Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивно-строительные игры и особенности руководства ими.

Поиск

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружаю­щем предметном мире, самостоятельно дела­ют различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега) Все это даст основание счи­тать такую деятельность одним из видов творческой игры

Очень часто строительно-конструктивная игра, особенно у детей младшего и среднего дошкольного возраста, тесно переплетается с ролевой игрой в одних случаях постройка служит началом роле­вой игры (построили театр и начали представление, построили корабль и отправились в путешествие и т д); в других случаях постройка почти не используется в игре, но является необходимой частью обстановки (построили вокзал, стали играть в железную дорогу). Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роли строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т д

Но существует также большое количество игр, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений. Постройки многократно переделываются, совершенствуются. Ино­гда это целые комплексы, объединенные одним сюжетом.

Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять созданную постройку с реальными вещами и предметами и с тем общим представлением, па основе которого возводилась постройка. Она способствует развитию наблюдательности детей.

Таким образом, в строительно-конструктивной игре происхо­дит многогранное развитие умственной деятельности детей. Это игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности.

В руководстве строительно-конструктивными играми исполь­зуются два пути.

Первый путь -обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

Второй путь -обучение приемам конструирования и раз­вития конструктивных умений и способностей в процессе руковод­ства самостоятельными играми детей.

Конструктивная деятельность, тесно примыкающая к строи­тельно-игровой, при условии обучения на занятиях значительно преобразуется, дети в процессе обучения овладевают необходимы­ми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети пере­ходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Обогащаются знания детей о конст­руктивных особенностях материалов. Например, различные материалы требуют различного способа крепления- одни -склеива­ния, другие - сшивания, третьи - свинчивания, накладывания и т. д. В процессе обучения идет активное и планомерное совер­шенствование умственной деятельности детей, и это способствует развитию самостоятельных строительно-конструктивных игр, в процессе которых дети применяют полученные на занятиях знания и умения. Однако обучение детей конструированию на занятиях не исключает возможности и необходимости руководства конст­руированием детей в ходе игры.

Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направ­ляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливает­ся, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и соору­жений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схема­тических рисунков

Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това­рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод­ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем моложе дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска­зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д.

Детям среднего и старшего дошкольного возра­ста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть воз­никшее затруднение, воспитатель показывает необходимые техни­ческие приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвиж­но соединить две детали и т. д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы.

Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строи­тельно-конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми ее соответствие замыслу, обсудить участие каждого ребенка.

 

Театрализованные игры.

Своеобразие драматизации игр и руководство ими Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются тек­стом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющи­ми готовые правила. Это же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем пли иным произведением менее устойчива и определенна: возможно совме­щение событий из разных литературных источников, введение но­вых действующих лиц, свободная передача содержания и т. д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по ха­рактеру руководства ими.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изо­бражение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Детская литература, гу­манистическая по своей сущности, дает богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появ­ляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ре­бенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его вырази­тельные средства, использует различные интонации, соответствую­щие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и пе- реживания. Для игры нужно произведение с занимательно развивающимся сюжетом. В нем должно быть несколько сквозных героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Яркая, точная, конкретная характеристика их служит основанием для создания образа. Необходимо и наличие диалогов.

Выбрав произведение для игры драматизации, воспитатель раз читает ею детям, рассматривает с ними иллюстрации и беседует о прочитанном.

Для углубления понимания произведения дети пересказывают прочитанное. Если позволяет содержание, следует провести рисо­вание или лепку на данную тему. Некоторые воспитатели исполь­зуют пересказ описываемого события от лица того или иного героя.

Как правило, желание поиграть в героев понравившегося им произведения возникает у самих детей, если же игра не возника­ет, воспитатель может предложить ее.

Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Педагог обсуждает с детьми необходимые элементы костюмов, обста­новки и помогает изготовить их.

Следует помочь детям в отборе выразительных средств, в пра­вильной перс1аче образа (мимики, пантомимики, интонации и т. д.). Прямое обучение движениям или мизансценам делает игpу нарочитой и искусственной. Отбор выразительных средств и прие­мов должен опираться на понимание детьми сущности образов ц идеи произведения.

Воспитатель использует вопросы, советы, произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким обра­зом помогает добиться наибольшей выразительности в изображе­нии героев.

Обычно подготовка к игре захватывает всю группу На каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети прини­мают участие в изготовлении костюмов и различных атрибутов для игры.

Во многих играх драматизациях необходима роль ведущего. Первое время эту роль берет па себя воспитатель, а затем переда­ет ее детям

Игра нередко принимает форму театрализованного представления для детей своей и других групп. Дополнительно к ней возни­кает своеобразная сюже-ию-ролевая игра. на спектакль в кассе продаются билеты, контролеры усаживают зрителей, в буфет. Посетителям предлагают мороженое и т д.

Игры-драматизации часто включаются в содержание детских праздников

После многократного повторения дети начинают вносить в игру новые эпизоды. Постепенно она преобразуется в обычную ролевую игру.

 

46.Игры с правилами. Дидактические игры и руководство ими.(+конспект по игре)

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные, музыкальные.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.008 с.)