Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционная структура документа

Поиск

Страница документа (разворот) представляет собой информаци­онное поле воспроизведения.

В общем случае под информационным полем подразумевают часть пространства, находящегося в поле зрения и предназначенного для пе­редачи информации (представленной совокупностью соответственно символов или образов).

На странице (развороте) документа текстовая и изобразительная информация подчиняется определенным закономерностям: на ин­формационном поле документа информация структурирована в соот­ветствии с принципами и с использованием средств смысловой (ин­формационной) и композиционной (издательской) организации. Текст и иллюстрации, расположенные на информационном поле до­кумента (странице, развороте), следует рассматривать одновременно и как информационные, и как композиционные (композиционно-изда­тельские) элементы.

В целом композиционная организация документа достигается с помощью типовых правил и приемов оформления документа в целом, его отдельных частей и т.п., страниц и составляющих их элементов.

В текстовом документе легко обнаруживаются системные ряды композиционных элементов (в данном случае выделенных по конст­руктивному признаку): отдельный знак, слово, строка, текстовой блок (в том числе абзац), колонка, полоса набора, страница (полоса доку­мента), разворот, документ в целом.

Таким образом, текстовой документ содержит несколько компози­ционных уровней. Однако ввиду того, что страницу (или разворот — в случае двухсторонней печати на бумажном листе) можно рассматри­вать как информационное поле, примем ее за композиционную еди­ницу документа.

На странице документа можно выделить три группы элементов, которые в совокупности составляют определенным образом организо­ванную графическую композицию: текстовые и нетекстовые блоки (элементы), а также композиционно-пробельные элементы.

Полоса (страница) документа в общем случае содержит следующие основные элементы (рис. 16.1):


Рис 16. 1. Разворот документа: 1 - полоса документа (страница) четная, 2 - нечетная, 3 - верхнее, 4- боковое

(наружное), 5 — нижнее, 6 — корешковое поля, 7 - полоса набора, 8 — колонка, 9 — средник. 10 - абзац,

11 - колонтитул, 12 - колонцифра, 13 - норма, 14 — сигнатура


— поля (корешковое, верхнее, боковое, нижнее — композицион­но-пробельные элементы);

— полосу набора — площадь, в пределах которой располагаются текстовые и нетекстовые элементы, т. е. площадь страницы за вычетом полей. На полосе набора размещаются текстовые блоки основного и дополнительных текстов, а также иллюстрации, графические элемен­ты, условные обозначения, символы и т.п. (нетекстовые блоки). Не­текстовые блоки могут быть также размещены за пределами полосы набора, на полях страницы. Кроме этого, в состав полосы набора вхо­дит являющийся справочно-вспомогательным элементом колонтитул (если его наличие предусматривается оформлением);

— справочно-вспомогательные элементы (колонцифра, норма, сигнатура — текстовые элементы).

Различают четную и нечетную полосы документа, начальную (спусковую), регулярную (полную) и концевую.

Нечетная полоса (с нечетным номером страницы) расположена на развороте документа (издания) всегда справа, четная — слева.

Начальная полоса — это первая страница раздела, главы и т.п., если предусматривается, что разделы, главы и т.п. начинаются с новой стра­ницы. Традиционное оформление предполагает, что тексты на этих полосах начинаются не с верха полосы, а несколько ниже, с так назы­ваемым спуском (спусковые полосы).

Регулярная (рядовая) полоса документа полностью в пределах, пре­дусмотренных форматом, занята текстом (и (или) иллюстрациями) — таких полос в документе большинство.

Концевая полоса, как правило, неполностью заполненная текстом, Предшествует очередной начальной или располагается в конце главы, раздела, части, документа.

Формат полной (регулярной) полосы набора, расположенной на полосе документа А х В (см. рис. 16.1), — это ее размеры по ширине F (ширина полосы — формат строки набора) и по высоте Н (высота по­лосы без колонцифр, но с колонтитулом). Если текст располагается на полосе колонками, то задаются форматы колонок Fк и ширина средни­ка Fс (расстояние между ними).

Поля страницы как композиционно-пробельные элементы доку­мента наряду с полосой набора являются ее важнейшим композицион­ным элементом. Полосу набора располагают на оптической середине страницы, поэтому корешковое поле рк всегда наименьшее, нижнее поле рн, — наибольшее, верхнее поле рв больше корешкового, но меньше бокового (наружного) рб:

рк < рв < рб < рн.


