Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей

Поиск

Рассмотрим и проанализируем технологию обучения, направленную на развитие творческих качеств личности, разработанную и реализованную Генрихом Альтовым (Генрихом Сауловичем Альтшуллером), изобретателем, писателем-фантастом, автором ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология используется в рамках системы развивающего обучения (см. предыдущую лекцию), ее цель – формирование творческой личности, то есть таких личностных качеств, как:

Самостоятельность в определении проблемы.

Аналитическое мышление.

Умение использовать усвоенные ЗУН(ы) в принципиально иной ситуации, чем та, в которой они формировались.

Видение нового в уже знакомом и привычном (альтернативность мышления).

Данная педагогическая технология, названная ТРИЗ, основывается на следующих концептуальных положениях:

Теория – это катализатор творческого решения проблем.

Знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Изобретать могут все (то есть, творческие способности есть у каждого психически и физически здорового человека, ребенка).

Творчеству, как и любой другой деятельности, можно учиться.

Включение в процесс обучения основных и доступных школьникам типов проблем, характерных для конкретного предмета, сферы науки, изучаемой в его рамках, и практики.

Г.К. Селевко выделяет в технологии как индивидуальные, так и коллективные приемы решения творческих задач: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск исследовательских путей [11].

Мозговая атака (брейнсторминг) это метод коллективной выработки идей решения творческой задачи. Его цель – сбор как можно большего количества идей, гипотез, направленных на устранение проблемы, противоречия между знанием и незнанием. Это позволяет освободиться от стереотипности мысли, от мышления «по инерции», от привычного хода мысли в решении творческой задачи. Пример – обсуждение ответа на вопрос в интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»). Основное правило мозговой атаки – запрет на критику предложенной даже самой сумасбродной идеи, при этом не запрещается подшучивать над идеей, сопровождать ее разными (но не критического характера) репликами.

Успех решения творческой задачи во многом зависит от руководителя-организатора группы, который может увидеть в многообразии идее одну верную, использовать ее как гипотезу для решения проблемы. Однако отбор идей производится не одним человеком, а группой специалистов-экспертов, которые осуществляют их оценку в два этапа – сначала отбираются наиболее оригинальные и рациональные, затем выделяется из них самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Характерными признаками технологии являются: групповое обучение (группы формируются по разным принципам, но всегда срабатывает принцип свободы выбора), наличие сотрудничества и сотворчества учителя с учениками; использование игровых методик обучения; формирование мотивации решения творческих задач.

Технология развития творческих способностей учащихся, созданная Игорем Павловичем Волковым, названа «Школой творчества». Ее основная концепция – идея развивающего обучения: учебно-познавательная деятельность детей организовывается не только для усвоения содержания образования, но в большей мере способствует развитию творческого начала личности школьника. Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А. Пономарев).

В Школе творчества И.П. Волкова осуществляется компьютерный подход к обучению (компьютерное обучение способствует выработке алгоритмов решения творческих задач, дает возможность использовать информационное и исполнительское обеспечение).

Обучение осуществляется по двум равноценным направлениям – есть единая базовая программа обучения и творческая деятельность на этой базе.

В обязательном порядке ведется педагогическая диагностика, позволяющая выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, в дальнейшем учитывать индивидуальность в процессе развития творческого начала в ребенке. Результаты диагностики и учета индивидуальных особенностей в обучении находят отражение в творческих книжках и дневниках школьников.

И.П. Волков осуществил в своей технологии дидактическую реконструкцию учебного материала, ввел блочно-параллельную систему обучения, основанную на внутрипредметных и межпредметных связях. В его «Школе творчества» нет последовательных предметов, разделов и тем традиционно построенной программы. Есть объединенные узловые вопросы, на которых и основаны раздел, предмет либо несколько предметов (учебные блоки). Таких блоков в технологии И.П. Волкова несколько, по ним проводятся уроки творчества, содержание материала и построение которых позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, выявлять способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются разнообразные формы внеклассной работы с условием, что ее результаты должны быть конкретным продуктом, который может быть зафиксирован в творческой книжке ученика (поделки, модели, литературные сочинения, рисунки, музыкальные произведения и т.д.). Оценивание результатов творчества производится на основе анализа этой книжки. Она является своеобразным школьным документом, при выдаче заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Формы оценки – похвала за инициативу, публикация или выставка работ, награждение грамотами, присвоение званий.

В дополнение к традиционной внеклассной работе организовывается новая ее форма – творческая комната, где школьники получают начальную профессиональную подготовку по избранному профилю (литературному, физическому, химическому, биологическому и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.006 с.)