Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционная структура документаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Страница документа (разворот) представляет собой информационное поле воспроизведения. В общем случае под информационным полем подразумевают часть пространства, находящегося в поле зрения и предназначенного для передачи информации (представленной совокупностью соответственно символов или образов). На странице (развороте) документа текстовая и изобразительная информация подчиняется определенным закономерностям: на информационном поле документа информация структурирована в соответствии с принципами и с использованием средств смысловой (информационной) и композиционной (издательской) организации. Текст и иллюстрации, расположенные на информационном поле документа (странице, развороте), следует рассматривать одновременно и как информационные, и как композиционные (композиционно-издательские) элементы. В целом композиционная организация документа достигается с помощью типовых правил и приемов оформления документа в целом, его отдельных частей и т.п., страниц и составляющих их элементов. В текстовом документе легко обнаруживаются системные ряды композиционных элементов (в данном случае выделенных по конструктивному признаку): отдельный знак, слово, строка, текстовой блок (в том числе абзац), колонка, полоса набора, страница (полоса документа), разворот, документ в целом. Таким образом, текстовой документ содержит несколько композиционных уровней. Однако ввиду того, что страницу (или разворот — в случае двухсторонней печати на бумажном листе) можно рассматривать как информационное поле, примем ее за композиционную единицу документа. На странице документа можно выделить три группы элементов, которые в совокупности составляют определенным образом организованную графическую композицию: текстовые и нетекстовые блоки (элементы), а также композиционно-пробельные элементы. Полоса (страница) документа в общем случае содержит следующие основные элементы (рис. 16.1): Рис 16. 1. Разворот документа: 1 - полоса документа (страница) четная, 2 - нечетная, 3 - верхнее, 4- боковое (наружное), 5 — нижнее, 6 — корешковое поля, 7 - полоса набора, 8 — колонка, 9 — средник. 10 - абзац, 11 - колонтитул, 12 - колонцифра, 13 - норма, 14 — сигнатура — поля (корешковое, верхнее, боковое, нижнее — композиционно-пробельные элементы); — полосу набора — площадь, в пределах которой располагаются текстовые и нетекстовые элементы, т. е. площадь страницы за вычетом полей. На полосе набора размещаются текстовые блоки основного и дополнительных текстов, а также иллюстрации, графические элементы, условные обозначения, символы и т.п. (нетекстовые блоки). Нетекстовые блоки могут быть также размещены за пределами полосы набора, на полях страницы. Кроме этого, в состав полосы набора входит являющийся справочно-вспомогательным элементом колонтитул (если его наличие предусматривается оформлением); — справочно-вспомогательные элементы (колонцифра, норма, сигнатура — текстовые элементы). Различают четную и нечетную полосы документа, начальную (спусковую), регулярную (полную) и концевую. Нечетная полоса (с нечетным номером страницы) расположена на развороте документа (издания) всегда справа, четная — слева. Начальная полоса — это первая страница раздела, главы и т.п., если предусматривается, что разделы, главы и т.п. начинаются с новой страницы. Традиционное оформление предполагает, что тексты на этих полосах начинаются не с верха полосы, а несколько ниже, с так называемым спуском (спусковые полосы). Регулярная (рядовая) полоса документа полностью в пределах, предусмотренных форматом, занята текстом (и (или) иллюстрациями) — таких полос в документе большинство. Концевая полоса, как правило, неполностью заполненная текстом, Предшествует очередной начальной или располагается в конце главы, раздела, части, документа. Формат полной (регулярной) полосы набора, расположенной на полосе документа А х В (см. рис. 16.1), — это ее размеры по ширине F (ширина полосы — формат строки набора) и по высоте Н (высота полосы без колонцифр, но с колонтитулом). Если текст располагается на полосе колонками, то задаются форматы колонок Fк и ширина средника Fс (расстояние