Сущность готовности ребенка к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность готовности ребенка к школе.



Готовность к школе – важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в доу и семье. Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению – условие успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.

Поступление в школу – новый этап в жизни каждого ребенка. Происходит смена ВД, свободная игровая сменяется учебной. Ребёнок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник.

Неуспешный школьный старт нарушает гармонию морфофункционального и личностного развития ребёнка и часто переживается ребёнком как «школьный стресс» / «адаптационная болезнь».

58) Виды и содержание школьной готовности.

Готовность к школе – многогранное понятие. Выделяют три взаимосвязанных компонента:

1) физиологический – раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физической формы будущего школьника; характеризует потенциал ребёнка к систематическому обучению в школе и возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья;

2) психологический – связан с понятием психологической готовности, которая хар-ет особенности психич.развития (мотивация, воля, познават., коммуникативное развитие и др.) с позиции благоприятной адаптации и успешности решения задач учебной деятельности, общения;

  • Интеллектуальная готовность к школе – уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность; предполагает наличие должным образом сформированных познавательной активности и познавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.
  • Волевая готовность (высокий уровень произвольности) – выражается в способности ребенка кпроявлению настйчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль.

3) социально-личностный – хар-ет уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами; показатель элементарной социальной зрелости.

  • Мотивационная готовность – активное стремление ребенка к обучению, усвоению знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу.
  • Коммуникативная готовность – способность к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, культура общения, устойчивость привычек культурного поведения.
  • Специальная готовность – наличие специальных ЗУН, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.

В современной дошкольной педагогике наблюдается стремление к целостному рассмотрению готовности к школе как новообразованию личностного развития дошкольника, вступающего в ситуацию школьного обучения. В этом смысле личностная готовность проявляется как взаимосвязь ряда компонентов:

  • эмоционально-ценностный (стремление к новой социальной роли, познавательно-личностный мотив, социально-нравственный мотив);
  • содержательно-деятельностный (основа общего кругозора и дифференциации сфер окружающего мира);
  • регуляторно- контрольный – элементарная саморегуляция и самоорганизация активности на основе заданных требований или общепринятых норм, элементарного самоконтроля, оценки своих действий результатов деятельности.

Объединяющим началом всех компонентов личностной готовности выступает развивающееся самосознание, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремлении к новой социально одобряемой жизенной позиции школьника.

59) Условия правильной подготовки ребенка к школе.

Подготовка к школе в детском саду – это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления основных компонентов школьной готовности. Процесс подготовки к школе прежде всего в создании для каждого дошкольника условий наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Недопустимо ограничивать подготовку к школе только интеллектуальной стороной.

В ДОУ подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте.

Подготовка направлена на: стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развития стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Необходимо сформировать у старших школьников образ школы как образ Желаемого будущего. Для этого используются: экскурсии в школу, встречи с учителем и школьниками, песни о школе, музыкальные и литературные произведения, игры на школьную тему, рассказы воспитателя о школьных годах, совместные со школьниками праздники. Целесообразно: выделить в группе учебную зону.

Задача воспитателя: обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли.

Условие формирования готовности к школе - развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

Единица развивающего пед.взаимодействия в подготовке к школе – проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия до роли советчика и заинтересованного наблюдателя.

Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками и в труде, поддерживает творческие инициативы.

Многие образовательные и воспитательные задачи решаются в рамках совместных проектов.

Воспитатель всегда показывает пример своим поведением.

Воспитатель ставит перед детьми всё усложняющиеся задачи.

Особое внимание уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья, развитию двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям ЗОЖ..

Необходим постоянный контроль поз и осанки, использование ОРУ, профилактика плоскостопия и отклонений в осанке.

Игровая деятельность имеет развивающее значение.

Специальная готовность к школе включается в общее содержание образовательного процесса. С этой целью используютс игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели, печатные буквы, трафареты (для обследования пальцами), кубики со слогами, подписанные картинки, настольно-печатные игры, тетради, ручки.

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика, графические упражнеиния (штриховка, обведение трафаретов, рисование \ копирование узоров, рукоделие, силуэтное вырезание ножницами.

Развивающие игры: ребусы, головоломки, конструкторы, модели.

Для исследовательской активности: магниты, лупы, весы, мензурки, фонарики, микроскопы и т.п.

Для расширения кругозора: энциклопедии, альбомы.

Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе (диагностика).

Взаимодействие дет.сада и семьи: единое понимание сущности готовности к школе, содержания, форм и методов подготовки.

В целом процесс подготовки строится на основе «открывающейся прспективы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.01 с.)