Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 23. Производство телевизионной рекламыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Телевизионная реклама относится к изобразительному ряду рекламы. Своими корнями телереклама опирается на кинематограф. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра изобразительного искусства, музыки на основе только ему присущих выразительных средств, которыми являются актеры, композиция, свет, цвет, звук, монтаж и др. Среди всего многообразия телевизионных рекламных роликов можно выделить четыре основные разновидности: • игровые или постановочные, где рекламный сюжет разыгрывается актерами;
Например, ролики сока «Моя семья».
• анимационные (двух- и трехмерные), где то же самое проделывают мультипликационные персонажи;
Например, ролики пива «Пит».
• комбинированные, где живые актеры взаимодействуют с актера
Например, ролики шоколада «Несквик», где рисованный, анимационный зайчик Квики вместе с детьми спасает шоколад от разных неприятностей.
• ролики на основе документальной хроники или фрагментов художественных фильмов. Например, рекламный ролик шоколада «Российский», где был использован фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны». Чаще всего используются постановочные ролики, поэтому процесс производства телевизионной рекламы будет рассмотрен именно с точки зрения игровых постановочных роликов. Поскольку режиссер рекламного произведения является творческим руководителем всего проекта и непосредственным участником всех этапов процесса создания ролика, то он должен представлять (а лучше всего — знать) технологию создания рекламы.
Команда рекламного проекта Большинство региональных рекламных роликов просты и относительно недороги. Для их производства используется оборудование и персонал местных телекомпаний. Процесс же создания рекламы в национальном масштабе требует не только много сил, времени и средств, но и квалифицированного персонала. Рекламное агентство — это компания, оказывающая услуги в области маркетинговых коммуникаций. Именно рекламные агентства придумывают истории для брендов. За каждым роликом, который зритель видит на экране, стоит конкретная маркетинговая история, и ролик — это визуальное воплощение стратегии продвижения бренда. Рекламное агентство придумывает идею, которая решает конкретную маркетинговую задачу, после чего пишется сценарий и создается раскадровка. Креативная группа рекламного агентства включает в себя креативного директора, арт-директора и продюсера. Крупные рекламные агентства, такие как BBDO, DDB, Leo Burnett, Lowe Adventa, McCan Erickson и др., насчитывают сотни сотрудников, причем их структура предусматривает деление, как по клиентуре, так и по рекламным носителям. Рекламное агентство со стороны привлекает продакшн-студию, агентство, занимающееся подбором актеров, композитора и музыкантов, бели это необходимо. В процессе планирования и производства ролика также участвует представитель заказчика. Креативный директор на основе брифа придумывает идею рекламного ролика. Копирайтер на основе идеи пишет сценарий рекламного ролика, который состоит из диалогов, рассказа, стихов или описания. Если в ролике предполагается рекламная песня со словами, то копирайтер пишет слова песни или обговаривает ее содержание с поэтом, который должен будет зарифмовать идею. Самое главное в рекламном сценарии — написать так, чтобы это могли «увидеть» режиссер и оператор. Креативный директор возглавляет работу копирайтеров. По сути, креативный директор — это главный копирайтер.
Несколько ярких примеров работы креативных директоров крупных рекламных агентств России: Андрей Амлинский (РА В В DO Moscow) автор слоганов «Есть идея — есть Икея!» (магазины «Икея»), «Не тормози — сникерсни» (шоколад «Сникерс»). Александр Бренер (PA Lowe Adventa), автор знаменитых фраз «А кто идет за Клинским?» (пиво «Клинское») и «Ты где был? Пиво пил!» (пиво «Толстяк»), Сергей Коптев (РА «Родная речь»), автор рекламных слоганов «Ваша киска купила бы Вискас» (корм для кошек «Вискас») и «Сделай паузу — скушай Твикс» (шоколад «Твикс»). Владимир Перепелкин (РА «РАВИ») является автором слоганов «А тебе, лысый, я телефон не скажу» (клиника «РТХ»), «Пиво Патра — пиво с пробкой» (пиво «Патра»), «Заплати налоги и спи спокойно» (реклама Налоговой полиции). Михаил Кудашкин (бывший креативный директор PA D'Arcy, сейчас креативный директор PA Leo Burnett Moscow), автор «Сладкой парочки» (шоколад «Твикс»), автор идеи роликов «Рондо».
