Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С элементами художественного конструирования»
С элементами художественного конструирования»
Токарева Ираида Анатольевна, педагог дополнительного образования
Возраст детей: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Уровень: начальное общее образование
г. Дудинка, 2009 г. Пояснительная записка Современное общество с его высокой динамичностью, предъявляя к успешному человеку повышенные требования, испытывает потребность в людях с богатым творческим потенциалом. В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как свобода выбора, самоопределение. Особо значимыми в создавшихся условиях являются проблемы ориентации младших школьников в окружающем мире объективных ценностей, современного определения возможностей и склонностей с последующей ориентацией на определенный вид творчества. В настоящее время существует множество средств, помогающих развитию творческих способностей. Одним из таких средств, наиболее актуальных на данный момент, усиливающих развивающий эффект, является творческая деятельность, позволяющая интегрировать школьные дисциплины (математика, технология) и погружать учащихся в конкретную деятельность. В системе дополнительного образования детей достойное место принадлежит программам научно-технической направленности, которые открывают огромные возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, конструкторских умений и навыков, способствуют разностороннему развитию личности. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы начального технического моделирования с элементами художественного конструирования» научно - технической направленности разработана в 2006 году на основе типовой программы «Начальное техническое моделирование», рекомендованной Управлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы и Управлением трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР. В 2009 году программа была приведена в соответствии с региональными и федеральными требованиями к программам дополнительного образования детей. Учитывая в настоящее время возросший интерес к технике, производству, имеющийся недостаток в специалистах технического профиля, данная программа имеет важное практическое значение. Программа модифицированная. По уровню освоения носит общеразвивающий характер, по цели обучения – социально адаптированная, и интегрированная по форме организации, так как предусмотрена интеграция дополнительного и основного общего образования по предметам научно- технической направленности, а также наличия межпредметных связей. В основу концепции данной программы был положена идея: предоставить детям возможность реализовать творческое начало на занятиях в объединении начального технического моделирования и конструирования, придать занятиям развивающий характер и приспособить их под возрастные и психологические особенности детей от 7 до 10 лет. Отличительными особенностями программы от уже существующих программ такой направленности в первую очередь являются: · низкая фондо - и материалоемкость; · реализация программы позволяет воспитанникам освоить на практике и закрепить знания и умения, соприкасающиеся с базовыми школьными дисциплинами: математикой, технологией; · введение в содержание занятий элементов черчения, заданий на пространственное мышление, творческое воображение, интеллектуально-творческие игры; · сочетание творческого и репродуктивного подхода дает положительные результаты, особенно на начальных этапах обучения; Целью данной программы является развитие интереса к техническому творчеству через формирование знаний, умений и навыков по начальному техническому моделированию и конструированию, приобретение навыков самостоятельной и коллективной деятельности. Задачи программы: · обучить основам знаний по моделированию и конструированию различных видов машин, объектов и применению их на практике; · освоить процесс конструирования, изготовления и сборки деталей конструкций; · научить основам творческого подхода к конструкторской работе; · подготовить воспитанников к участию в конкурсах на уровне объединения, города, муниципального района; · развивать привычку анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике; · развить терпение, настойчивость, привычку и потребность к труду для достижения результата. Обучение по программе осуществляется поэтапно: 1 год обучения – создаются условия для активной социальной адаптации воспитанников в объединении и формирования коллектива, обучение предполагает освоение воспитанниками операционных умений, основных приемов работы с различными материалами и инструментами, основами графической грамоты, конструирование поделок из материалов плоской и объемной формы; 2 год обучения – рассчитан на детей, успешно освоивших программу первого года обучения; на данном этапе обучения осуществляется работа по расширению и уточнению геометрических знаний воспитанников, по формированию пространственного восприятия и воображения, элементов конструкторского и логического мышления, по развитию и совершенствованию конструкторских и графических умений и навыков, по подготовке к изучению курса геометрии и черчения. Воспитанники совершенствуют свои практические навыки, осваивают новые технологические процессы, расширяют знания по конструированию различной техники - строительных машин, сооружений, судов. Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет. Вид группы – профильный. Состав группы - постоянный. Рекомендуемый минимальный состав группы первого и второго года обучения - не менее 10 человек. При наборе воспитанников в группу первого года обучения рекомендуется осуществлять прием воспитанников с превышением минимального состава объединения с учетом естественного их отсева. