Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы генерирования творческих идейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология творчества: историческая справка Проблема творчества и изобретения всегда интересовала человечество. Со сменой эпох менялись представления о творчестве, его происхождении. Проследим наиболее значимые сточки зрения производства рекламного креатива вехи исторического пути развития представлений о способах творческого мышления. Античная философия. Специфика античного мировоззрения состоит в том, что творчество связывается в нем со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не вечного, бесконечного и а) божественное начало — акт сотворения космоса; б) человеческое — возможно в форме художественного искусства и ремесла. При этом ремеслом считаются все сферы творчества. Творчество человека, как и любая другая деятельность, считается ниже созерцания, созидание — ниже познания. Человек созидает конечное, преходящее, а созерцает — вечное. Только в этом он способен приблизиться к божественному провидению. Поэтому созерцание воспринимается античными мыслителями как истинное знание. Ранние греческие философы не отделяли искусство от ремесла, культивирования растений. Творчество художника, по античным представлениям, совершалось под божественным началом. Все прочие формы творческого самовыражения считались непричастным ему. Новые идеи и мысли людям приносили гении и музы (сверхъестественные существа, невидимо посещающие избранных). Так, Евтерпа — муза поэзии, Урания — астрономии. Античному обществу было чуждо какое-нибудь преклонение перед Сократ (470-399 до н.э.) — один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины, которая заключается в постановке специальных наводящих вопросов («майевтика»). С позиции современных представлений о творческом процессе «майевтику» Сократа можно рассматривать как способ поиска креативных идей в рекламе. Приемы ведения такого диалога: 1) опровержение через приведение к противоречию; 2) ирония — притворное неведение и уход от прямых ответов. Платон (428-348 до н.э.) ««Идеи - это вечные прообразы вещей а веши - жалкие подобия идей». Идеи приходят к душе до ее соединения с телом, и при жизни эти идеи приходят в воспоминанияхЮ Поэтому Платон воспевает «культ памяти». По его представлениям, к озарениям (воспоминаниям) можно и нужно стремиться, но управлять ими нельзя. Творчество — это ступень на пути к познанию космоса. Аристотель (384-322 до н.э.) - изучая проблему появления идей, пришел к выводу, что орудия труда человек создает, копируя природу. Таким образом ремесло — это копирование космоса (т.е. окружающего мира). Его революционная точка зрения состоит в том, что начало и первопричина всего сущего — это разум. Также именно Аристотель впервые ввел понятие «катарсис», которому присвоил значение очищения человеческого духа. Почти 2000 лет после Аристотеля — рождение новых идей рассматривается как выведение нового умозаключения из набора утверждений посредством логических операций. Творческая мысль воспринимается как разновидность дедуктивного метода. Средние века. В данный период наибольший интерес к познанию творческого начала проявило христианство. Человеческое творчество оценивается христианскими учеными совершенно иначе, чем оно оценивалось античной философией. В христианстве оно выступает, прежде всего, как «творчество истории». История, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении высочайшего замысла божьего. Но руководит человеческим участием в реализации высочайшего замысла не столько разум, сколько воля и вера. В этом уже усматриваются предпосылки понимания творчества как создания чего-то нового, уникального и неповторимого. Однако сферой творчества еще считается лишь сфера истории, деяния нравственного и религиозного. Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к Богу и ограничен им. Поэтому средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность. Возрождение (XII-XVI вв.). В эту эпоху человек постепенно освобождается от Бога. Начинает рассматривать самого себя как творца. Творчество воспринимается, прежде всего, как художественное творчество, как искусство. При этом происхождение искусства связывается с творческим созерцанием, субъективным процессом в душе художника (подсознательный процесс). Рождается интерес к самому акту творчества, к личности художника. Возникает «культ гения». В конце XIV—XVI вв. развивается тенденция рассматривать историю как результат человеческого творчества. Последний период философии Возрождения (XVI — начало XVII в.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции — Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. В эпоху Реформации творчество воспринимается не как эстетическое содержание продуктов творчества, а как действие. Способность творить и созидать считается свидетельством богоизбранности. Изобретательность и сметливость в введении дел освящались религией и, тем самым, перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религиозного деяния. Просвещение (XVII — середина XIXв.). Этот этап характеризуется возникновением прямой полемики между рационалистическим и мистическим объяснением феномена «творчества». Так, ярый рационалист Рене Декарт говорит о том, что «уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было идей, чем делать это безо всякого метода». Его оппонент идеалист Г. Лейбниц разработал теорию о том, что единицами творческого мышления являются некие «монады» — духовные атомы, из которых складываются мысли, эмоции, катаклизмы, возникают новые идеи. Интересен и подход к сущности творчества Джонатана Свифта, который в своей книге «Гулливер» описывает машину по производству идей. Машина представляет собой модификацию калейдоскопа — в ней кусочки-слова случайным образом сочетаются, приводя к созданию ценных высказываний. Обслуживающему персоналу остается только записывать идеи. В 70—80-е гг. XIX в. психология выделяется как самостоятельная дисциплина. В последствии вплоть до середины XX в. феномен творческой активности изучается исключительно в рамках данной дисциплины. Различные подходы к изучению творческого процесса в этот период соответствуют основным психологическим школам: • психоанализ Фрейда; творчество понимается как способ избавления от сексуального влечения (катарсис). Избавление происходит на уровне бессознательной мотивации; • бихевиоризм; творчество происходит методом проб и ошибок. Стимул, следовательно — реакция, т.