Художественный директор (арт-директор) создает типажи рекламных героев, которых придумали креативный директор и копирайтер, разрабатывает раскадровку и выбирает внешний облик ролика. Под руководством арт-директора работают художники. Продюсер возглавляет и координирует все виды деятельности, связанные с производством ролика. Он ведает материальным обеспечением производства и бюджетом, осуществляет контроль над всеми аспектами производства и монтажа рекламного ролика, служит связующим звеном между агентством и режиссером. Продюсер прогоняет сценарий по «цепочке согласований» внутри агентства и у заказчика. Производственная фирма полностью координирует съемки, тесно сотрудничая с персоналом агентства; предоставляет оборудование для производства ролика.
Наиболее известные и востребованные российские продакшн-студии: Park VI, Базелевс, ЯрЧе!, Metrafilms, DTV-MA.
Как правило, производственная фирма предоставляет режиссера, но его по необходимости можно пригласить со стороны, если для ролика желателен какой-нибудь особый режиссерский стиль. Режиссер-постановщик разрабатывает свой, режиссерский сценарий ролика и несет ответственность за весь процесс съемки: декорации, реквизит, освещение, продолжительность сцен и действий. Он определяет игру и поведение актеров в кадре, управляет работой оператора. На съемках режиссеру-постановщику помогают второй режиссер и ассистенты, которые проверяют диалоги, ведут хронометраж сцен и т.д. После того, как материал отснят, режиссер руководит монтажом, Оператор — оттого, как он снимет то, что было словами написано в сценарии, зависит очень многое. Содружество режиссера и оператора, их взаимопонимание — гарантия успеха всего проекта.
Примером может служить многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество режиссера Тимура Бекмамбетова и оператора Сергея Трофимова, которые вместе сняли не один десяток рекламных роликов, ставших классикой жанра, например, исторические ролики банки «Империал» и многие другие. Операторы рекламных роликов и их работы: • Сергей Трофимов: все ролики банка «Империал», ролики пива «Старый мельник» («Футбол», «Обои»), ролик «Фейри» («Казахская свадьба»), ролик шоколада «Марс» («Энергия твоего дня»). • Марат Адельшин: ролик леденцов «Дирол Дропс» («Зубодевоч-ки»), ролики пива «Охота» («Буровая», «Рыбаки»), ролик «Спрайт» («Журналист»). • Андрей Макаров: все ролики сока Rich, ролики Мегафон «Будущее зависит от тебя», ролики пива «Толстяк». • Влад Опельянц: вся серия роликов «Nuts и Мозг», серия роликов «Нескафе Арктика» («Знакомство», «Душ», «1 июня», «Зарядка»), ролики шоколада «Нестле Классик» («Офис» и «Тренажерный зал»). • Максим Осадчий: ролики МТС («Кейс», «Ресторан»), первые ролики пива «Сибирская корона» («Пароход» и «Бильярд»), ролик сока «Чемпион» с группой «Блестящие», ролик «Спрайт» («Красная площадь»). Художник-постановщик рекламного ролика определяет пространственное и стилистическое решение рекламной формы, следит за внутренним оформлением, декорациями, деталями, реквизитом, костюмами. Ни один план на съемочной площадке не должен сниматься без одобрения его художником-постановщиком. Совместно с оператором он следит за тем, чтобы каждый отснятый кадр был выстроен в соответствии с законами композиции и психологии восприятия, чтобы в кадре не было лишних, отвлекающих внимание деталей. Наравне с режиссером и оператором художник-постановщик является одной из ключевых фигур создания ролика. Художники-постановщики рекламных роликов и их работы: • Аддис Гаджиев: серия роликов «Нескафе Арктика», все ролики сока Rich, ролики пива «Толстяк», ролики пива «Сибирская корона», серия роликов масла «Рама» с богами. • Сергей Иванов: все ролики «Моя семья», ролик