Начальные (или спусковые) полосы характеризуют величиной спуска, которая одинакова во всем издании и обычно не превышает четверти высоты полосы. Часть спусковой полосы, занятая текстом, в этом случае становится меньше.

Концевые полосы имеют переменную по размерам не занятую (или занятую) текстом часть, что обусловлено различным объемом текста, содержащимся в смысловой части произведения. Однако пра­вилами набора установлено, чтобы концевая полоса была заполнена текстом не менее чем на величину спуска или не менее чем на четверть. Спуски начальных и не занятые текстом части концевых полос явля­ются композиционно-пробельными элементами полосы набора, а их величины — важнейшими характеристиками наряду с форматом по­лосы.

Различные варианты размещения текстовых и нетекстовых блоков на странице документа будут рассмотрены ниже.

Как правило, текст на полосе набирают одним шрифтом, т.е. в пре­делах полосы набора рисунок, начертание и размеры шрифта не изменяются. Такой текст называют сплошным. Иногда текст бывает смешан­ным, когда используют шрифт нескольких алфавитов (русского, ла­тинского, греческого и др.) с включением иностранных слов, специ­альных знаков и символов.

В большинстве случаев строки текста на полосе имеют одинаковую длину, т.е. являются выключенными в формат. Существуют также дру­гие виды выключки (рис. 16.2): влево, вправо, по центру. В этих случа­ях строки выровнены соответственно полевой, правой границе и цен­тру полосы набора. Указанные виды выключки редко применяют для набора основного текста (выключка влево, вправо — в рекламных про­спектах, журналах). Они используются как прием оформления или вы­деления заголовков, дополнительных и справочно-вспомогательных текстов.

Основной и дополнительный тексты на полосе набора расположены в виде композиционных текстовых блоков.

Основной текст на полосе набора. Основной текст сформирован из регулярных (рядовых) текстовых блоков, среди которых наиболее час­то встречающимися в документе являются абзацы.

Уточним понятие текстового блока и абзаца. В общем случае абзац можно рассматривать как смысловой, но нельзя рассматривать как композиционный блок текста, поскольку композиционным блоком может являться часть абзаца, например при переходе абзаца со страницы на страницу или при оборке (обтекании) иллюстрации текстом (рис. 16.3, е, ж, з, n). Поэтому в дальнейшем под композиционным текстовым блоком будем


Таким образом, под обработкой (пере­работкой) текстовой информации и поли­графическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графиче­скую организацию текста в издании в це­лом, в его отдельной части (разделе), на от­дельной странице и в пределах ее структур­но-композиционных элементов

 

 

а

 

Таким образом, под обработкой

(переработкой) текстовой информации в

полиграфическом процессе

подразумевают смысловую,

композиционную и.графическую

организацию текста в издании

в целом, в его отдельной части (разделе),

на отдельной странице и в пределах

ее структурно-композиционных

элементов

в


Таким образом, под обработкой (переработкой) текстовой информации в полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно- композиционных элементов

б

 

Таким образом, под обработкой

(переработкой) текстовой информации в полиграфическом процессе подразумевают смысловую, композиционную и графическую организацию текста в издании в целом, в его отдельной части (разделе), на отдельной странице и в пределах ее структурно-композиционных элементов

 

г


Рис 16.2. Виды выключки: а — в формат, б — влево, в — вправо, г — по центру

иметь в виду блок текста, набранный на одина­ковый формат и расположенный только в пределах полосы набора.

Абзацы состоят из одной или более строк, объединенных по прин­ципу смыслового единства.

В абзаце можно выделить три вида строк (по конструктивному признаку):

— начальная строка, в которой текст начинается не от края полосы, а на некотором расстоянии от него, называемом абзацным отступом, и одинаковом у всех абзацев документа. Величина абзацного отступа по­стоянна во всех текстах документа и зависит от формата полосы набо­ра: одна кегельная (круглая шпация) при формате (длине) строки до 90 мм (5 кв.), 1,5 кг. — при формате 90— 117 мм, 2 кг. — при формате бо­лее 117 мм (6,5 кв.);

- регулярная (рядовая) строка — полная строка текста, длина ко­торой равна формату полосы набора;

- концевая строка — последняя строка абзаца переменной длины, неполностью занятая текстом.