е. творчество, является реакцией на какой-то стимул; • гештальтпсихология; исторически и логически среди психологических учений о творчестве — эта психология занимает первое место. Именно она положила начало систематическому изучению механизмов творческого мышления. Гештальт-психологи утверждают, что процесс мышления и его результат определяются свойствами познающего субъекта. В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации, ею детерминируемое. Гештальтизм признает роль прежнего когнитивного опыта субъекта, но преломленного через актуальную проблемную ситуацию, ее гештальт. Требования к умственному складу творца: не быть ограниченным привычками; не повторять раболепно то, чему тебя учили; не действовать механически; внимание нужно сосредотачивать на проблеме в целом, а не на ее ограниченной части. Стадии творческого процесса: • желание иметь реальное понимание приводит к постановке вопроса, — так и начинается поиск чего-то нового; • некоторая часть психического поля фокусируется, но не становится изолированной. Развивается более структурная точка зрения на ситуацию; человек приходит к рациональному предвидению, которое требует прямой и косвенной проверки. Последовательные этапы решения проблемы, во-первых, уменьшают неполноту ее анализа; во-вторых, результат достигается на каждом этапе посредством озарения мысли. Открытие (инсайт) может иметь место лишь при условии обладания творцом определенными способностями восприятия фактов, постановки проблем, личным подсознательным мышлением и аналитическими способностями. С того момента, когда образовалась подсознательная картина явления, она направляет процесс мышления. Чисто логический подход к решению научных и технологических проблем бесперспективен, равно как и эмоциональный подход к решению художественных и эстетических задач. Наличие психического напряжения, связанного с неполнотой знания некоторого явления, приводит к ускорению стремления психического равновесия. Творческие личности всегда тоскуют по гармоничности своих душевных сил, поэтому для них нет предела процессам познания [12]. Современное понимание феномена творчества обозначилось в Америке в середине XX в. В соответствии с ним творчество по своей природе является системным объектом и адекватно может быть постижимо только в междисциплинарном исследовании. Главное противоречие творчества состоит в том, что продукт творчества принадлежит культуре, а сам процесс — отдельной личности. Если творчество возможно исследовать с психологической точки зрения, то оценка его результата всегда происходит с точки зрения культурных ценностей искусствоведческих догм, ментальных представлений и т.д. Современные методы изучения творческих механизмов в большей или меньшей степени направлены на изменение обычного описания ситуации в пользу нового, в котором может быть скрыто решение. По такому принципу все современные методы можно разделить на три категории: • методы, предлагающие описать проблемную ситуацию в терминах какого-либо условного языка (например, теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллера). Все альтернативные языки обладают одним важным свойством — они значительно гибче, чем первоначальные модели пробных ситуаций, поэтому их использование неизменно открывает новые пути решения проблемы; • методы, направленные на замену текущего описания ситуации • методы, разрушающие старое описание ситуации, но при этом не предлагающие ничего нового; умение удивляться, метод маленьких человечков. Заставляют рассматривать каждое звено старого описания отдельно как самостоятельную единицу и ставить его под сомнение. Особенно хорошо такой подход прижился в сфере психологии. Многие психологические проблемы связаны с ограниченностью модели мира. Ее расширение становится методом решения проблемы. Разработка рекламного креатива Производство креатива в рекламной индустрии должно работать по принципу конвейера. Ведь если и называть рекламу сферой искусства, то исключительно прикладного. Реклама — прежде всего инструмент решения задач заказчика. Поэтому рекламист, у которого не случается вдохновения, имеет мало шансов на хорошую карьеру. Конечно, феномен рекламного креатива как структуры, синтезирующей научное и художественное познание мира, до сих пор не рассматривалось. Поэтому большинство методик генерирования идей заимствованны рекламистами из психологических школ, исследующих феномен изобретательства и сочинительства. Так же как существуют барьеры творческого мышления, известны и приемы, помогающие эффективно придумывать идеи. Ведь оставлять творческое решение коммерческих задач воле случая — недопустимо. И значит, искать гениальное творческое решение методом проб и ошибок — бессмысленная трата времени и средств. В профессиональной среде большинство таких приемов считаются малоэффективными с практической точки зрения, так как использование любого из них не гарантирует положительный результат. Сегодня креатор «надумал» гениальную творческую идею, достойную большой премии, а завтра — ерунду, которую стыдно