пива «Старый мельник» («Археологи»), ролик леденцов «Тюнс» («Баня»). • Федор Савельев: вся серия роликов «Nuts и Мозг», ролики пива «Охота» («Буровая», «Рыбаки»). Композитор пишет музыку для ролика, которая также является одной из составляющих успеха рекламного проекта. Композиторы рекламных роликов и их работ: • Александр Войтинский (еще один участник творческого союза режиссера Тимура Бекмамбетова и оператора Сергея Трофимова): все ролики банка «Империал», все ролики пива «Сибирская корона», ролик шоколада «Марс» («Энергия твоего дня»), ролики шоколада «Россия» («Но радость была бы неполной без любимого шоколада»), шоколада «Шок» («Пингвины», «Кентавр»), ролик «Спрайт» («Красная площадь»). • Олег Литвишко: все ролики сока Rich, ролики сока «Я» («Поместье», «Гонка»), ролик «Аква Минерале» («Римскце каникулы»), • Сергей Чекрыжов: все ролики пива «Толстяк», ролики Мегафон «Будущее зависит от тебя». Персонал съемочной площадки включает в себя техников, которые должны знать, что происходит на площадке. Каждый из них отчитывается перед режиссером. Звукооператор записывает звук во время съемок. Осветитель несет ответственность за свет. Подсобные рабочие устанавливают и передвигают декорации, прокладывают рельсы для операторской тележки и двигают ее во время съемок и т.д. Всему техническому персоналу помогают ассистенты. Кроме того, на съемках присутствуют костюмеры, гримеры, консультанты, специалисты по управлению операторским краном, водители и многие другие. Если в ролике снимают натуральные продукты питания, то на съемках обязательно присутствует фуд-стилист (англ. food—еда). Этот специалист готовит продукты к съемке и следит за тем, чтобы продукты в кадре выглядели свежими и аппетитными. Так называемые «операторские» рекламные ролики продуктов питания построены на работе фуд-стилистов, операторов и правильном освещении. Это трудная работа и большое искусство. Если в рекламном ролике «снимается» пиво, то на съемках обязательно присутствует пивной стилист. Существуют определенные стандарты и правила, по которым должно сниматься пиво. Если их соблюдать, то пиво в ролике будет выглядеть аппетитно, возбуждать жажду и прочее. Например, пиво нужно снимать на определенном фоне, тогда оно приобретает красивый янтарный оттенок. Когда пиво налито в стакан оно должно быть определенной температуры, то мелких пузырьков быть не должно — это признак плохо вымытого стакана, и пузырьки в данном случае являются результатом процесса окисления. Но в первые секунды, когда пиво только наливается, пузырьки должны быть, это даже красиво. В правильно промытом стакане высота пены должна быть ровно в два пальца и при этом сорок минут должна держаться без изменений. В плохо промытом стакане пена быстро оседает. Если снимается несколько дублей одного эпизода, то каждый раз пиво наливается заново.
Работу пивного стилиста можно увидеть в рекламных роликах пива «Балтика», «Толстяк», «Ярпиво». Соблюдение правил съемки продуктов питания и напитков говорит о подходе к брендам и об уважении к продукту и потребителям. Заканчиваются съемки — начинается монтаж. Видеоинженер (вместе с режиссером) собирает лучшие кадры в сцены. Если в ролике предполагаются двух- или трехмерные анимационные вставки, то над их созданием работают художники-аниматоры и специалисты по компьютерным спецэффектам. Звукорежиссер записывает и сводит вокал (если в ролике предполагается песня), координирует переозвучивание ролика и синхронизирует звуковую дорожку с видеорядом. Производство рекламного ролика — вещь сложная, трудоемкая и дорогостоящая. Каждый член съемочной группы несет огромную ответственность, но тем не менее производство рекламы — это прежде всего работа в команде.
