Задачи дошкольной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи дошкольной педагогики.



Задачи дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика – это наука о воспитании и обучении ребенка до 7 лет.

Постоянные задачи:

1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования

2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности

3.внедрение результатов исследования в практику

4. прогнозирование образования

Временные задачи:

1.разработка образовательных технологий, тестов, диагностических программ

2. создание новых пособий

3. внесение изменений в предметно-игровую среду

4. разработка новых концепций

5. изучение эффективности служб дополнительного образования

Современные тенденции развития дошкольной педагогики.

Гуманизация — определяет личностное развитие субъекта (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его наклонностями, интересами, способностями и возможностями.

Деидеологизация дошкольного образования – приоритет обшечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Педагог как субъект педагогического процесса.(по Гогоберидзе)

Современный воспитатель детского сада – это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъективной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество (Это процесс осознанного создания обучаемыми и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни), избирательность и автономность.

Профессиональная компетентность педагога – интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально – педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.

Основные группы задач, решаемые педагогом:

1.Видеть ребенка в образовательном процессе (учет индивидуальных особенностей ребенка, характер изменения в его развитии);

2.Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (направленность образовательного процесса на целостное развитие здорового ребенка);

3.Устанавливать взаимодействие другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательной организации;

4.Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);

5.Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

 

Значение и понятия физического воспитания ребенка

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков необходимых в быту, а также на развитие физических способностей и совершенства человека.

Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников:

· Охрана и укрепление здоровья ребёнка (правильная осанка, профилактика плоскостопия, развитие двигательных навыков);

· Закаливание организма ребёнка;

Образовательные задачи физического воспитания дошкольников:

· Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;

· Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);

· Научить ребёнка играть в подвижные игры;

· Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.

Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников:

· Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

· Воспитывать физические качества. (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость).

Средства физического воспитания дошкольника:

· Гигиенические факторы (режим, питание, обстановка, одежда);

· Естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);

· Физические упражнения.

Группы физ.упрржнений в дошкольном детстве:

· Основные движения (ходьба, бег, прыжки)

· Общеразвивающие движения, построения и перестроения

· Спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, самокате, коньках, на лыжах, санках)

· Подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта)

· Элементарный туризм (пешеходные, лыжный, велосипедный).

Формы физического воспитания дошкольника.

· Утренняя гимнастика

· День здоровья

· Физкультурные досуги (игры, эстафеты)

· Физкультурные праздники

· Самостоятельная двигательная деятельность детей

· Физкультминутки и физкультурные паузы

· Прогулки

 

 

Теоретические основы трудового воспитания в дошкольном детстве.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирова­ния у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонно­сти к труду как основной жизненной потребности, а также формирова­ние привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

- воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Труд очень важен в развитии детей. Труд дошкольника имеет общественное значение. Труд детей носит воспитывающий, ситуативный, необязательный хар-р. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку, становится независимым от взрослого, самостоятельным, но и конечно же, предполагают участие и помощь взрослого. В процессе трудовой деятельности дети учатся ставить цель труда. Вначале цель для них ставит педагог, а затем они формулирую цель самостоятельно. При формировании целенаправленной трудовой деят-ти важно как делает ребёнок, но и ради чего он трудится (мотив). Важно научить реб. планировать свою деятельность. Важно и отношение детей и к результату труда.

Самостоятельный труд детей.