В пределах регулярного блока (или совокупности регулярных блоков) сплошного текста строки отстоят друг от друга на одинако­вом расстоянии по вертикали, т.е. с постоянным межстрочным расстоянием (интерлиньяжем), что является важным композиционно-графическим приемом визуального восприятия однородности такого текста.

Абзацный отступ и не заполненные текстом части концевых строк являются композиционно-пробельными элементами текстового бло­ка, способствующими визуальному делению текста на абзацы.

Таким образом, основной текст сформирован на полосе издания как однородная (по формату набора, выключке, рисунку и размеру шрифта, расстоянию между строками) знаково-графическая компози­ция, визуально разделенная вышеуказанными композиционно-про­бельными приемами на текстовые блоки (абзацы).

Для смысловой акцентировки отдельных фрагментов (элемен­тов) основного текста на полосе набора достаточно часто применяют выделения. Выделения нарушают композиционную однородность сплошного текста и тем самым акцентируют на себе визуальное вос­приятие.

Выделения, содержащиеся в тексте, могут быть пробельно-компо­зиционными, графическими и шрифтовыми.

К пробельно-композиционным выделениям относят:

— набор вразрядку (с увеличенным межсимвольным пробе­лом, как набран сам термин);

— втяжки (набор на уменьшенный формат);

— отбивки (разделение частей текста пробелами);

— ступенчатый набор (стихи).

К графическим выделениям относятся: подчеркивание линейкой, использование рамок, плашек (как оформлены сноски и колонтитул в данном издании), скобок, символов, маркеров списка, украшений, ор­наментов.

К шрифтовым выделениям относятся: набор выделительным шриф­том, набор более мелким или более крупным шрифтом, шрифтом дру­гого рисунка, прописными или капительными буквами.

Кроме того, выделения широко используют в аппарате смысловой рубрикации. Поэтому помимо регулярных блоков (абзацев) наиболее часто встречающимся видом блоков основного текста являются заго­ловки и подзаголовки.

Заголовки и подзаголовки (общий термин рубрики) предназначены для логического членения текста на части, разделы, главы, парагра­фы, пункты и др. Заголовки и подзаголовки набирают достаточно часто тем же шрифтом, что и основной текст, только либо выдели­тельного начертания, либо большего (а в отдельных случаях меньше­го) размера, т.е. выделяют их для реализации основной функции чле­нения текста.

Композиционно рубрики оформляются в виде отдельных тексто­вых блоков, набранных:

— на формат полосы (отдельными строками по отношению к основному тексту с выключкой по центру, влево, вправо) и расположен­ных в пределах полосы как очередной блок основного текста;

— на меньший формат и врезанных в текст («форточкой»
рис. 16.3а), т.е. являющихся автономными текстовыми блоками;

— в подбор к тексту, т.е. расположенных в пределах первой строки абзаца основного текста;

— на полях издания («фонариком», рис. 16.3с).

Кроме этого осуществляют пробельные приемы выделения руб­рик. Помимо формата и расположения, композиционное выделение на полосе набора достигается за счет отбивок рубрик от основного текста.

Рубрика, как композиционный текстовой блок, отделяется от бло­ков основного текста (как предшествующего, так и последующего) пу­тем увеличения пробелов.

Если рубрики располагаются отдельными строками по центру по­лосы (или строками, выключенными влево, вправо, как в данной кни­ге), то отбивка реализуется путем увеличения межстрочного пробела до и после рубрики, причем отбивка от предшествующего текста всегда больше, чем от последующего.

Отбивка текстовых блоков основного текста перед рубриками, рас­положенными в подбор к тексту, может быть выполнена как увеличен­ный межстрочный пробел. С другой стороны, в самой строке подзаго­ловок, набранный в подбор, отделяется от основного текста постоян­ным внутристрочным пробелом.

Дополнительный текст и нетекстовые элементы на полосе набора, странице документа. Помимо композиционных блоков основного текста на полосе набора располагаются текстовые блоки дополнительных текстов: формулы, выводы, таблицы, примеча­ния (внутритекстовые и сноски), цитаты, эпиграфы, подрисуночные подписи, и нетекстовые блоки (иллюстрации, изобразительные офор­мительские элементы и т.п.).