Камера и съемка Рекламная видеосъемка — это не просто съемка красивых кадров, это съемка уместных, необходимых для показа данной ситуации кадров. Кадр — это то, что отснято между двумя нажатиями на камере кнопки REC (запись), от «старт записи» до «стоп записи». Можно также употреблять понятие «план». Попав на место события, человек знает, где он и что перед ним, и сам решает, за чем наблюдать и на что смотреть в первую очередь. Телезритель видит на экране лишь то, что для него выбрали режиссер и оператор. Только то, что было отснято камерой, появится перед зрителем и ему останется лишь догадываться о том, что в поле зрения объектива не попало. Искусство режиссера и оператора в том и состоит, чтобы выбрать для съемки именно то, что нужно по замыслу, и показать зрителю. Крупный план дает возможность рассмотреть все детали объекта и сосредоточиться на какой-то его части. Дальний план показывает зрителю целиком место действия, помогает понять ситуацию и пространственное соотношение людей и предметов. Хорошо построенный и смонтированный фильм состоит из чередования крупных и общих планов, каждый из которых тщательно подобран для исполнения своей функции: помочь аудитории увидеть, где происходит действие, что именно там происходит, понять это действие и увидеть все подробности. Прежде чем начать съемку, необходимо настроить камеру на цветовую температуру, то есть выставить баланс белого цвета. Для этого перед объективом камеры нужно поместить лист белой бумаги, освещенный тем же светом, при котором будет вестись съемка. Если белого листа нет, то нужно найти самое светлое пятно на месте съемки. Если камера оснащена автоматической балансировкой белого цвета, то срабатывает эта система. Если нет, то оператор увеличивает изображение белого листа, чтобы он заполнял собой весь кадр (т.е. выполняет «наезд»), и устанавливает баланс белого цвета — нажимает на кнопку балансировки белого, которая находится непосредственно на камере, и держит до тех пор, пока не увидит в видоискателе, что камера настроена. Как правило, на это уходит несколько секунд. Поскольку теперь камера знает, как выглядит белый цвет, она будет точно воспроизводить и все остальные цвета съемки. Никогда не смешивайте естественный и искусственный свет. Они имеют разную цветовую температуру (естественный свет — голубую, искусственный — желтую), и камера не может установить баланс при смешанном освещении. Баланс белого выставляется каждый раз при перемене освещения и места съемки. Большинство камер оснащено системой автоматической фокусировки. Когда вы наводите объектив на фокус, резко будут выглядеть только предметы, расположенные на расстоянии, выбранном по шкале фокусировки. Все, что ближе или дальше, будет размыто. Зона, в которой можно взять объекты в фокус, называется глубиной резкости. Фокус настраивается каждый раз при перемене объекта съемки. К съемке можно переходить только после того, как камера настроена. Насколько полно камера покажет сцену, зависит от: • положения камеры; • расстояния от камеры до объекта съемки; • угла изображения (поля зрения) камеры. К Поле зрения объектива камеры (угол изображения) меняется в зависимости от фокусного расстояния. Фокусное расстояние — это расстояние от камеры до объекта съемки. Изменяя фокусное расстояние объектива, вы меняете угол изображения. Смена фокусного расстояния дает те же результаты, что наезд или отъезд камеры. Нормальный угол объектива дает естественно выглядящие глубину, расстояние и пропорции. Узкий угол изображения (длинное фокусное расстояние или «наезд») дает телескопическое изображение сцены. Он передает относительно узкий сегмент изображения, которое, увеличиваясь, кажется ближе. Это дает преимущества, когда вы не можете или не хотите приближаться к объекту съемки. Однако при этом возможны побочные эффекты: возникает впечатление сплющивания объектов, сжатие пространства и уменьшение глубины кадра. Широкоугольный объектив (короткое фокусное расстояние или «отъезд») дает расширенный охват сцены съемки, но в результате все расстояния в кадре кажутся неестественно удлинившимися. Чем шире угол изображения (короче фокусное расстояние),тем легче неподвижно держать и плавно водить камерой при