­вить максимальное время для каждого из его туров, скажем, не более 15-20 мин.

После того, как проведены все туры состязания, необходимо дать время (15-20 мин), чтобы каждый коллектив мог подвести итоги своего тура, т. е. соревнования, которое было организовано им, и под­готовить оценки в соответствии с принятой на себя ролью. Например, «государственная комиссия» вручает командам дипломы об оконча­нии института, «жюри фестиваля» - призы или грамоты и т. п.

В заключение турнира ведущие предоставляют поочередно сло­во каждому из коллективов, которые и объявляют итоги своего тура состязания.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ (или АЛЬМАНАХ) - познавательное коллек­тивное дело, которое представляет собой серию коротких выступ­лений на различные темы.

Устный журнал выпускается периодически (раз в две недели или ежемесячно) и время от времени. Во втором случае его лучше име­новать альманахом.

Устный журнал дает прекрасную возможность каждому члену кол­лектива поделиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями и интересами; позволяет в живой и непринужденный форме позна­комить ребят с последними политическими событиями и новостями общественной жизни (в форме политической информации); способ­ствует их гражданскому, нравственному и эстетическому воспитанию.

Возможные варианты выпуска устного журнала (альманаха)

1. Каждый мини-коллектив вместе со своими старшими товари­щами выпускает поочередно (например, раз в две недели) номер устного журнала для своего класса или отряда.

2. Коллектив старшеклассников или союз старшего и младшего классов по очереди выпускают номер устного журнала для своей школы.

3. Коллектив одного или нескольких классов готовит устный аль­манах (например, к празднику), чтобы выступить с ним перед млад­шими или параллельными классами, а то и за пределами школы.

4. Устный альманах выпускается силами сводного отряда («твор­ческим объединением») любителей из одного или нескольких клас­сов для того, чтобы затем выступить с ним в стенах школы, лагере отдыха, перед участниками слета или в турпоходе, в период про­ведения рейда или десанта.

Примерный перечень рубрик для устного журнала:

• «Что? Где? Когда?»;

• «Последние новости»;

 

• «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

• «Сатира» (с использованием веселых сценок и частушек, шу­точной анкеты, интервью, энциклопедии юмора и т. п.);

• «По страницам детских газет и журналов»;

• «Родители - наши старшие друзья»;

• «Герои и их подвиги» (рассказы, стихи, песни, воспомина­ния);

• «Наш край родной» или «Машина времени» (прошлое - на­стоящее - будущее);

• «По родной стране» или «Вокруг света»;

• «Удивительное - рядом» или «Тайны природы» (неболь­шие зарисовки-рассказы об интересных явлениях природы с использованием слайдов, фотографий, диапозитивов, герба­риев);

• «Чудеса без чудес» или «Наука против суеверий» (с проведе­нием опытов);

• «Внимание - интересная книжка!»;

• «Спорт» (например, в виде репортажа с места проведения соревнований);

• «В мире искусства» или отдельные его странички: поэтическая, музыкальная, художественная и т. п.

Советы организаторам

Название устного журнала может быть постоянным или каждый раз меняться, в любом случае оно выбирается коллективно по ре­зультатам открытого или закрытого конкурса на лучшее предложе­ние его участников. Если журнал выпускается поочередно несколь­кими авторскими коллективами, то каждый из них может назвать его выпуск по-своему.

Содержание номера (его темы и рубрики) обсуждается на об­щем сборе-старте участников; темы или отдельные странички для подготовки к выступлению с ними распределяются по желанию, причем их участники могут быть представлены сразу в несколь­ких из них (темах, страничках). Каждую страничку выпуска готовит небольшая бригада. На этом же сборе выбирается совет дела (редколлегия номера), который(-ая) помогает бригадам в подго­товке выступления, составляет тематический план номера, утверж­дает «обложку» устного журнала, т. е. вступление (с его названием и оглавлением) и заключение, например, речевку-пожелание или песню-девиз.

На общей репетиции представляется «обложка», в создании которой участвуют все члены коллектива, и демонстрируются под­готовленные бригадами странички. Затем общий сбор обсуждает прозвучавшие выступления и дает советы авторам-исполнителям. После необходимой доработки очередной номер устного журнала (альманаха) «выходит в свет». Желательно после каждого появле­ния устного журнала (выступления с ним) провести короткий общий сбор-«огонек», чтобы извлечь необходимые уроки из собственно­го опыта.

Название очередной странички (части выступления) может объявляться ее участниками или ведущими (в количестве одного-двух человек) либо бригадой, которая с ней выступает.

Взрослые (педагоги, родители) могут быть непосредственными организаторами работы над номером (возглавлять совет дела, редколлегию), консультантами при подготовке наиболее ответ­ственных и сложных ее участков, а также авторами-исполнителя­ми отдельных страниц, подготовленных вместе с ребятами или как специальный сюрприз для них. Устный журнал - это совместное творческое дело ребят и их старших товарищей, цель которого -принести пользу и радость людям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.01 с.)