Текстовые блоки дополнительных текстов и нетекстовые блоки по их взаимному расположению с блоками основного текста (рис. 16.3) можно разделить на три вида:

• текстовые блоки, расположенные внутри блоков основного текста (абзацев). Указанные блоки занимают часть строки или отдель­ную строку либо состоят из нескольких строк, набраны шрифтом ос­новного текста или выделительным шрифтом, возможно, оформлены графическими выделениями и отделены отбивкой, внутристрочным


о п р с т

Рис. 16.3. Расположение композиционных блоков на полосе документа.

В пределах полосы набора: а — заголовок, врезанный в текст («форточка»); о — тексто­вой блок, набранный на уменьшенный формат в ряду блоков основного текста (форму­ла, примечание, цитата).

Автономные блоки, заверстанные: в - сверху; г—снизу; д - вразрез; е — с односторонней оборкой; ж - с обтеканием текстом; з — с двухсторонней оборкой; и - с односторон­ней оборкой на полосу набора и продольным расположением автономного блока; к — с поперечным расположением автономного блока; л - на полосу набора с продольным расположением; о — на полосу набора с поперечным расположением.

В пределах (полос набора) разворота: м — с продольным; и — поперечным расположе­нием.

На полосе документа: п — с выступом на поля; р - на полях; с — заголовок на полях (боковик, «фонарик»); т — без полей (иллюстрация под обрез с поперечным или продольным расположением)

__________________

 

пробелом или в некоторых случаях увеличенным межстрочным рас­стоянием от основного текста. К указанным текстовым блокам отно­сят внутристрочные формулы и цитаты. К этой группе можно также отнести рубрики, набираемые в подбор к основному тексту;

• текстовые блоки, расположенные на полосе набора в ряду бло­ков основного текста на месте очередного блока (рис. 16.36). Такие блоки содержат одну или несколько строк, набранных на формат поло­сы или уменьшенный формат (втяжки) шрифтом основного текста, возможно, меньшего размера или выделительного начертания либо оформленных с использованием графических выделений, а также мо­гут отделяться отбивками от предшествующих и (или) последующих блоков основного текста. К этой группе относят выделенные в отдель­ный блок формулы, примечания (внутритекстовые и сноски), цитаты, эпиграфы. К этой группе можно отнести и рубрики, набираемые на формат полосы;

• автономные текстовые и нетекстовые блоки. Такие блоки, как правило, непосредственно не связаны со смысловым (информацион­ным) содержанием основного текста (в основном тексте чаще всего со­держится ссылка на них и (или) на их расположение). Поэтому они мо­гут располагаться на полосе сразу же за текстом, к которому они отно­сятся, либо в соответствии с задачами и законами композиции в опре­деленном месте полосы или в пределах разворота. В некоторых случаях в зависимости от формата автономного блока предполагается его обте­кание основным текстом с одной, двух, трех и, возможно, четырех сто­рон (т.е. набор основного текста на уменьшенный формат или строка­ми различной длины, вразрез, в оборку, рис. 16.3). К этой группе отно­сят таблицы и выводы, нетекстовые блоки (иллюстрации) и распола­гаемые совместно с ними подрисуночные подписи.

Первые два вида блоков дополнительного текста не требуют, как правило, верстки и набираются совместно с основным текстом с ис­пользованием приемов набора.

Набор автономных текстовых блоков и подготовка нетекстовых производятся отдельно от набора основного текста, а их совместное расположение на полосе осуществляется в соответствии с правилами и посредством верстки.

Нетекстовые блоки могут также располагаться полностью или час­тично вне полосы набора. К текстовым блокам, располагаемым вне по­лосы набора, можно отнести заголовки, заверстанные «фонариком» (боковики).

Структура документа. На всех конструктивных уровнях по­лосы набора текста, как графической композиции, состоящей из совокупности знаковых изображений, действует следующая закономер­ность.

Единицей любого конструктивного уровня является отпечатанное (отображаемое) знаковое изображение, которому соответствует на своем уровне пробел (отступ, отбивка, не заполненная текстом часть и т.п.).