съемке. При съемке следует соблюдать следующие правила: • не менять угол изображения без причины. Нормальный объектив в кадре дает естественное изображение и перспективу; • если меняется угол изображения, то возможны искажения перспективы, расстояния, глубины и пропорций объектов; • чем уже угол объектива (длиннее фокусное расстояние), тем труднее добиться плавного движения камеры. Положения камеры относительно объекта съемки (ракурс) следующие: • камера снимает снизу вверх — персонаж большой, доминирующий; • камера снимает сверху вниз — объект незначительный, испуганный; • очень крупный план — интимность, паника, эмоции; • объект, снятый с большого расстояния, — отчужденность, одиночество; • наклон камеры — странность и неуместность, крушение. • заснять ряд отдельных планов, которые при последовательном монтаже будут создавать общую картину; • плавно и систематично водить камерой по снимаемой сцене в горизонтальной или вертикальной плоскости, чтобы охватить ее в целом. Это и будет называться панорамой. Панораму прерывать нельзя. Каждая панорама должна иметь конкретную цель и обязательно заканчиваться остановкой. Для того чтобы достичь динамики или острого драматического эффекта, можно сознательно прибегать к быстрому, «резкому» панорамированию. Умение справляться с движением — показатель профессиональной квалификации оператора. Если держать камеру неподвижно, объект, движущийся в кадре, может очень быстро достичь его края и выйти из поля зрения. С этой ситуацией можно справиться несколькими способами: • позволить движущемуся объекту вообще выйти за рамки кадра, «упустить его». Этот прием можно применять, когда вы хотите переключить внимание зрителя на другой объект; • выполнить «отъезд» или отойти назад, чтобы движущийся объект не ушел из кадра; • сделать съемку панорамой; • перемещаться вместе с объектом (съемка с движения); • дать объекту уйти из кадра, а затем снова «подхватить» его с новой точки съемки. Если снимать одной камерой, то последний из вариантов означает, что необходимо остановить запись, переместиться на новую позицию, заново навести камеру на объект и только потом продолжить запись. Выбор способа съемки зависит от того, какой из способов вы считаете наиболее подходящим как с практической, так и с художественной точек зрения. Кадрирование — это размещение объекта в рамках кадра. Если вы снимаете панораму, ведя камеру за движущимся объектом, старайтесь, чтобы он все время немного отставал от центра кадра. Картинка будет выглядеть более динамичной. Чем больше скорость движения объекта, тем больше должен быть и сдвиг. Если съемка ведется из автомобиля, то впечатление, которое получат зрители, будет зависеть от положения камеры внутри автомобиля. Если снимать вперед по ходу движения автомобиля, то объекты, возникающие в поле зрения, по мере приближения будут становиться четче и яснее. Это сильная точка съемки, которая обеспечивает постоянный зрительский интерес. Через боковые окна хорошо снимать отдаленные объекты. Все, что расположено вблизи, будет быстро пересекать экран и смазываться. Для съемки объекта внутри автомобиля оператор может располагаться на сиденье рядом с водителем, на полу или перегнувшись вперед с заднего сиденья. Камеры также могут крепиться снаружи автомобиля. Для «общения» водителя с человеком, сидящим на заднем сиденье автомобиля, часто используют кадры, снятые в зеркале заднего вида. Практически ни одна съемка, сделанная в автомобиле, не обходится без таких кадров. Объективная камера снимает происходящее с позиции никак не вовлеченного в действие наблюдателя. Актеры не смотрят прямо в камеру, так как это может разрушить объективную связь между ними и зрителем. Субъективная камера вовлекает зрителей в действие, представляя точку зрения человека на экране. Например, герой выражает свой гнев перед камерой, но зритель знает, что он зол не на него, а на парня, который ударил его в предыдущей сцене. Камера сама по себе становится «тем парнем». Съемка как род деятельности есть способ самовыражения — можно нарушать любые правила, лишь бы снятые кадры передали ощущения от того, что снимают. Однако обратите внимание: именно «нарушать», а не «пренебрегать» или, того хуже, «не знать».
