Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения»; 3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами; Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении. Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта: 1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог); 2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист); 3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель). Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях: 1. Общепедагогический – педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д. 2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе. 3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.
Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко): I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии. II. Содержательная часть: - цели обучения (общие и конкретные); - содержание учебного материала.
III. Процессуальная часть: - организация учебного процесса; - методы и формы работы учителя; - методы и формы деятельности учащихся; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
По В.П. Беспалько: 1. Диагностика обученности детей; 2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки; 3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей. 4. Организация взаимодействия. 5. Анализ его результативности. 6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.
2. Критерии технологичности: 1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей). 2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей. 3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов. 4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам. 5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.
Источники педагогических технологий: - социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - наука; - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого; - народная педагогика.
Научные основы педагогической технологии: 1) Философски е основы – общие регулятивы, входящие в состав методологического ее обеспечения. - материализм; - природосообразность; - идеализм; - атропософия; - диалектика; - теософия; - метофизика; - прагматизм; - сциентизм; - экзистенциализм; - гуманизм; 2) Психологические – ведущий фактор психического развития: - биогенные – определяются наследственностью; - социогенные – определяются социальным опытом, результатами обучения4 - психогенные – самим человеком, его предшествующим опытом, психическими процессами самосовершенствования; - идеалитические – нематериальное происхождение личности и ее качеств.
Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса Технология педагогической диагностики Педагогическая диагностика – оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в определенный момент времени. Объекты педагогической диагностики: 1. личность ученика (развитость, проявление отдельных качеств); 2. личность учителя; 3. коллектив и его влияние на личность; 4. социальное окружение; 5. семья; 6. деятельность ученика; 7. деятельность учителя. Технология диагностирования: 1. постановка цели диагностики; 2. определение критериев диагностируемых признаков; 3. отбор методов и методик диагностики; 4. осуществление диагностики; 5. обработка и анализ результатов (оценивание, выделение уровня развития исследуемого качества); 6. фиксирование результатов (заполнение карт воспитанности, написание характеристики и т.д.). Технология педагогического прогнозирования Прогноз – предвидение, предсказания развития чего-либо, основанное на определенных данных. Педагогическое прогнозирование – комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических явлений. Этапы технологии педагогического прогнозирования: 1. анализ состояния проблемы в теории и практике; 2. анализ данных педагогической диагностики; 3. построение модели-гипотезы; 4. формулирование педагогических задач; 5. решение поставленных задач, проверка правильности прогноза. Технология проектирования педагогического процесса Проект – представление о результате педагогической деятельности, развернутое до структурной схемы в соотнесении со способами достижения результата. Этапы технологии: 1. подготовительный: · анализ объекта проектирования; · анализ состояния теории и практики; · создание методического обеспечения (содержание, материальная база; взаимодействие); 2. разработка проекта: · раскрытие сущности и содержания проектируемого объекта; · описание структуры; · создание документа. 3. контрольно-коррекционный этап: · мысленное осуществление проекта; · проведение педагогической рефлексии; · коррекция созданного проекта. Технологии целеполагания Классификация педагогических целей: 1. По степени общности: · государственные (нормативные) – наиболее общие цели, заложенные в правительственных документах; · общественные – цели различных слоев общества, формирующиеся в виде потребностей, интересов различных групп людей; · инициативные (личностные) – цели, сформулированные педагогом и принятые воспитанником. 2. По временному признаку: · близкие (к конкретному мероприятию); · промежуточные; · конечные. Целеполагание – многоуровневый мыслительный процесс, включающий анализ, синтез, абстрагирование и происходящий явно или скрыто на каждом этапе воспитательного процесса. Задача целеполагания: трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, которые необходимо решить на конкретном отрезке педагогического процесса. В технологии целеполагания выделяются следующие этапы: 1. диагностический: · изучение состояния воспитательного процесса; · выявление возрастных и индивидуальных особенностей детей (сензитивный период, пол и т.д.); · оценка результатов деятельности на предыдущем этапе воспитания. 2. аналитический: · анализ общей цели воспитания; · анализ цели воспитания в данной школе, классе; · оценка воспитательного потенциала класса, школы. 3. моделирование: · соотнесение цели воспитания с готовностью ученического коллектива к их достижению; · формулирование первого варианта педагогической цели. 4. коллективное целеполагание: · трансформация цели педагога в цель воспитанника; · вовлечение воспитанников в процесс выработки и коррекции целей. 5. уточнение: формулировка конечной цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.011 с.) |