Рассматривая в дальнейшем текст как знаково-графическую ком­позицию, можно выделить в нем на каждом из конструктивных уров­ней визуальные композиционные элементы (единицы), т.е. собственно изображения отдельных знаков (символов) и состоящих из них слов, строк, текстовых блоков и в целом полос набора, а также соответст­вующие каждому конструктивному уровню визуальные пробелы.

Под визуальными пробелами в дальнейшем будем иметь в виду площади, не занятые текстом (его отдельными элементами — символа­ми, словами и т.д.) и предназначенные для его структурного визуаль­ного деления (членения). В качестве визуального композиционного элемента пробел воспринимается как площадь «белого» (т.е. площадь бумаги, не запечатанной изображениями символов) между двумя со­седними текстовыми композиционными элементами.

Визуальной текстовой композиционной единицей (элементом са­мого низкого уровня) является изображение знака: при чтении текста (т.е. при передаче информации) оно воспринимается как единое це­лое — графема (единица передачи текстовой (письменной) информа­ции), несмотря на то, что может состоять из нескольких отдельно рас­положенных графических элементов (например, символы ы, й). Еди­ницами более высоких уровней являются слово, строка, текстовой блок, колонка, полоса набора.

Пробелы в соответствии с конструктивным уровнем текстовых композиционных элементов (единиц), как уже рассматривалось выше, могут быть: внутрисимвольными (внутрибуквенными просветами, пробелами, расположенными внутри изображения символа), межсим­вольными (межбуквенными, расположенными внутри слова), внутри-строчными (абзацные отступы, отбивки, межсловные пробелы, не за­нятые текстом части строк, в том числе концевых), межстрочными, по­лосными (отбивки текстовых блоков основных и дополнительных тек­стов, отбивки и отступы от автономных текстовых и нетекстовых блоков, спуски, не занятые текстом части полос, в том числе конце­вых), полями страницы документа.

При наборе и верстке текста (т.е. при формировании полосы набо­ра) оперировать визуальными композиционными элементами, т.е. изображениями текстовых элементов различных конструктивных уровней, неудобно. Это связано с тем, что изображения знаков (элементов самого низкого уровня),-из которых складываются все состав­ные элементы более высоких уровней (слова, строки и т.п.), имеют различные, сложные по форме графические рисунки.

Целесообразнее (и так исторически сложилось) формировать пря­моугольную полосу набора из конструктивных элементов (единиц), имеющих правильную, в частности прямоугольную, форму, составляя ее как композицию таких прямоугольных конструктивных единиц на различных конструктивных уровнях.

Композиционная конструкция текста. В связи с вы­шеизложенным полосу набора можно рассматривать как композицию конструктивных текстовых элементов (единиц) и соответствующих их конструктивному уровню композиционно-пробельных элементов (конструктивных пробелов) (рис, 16.4).

Рис. 16.4. Конструктивные элементы (единицы паюсы набора):

а — минимальный охватывающий прямоугольник символа (на уровне знака);

б — шрифтовое поле знака — конструктивная текстовая единица (на уровне слова);

в — слово (на уровне строки);

г — строка (на уровне текстового блока);

д — текстовой блок (на уровне полосы);

1 — рисунок символа;

2 — внутрисимвольные пробелы, просветы;

3 — изображение знака;

4, 5, 6, 7 — соответственно левый, правый, верхний, нижний заплечики,

8 — шрифтовое поле символа;

9 — конструктивный межсимвольный пробел;

10 — слово;

11 — нормативная отбивка (постоянный пробел);

12 — межсловный пробел;

13 — абзацный отступ;

14 — не занятая текстом часть строки;

15 — строка;

16 — конструктивный межстрочный пробел;

17 — текстовой блок


При наборе конструктивным элементом самого низкого уровня является шрифтовое поле знака — прямоугольная площадка с изобра­жением символа. Надлежащим позиционированием на полосе набора шрифтовых полей знаков составляются слова, строки, текстовые бло­ки и в целом полоса. Шрифтовое поле знака, таким образом, является конструктивной текстовой единицей — единицей набора и верстки текста (рис. 16.4, б).

По аналогии с визуальной композиционной единицей на уровне шрифтового поля знака (конструктивной единицы), являющегося сложным композиционным элементом, можно также выделить субу­ровень — прямоугольное изображение знака — минимальный охваты­вающий прямоугольник (рис. 16.4, а).