предъявить заказчику. Поэтому каждый профессиональный креатор вырабатывает собственные эффективные процедуры поиска вдохновения и генерирования гениальных идей. Чаше всего персональные методики складываются из различных способов креативного мышления исходя из индивидуальных особенностей личности (мировоззрение, темперамент, характер, жизненные принципы и т. д). С увеличением опыта такие методики перерастают в некие ритуалы, выполнение которых неизменно приводит к положительным результатам. Например, очень хорошо зарекомендовала себя следующая комбинация: 1) мозговой штурм для определения общего стратегического направления рекламной кампании; 2) релаксация; 3) результаты мозгового штурма «перерабатываются» посредством индивидуального построения ассоциаций; 4) обсуждение готовых идей коллективом творческой группы. Итак, составление собственного плана действий по выработке идей немыслимо без знания разработанных методик эффективного творческого мышления. Среди них выделяют три основные группы: • методы психологической активизации мышления — направлены на устранение так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению новых идей, мешающей более всестороннему рассмотрению задачи. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность процесса. Однако для решения сложных и нестандартных задач (например, по репозиционированию устаревшей марки), в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны. К наиболее распространенным методам психологической активизации относятся: мозговой штурм, обратная мозговая атака; теневая мозговая атака; корабельный совет, метод фокальных объектов, аналогии, синектика, оператор РВС, конференция идей, метод маленьких человечков, метод гирлянд ассоциаций и метафор; • методы систематизированного поиска. Наиболее распространенные формы: списки контрольных вопросов, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм; методика разрушения стереотипа Ж.-М. Дрю; • средства направленного поиска. Наиболее распространенные формы: технология поиска бизнес-идей, различные компьютерные системы поиска нестандартных решений, теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера (ТРИЗ), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера. Наиболее эффективными в рекламной практике зарекомендовали себя методы психологической активизации мышления как наиболее простые в использовании и не требующие проведения модификаций заданной проблемы. Рассмотрим некоторые из используемых в целях разработки рекламных идей методы более внимательно. Мозговой штурм (брейнсторминг): предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Основные идеи: коллективный поиск идей, разделение процессов генерации и критики во времени и участников соответственно на генераторов и критиков. В процессе генерирования высказываемые идеи развиваются и модифицируются далекими ассоциациями и аналогиями. Оптимальными считаются группы в 5—10 человек. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Цель — выработка максимального количества разнообразных идей. Не следует бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Нужно стремиться придумать как можно большее количество идей. Чем больше идей, тем больше вероятность успеха. Обязательными условиями проведения мозгового штурма является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (модератором) должен быть специалист по рекламе и методам рекламного творчества. Как правило, таким специалистом выступает арт-директор. Недостатки метода (и всех его разновидностей): — огромное количество идей еще не гарантирует появления «гениальной идеи»; — ввиду отсутствия аналитического этапа мозговой штурм вырабатывает яркие, оригинальные идеи, но не стратегически правильные решения построения маркетинговых коммуникаций. — не предназначен для решения сложных задач, для которых требуется проведение исследований рынка/специальные знания по рекламируемому продукту (например, средства вооружения, промышленные химикаты и др.) или техническая подготовка (которая необходима при разработке, например, Новых типовых конструкций в наружной рекламе). — Обратная мозговая атака: разновидность метода мозгового — выявляются все возможные недостатки рекламируемой марки; — на основании обнаруженных недостатков формулируются задачи по улучшению положения ТМ на рынке; — обычный «мозговой штурм». Данный метод, отражая более полно недостатки продукта, позволяет находить большее число новых решений, как в области маркетинга, так и в рекламной концепции марки. Теневая мозговая атака: разновидность мозгового штурма, ориентированная преимущественно на обучение и тренинг творческих способностей. Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5—7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но, не высказывая своих предложений вслух. «Теневые» и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае «теневой кабинет» может следить за ходом работы активных генераторов по видеомонитору). Корабельный совет (или «совещание пиратов»): разновидность мозгового штурма, предполагающая совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Авторы метода — В. Гильде, К. Штарке (1970 г.). Правила проведения таковы: заранее устанавливается очередность выступлений от «юнги» до «капитана», то есть от младшего к старшему. При этом каждый высказывается только по обращении к нему «капитана» (модератора). Генерирование идей чередуется с критикой (также после команды модератора). Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все. В завершение работы «капитан» подводит итог. Метод фокальных объектов («метод каталога», «метод случайных объектов»): метод поиска новых идей путем присоединения к заданной ТМ свойств или признаков случайных объектов. Автор Ф. Кунце (Германия, 1926 г.). Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. В контексте рекламы и в зависимости от выбора фокального объекта метод может развиваться по двум направлениям: • модификация самой марки посредством придания ей неожиданных свойств (так, например, низкокалорийный майонез становится салатным соусом, рекламный буклет — похожим на записную книжку бизнесмена и т.п.); • изменение темы рекламной коммуникации ТМ (так, в рекламе марки «Рыжий АП» появляются персонажи из нашумевшего фильма «Шрек»). План действий: • выбирается объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (сама ТМ или тема ее рекламной коммуникации); • выбираются 3—4 случайных объекта (открыв наугад книгу, вспомнив актуальные премьеры в кино и т.п.); • для каждого из случайных объектов выписывают несколько характерных признаков (свойств); • полученные признаки переносят на прототип (фокальный объект), таким образом, получаются новые сочетания; • новые сочетания можно развивать путем свободных ассоциаций. При этом все интересные идеи должны фиксироваться; • новые идеи оцениваются, из них отбираются наиболее эффективные (или удобные) с точки зрения реализации. Недостатки метода следующие: • непригодность при решении сложных задач; • метод дает только простые сочетания; • отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей. Синектика — форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор У. Гордон (США, 1952 г.). Аналогия является одним из самых универсальных эвристических приемов для решения творческих задач. Аналогия может быть выявлена сознательно, целенаправленно или случайно, без участия сознания (по ассоциации). Возможны различные характер и виды аналогий между объектами (явлениями, процессами): материальная; символическая (графическая); словесная (аллегория, метафора, метонимия, синекдоха, синоним и др.); прямая или отдаленная; аналогия по форме, структуре» функции объекта и др. Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие: • прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес - идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче; • личная аналогия предлагает представить себя рекламируемым продуктом и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и новых решениях рекламной коммуникации; • символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему; • фантастическая аналогия предлагает строить тему рекламной коммуникации марки с помощью фантастических образов или ситуаций. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают эффективной коммуникации с потребителем и, значит, брендингу. На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей. Основной недостаток метода состоит в том, что зачастую для успешного использования аналогий требуется специальная подготовка (в области маркетинга, рекламных технологий), а также сиюминутная склонность человека к фантазии и образному мышлению. Оператор РВС (размер, Время, стоимость) — инструмент управления психологическими факторами. Способствует уменьшению психологической инерции, расшатывая привычное представление об объекте. Суть метода состоит в том, чтобы мысленно изменить параметры (размер, нахождение во времени, стоимость) рекламируемой марки. Это позволяет взглянуть на продукт по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта. План действий: — мысленно уменьшаем размеры объекта от настоящей величины до 0. (Как теперь изменится «поведение» марки на рынке?); — мысленно увеличиваем размеры объекта от настоящей величины до бесконечности. (Что теперь происходит с маркой?); — мысленно уменьшаем (увеличиваем) продолжительность использования продукта от настоящей величины до... (Как теперь решается оформление ТМ?); — мысленно переносим ТМ во времени от дня сегодняшнего до наиболее интересной для нас эпохи. (Представляем себе антураж появления марки в то время, ее оформление и т.д.); — мысленно снижаем стоимость марки (или ее доставки до конечного потребителя, или затрат на ее продажу) от заданной величины до 0. (Как теперь решается задача продажи марки?); — мысленно повышаем стоимость объекта (ее доставки до конечного потребителя, затрат на ее продажу и т.п.) от заданной величины до бесконечности. (Как теперь эффективно продавать ТМ?). При использовании этого метода необходимо соблюдать следующие правила: —у каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры; —после того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных свойствах объекта; —оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям — не стоит их исключать; —мысленные операции нужно вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному. Недостаток: метод не содержит четких процедур решения задач. Следует не забывать, что оператор РВС — это лишь психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи. Конференция идей («творческое совещание», «круглый стол») — хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике (по целевой направленности похоже на мозговую атаку). Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности. Авторы метода — Гильде В., Штарке К. (1970 г.). В процессе «конференции идей» разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и «всезнаек». Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Наибольший эффект достигается при числе участников 8-12 человек и продолжительности не более 30-45 мин. Процессом управляет председатель — равный среди равных, но обязанный обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку. План действий: I этап (подготовка): подбор участников; предварительный анализ II этап (проведение конференции): ознакомление участников с правилами совместной работы; все выдвинутые идеи фиксируются; пресечения дискуссии не допускаются; поддержка оригинальных идей; III этап (подведение итогов): после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить); оценка и ранжирование результатов; разработка рекомендаций. Председатель совещания должен помнить, что участие каждого в поиске идей равно необходимо; неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей; хорошо сформулированная проблема - полпути к успеху; через 20 мин. участники конференции устают; споры и дискуссии не допускаются; решение проблемы — это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы; в потоке идей не должно возникать пауз; группа является коллективным автором всех предложений; каждый участник должен знать, что он необходим на данном совещании; не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения; не будет внедрять предложения; имеет одинаковые права со всеми; все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами; за время конференции должен предложить как можно больше разнообразных идей; лучшая форма возражения — собственное предложение. Основным недостатком метода можно назвать отсутствие гарантии нахождения сильных идей. Метод гирлянд ассоциаций и метафор — эвристический метод творчества, представляющий собой развитие. Включает следующие процедуры: — определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол - бюро - парта -...); — выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда случайных существительных (например, карандаш — стул —...); — комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш - стол в виде стула -...); — составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (см. п. 2). Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный — автоматический —...; стул:...); — комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол — деревянный (в виде дерева); — генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например: «О чем напоминает слово «зеленый»? — О «траве»; «О чем... «трава»? — О «поле»; «О чем... «поле»? — О «холоде» и т.д.). Такая гирлянда ассоциаций будет содержать: трава-поле—холод...; — комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы; — оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п. 9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи; — оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после, чего включаются в список нерациональных или рациональных идей; — выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи В ассоциативных методиках все, кажется, построено на интуиции. Но для креаторов это сознательная методика, следуя которой, нужно заставлять себя читать классику и современные бестселлеры, модные периодические издания, смотреть новости и блокбастеры. То есть рекламисту необходимо быть в курсе последних новостей, значимых событий в области культуры и одновременно блестяще ориентироваться в достоянии шедевров мирового искусства. Многие рекламисты искусственно сужают область поиска ассоциаций и ведут его системно, для чего используют «корневые ассоциации». Например, возьмем слово «трава». К слову подбираем слова-ассоциации — дрова, зеленка, луг, гольф и т.п. Каждое полученное слово пытаемся сопоставить с ТМ — удар слова о продукт иногда рождает идею. В качестве корневых лучше использовать слова, не связанные напрямую с продуктом. Выбрать их просто — достаточно раскрыть любую книгу и выбрать первое попавшееся слово. Аналогично осуществляется метод «визуальной подстановки». Здесь сопоставляется продукт и картинка, подсмотренная в журнале (по телевизору, в сети Интернет). Можно просто заменить в своем воображении ТМ на любой богатый ассоциациями символ или же похожий продукт, вызывающий больше эмоций. Метод маленьких человечков — дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков». Этот метод широко применяется в ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Техника применения метода сводится к следующим операциям: — необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков; — затем разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи; — полученную модель нужно рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия. Зачастую если представить проблему как нечто целое, то выходит, что с ней почти ничего нельзя сделать. Но если совершенно произвольным образом проблем разбить на несколько отдельных элементов, то эти элементы можно будет перегруппировать и объединить любым произвольным образом. Это может в идеальном варианте привести к новому решению проблемы. Или же под влиянием переформирования возникнет новый взгляд на проблему, или же окажется, что определенные идеи можно модифицировать в определенном направлении для получения необходимого решения. Полученные при делении элементы рекомендуется перемещать и связывать, друг с другом во всевозможных сочетаниях. Самое главное при этом — не забывать, что полученные сочетания — именно сочетания, а не устойчивые монолитные системы, которые также рекомендуется видоизменять. Метод контрольных вопросов — наводящие вопросы могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 1920-х гг. Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель — посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям. Метод контрольных вопросов, по сути, является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб). Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Вот пример списка контрольных вопросов: 1) какова основная выгода товара (услуги)? 2) что представляет собой идеальный продукт (в соответствующей товарной категории)? 3) какие функции выполняет данная ТМ, нельзя ли. часть из них сократить (изменить)? 4) как иначе можно выполнить основную функцию марки? 5) в какой другой области (товарной категории) наилучшим образом реализуется соответствующая выгода и нельзя ли позаимствовать 6) можно ли разделить товар (услугу) на <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.187 (0.022 с.) |