Понятие и причины возникновения трудовых споров.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и причины возникновения трудовых споров.



Понятие и причины возникновения трудовых споров.

 

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения.

Ныне у нас трудовые правонарушения а с ними и трудовые споры значительно участились и обострились. Своевременное и правильное их разрешение способствует снижению существующей социальной напряженности.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами и поэтому внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору.

Разногласие работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать при непосредственных переговорах с администрацией.

Трудовой же спор возникает, лишь, когда разногласие о праве или законном интересе переносится на разрешение юрисдикционного органа.

Если изобразить динамику возникновения трудового спорапо ееступеням, то она будет следующая:

1. трудовое правонарушение.

2. различная его оценка субъектами правоотношения.

3. попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах, т.е. самоурегулирование разногласий.

4. обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников – с коллективным в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими разногласий субъектов трудового права в юрисдикционном органе. Таким образом, трудовой спор возникает лишь с момента, когда внесено не урегулированное разногласие на рассмотрение юрисдикционного органа.

мы даем общее понятие трудового спора, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Это понятие указывает на отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и на то, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных, непосредственно связанных с ним, примыкающих к нему правоотношений, в том числе и из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с общественными интересами.

В индивидуальных трудовых спорах причина может проявиться и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия работодателя или требует установления новых условий труда без должного на то основания.

Причинами трудовых споров являютсяследующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон или их представителей (в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия и поэтому возникают разногласия:

1.отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Со стороны же отдельных работников эта причина проявляется в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, а когда за это выносится взыскание, они оспаривают его. Как показывает изучение практики, 2/3 нарушений трудовой дисциплины связаны с пьянством и прогулами.

Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты которую не заработали.

2.незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями т. е. низкая правовая культура. Если руководитель плохо знает трудовое законодательство, то он допускает трудовые правонарушения (например неправильно переводит или увольняет работников).

 

Виды трудовых споров.

 

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1) по спорящему субъекту.

2) по характеру спора.

3) по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на: 1)индивидуальныеи 2)коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные.

А споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов – это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного как субъектным его составом, так и содержанием предмета спора.

В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.

В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или (его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель.В нем работник оспаривает и защищает через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор о праве) или свой законный трудовой интерес.

В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

По характеру споравсе трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;

2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда) и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно управленческого характера.

По правоотношениям, из которыхможет возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры:

1 из трудовых правоотношений.

2 из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор).

3 из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо).

4 из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям).

5 из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб).

6 споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость.

7 из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профкома).

8 из правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей планов работы).

9 из социально-партнерских правоотношений

Классификация индивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения он возник.

 

Понятие и причины возникновения трудовых споров.

 

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения.

Ныне у нас трудовые правонарушения а с ними и трудовые споры значительно участились и обострились. Своевременное и правильное их разрешение способствует снижению существующей социальной напряженности.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами и поэтому внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору.

Разногласие работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать при непосредственных переговорах с администрацией.

Трудовой же спор возникает, лишь, когда разногласие о праве или законном интересе переносится на разрешение юрисдикционного органа.

Если изобразить динамику возникновения трудового спорапо ееступеням, то она будет следующая:

1. трудовое правонарушение.

2. различная его оценка субъектами правоотношения.

3. попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах, т.е. самоурегулирование разногласий.

4. обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников – с коллективным в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими разногласий субъектов трудового права в юрисдикционном органе. Таким образом, трудовой спор возникает лишь с момента, когда внесено не урегулированное разногласие на рассмотрение юрисдикционного органа.

мы даем общее понятие трудового спора, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Это понятие указывает на отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и на то, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных, непосредственно связанных с ним, примыкающих к нему правоотношений, в том числе и из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с общественными интересами.

В индивидуальных трудовых спорах причина может проявиться и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия работодателя или требует установления новых условий труда без должного на то основания.

Причинами трудовых споров являютсяследующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон или их представителей (в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия и поэтому возникают разногласия:

1.отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Со стороны же отдельных работников эта причина проявляется в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, а когда за это выносится взыскание, они оспаривают его. Как показывает изучение практики, 2/3 нарушений трудовой дисциплины связаны с пьянством и прогулами.

Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты которую не заработали.

2.незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями т. е. низкая правовая культура. Если руководитель плохо знает трудовое законодательство, то он допускает трудовые правонарушения (например неправильно переводит или увольняет работников).

 

Виды трудовых споров.

 

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1) по спорящему субъекту.

2) по характеру спора.

3) по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на: 1)индивидуальныеи 2)коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные.

А споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов – это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного как субъектным его составом, так и содержанием предмета спора.

В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.

В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или (его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель.В нем работник оспаривает и защищает через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор о праве) или свой законный трудовой интерес.

В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

По характеру споравсе трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;

2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда) и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно управленческого характера.

По правоотношениям, из которыхможет возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры:

1 из трудовых правоотношений.

2 из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор).

3 из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо).

4 из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям).

5 из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб).

6 споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость.

7 из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профкома).

8 из правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей планов работы).

9 из социально-партнерских правоотношений

Классификация индивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения он возник.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.024 с.)