Прямоугольные изображения символов шрифта индивидуальны по размерам: рисунки всех символов имеют различную ширину (на­пример, г, ж, ш) и высоту (ср., например, а, б, р).

На шрифтовом поле знака (рис. 16.4, б), которое является конст­руктивной текстовой единицей набора, помимо прямоугольного изо­бражения самого знака, расположены соответствующие этому конст­руктивному уровню композиционно-пробельные элементы — поля (заплечики). Правый и левый участвуют в образовании пробелов меж­ду знаками — межсимвольных пробелов, нижний и верхний участвуют в образовании межстрочных пробелов.

На уровне отдельного слова конструктивной композиционной единицей полосы является шрифтовое поле знака. Слова формируют­ся последовательным расположением на определенном расстоянии друг от друга шрифтовых полей знаков вдоль горизонтальной линии строки. Конструктивно слово представляет собой совокупность шрифтовых полей знаков и конструктивных межсимвольных пробелов между ними (как показано на рис. 16.4, в).

На уровне строки конструктивной композиционной единицей по­лосы является слово. В строке слова (совокупности шрифтовых полей и конструктивных межсимвольных пробелов), выстроенные вдоль ба­зовой горизонтальной линии строки, находятся друг от друга на опре­деленном расстоянии, образуя (конструктивные) межсловные пробе­лы (рис. 16.4, г).

При выключке в формат именно за счет изменения (увеличения или уменьшения) величины межсловных пробелов длина строки (как правило) доводится до заданного формата. Иногда при выключке в формат приходится прибегать помимо изменения межсловных пробе­лов еще и к изменению межсимвольных.

Строки, выключенные в формат, хотя и воспринимаются во фраг­менте текста или на полосе как визуально одинаковые подлине, на самом деле таковыми не являются. Это становится очевидным, если рас­сматривать две соседние строки на полосе, например, закрыв при этом все остальные сверху и снизу чистыми листами белой бумаги. Различие обусловлено тем, что, во-первых, по границам полосы набора вырав­ниваются шрифтовые поля символов, из которых состоит строка, а не сами изображения символов, и, во-вторых, потому, что символы име­ют различный рисунок (прямоугольный, округлый, симметричный несимметричный и т.п.).

Композиционная же длина (т.е. длина конструктивной строки) для всех строк, составляющих текстовой блок, вне зависимости от вида выключки всегда величина постоянная и задается форматом полосы набора, колонки, оборки.

На уровне текстового блока конструктивной композиционной единицей является строка. Строки, составляющие текстовой блок, на­браны на одинаковый формат (т.е. имеют одинаковую композицион­ную длину), как правило, шрифтом одного размера, имеют одинако­вую выключку и отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии (с по­стоянным интерлиньяжем) (рис. 16.4. д).

На уровне полосы набора (частный случай — колонки) конструк­тивной композиционной единицей является текстовой (нетексто­вой) блок. Однородные текстовые блоки (абзацы) отделяются друга от друга визуально благодаря наличию композиционных пробельных элементов строки: абзацного отступа начальной строки и незанятой текстом части концевой строки. В некоторых вариантах оформления абзацы отбивают один от другого.

На уровне страницы конструктивными композиционными эле­ментами являются: полоса набора (с различным набором составляю­щих ее элементов), колонцифра, норма, сигнатура и, если таковое пре­дусмотрено, автономные текстовые и нетекстовые блоки (располагаю­щиеся за пределами полосы), а композиционно-пробельными элемен­тами — поля полосы издания.

На уровне документа конструктивной композиционной единицей является страница (разворот). Наряду со страницами основного, до­полнительных и справочно-вспомогательных текстов в документе (в порядке возможного расположения) содержатся: суперобложка, об­ложка (переплет), форзац, фронтиспис, титулы (авантитул, титул, контртитул), шмуцтитулы, вклейки (вкладки)» являющиеся композиционными элементами документа (издания).


Шрифты и их параметры

Шрифт — это средство графической организации текстового доку­мента.

Прежде чем приступить к описанию шрифтов, рассмотрим тради­ционно используемую систему измерений, поскольку параметры шрифтов и набора описываются в типографских единицах измерения.

