Творческие игры, их особенности и руководство ими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие игры, их особенности и руководство ими.



Понятие «творческие игры» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. В творческих иг­рах отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина пони­мания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета отборе изобразительных средств, ма­териала, игрушек и т д.

Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом влиять на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствия национальной розни, по нашим советским законам, которые закрепляются в сознаний детей с ранних лет.

Что представляет собою творческие игры в младшей группе детского сада в начале года? В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Объединяются в игре обычно не более двух-трех детей. Но и в младшем возрасте встречаются очень активные дети, способные объединить для игры большой коллектив. Характерна частая смена замысла игр. Обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому, от одной роли к другой. В младшем возрасте, когда воображение ребенка оказывается еще слабым, для того чтобы самостоятельно развивать замысел, игрушки и разные материалы являются организующим началом игр, они вносят содержание в игру ребенка.

Основная задача руководства играми на этом этапе, состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла игры, развитию его в определенный сюжет. Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые. Ребенок изо дня в день катает пустую коляску. Стоит предложить ребенку посадить в нее куклу, как игра изменяется, приобретая определенную целенаправленность, замысел. В играх детей младшей группы можно увидеть появление роли и ролевого действия в самых общих чертах. Ролевые действия — «машинист ведет паровоз», «мамы ухаживают за дочками», «дочки капризничают» и т. д. — отрывочны. Детей увлекает действие само по себе — грузить, пересыпать, перекладывать. Однако действия эти в большинстве случаев ребенок связывает с их ролевым значением — возит груз шофер, варит пищу мама или повар.

В руководстве развитием замысла игры нам представляется важным не предлагать детям готовых ролей («ты будешь шофером»), а подготавливать их возникновение обогащением ролевых действий.

Принимая во внимание особенности развития игры в младшем дошкольном возрасте, нужно давать детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить индивидуальные запросы, так как на коллективное использование игрушек детьми этого возраста серьезно рассчитывать нельзя, хотя к этому их надо постепенно вести.

Что представляют собой творческие игры детей среднего дошкольного возраста?

Резко бросается в глаза более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие — возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица. Теперь ребенок выбирает себе роль и применительно к ней исполняет ролевые действия. Таким образом, роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение.

Этот шаг характеризует противоречивый момент в развитии ребенка: твердо осознавая самого себя и не теряя этого осознания, ребенок в то же время становится в положение какого-либо другого лица, обычно взрослого. Но при всей глубине ролевого переживания ребенок в каждое мгновение не теряет чувства реальности, истинности происходящего с ним. Даже больше: как только подметит, что его роль (как это иногда случается в играх) начинает грозить неудобством для него лично, он отходит от роли, или совсем отказывается от игры («так не играют»), или стремится изменить свое ролевое положение как действующего лица в наиболее благоприятную для себя сторону. Так, если в три-четыре года ребенок: легко может согласиться на выполнение любой роли, то теперь уже он выборочно подойдет к этому. Замечается предпочтение детьми одной роли другой, например в играх в «дочки-матери» и в других играх.

Правила, на которых основывается роль, становятся всё более обязательными для детей в силу законов коллективной игры; взаимоотношения детей в, игре складываются на Основе роли и правил игры. Именно потому развивается замысел игры, что дети начинают совместно действовать.

Если в младшей группе центральной задачей руководства играми было направление неоформленных действий детей, придание игре определенного замысла, то в средней группе, руководство игрою обращается на роль и проводится через нее. Насколько роль и правила, связанные с нею, становятся значимыми для детей в играх, настолько они определяют взаимоотношения детей, показывают факты, знакомые всем воспитателям.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. На это и должно быть обращено внимание при руководстве играми.

Воспитателю следует заботиться о содержании детских игр. Доступные детям явления советской действительности должны найти отражение в играх. Но это не следует понимать таким образом, что в играх должны обязательно отражаться только политические факты и события. Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений — детский сад, трамвай, колхоз, магазин и т. д.

В играх старших дошкольников при условии правильного воспитания ясно выражен замысел, развит сюжет, оформлены роли, ролевые правила и действия.

Ведущее место занимают ролевые игры, начало развития которых было показано в младшей и средней группах. Проведенные наблюдения показывают, что в этом возрасте ролевые игры более организованны и оформлены, чем игры четырех-, пятилетних детей, и что они значительно живее и непосредственнее, чем в школьном возрасте.

По мере того как воспитательно-образовательная работа обогащается новым содержанием, оно в большей или меньшей мере начинает отражаться в играх. Например, с детьми были проведены экскурсии для ознакомления со зданиями детского сада, почты, Дома пионеров; после этого дети в своих, играх стали строить более разнообразные здания. После беседы по картине «Первое мая на далеком севере» появились игры с куклами — жителями севера, их возили на оленях, устраивали для них праздничное угощение.

Дети старшего возраста черпают замысел игры не только в повседневном опыте, а из рассказов, сказок. Наряду с ролевыми играми выделяются игры «режиссерские». В такой игре ребенок управляет игрушкой-куклой приписывая ёй роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи: ребенок рассказывает кукле, поясняет, спрашивает, отвечает за нее.

Особо нужно остановиться на строительно-конструктивных играх, основанных на определенном замысле, выраженном в постройке. Ролей в таких играх обычно не бывает. Ребенок строит, никого не изображая — ни архитектора, ни инженера, ни рабочего. Его интересует постройка, и он ее совершенствует. Воспитатель должен хорошо знать конструктивные свойства и возможности материала, должен уметь сам их практически использовать, иногда делать постройки, наталкивающие детей на использование форм, размеров, цвета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.007 с.)