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год, из расчета 4-х часов в неделю на одну группу. Занятия проводятся 2 раза в неделю каждую неделю продолжительностью 2 академических часа (академический час – 40 мин.). Согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.4. 1251 03. между занятиями проводится перемена не менее 10 минут. Программа реализуется в учебном кабинете, оснащенном необходимым оборудованием – (см. раздел: Условия реализации программы). Основной организационной формой обучения является занятие. Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть); закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков; повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях; оценка полученных знаний. Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям. На практических занятиях используются различные формы организации работы: групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа; Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени. Систематические занятия по программе будут способствовать приобретению учащимися знаний: о технике, науке и производстве, культуре межличностного общения, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для создания моделей различных видов машин, сооружений с выполнением расчетов, чтения простейших чертежей, инструкционных карт, реализации творческого подхода к продукту своей деятельности. Это превращает занятия техническим моделированием в реальное творчество. В результате реализации данной программы воспитанники научатся изготавливать несложные по конструкции модели технических сооружений, объектов, судов, строительных машин, но и пройти при этом основы пути научной работы от анализа до реального воплощения своих идей на практике. В процессе обучения у воспитанников формируются не только умения и навыки по начальному техническому моделированию и конструированию, но и происходит становление таких компетентностей: · коммуникативная - умение слушать и слышать умение общаться и строить совместную деятельность в коллективе; · учебная – связывать воедино и использовать отдельные части знания; · информационная – уметь работать с различными источниками информации; · творческая компетентность – духовная зрелость (сформированность ценностей и следование им); · деятельностная – корректировать деятельность, осуществлять оценку собственной деятельности. С целью оценки результативности программы используются следующие формы подведения итогов: · Начальная диагностика: собеседование. · Промежуточная аттестация: тестирование. · Мониторинг уровня воспитанности и социальной успешности: уровень воспитанности, уровень учебной мотивации, выявление степени удовлетворенности обучающим процессом, уровень удовлетворенности обучающихся различными сторонами коллектива (приложение1). · Итоговая аттестация обучающихся – контрольное тестирование по разделам программы и выполнение практической работы (приложение 2). По каждой форме разработаны критерии оценки результативности, которые подробно описаны в разделе «Результативность программы». Предложенная программа может быть использована в массовой практике (учителями, педагогами дополнительного образования), а также может служить основой при разработке подобных программ по ориентации младших школьников для конкретных направлений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I года обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I года обучения I. Вводное занятие. 1.1 Значение техники в жизни людей. Техническое моделирование и конструирование. 1.2 Цели и задачи технического творчества. Знакомство воспитанников с программой обучения. Организация рабочего места. Техника безопасности.
III. Работа с бумагой. 3.1 Виды и свойства бумаги. Набор цветной бумаги для аппликации. Цветная фольга для самых ярких аппликаций. Шелковая металлизированная цветная бумага. Набор бумаги радужная фольга. Гофрированный перламутровый картон. Бархатная бумага. Набор металлизированной самоклеящейся бумаги. Цветная двусторонняя бумага. Набор цветной Крафт бумаги. 3.2 Приемы вырезания. Вырезание правильных геометрических форм. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Вырезание по частям. Силуэтное вырезание. Вырезание по контуру. Практическая работа. Приемы вырезания. 3.3 Разметка бумаги. Правила и приемы разметки деталей по шаблонам и трафаретам, на глаз, с помощью копировальной бумаги, сгибанием в зависимости от различного рода условий. Практическая работа. Определение по внешнему виду физических свойств используемых материалов: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Наблюдение и опыты по выявлению пластичности, упругости, прочности, волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Практическая работа. Конструирование из бумаги с использованием выкроек.
IV. Графическая подготовка. 4.1 Чертеж как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Линии чертежа: видимого и невидимого контуров, сгиба надреза. Их условные обозначения. 4.2 Понятие о разметке. Способы разметки самоделки и ее деталей, проведения параллельных и перпендикулярных линий, построения простейших разверток. 4.3 Понятие о плоском и объемном изображениях, о трех проекциях, габаритных размерах, масштабах увеличения и у4меньшения. 4.4 Способы перевода чертежей и выкроек самоделок на кальку, бумагу, картон, и другой материал. 4.5 Чертежные инструменты и принадлежности: линейки, угольники, циркуль, измеритель. Приемы работы с ними. Рисование и черчение по клеткам. Практическая работа. Упражнения в применении чертежных инструментов: проведение параллельных и перпендикулярных линий. Выполнение простейших технических рисунков чертежей геометрических фигур с нанесением линий вырезания и сгиба. Выполнение аппликаций различной тематики с применение перевода выкроек на кальку, цветную бумагу.