Система измерений. Наряду с метрической системой для описания параметров текстового набора традиционно используется типографская система измерений, разработанная в 1785 г. француз­ским типографом Дидо. В основу типографской системы был положен дюйм, во Франции равный 27,077 мм, так как метрическая система к тому времени еще не была принята. Типографская система применя­лась и в настоящее время все еще ограниченно применяется для описа­ния параметров набора (размеры шрифта, форматы строк, полос и т.д.) в нормативных материалах и стандартах России.

Основной единицей типографской системы измерения является типографский пункт (п.), равный 1/п дюйма (1 п. = 0,376065 мм» «0,376 мм). Более крупные единицы: 1 цицеро = 12 п., 1 кв. (квадрат) = = 48 п.

В США, Великобритании и некоторых других странах была приня­та аналогичная первой англо-американская типографская система, в основу которой также положен дюйм (inch, in), равный в Великобрита­нии 25,4 мм, В англо-американской системе 1 пункт (пт, point, pt) & 1/72,27 дюйма ~ 0,3514 мм. Более крупной единицей является пика (пайка, pica): 1 пика = 12 пт.

Для последних лет было характерным широкое внедрение компью­терной техники, в том числе в издательско-полиграфические процес­сы, и поступление соответствующих программных продуктов из анг­лоязычных стран. В указанных программных продуктах для описания параметров шрифтов и шрифтового набора используется англо-амери­канская система.

Однако для унификации шкал и расчетов используют целочислен­ные соотношения: 1 пункт (пт, point, pt) = 1/72 дюйма» 0,353 мм, так называемый PostScript-пункт,

Поскольку в государственных стандартах РФ параметры книжно-журнальной продукции нормируются в типографской системе (Дидо), при пользовании такими программами следует внимательно относить­ся к установке параметров шрифтового набора для соблюдения суще­ствующих санитарно-гигиенических требований к набору и оформле­нию изданий.

Для нормативного набора с соблюдением существующих требова­ний следует перед началом набора (верстки) установить параметры шрифта, руководствуясь вышеприведенными соотношениями.

Кроме указанных единиц измерения, в компьютерном наборе ис­пользуется относительная единица — шпация, характеризующая гори­зонтальный размер шрифта. Круглая шпация равна кеглю шрифта или примерно ширине прописной буквы А, полукруглая шпация составляет 0,5 кегля или ширину прописной буквы N, тонкая шпация — 0,25 кегля или ширину строчной буквы t(f). Классические правила на­бора регламентируют нормативные отбивки в тексте в пунктах без ука­зания на кегль шрифта. Однако для лучшего восприятия текста важны не абсолютные расстояния, а их отношение к величине символов (кег­лю). Поэтому использование относительной единицы, а также шпации как элемента набора — постоянного пробела — делает отбивки про­порциональными кеглю.

Понятие и параметры шрифта. Рассматривая процесс обработки текстовой информации как область информационных технологий, шрифтом называют совокупность (систему) знаков набора, предназначенных для визуализации текстовой информации на всех этапах ее обработки.

В типографике существенным является признак, в соответствии с которым указанная совокупность знаков набора может быть названа шрифтом, а именно: рисунки символов базируются на некоторой об­щей для всех, единой графической основе (концепции рисунка).

Шрифт как знаковая система включает строчные или прописные буквы одного или нескольких алфавитов с относящимися к ним знака­ми препинания, лигатуры, логотипы, цифры, специальные символы и оформительские элементы.

Изображение шрифтового знака называют печатным очком или оч­ком, что связано с исторической традицией именовать, таким образом, печатающий элемент литеры. Оно формируется из основных и соеди­нительных элементов (рис. 16.5). Основными являются вертикальные штрихи, соединительными — горизонтальные, наклонные или округ­ленные штрихи, которые у большинства шрифтов тоньше основных. Соотношение ширины са основных и — сб соединительных штрихов — контрастность К шрифта:

К= са / сб.

Расстояния с между основными штрихами называются внутрисимвольными (внутрибуквенными) просветами.