между ними). Поля страницы как композиционно-пробельные элементы документа наряду с полосой набора являются ее важнейшим композиционным элементом. Полосу набора располагают на оптической середине страницы, поэтому корешковое поле рк всегда наименьшее, нижнее поле рн, — наибольшее, верхнее поле рв больше корешкового, но меньше бокового (наружного) рб: рк < рв < рб < рн. Начальные (или спусковые) полосы характеризуют величиной спуска, которая одинакова во всем издании и обычно не превышает четверти высоты полосы. Часть спусковой полосы, занятая текстом, в этом случае становится меньше. Концевые полосы имеют переменную по размерам не занятую (или занятую) текстом часть, что обусловлено различным объемом текста, содержащимся в смысловой части произведения. Однако правилами набора установлено, чтобы концевая полоса была заполнена текстом не менее чем на величину спуска или не менее чем на четверть. Спуски начальных и не занятые текстом части концевых полос являются композиционно-пробельными элементами полосы набора, а их величины — важнейшими характеристиками наряду с форматом полосы. Различные варианты размещения текстовых и нетекстовых блоков на странице документа будут рассмотрены ниже. Как правило, текст на полосе набирают одним шрифтом, т.е. в пределах полосы набора рисунок, начертание и размеры шрифта не изменяются. Такой текст называют сплошным. Иногда текст бывает смешанным, когда используют шрифт нескольких алфавитов (русского, латинского, греческого и др.) с включением иностранных слов, специальных знаков и символов. В большинстве случаев строки текста на полосе имеют одинаковую длину, т.е. являются выключенными в формат. Существуют также другие виды выключки (рис. 16.2): влево, вправо, по центру. В этих случаях строки выровнены соответственно полевой, правой границе и центру полосы набора. Указанные виды выключки редко применяют для набора основного текста (выключка влево, вправо — в рекламных проспектах, журналах). Они используются как прием оформления или выделения заголовков, дополнительных и справочно-вспомогательных текстов. Основной и дополнительный тексты на полосе набора расположены в виде композиционных текстовых блоков. Основной текст на полосе набора. Основной текст сформирован из регулярных (рядовых) текстовых блоков, среди которых наиболее часто встречающимися в документе являются абзацы. Уточним понятие текстового блока и абзаца. В общем случае абзац можно рассматривать как смысловой, но нельзя рассматривать как композиционный блок текста, поскольку композиционным блоком может являться часть абзаца, например при переходе абзаца со страницы на страницу или при оборке (обтекании) иллюстрации текстом (рис. 16.3, е, ж, з, n). Поэтому в дальнейшем под композиционным текстовым блоком будем Таким образом, под обработкой (переработкой) текстовой информации и полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно-композиционных элементов
а
Таким образом, под обработкой (переработкой) текстовой информации в полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и.графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно-композиционных элементов в Таким образом, под обработкой (переработкой) текстовой информации в полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно- композиционных элементов б
Таким образом, под обработкой (переработкой) текстовой информации в полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно-композиционных элементов
г Рис 16.2. Виды выключки: а — в формат, б — влево, в — вправо, г — по центру иметь в виду блок текста, набранный на одинаковый формат и расположенный только в пределах полосы набора. Абзацы состоят из одной или более строк, объединенных по принципу смыслового единства. В абзаце можно выделить три вида строк (по конструктивному признаку): — начальная строка, в которой текст начинается не от края полосы, а на некотором расстоянии от него, называемом абзацным отступом, и одинаковом у всех абзацев документа. Величина абзацного отступа постоянна во всех текстах документа и зависит от формата полосы набора: одна кегельная (круглая шпация) при формате (длине) строки до 90 мм (5 кв.), 1,5 кг. — при формате 90— 117 мм, 2 кг. — при формате более 117 мм (6,5 кв.); - регулярная (рядовая) строка — полная строка текста, длина которой равна формату полосы набора; - концевая строка — последняя строка абзаца переменной длины, неполностью занятая текстом. В пределах регулярного блока (или совокупности регулярных блоков) сплошного текста строки отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии по вертикали, т.