IX. Заключительное занятие. Оформление выставки работ воспитанников. Подведение итогов работы за год. Проводится итоговая аттестация воспитанников по разработанным критериям. Требования к уровню подготовки воспитанников к концу 1 года обучения: - должны знать и понимать: · правила организации рабочего места; · названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренные программой; · правила безопасности при работе с инструментом; · правила и приемы разметки деталей, · понятие о плоском и объемном изображениях; · понятия о стандарте и стандартных деталях; · правила и приемы сборки моделей деталей конструктора.
- должны уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности): · организовать рабочее место для индивидуальной и коллективной деятельности при работе с разными материалами; · подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда; · определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении моделей; · осуществлять рациональную и экономную разметку деталей, их изготовление и сборку в изделие, а также декоративную отделку изделия различными способами; · моделировать и конструировать несложные объекты из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме; · оценивать результаты своей деятельности в соответствии поставленной задачей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II года обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II года обучения I. Вводное занятие. 1.1 Организационные вопросы; техника безопасности. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Повторение изученного в прошлом году (графическая подготовка). V. Заключительное занятие. Оформление выставки работ воспитанников. Подводение итогов работы за год. Проводится итоговая аттестация воспитанников по разработанным критериям. Требования к уровню подготовки воспитанников к концу 2-го года обучения: - должны знать и понимать: · основы конструирования и моделирования строительных сооружений и объектов; · основы технологических приемов изготовления сооружений, объектов; · классификацию строительных сооружений и машин;
- должны уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности): · выполнять разметку геометрических тел; · получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты; · работать с чертежами; · изготавливать макеты различных строительных сооружений и машин; · моделировать и конструировать несложные объекты из деталей конструктора по собственному замыслу; · пользоваться измерительными инструментами; · выбирать и осуществлять оригинальные способы презентации результатов своей деятельности.
I. Кадровое обеспечение. Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, имеющими высшее (либо среднее специальное) педагогическое либо техническое образование без предъявления требований к стажу работы.
с элементами художественного конструирования»
Токарева Ираида Анатольевна, педагог дополнительного образования
Возраст детей: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Уровень: начальное общее образование
г. Дудинка, 2009 г. Пояснительная записка Современное общество с его высокой динамичностью, предъявляя к успешному человеку повышенные требования, испытывает потребность в людях с богатым творческим потенциалом. В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как свобода выбора, самоопределение. Особо значимыми в создавшихся условиях являются проблемы ориентации младших школьников в окружающем мире объективных ценностей, современного определения возможностей и склонностей с последующей ориентацией на определенный вид творчества. В настоящее время существует множество средств, помогающих развитию творческих способностей. Одним из таких средств, наиболее актуальных на данный момент, усиливающих развивающий эффект, является творческая деятельность, позволяющая интегрировать школьные дисциплины (математика, технология) и погружать учащихся в конкретную деятельность. В системе дополнительного образования детей достойное место принадлежит программам научно-технической направленности, которые открывают огромные возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, конструкторских умений и навыков, способствуют разностороннему развитию личности. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы начального технического моделирования с элементами художественного конструирования» научно - технической направленности разработана в 2006 году на основе типовой программы «Начальное техническое моделирование», рекомендованной Управлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы и Управлением трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР. В 2009 году программа была приведена в соответствии с региональными и федеральными требованиями к программам дополнительного образования детей. Учитывая в настоящее время возросший интерес к технике, производству, имеющийся недостаток в специалистах технического профиля, данная программа имеет важное практическое значение. Программа модифицированная. По уровню освоения носит общеразвивающий характер, по цели обучения – социально адаптированная, и интегрированная по форме организации, так как предусмотрена интеграция дополнительного и основного общего образования по предметам научно- технической направленности, а также наличия межпредметных связей. В основу концепции данной программы был положена идея: предоставить детям возможность реализовать творческое начало на занятиях в объединении начального технического моделирования и конструирования, придать занятиям развивающий характер и приспособить их под возрастные и психологические особенности детей от 7 до 10 лет. Отличительными особенностями программы от уже существующих программ такой направленности в первую очередь являются: · низкая фондо - и материалоемкость; · реализация программы позволяет воспитанникам освоить на практике и закрепить знания и умения, соприкасающиеся с базовыми школьными дисциплинами: математикой, технологией; · введение в содержание занятий элементов черчения, заданий на пространственное мышление, творческое воображение, интеллектуально-творческие игры; · сочетание творческого и репродуктивного подхода дает положительные результаты, особенно на начальных этапах обучения; Целью данной программы является развитие интереса к техническому творчеству через формирование знаний, умений и навыков по начальному техническому моделированию и конструированию, приобретение навыков самостоятельной и коллективной деятельности. Задачи программы: · обучить основам знаний по моделированию и конструированию различных видов машин, объектов и применению их на практике; · освоить процесс конструирования, изготовления и сборки деталей конструкций; · научить основам творческого подхода к конструкторской работе; · подготовить воспитанников к участию в конкурсах на уровне объединения, города, муниципального района; · развивать привычку анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике; · развить терпение, настойчивость, привычку и потребность к труду для достижения результата. Обучение по программе осуществляется поэтапно: 1 год обучения – создаются условия для активной социальной адаптации воспитанников в объединении и формирования коллектива, обучение предполагает освоение воспитанниками операционных умений, основных приемов работы с различными материалами и инструментами, основами графической грамоты, конструирование поделок из материалов плоской и объемной формы; 2 год обучения – рассчитан на детей, успешно освоивших программу первого года обучения; на данном этапе обучения осуществляется работа по расширению и уточнению геометрических знаний воспитанников, по формированию пространственного восприятия и воображения, элементов конструкторского и логического мышления, по развитию и совершенствованию конструкторских и графических умений и навыков, по подготовке к изучению курса геометрии и черчения. Воспитанники совершенствуют свои практические навыки, осваивают новые технологические процессы, расширяют знания по конструированию различной техники - строительных машин, сооружений, судов. Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет. Вид группы – профильный. Состав группы - постоянный. Рекомендуемый минимальный состав группы первого и второго года обучения - не менее 10 человек. При наборе воспитанников в группу первого года обучения рекомендуется осуществлять прием воспитанников с превышением минимального состава объединения с учетом естественного их отсева. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год, из расчета 4-х часов в неделю на одну группу. Занятия проводятся 2 раза в неделю каждую неделю продолжительностью 2 академических часа (академический час – 40 мин.). Согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.4. 1251 03. между занятиями проводится перемена не менее 10 минут. Программа реализуется в учебном кабинете, оснащенном необходимым оборудованием – (см. раздел: Условия реализации программы). Основной организационной формой обучения является занятие. Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть); закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков; повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях; оценка полученных знаний. Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям. На практических занятиях используются различные формы организации работы: групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа; Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени. Систематические занятия по программе будут способствовать приобретению учащимися знаний: о технике, науке и производстве, культуре межличностного общения, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для создания моделей различных видов машин, сооружений с выполнением расчетов, чтения простейших чертежей, инструкционных карт, реализации творческого подхода к продукту своей деятельности. Это превращает занятия техническим моделированием в реальное творчество. В результате реализации данной программы воспитанники научатся изготавливать несложные по конструкции модели технических сооружений, объектов, судов, строительных машин, но и пройти при этом основы пути научной работы от анализа до реального воплощения своих идей на практике. В процессе обучения у воспитанников формируются не только умения и навыки по начальному техническому моделированию и конструированию, но и происходит становление таких компетентностей: · коммуникативная - умение слушать и слышать умение общаться и строить совместную деятельность в коллективе; · учебная – связывать воедино и использовать отдельные части знания; · информационная – уметь работать с различными источниками информации; · творческая компетентность – духовная зрелость (сформированность ценностей и следование им); · деятельностная – корректировать деятельность, осуществлять оценку собственной деятельности. С целью оценки результативности программы используются следующие формы подведения итогов: · Начальная диагностика: собеседование. · Промежуточная аттестация: тестирование. · Мониторинг уровня воспитанности и социальной успешности: уровень воспитанности, уровень учебной мотивации, выявление степени удовлетворенности обучающим процессом, уровень удовлетворенности обучающихся различными сторонами коллектива (приложение1). · Итоговая аттестация обучающихся – контрольное тестирование по разделам программы и выполнение практической работы (приложение 2). По каждой форме разработаны критерии оценки результативности, которые подробно описаны в разделе «Результативность программы». Предложенная программа может быть использована в массовой практике (учителями, педагогами дополнительного образования), а также может служить основой при разработке подобных программ по ориентации младших школьников для конкретных направлений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I года обучения
|