Самостоятельный труд детей — наиболее действенное средство трудового воспитания, введение которого подготавливается трудовым обучением. Значение самостоятельного труда детей в том, что ребенок осваивает трудовую деятельность; самостоятельный труд детей — школа участия ребенка в общественно полезной деятельности, школа овладения общественными мотивами труда, школа действенной заботы о людях, школа овладения общественно ценными формами поведения.
В дошкольных учреждениях используются две формы организации повседневного самостоятельного труда детейиндивидуальный труд детей и коллективный. При организации труда в указанных формах создаются объективные условия для реализации всех задач трудового воспитания: формирования трудовой деятельности, воспитания личности ребенка и воспитания отношения к труду, его результату и трудящемуся человеку.
Индивидуальный труд как форма организации повседневного труда детей широко применяется во всех возрастных группах детского сада и во всех видах трудовой деятельности. Эта форма организации характеризуется тем, что весь процесс труда выполняется ребенком индивидуально; он ни в одном элементе трудовой деятельности не связан ни с кем из детей.
Данное обстоятельство создает благоприятные условия, во-первых, для осознания ребенком общественной направленности и общественной значимости достигнутого им результата труда (расставил правильно хлебницы — помог няне и позаботился обо всех детях), а во-вторых, для успешного освоения результативных действий, а затем и трудовых процессов под руководством взрослого. Наиболее эффективна форма индивидуального труда в младших группах, где особенно важен близкий контакт ребенка с воспитателем при освоении им трудовой деятельности. Воспитатель имеет возможность оказать необходимое внимание каждому ребенку, помочь в наиболее сложных моментах, определить индивидуальный темп, необходимое количество упражнений для освоения сложного содержания. Обеспечивая освоение трудовых действий, воспитатель расчленяет их на операции, отрабатывая составляющие их движения: сначала двумя руками снизу взять тарелку с хлебом, а затем, когда это движение выполнено, поставить ее в центр стола. Таким образом, показ, объяснения, собственные действия ребенка чередуются, и каждый раз ребенок все более точно повторяет трудовое действие, добиваясь получения нужного результата.
В средней и старшей группах индивидуальный труд используется для освоения детьми трудовых процессов. При руководстве им также используется разъяснение цели труда, требований к результату, проводится тщательный показ организации трудового процесса, трудовых действий, последовательности их. Но в этих группах все больший вес приобретают указания и советы, опирающиеся на ранее сформированные знания и умения, хотя в особо трудных случаях возможно возвращение к отработке трудового процесса по частям. В старшей и подготовительной группах показ используется тогда, когда включаются новые приемы работы или если ребенок не овладел в силу ряда обстоятельств необходимыми умениями в предыдущих группах.
По мере овладения детьми трудовыми процессами создается возможность организовать труд рядом нескольких детей. Он возникает в младшей группе и характеризуется тем, что дети трудятся параллельно: каждый выполняет свое задание, работает в своем темпе, со своим оборудованием, отчитывается за свой результат. Труд рядом дает возможность руководить одновременно деятельностью нескольких детей, осуществляя общий показ какого-то приема или давая советы, указания всем детям. Труд рядом является переходной ступенькой к коллективному труду.
Уже в дошкольном возрасте возможен коллективный труд детей с его особенностями: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него, зависимость участников труда друг от друга. В коллективном труде возникают объективные условия для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности и т. п. Наиболее простой формой организации коллективного труда является общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах деятельности: общая цель и обобщение результатов труда всех участников в один общий результат.

 

Театрализованные игры.

Своеобразие драматизации игр и руководство ими Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются тек­стом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющи­ми готовые правила. Это же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем пли иным произведением менее устойчива и определенна: возможно совме­щение событий из разных литературных источников, введение но­вых действующих лиц, свободная передача содержания и т. д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по ха­рактеру руководства ими.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изо­бражение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Детская литература, гу­манистическая по своей сущности, дает богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появ­ляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ре­бенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его вырази­тельные средства, использует различные интонации, соответствую­щие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и пе- реживания. Для игры нужно произведение с занимательно развивающимся сюжетом. В нем должно быть несколько сквозных героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Яркая, точная, конкретная характеристика их служит основанием для создания образа. Необходимо и наличие диалогов.

Выбрав произведение для игры драматизации, воспитатель раз читает ею детям, рассматривает с ними иллюстрации и беседует о прочитанном.

Для углубления понимания произведения дети пересказывают прочитанное. Если позволяет содержание, следует провести рисо­вание или лепку на данную тему. Некоторые воспитатели исполь­зуют пересказ описываемого события от лица того или иного героя.

Как правило, желание поиграть в героев понравившегося им произведения возникает у самих детей, если же игра не возника­ет, воспитатель может предложить ее.

Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Педагог обсуждает с детьми необходимые элементы костюмов, обста­новки и помогает изготовить их.

Следует помочь детям в отборе выразительных средств, в пра­вильной перс1аче образа (мимики, пантомимики, интонации и т. д.). Прямое обучение движениям или мизансценам делает игpу нарочитой и искусственной. Отбор выразительных средств и прие­мов должен опираться на понимание детьми сущности образов ц идеи произведения.

Воспитатель использует вопросы, советы, произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким обра­зом помогает добиться наибольшей выразительности в изображе­нии героев.

Обычно подготовка к игре захватывает всю группу На каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети прини­мают участие в изготовлении костюмов и различных атрибутов для игры.

Во многих играх драматизациях необходима роль ведущего. Первое время эту роль берет па себя воспитатель, а затем переда­ет ее детям

Игра нередко принимает форму театрализованного представления для детей своей и других групп. Дополнительно к ней возни­кает своеобразная сюже-ию-ролевая игра. на спектакль в кассе продаются билеты, контролеры усаживают зрителей, в буфет. Посетителям предлагают мороженое и т д.

Игры-драматизации часто включаются в содержание детских праздников

После многократного повторения дети начинают вносить в игру новые эпизоды. Постепенно она преобразуется в обычную ролевую игру.

 

46.Игры с правилами. Дидактические игры и руководство ими.(+конспект по игре)

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные, музыкальные.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

 

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета.

 

 

Выбор методов обучения

Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

 

Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:

 

Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения
Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

 

Задачи дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика – это наука о воспитании и обучении ребенка до 7 лет.

Постоянные задачи:

1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования

2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности

3.внедрение результатов исследования в практику

4. прогнозирование образования

Временные задачи:

1.разработка образовательных технологий, тестов, диагностических программ

2. создание новых пособий

3. внесение изменений в предметно-игровую среду

4. разработка новых концепций

5. изучение эффективности служб дополнительного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.041 с.)