е. с постоянным межстрочным расстоянием (интерлиньяжем), что является важным композиционно-графическим приемом визуального восприятия однородности такого текста. Абзацный отступ и не заполненные текстом части концевых строк являются композиционно-пробельными элементами текстового блока, способствующими визуальному делению текста на абзацы. Таким образом, основной текст сформирован на полосе издания как однородная (по формату набора, выключке, рисунку и размеру шрифта, расстоянию между строками) знаково-графическая композиция, визуально разделенная вышеуказанными композиционно-пробельными приемами на текстовые блоки (абзацы). Для смысловой акцентировки отдельных фрагментов (элементов) основного текста на полосе набора достаточно часто применяют выделения. Выделения нарушают композиционную однородность сплошного текста и тем самым акцентируют на себе визуальное восприятие. Выделения, содержащиеся в тексте, могут быть пробельно-композиционными, графическими и шрифтовыми. К пробельно-композиционным выделениям относят: — набор вразрядку (с увеличенным межсимвольным пробелом, как набран сам термин); — втяжки (набор на уменьшенный формат); — отбивки (разделение частей текста пробелами); — ступенчатый набор (стихи). К графическим выделениям относятся: подчеркивание линейкой, использование рамок, плашек (как оформлены сноски и колонтитул в данном издании), скобок, символов, маркеров списка, украшений, орнаментов. К шрифтовым выделениям относятся: набор выделительным шрифтом, набор более мелким или более крупным шрифтом, шрифтом другого рисунка, прописными или капительными буквами. Кроме того, выделения широко используют в аппарате смысловой рубрикации. Поэтому помимо регулярных блоков (абзацев) наиболее часто встречающимся видом блоков основного текста являются заголовки и подзаголовки. Заголовки и подзаголовки (общий термин рубрики) предназначены для логического членения текста на части, разделы, главы, параграфы, пункты и др. Заголовки и подзаголовки набирают достаточно часто тем же шрифтом, что и основной текст, только либо выделительного начертания, либо большего (а в отдельных случаях меньшего) размера, т.е. выделяют их для реализации основной функции членения текста. Композиционно рубрики оформляются в виде отдельных текстовых блоков, набранных: — на формат полосы (отдельными строками по отношению к основному тексту с выключкой по центру, влево, вправо) и расположенных в пределах полосы как очередной блок основного текста; — на меньший формат и врезанных в текст («форточкой» — в подбор к тексту, т.е. расположенных в пределах первой строки абзаца основного текста; — на полях издания («фонариком», рис. 16.3с). Кроме этого осуществляют пробельные приемы выделения рубрик. Помимо формата и расположения, композиционное выделение на полосе набора достигается за счет отбивок рубрик от основного текста. Рубрика, как композиционный текстовой блок, отделяется от блоков основного текста (как предшествующего, так и последующего) путем увеличения пробелов. Если рубрики располагаются отдельными строками по центру полосы (или строками, выключенными влево, вправо, как в данной книге), то отбивка реализуется путем увеличения межстрочного пробела до и после рубрики, причем отбивка от предшествующего текста всегда больше, чем от последующего. Отбивка текстовых блоков основного текста перед рубриками, расположенными в подбор к тексту, может быть выполнена как увеличенный межстрочный пробел. С другой стороны, в самой строке подзаголовок, набранный в подбор, отделяется от основного текста постоянным внутристрочным пробелом. Дополнительный текст и нетекстовые элементы на полосе набора, странице документа. Помимо композиционных блоков основного текста на полосе набора располагаются текстовые блоки дополнительных текстов: формулы, выводы, таблицы, примечания (внутритекстовые и сноски), цитаты, эпиграфы, подрисуночные подписи, и нетекстовые блоки (иллюстрации, изобразительные оформительские элементы и т.