Композиция изображения Каждый кадр, появившись на экране, длится секунды, поэтому должен мгновенно обнаруживать свой смысл и производить впечатление Проведем аналогию с литературой: кадр — это то же самое, что фраза. Например: «Яркое полуденное солнце освещает башни и шпили старинного города». Эту картинку легко представить. Существует одно общее правило для съемки общего плана: следует держать линию горизонта, ориентируясь при этом на вертикаль. Это значит, что горизонтальные линии в кадре не должны быть «завалены». Правда, самой линии горизонта обычно не видно. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, дверь и т.д. Линия горизонта (реальная или воображаемая) должна находиться несколько выше середины кадра, это соответствует тому, как человек обычно смотрит на окружающий мир: в его поле зрения попадает несколько больше того, что на земле, чем того, что над головой. Привлекательность любого плана зависит от того, что в нем показано, о чем в нем идет речь, и частично от того, насколько удалось заинтересовать им зрителя. Если в кадре слишком много достойных внимания объектов, зритель не будет знать, на чем остановиться. Если объектов мало — интерес быстро падает. Главный объект должен выделяться из окружающей обстановки. Любой кадр рассказывает (по аналогии с литературой) об одном или нескольких объектах съемки: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными, второстепенными объектами. Если в кадре все это «читается», то кадр правильно скомпонован. Следовательно, прежде чем нажать REC, следует определить объект съемки, иначе снимать не стоит. Объект съемки — это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого добиться? Прежде всего, зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещен. Если объектов в кадре несколько, то нужно определить, на каком из них взгляд останавливается в первую очередь. Главный объект съемки может располагаться в центре кадра, так как именно на центр зритель обращает внимание прежде всего. По закону зрительного восприятия человек подсознательно делит предметы на «главные» и «неглавные», исходя из их крупности. Внимание зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко окрашенные и освещенные объекты. Соответственно этим параметрам и следует располагать объекты в кадре и взаимно их уравновешивать, смещая от центра. Глубина композиции — это распределение зрительного внимания к объектам по степени их удаленности от наблюдателя. Самый главный объект — ближе всего к камере, второстепенные — подальше, а остальные, малозначительные, будут играть роль фона на дальних планах. Бывает и так, что именно дальний план, то есть фон, играет в кадре главную роль. Например, закат над морем — это фон. Возьмем такой кадр: «Закат, пылающий над морем, тлел огненным бликом в хрустале бокала, стоящего на подоконнике». Нужно сместить бокал подальше от центра кадра и чуть-чуть убрать с него резкость. Такая композиция заставит зрителя воспринимать содержание кадра в последовательности: закат — блик — бокал, а не наоборот, и зритель обнаружит бокал в кадре не сразу, а через несколько десятых долей секунды. Эта «микропауза восприятия» — очень важный результат правильной композиции кадра. Именно в течение этих долей секунд зритель получает удовольствие от зрелища, а все остальное время он получает и переваривает видеоинформацию. Чем сложнее композиция кадра, тем больше времени нужно человеку для ее полноценного восприятия. Человеческий мозг устроен так, что воспринимает буквально все, что видит глаз, но большая часть увиденного запоминается не в форме образов, которые можно впоследствии сознательно проанализировать, а в форме эмоций, которые и оставляют ощущение. Каждый кадр, который появляется на экране, состоит из тысячи мелочей, и зритель не в состоянии оценить их все разом. Внимание фиксируется на главных объектах кадра, а второстепенные и малозначительные объекты — тот самый фон — оценивает второе «я» — подсознание. Любой кадр, в котором присутствует человек, строится по несколько иным законам композиции. Человек в кадре всегда композиционно важнее любого неодушевленного предмета. Следует избегать показа человеческой фигуры в кадре так, чтобы границы кадра обрезали ее точно «по суставам». Кадр выглядит лучше, если его границы проходят где-то в промежутках. Старайтесь также не допускать, чтобы человек прислонялся или садился на рамку кадра. Если вы снимаете объект слишком крупно, ему будет тесно в кадре — не останется места для жестов и движения и существенная информация