Рис. 16.5. Строение символов шрифта:

1 - основной шрих (са);

2 - соединительный штрих (сб);

3 - засечка (сериф);

4 - верхний выносной элемент;

5 - нижний выносной элемент;

6 - наплыв;

7 - внутрисимвольный (внутрибуквенный) просвет с;

8 - овал;

9 - полуовал;

10 - концевой элемент;

11 - каплевидный элемент;

12 - точка;

13 - диакритический знак;

14— свисающий элемент,

15 — линия шрифта;

16 — линия округлых букв;

17 - высота строчного символа hc;

18 - высота прописного символа hn;

19 - межсимвольное расстояние

Рисунки прописных и строчных букв могут различаться: в русском алфавите это буквы Аа, Бб, Ее, Рр, Сс, Уу, Фф. В состав шрифта входят также капительные буквы, которые имеют рисунок прописных, а раз­мер — строчных (строго говоря, рисунок капительных символов имеет несколько отличные пропорции и размер соответственно от пропис­ных и строчных символов). Такую разницу в рисунке можно использо­вать для выделений.

Иногда термином «капитель» именуют прописные символы (боль­шая капитель), а собственно капительные символы — термином «ма­лая капитель».

Основные штрихи большинства шрифтов заканчиваются засечка­ми (серифами) различной толщины и формы: горизонтальными, верти­кальными, односторонними, двухсторонними или каплевидными у округлых букв. Если знаки шрифта не имеют засечек, то шрифт назы­вается рубленым.

У ряда строчных знаков имеются выносные элементы: нижние (р, у, ф, q) и верхние (б, ф, h, d), некоторые символы (щ, ц, д, ъ) имеют со­ответственно левые и правые выносные элементы, которые еще назы­вают свисающими. У некоторых знаков (ë, é, ç, ř, ů, ŭ, ŗ) есть дополнительные над- или подбуквенные элементы, называемые акцентами (диакритическими знаками) и указывающие изменение произношения. Печатное очко отдельных символов состоит из двух или более от­дельно расположенных графических элементов (ы, i, j, %).

По геометрии рисунка знаки шрифта можно разделить на прямо­угольные (н, п), округлые (о, с) и треугольные (А, у); симметричные (н, Ф) и несимметричные (ю, щ).

Изображения всех знаков шрифта (без учета выносных элемен­тов) расположены на одной линии, называемой линией шрифта (базо­вой линией).

Округлые буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных, по­этому для устранения этого впечатления их делают немногим больши­ми, а также выводят за линию шрифта на линию округлых букв, чтобы глаз воспринимал эти буквы расположёнными на линии. Различают также верхние линии строчных и прописных, в том числе прямоугольных и округлых букв.

Другой особенностью рисунка шрифта является то, что визуальная (оптическая) середина всех букв несколько выше истинной геометри­ческой (размерной).

Кроме этого, в шрифте используется значительное число приемов для компенсации оптических эффектов (иллюзий), связанных с вос­приятием геометрических форм.

В шрифтах для всех способов набора каждый знак изображается на прямоугольном поле, называемом шрифтовым полем знака (или кегель­ной площадкой, рис. 16.46, 16.6. 16.7). Шрифтовое поле знака больше видимого изображения букв и включает помимо изображения знака, составляющего печатное очко, боковые (левое и правое), верхнее и нижнее поля (заплечики).

Изображения всех знаков шрифта располагаются на шрифтовом поле по горизонтали на расстоянии полуапрошей, образуемых правым и левым заплечиками, соответственно от правой и левой границ шрифтового поля (рис. 16.46). По вертикали изображения символов (без учета выносных элементов) выведены на линию шрифта (линию округлых букв). Высота печатного очка, т.е. изображения знака, строч­ных букв hc составляет в различных шрифтах 0,39—0,47 от высоты шрифтового поля, остальное пространство занимают верхнее и ниж­нее поля (0,53—0,61). Размеры шрифтового поля знака по высоте к и ширине е принимают за размерные характеристики самого знака (рис. 16.6).

Высота шрифтовых полей k всех знаков данного шрифта одинако­ва и называется кеглем. Кегль является универсальным размерным па-


 
 


 

Рис. 16.6. Формирование межсимвольных пробелов

Рис. 16.7. Формирование межстрочных пробелов

раметром для всех шрифтов и определяет высоту строки текста, на­бранного данным шрифтом.

Величина межстрочных пробелов определяется интерлиньяжем i. В общем случае интерлиньяж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.016 с.)