п.). Текстовые блоки дополнительных текстов и нетекстовые блоки по их взаимному расположению с блоками основного текста (рис. 16.3) можно разделить на три вида: • текстовые блоки, расположенные внутри блоков основного текста (абзацев). Указанные блоки занимают часть строки или отдельную строку либо состоят из нескольких строк, набраны шрифтом основного текста или выделительным шрифтом, возможно, оформлены графическими выделениями и отделены отбивкой, внутристрочным о п р с т Рис. 16.3. Расположение композиционных блоков на полосе документа. В пределах полосы набора: а — заголовок, врезанный в текст («форточка»); о — текстовой блок, набранный на уменьшенный формат в ряду блоков основного текста (формула, примечание, цитата). Автономные блоки, заверстанные: в - сверху; г—снизу; д - вразрез; е — с односторонней оборкой; ж - с обтеканием текстом; з — с двухсторонней оборкой; и - с односторонней оборкой на полосу набора и продольным расположением автономного блока; к — с поперечным расположением автономного блока; л - на полосу набора с продольным расположением; о — на полосу набора с поперечным расположением. В пределах (полос набора) разворота: м — с продольным; и — поперечным расположением. На полосе документа: п — с выступом на поля; р - на полях; с — заголовок на полях (боковик, «фонарик»); т — без полей (иллюстрация под обрез с поперечным или продольным расположением) __________________
пробелом или в некоторых случаях увеличенным межстрочным расстоянием от основного текста. К указанным текстовым блокам относят внутристрочные формулы и цитаты. К этой группе можно также отнести рубрики, набираемые в подбор к основному тексту; • текстовые блоки, расположенные на полосе набора в ряду блоков основного текста на месте очередного блока (рис. 16.36). Такие блоки содержат одну или несколько строк, набранных на формат полосы или уменьшенный формат (втяжки) шрифтом основного текста, возможно, меньшего размера или выделительного начертания либо оформленных с использованием графических выделений, а также могут отделяться отбивками от предшествующих и (или) последующих блоков основного текста. К этой группе относят выделенные в отдельный блок формулы, примечания (внутритекстовые и сноски), цитаты, эпиграфы. К этой группе можно отнести и рубрики, набираемые на формат полосы; • автономные текстовые и нетекстовые блоки. Такие блоки, как правило, непосредственно не связаны со смысловым (информационным) содержанием основного текста (в основном тексте чаще всего содержится ссылка на них и (или) на их расположение). Поэтому они могут располагаться на полосе сразу же за текстом, к которому они относятся, либо в соответствии с задачами и законами композиции в определенном месте полосы или в пределах разворота. В некоторых случаях в зависимости от формата автономного блока предполагается его обтекание основным текстом с одной, двух, трех и, возможно, четырех сторон (т.е. набор основного текста на уменьшенный формат или строками различной длины, вразрез, в оборку, рис. 16.3). К этой группе относят таблицы и выводы, нетекстовые блоки (иллюстрации) и располагаемые совместно с ними подрисуночные подписи. Первые два вида блоков дополнительного текста не требуют, как правило, верстки и набираются совместно с основным текстом с использованием приемов набора. Набор автономных текстовых блоков и подготовка нетекстовых производятся отдельно от набора основного текста, а их совместное расположение на полосе осуществляется в соответствии с правилами и посредством верстки. Нетекстовые блоки могут также располагаться полностью или частично вне полосы набора. К текстовым блокам, располагаемым вне полосы набора, можно отнести заголовки, заверстанные «фонариком» (боковики). Структура документа. На всех конструктивных уровнях полосы набора текста, как графической композиции, состоящей из совокупности знаковых изображений, действует следующая закономерность. Единицей любого конструктивного уровня является отпечатанное (отображаемое) знаковое изображение, которому соответствует на своем уровне пробел (отступ, отбивка, не заполненная текстом часть и т.