Трудовое обучение дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое обучение дошкольников.



Трудовое обучение в детском саду осуществляется либо при организации индивидуальной деятельности ребенка, либо в совместном труде со взрослым, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучить одновременно подгруппу или группу детей приемам выполнения определенных действий.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

36. Условия формирования ценностного отношения к труду.

Первое условие – потребность в труде, она направлена на «удовлетворение собственной потребности, которая в виде цели имеет место в представлении человека и побуждает его к труду. Это условие состоит из двух компонентов: 1) мотивационног о: влечение (желание) к осуществлению трудовой деятельности самостоятельно; 2) коммуникативно-рефлексивного: осознание отношения других людей к собственным потребностям и их удовлетворению («Мне это доставляет удовольствие», «Я сделаю лучше», «Я сам!»)».

Дети видят трудовую деятельность взрослых в быту. Действия взрослых вызывают у них элементарную потребность, выражающуюся в действиях по самообслуживанию (надевании, раздевании, накрывании и уборке посуды со стола, уборке помещения, элементарном приготовлении пищи (сделать бутерброд) и т. д.). Взрослые, опасаясь за жизнь и здоровье ребенка, не дают ему возможности выполнять какие-либо действия, на что получают обратную реакцию: капризы, обиды, крики ребенка «Я сам!».

Второе условиепредвосхищение предмета потребности. Ребенку раннего возраста о результате труда говорит взрослый: «Сейчас мы вытрем крошки со стола, и он будет чистым, можно будет за ним играть». Дошкольник, приступая к трудовой деятельности, предполагает результат труда и хочет получить положительное подкрепление своим действиям.

Третье условиесознание обязательности достижения результата, служащего удовлетворению потребности человека. У ребенка дошкольного возраста волевые процессы еще не развиты в полной мере, поэтому он часто бросает начатое дело, если оно вызывает у него затруднения, но в коллективной деятельности он наблюдает, как что-то делают другие, пробует справиться с заданием, может попросить помощи у сверстников или взрослого.

Четвёртое условиевладение внешними и внутренними средствами труда. К внешним средствам относятся предметы труда – то, на что направлена деятельность человека, а также средства – инструменты, оборудование, которые человек использует для достижения цели. К внутренним средствам относятся знания, умения человека.

Пятое условие - ориентировка в природной и социальной обстановке удовлетворения потребности.

Владение желаемым предметом для ребенка очень важно. С этим связано много его эмоциональных переживаний. Он радуется новой вещи, но очень быстро про нее забывает, когда видит что-то более интересное. Однако практика показывает, что вещь, сделанная самим ребенком, у него вызывает более стойкие положительные эмоции: радость от того, что у него самого получилось это сделать, удовольствие от игры в эти предметы.

37.Понятия «художественно‑эстетическое воспитание», «художественно‑эстетическое развитие», «художественное образование» и «творчество». Задачи художественно‑эстетического воспитания в детском саду.

Художественно‑эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Художественно – эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты.

Художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Задачи художественно-эстетического воспитания в ДОУ:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.005 с.)