Дошкольный возраст как период первоначального становления личности ребенка. Самоценность дошкольного детства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольный возраст как период первоначального становления личности ребенка. Самоценность дошкольного детства.



“Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему.

Самоценность дошкольного периода детства, его значение для усвоения универсалий человеческого опыта и вхождения ребенка в культуру социума убедительно доказаны (В. В. Абраменкова, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина). Дошкольное детство представляет собой особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

5.Дошкольное образование в системе образования в России. (она давала конспект)

Система образования в РФ – совокупность взаимосвязанных компонентов:

· Преемственные образовательные программы (бывают: общеобразовательные и профессиональные) различного уровня и направленности, ФГОС.

· Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, ФГОС (ВПО, СПО).

· Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации. (Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном).

· Объединения юридических лиц (здравоохранение, спорт. организации), общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Система ДО – это многофункциональная четь ДО, ориентированная на реализацию потребностей государства, общества и семьи. С 1 сентября 2013 года дошкольное образование является первым уровнем общего образования в РФ.

Цели ДО – Формирование общей культуры дошкольников; Развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; Формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи ДО:

1. охрана и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

2. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка;

3. формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

4. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

5. обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

6. определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

7. разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

8. объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

9. подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

10. обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Функции системы ДО:

· Реализует спектр ОП в соответствии с приоритетными направлениями деятельностями и потребностями родителей;

· Предоставляет спектр разнообразных услуг;

· Создает психолого – педагогические условия для успешного развития ребенка;

· Взаимодействуют с семьей;

· Встраивается в систему непрерывного образования, хотя и не является обязательным;

· Учитывает региональные особенности развития образования.

Образовательными являются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующий одну или несколько ОП.

ДО - это тип ОО, особенности ее функционирования определяет государственный документ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО»

 

6.Дошкольное образование как система вариативных образовательных услуг. (???)

Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативный образовательный процесс - взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. Под вариативностью нами понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогические условия и форм аттестации.Образовательная программа представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов.

7.Вариативность содержания дошкольного образования. Комплексные и парциальные программы для дошкольников.

Комплексные программы ДО включают в себя все основные направления развития ребенка(Радуга, Детство, Развитие, Истоки, Программа воспитания и обучения в детском саду). Они:

· учитывают светский характер воспитания и принцип личностно – ориентированного взаимодействия;

· ориентированы на общемировую и национальную (российскую) культуру и охватывают развитие речи ребенка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие;

· нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности;

· предусматривают организацию детской жизни в 3 формах: на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребенка;

· содержание ЗУН носит вариативный характер.

Парциальные программы (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

8.Новые формы дошкольного образования.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

Группа кратковременного пребывания (создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности);

Центр игровой поддержки ребенка (создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ);

Консультативный пункт ( для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения);

Служба ранней помощи ( создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения);

Лекотека (создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям);

Семейный детский сад (создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства).

9. Концепция построения развивающей среды в детском саду. Среда как средство реализации новой Технологии в детском саду. (Я не знаю, что здесь должно быть, но я брала все из ФГОС)

Развивающая средаэто определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

ФГОС. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.024 с.)