п.). Рассматривая в дальнейшем текст как знаково-графическую композицию, можно выделить в нем на каждом из конструктивных уровней визуальные композиционные элементы (единицы), т.е. собственно изображения отдельных знаков (символов) и состоящих из них слов, строк, текстовых блоков и в целом полос набора, а также соответствующие каждому конструктивному уровню визуальные пробелы. Под визуальными пробелами в дальнейшем будем иметь в виду площади, не занятые текстом (его отдельными элементами — символами, словами и т.д.) и предназначенные для его структурного визуального деления (членения). В качестве визуального композиционного элемента пробел воспринимается как площадь «белого» (т.е. площадь бумаги, не запечатанной изображениями символов) между двумя соседними текстовыми композиционными элементами. Визуальной текстовой композиционной единицей (элементом самого низкого уровня) является изображение знака: при чтении текста (т.е. при передаче информации) оно воспринимается как единое целое — графема (единица передачи текстовой (письменной) информации), несмотря на то, что может состоять из нескольких отдельно расположенных графических элементов (например, символы ы, й). Единицами более высоких уровней являются слово, строка, текстовой блок, колонка, полоса набора. Пробелы в соответствии с конструктивным уровнем текстовых композиционных элементов (единиц), как уже рассматривалось выше, могут быть: внутрисимвольными (внутрибуквенными просветами, пробелами, расположенными внутри изображения символа), межсимвольными (межбуквенными, расположенными внутри слова), внутри-строчными (абзацные отступы, отбивки, межсловные пробелы, не занятые текстом части строк, в том числе концевых), межстрочными, полосными (отбивки текстовых блоков основных и дополнительных текстов, отбивки и отступы от автономных текстовых и нетекстовых блоков, спуски, не занятые текстом части полос, в том числе концевых), полями страницы документа. При наборе и верстке текста (т.е. при формировании полосы набора) оперировать визуальными композиционными элементами, т.е. изображениями текстовых элементов различных конструктивных уровней, неудобно. Это связано с тем, что изображения знаков (элементов самого низкого уровня),-из которых складываются все составные элементы более высоких уровней (слова, строки и т.п.), имеют различные, сложные по форме графические рисунки. Целесообразнее (и так исторически сложилось) формировать прямоугольную полосу набора из конструктивных элементов (единиц), имеющих правильную, в частности прямоугольную, форму, составляя ее как композицию таких прямоугольных конструктивных единиц на различных конструктивных уровнях. Композиционная конструкция текста. В связи с вышеизложенным полосу набора можно рассматривать как композицию конструктивных текстовых элементов (единиц) и соответствующих их конструктивному уровню композиционно-пробельных элементов (конструктивных пробелов) (рис, 16.4). Рис. 16.4. Конструктивные элементы (единицы паюсы набора): а — минимальный охватывающий прямоугольник символа (на уровне знака); б — шрифтовое поле знака — конструктивная текстовая единица (на уровне слова); в — слово (на уровне строки); г — строка (на уровне текстового блока); д — текстовой блок (на уровне полосы); 1 — рисунок символа; 2 — внутрисимвольные пробелы, просветы; 3 — изображение знака; 4, 5, 6, 7 — соответственно левый, правый, верхний, нижний заплечики, 8 — шрифтовое поле символа; 9 — конструктивный межсимвольный пробел; 10 — слово; 11 — нормативная отбивка (постоянный пробел); 12 — межсловный пробел; 13 — абзацный отступ; 14 — не занятая текстом часть строки; 15 — строка; 16 — конструктивный межстрочный пробел; 17 — текстовой блок При наборе конструктивным элементом самого низкого уровня является шрифтовое поле знака — прямоугольная площадка с изображением символа. Надлежащим позиционированием на полосе набора шрифтовых полей знаков составляются слова, строки, текстовые блоки и в целом полоса. Шрифтовое поле знака, таким образом, является конструктивной текстовой единицей — единицей набора и верстки текста (рис. 16.4, б). По аналогии с визуальной композиционной единицей на уровне шрифтового поля знака (конструктивной единицы), являющегося сложным композиционным элементом, можно