может в кадр не попасть. Также следует следить за дистанцией от верхнего края кадра до макушки снимаемого человека. Если свободное пространство будет недостаточным, возникнет ощущение, что рамка кадра давит на людей сверху, а на экране телевизора макушку вообще может отрезать. Слишком большое пустое пространство над головой нарушит баланс плана и может отвлечь на себя внимание зрителя. Как правило, кадры должны быть скомпонованы так, чтобы они выглядели сбалансированными и законченными. Несбалансированную композицию в кадре можно уравновесить, поместив в противоположном углу объект равновеликой массой или передвинув объект в центр кадра. Но если объект будет постоянно находиться в центре — это сделает изображение монотонным. Уравновешивая кадр другими объектами, следите, чтобы внимание зрителя не разделялось. Секрет удачного баланса и изображения в кадре в том, чтобы избегать монотонных и повторяющихся композиций, помещающих объект съемки в центр. Надо стремиться к равновесию всех объектов, попавших в кадр, учитывая их взаиморасположение, пропорции и яркость. Неуравновешенный план создает ощущение непрочности, неопределенности, увеличивает напряжение и драматизм. Если в кадре много разных объектов, то их обязательно нужно сгруппировать. Группировка создает впечатление единства и собранности изображения. Часто эффекта группировки удается добиться за счет правильного выбора места съемки. Нет плана — ищи ракурс Телевизионный экран имеет прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали, и многие предметы очень хорошо вписываются в этот формат. Но иногда кромки плана на экране пропадают из-за того, что кинескоп телевизора осуществляет развертку с небольшим перебором (за исключением абсолютно плоских кинескопов). Чтобы существенный момент действия или титры не оказались за пределами экрана старайтесь, чтобы они не находились в опасных зонах. Следует помнить, что: • наружные 10% площади экрана — опасная зона для любых важных деталей; • наружные 20% площади кадра — безопасная зона для действия, но опасна для показа титров; • 80% внутренней площади кадра — безопасная зона для титров. Самые распространенные ошибки при съемке: • не выставлен баланс белого (голубой или желтый оттенок); • нерезкая фокусировка; • камера сфокусирована не на тот объект; • линия горизонта наклонена; • слишком много или мало пространства над головой человека в кадре; • ноги или макушка человека в кадре оказались отрезанными; • человек прислонился или сидит на рамке кадра; • сменяющие друг друга планы слишком похожи один на другое; • сменился ракурс, а план остался прежней величины; • камера установлена на неподходящей высоте; • непропорционально много общих или крупных планов; • все объекты располагаются в центре кадра; • много места в кадре занимает небо; • объект съемки чем-то заслонен (вторжение переднего плана); • отвлекает внимание задний план (фон); • планы слишком короткие или длинные; • много отъездов и наездов; • при панорамировании камера «проезжает» мимо нужного объекта; • пропущено начало действия; • несовпадение действия на планах, снятых с разных точек; • движущийся объект выходит за кадр, а потом появляется в следующем кадре с той же стороны; • на последовательных планах заметны различия, нарушающие При съемке под монтаж следует придерживаться следующих правил: • не ограничиваться съемкой только самого момента действия, всегда снимать начало и конец действия с запасом; • при игровой съемке начинать каждый новый фрагмент со слов и действия, которым заканчивался предыдущий фрагмент; • всегда снимать материал для перебивок, показывающих окружающую обстановку, общий вид места действия, реакцию свидетелей события; • никогда не стирать неудачные кадры, отдельные фрагменты всегда могут пригодиться при монтаже; • если последовательность действия оказалась нарушенной, лучше отснять всю сцену заново; • всегда начинать съемку с общего (адресного) плана, даже если, в конечном счете, он вам не пригодится. Для эффективной и эффектной съемки не существует каких-либо абсолютных правил. Но следует усвоить законы композиции, чтобы знать, на что смотреть, к чему стремиться и каким образом строить максимально эффективный кадр. Стоит лишь однажды понять причину, по которой отснятые кадры оказались неудачными, и она станет очевидной во всех остальных случаях. Разве что иногда правила можно нарушать для выполнения определенной задачи и достижения определенной художественной цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.022 с.) |