также выделить субуровень — прямоугольное изображение знака — минимальный охватывающий прямоугольник (рис. 16.4, а). Прямоугольные изображения символов шрифта индивидуальны по размерам: рисунки всех символов имеют различную ширину (например, г, ж, ш) и высоту (ср., например, а, б, р). На шрифтовом поле знака (рис. 16.4, б), которое является конструктивной текстовой единицей набора, помимо прямоугольного изображения самого знака, расположены соответствующие этому конструктивному уровню композиционно-пробельные элементы — поля (заплечики). Правый и левый участвуют в образовании пробелов между знаками — межсимвольных пробелов, нижний и верхний участвуют в образовании межстрочных пробелов. На уровне отдельного слова конструктивной композиционной единицей полосы является шрифтовое поле знака. Слова формируются последовательным расположением на определенном расстоянии друг от друга шрифтовых полей знаков вдоль горизонтальной линии строки. Конструктивно слово представляет собой совокупность шрифтовых полей знаков и конструктивных межсимвольных пробелов между ними (как показано на рис. 16.4, в). На уровне строки конструктивной композиционной единицей полосы является слово. В строке слова (совокупности шрифтовых полей и конструктивных межсимвольных пробелов), выстроенные вдоль базовой горизонтальной линии строки, находятся друг от друга на определенном расстоянии, образуя (конструктивные) межсловные пробелы (рис. 16.4, г). При выключке в формат именно за счет изменения (увеличения или уменьшения) величины межсловных пробелов длина строки (как правило) доводится до заданного формата. Иногда при выключке в формат приходится прибегать помимо изменения межсловных пробелов еще и к изменению межсимвольных. Строки, выключенные в формат, хотя и воспринимаются во фрагменте текста или на полосе как визуально одинаковые подлине, на самом деле таковыми не являются. Это становится очевидным, если рассматривать две соседние строки на полосе, например, закрыв при этом все остальные сверху и снизу чистыми листами белой бумаги. Различие обусловлено тем, что, во-первых, по границам полосы набора выравниваются шрифтовые поля символов, из которых состоит строка, а не сами изображения символов, и, во-вторых, потому, что символы имеют различный рисунок (прямоугольный, округлый, симметричный несимметричный и т.п.). Композиционная же длина (т.е. длина конструктивной строки) для всех строк, составляющих текстовой блок, вне зависимости от вида выключки всегда величина постоянная и задается форматом полосы набора, колонки, оборки. На уровне текстового блока конструктивной композиционной единицей является строка. Строки, составляющие текстовой блок, набраны на одинаковый формат (т.е. имеют одинаковую композиционную длину), как правило, шрифтом одного размера, имеют одинаковую выключку и отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии (с постоянным интерлиньяжем) (рис. 16.4. д). На уровне полосы набора (частный случай — колонки) конструктивной композиционной единицей является текстовой (нетекстовой) блок. Однородные текстовые блоки (абзацы) отделяются друга от друга визуально благодаря наличию композиционных пробельных элементов строки: абзацного отступа начальной строки и незанятой текстом части концевой строки. В некоторых вариантах оформления абзацы отбивают один от другого. На уровне страницы конструктивными композиционными элементами являются: полоса набора (с различным набором составляющих ее элементов), колонцифра, норма, сигнатура и, если таковое предусмотрено, автономные текстовые и нетекстовые блоки (располагающиеся за пределами полосы), а композиционно-пробельными элементами — поля полосы издания. На уровне документа конструктивной композиционной единицей является страница (разворот). Наряду со страницами основного, дополнительных и справочно-вспомогательных текстов в документе (в порядке возможного расположения) содержатся: суперобложка, обложка (переплет), форзац, фронтиспис, титулы (авантитул, титул, контртитул), шмуцтитулы, вклейки (вкладки)» являющиеся композиционными элементами документа (издания). Шрифты и их параметры Шрифт — это средство графической организации текстового документа. Прежде чем приступить к описанию шрифтов, рассмотрим традиционно используемую систему измерений, поскольку параметры шрифтов и набора описываются в типографских единицах измерения. Система измерений. Наряду с метрической системой для описания параметров текстового набора традиционно используется типографская система измерений, разработанная в 1785 г. французским типографом Дидо. В основу типографской системы был положен дюйм, во Франции равный 27,077 мм, так как метрическая система к тому времени еще не была принята. Типографская система применялась и в настоящее время все еще ограниченно применяется для описания параметров набора (размеры шрифта, форматы строк, полос и т.д.) в нормативных материалах и стандартах России. Основной единицей типографской системы измерения является типографский пункт (п.), равный 1/п дюйма (1 п. = 0,376065 мм» «0,376 мм). Более крупные единицы: 1 цицеро = 12 п., 1 кв. (квадрат) = = 48 п. В США, Великобритании и некоторых других странах была принята аналогичная первой англо-американская типографская система, в основу которой также положен дюйм (inch, in), равный в Великобритании 25,4 мм, В англо-американской системе 1 пункт (пт, point, pt) & 1/72,27 дюйма ~ 0,3514 мм. Более крупной единицей является пика (пайка, pica): 1 пика = 12 пт. Для последних лет было характерным широкое внедрение компьютерной техники, в том числе в издательско-полиграфические процессы, и поступление соответствующих программных продуктов из англоязычных стран. В указанных программных продуктах для описания параметров шрифтов и шрифтового набора используется англо-американская система. Однако для унификации шкал и расчетов используют целочисленные соотношения: 1 пункт (пт, point, pt) = 1/72 дюйма» 0,353 мм, так называемый PostScript-пункт, Поскольку в государственных стандартах РФ параметры книжно-журнальной продукции нормируются в типографской системе (Дидо), при пользовании такими программами следует внимательно относиться к установке параметров шрифтового набора для соблюдения существующих санитарно-гигиенических требований к набору и оформлению изданий. Для нормативного набора с соблюдением существующих требований следует перед началом набора (верстки) установить параметры шрифта, руководствуясь вышеприведенными соотношениями. Кроме указанных единиц измерения, в компьютерном наборе используется относительная единица — шпация, характеризующая горизонтальный размер шрифта. Круглая шпация равна кеглю шрифта или примерно ширине прописной буквы А, полукруглая шпация составляет 0,5 кегля или ширину прописной буквы N, тонкая шпация — 0,25 кегля или ширину строчной буквы t(f). Классические правила набора регламентируют нормативные отбивки в тексте в пунктах без указания на кегль шрифта. Однако для лучшего восприятия текста важны не абсолютные расстояния, а их отношение к величине символов (кеглю). Поэтому использование относительной единицы, а также шпации как элемента набора — постоянного пробела — делает отбивки пропорциональными кеглю. Понятие и параметры шрифта. Рассматривая процесс обработки текстовой информации как область информационных технологий, шрифтом называют совокупность (систему) знаков набора, предназначенных для визуализации текстовой информации на всех этапах ее обработки. В типографике существенным является признак, в соответствии с которым указанная совокупность знаков набора может быть названа шрифтом, а именно: рисунки символов базируются на некоторой общей для всех, единой графической основе (концепции рисунка). Шрифт как знаковая система включает строчные или прописные буквы одного или нескольких алфавитов с относящимися к ним знаками препинания, лигатуры, логотипы, цифры, специальные символы и оформительские элементы. Изображение шрифтового знака называют печатным очком или очком, что связано с исторической традицией именовать, таким образом, печатающий элемент литеры. Оно формируется из основных и соединительных элементов (рис. 16.5). Основными являются вертикальные штрихи, соединительными — горизонтальные, наклонные или округленные штрихи, которые у большинства шрифтов тоньше основных. Соотношение ширины са основных и — сб соединительных штрихов — контрастность К шрифта: К= са / сб. Расстояния с между основными штрихами называются внутрисимвольными (внутрибуквенными) просветами. Рис. 16.5. Строение символов шрифта: 1 - основной шрих (са); 2 - соединительный штрих (сб); 3 - засечка (сериф); 4 - верхний выносной элемент; 5 - нижний выносной элемент; 6 - наплыв; 7 - внутрисимвольный (внутрибуквенный) просвет с; 8 - овал; 9 - полуовал; 10 - концевой элемент; 11 - каплевидный элемент; 12 - точка; 13 - диакритический знак; 14— свисающий элемент, 15 — линия шрифта; 16 — линия округлых букв; 17 - высота строчного символа hc; 18 - высота прописного символа hn; 19 - межсимвольное расстояние Рисунки прописных и строчных букв могут различаться: в русском алфавите это буквы Аа, Бб, Ее, Рр, Сс, Уу, Фф. В состав шрифта входят также капительные буквы, которые имеют рисунок прописных, а размер — строчных (строго говоря, рисунок капительных символов имеет несколько отличные пропорции и размер соответственно от прописных и строчных символов). Такую разницу в рисунке можно использовать для выделений. Иногда термином «капитель» именуют прописные символы (большая капитель), а собственно капительные символы — термином «малая капитель». Основные штрихи большинства шрифтов заканчиваются засечками (серифами) различной толщины и формы: горизонтальными, вертикальными, односторонними, двухсторонними или каплевидными у округлых букв. Если знаки шрифта не имеют засечек, то шрифт называется рубленым. У ряда строчных знаков имеются выносные элементы: нижние (р, у, ф, q) и верхние (б, ф, h, d), некоторые символы (щ, ц, д, ъ) имеют соответственно левые и правые выносные элементы, которые еще называют свисающими. У некоторых знаков (ë, é, ç, ř, ů, ŭ, ŗ) есть дополнительные над- или подбуквенные элементы, называемые акцентами (диакритическими знаками) и указывающие изменение произношения. Печатное очко отдельных символов состоит из двух или более отдельно расположенных графических элементов (ы, i, j, %). По геометрии рисунка знаки шрифта можно разделить на прямоугольные (н, п), округлые (о, с) и треугольные (А, у); симметричные (н, Ф) и несимметричные (ю, щ). Изображения всех знаков шрифта (без учета выносных элементов) расположены на одной линии, называемой линией шрифта (базовой линией). Округлые буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных, поэтому для устранения этого впечатления их делают немногим большими, а также выводят за линию шрифта на линию округлых букв, чтобы глаз воспринимал эти буквы расположёнными на линии. Различают также верхние линии строчных и прописных, в том числе прямоугольных и округлых букв. Другой особенностью рисунка шрифта является то, что визуальная (оптическая) середина всех букв несколько выше истинной геометрической (размерной). Кроме этого, в шрифте используется значительное число приемов для компенсации оптических эффектов (иллюзий), связанных с восприятием геометрических форм. В шрифтах для всех способов набора каждый знак изображается на прямоугольном поле, называемом шрифтовым полем знака (или кегельной площадкой, рис. 16.46, 16.6. 16.7). Шрифтовое поле знака больше видимого изображения букв и включает помимо изображения знака, составляющего печатное очко, боковые (левое и правое), верхнее и нижнее поля (заплечики). Изображения всех знаков шрифта располагаются на шрифтовом поле по горизонтали на расстоянии полуапрошей, образуемых правым и левым заплечиками, соответственно от правой и левой границ шрифтового поля (рис. 16.46). По вертикали изображения символов (без учета выносных элементов) выведены на линию шрифта (линию округлых букв). Высота печатного очка, т.е. изображения знака, строчных букв hc составляет в различных шрифтах 0,39—0,47 от высоты шрифтового поля, остальное пространство занимают верхнее и нижнее поля (0,53—0,61). Размеры шрифтового поля знака по высоте к и ширине е принимают за размерные характеристики самого знака (рис. 16.6). Высота шрифтовых полей k всех знаков данного шрифта одинакова и называется кеглем. Кегль является универсальным размерным па-
Рис. 16.7. Формирование межстрочных пробелов раметром для всех шрифтов и определяет высоту строки текста, набранного данным шрифтом. Величина межстрочных пробелов определяется интерлиньяжем i. В общем случае интерлиньяж
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.016 с.) |