Подсудность индивидуальных трудовых споров. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подсудность индивидуальных трудовых споров. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.



 

Трудовым законодательством установлены следующие сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора:

· по спорам об увольнении – один месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении, а если приказ вручен не был – со дня выдачи трудовой книжки с записью об увольнении либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки;

· по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации – один год со дня обнаружения причиненного вреда (например, при выявлении вреда в результате инвентаризации или ревизии днем обнаружения вреда считается день подписания соответствующего акта или заключения);

· по спорам об обжаловании решения комиссии по трудовым спорам – 10 дней со дня вручения копий решения КТС работнику и работодателю;

· по всем иным спорам работник может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

К регрессивным искам также применяются указанные сроки.

Работодатель вправе предъявить регрессный иск к работнику с момента выплаты соответствующих сумм третьим лицам по вине этого работника.

Таким образом, в этой ситуации идет речь о причинении работником работодателю вреда, а, значит, срок для предъявления такого иска в суд будет составлять один год.

День возникновения права требования в число дней срока не включается. Если сроки обращения в суд пропущены по уважительным причинам (например, по болезни работника), они могут быть восстановлены судом.

Указанные сроки не применяются к исковым требованиям работника о возмещении вреда, причинившего его жизни и здоровью. По этим делам нет сроков исковой давности, поэтому работник или иные лица (в случае смерти работника – лица, находившимся у него на иждивении) могут в любое время обратиться в суд.

 

По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица.

Таким образом, иски работников по делам о трудовых спорах предъявляются по месту нахождения работодателя.

Если работодателем является физическое лицо, то иск предъявляется в суд по месту его жительства. Если работодателем является юридическое лицо, то иск предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Помимо общего правила о подсудности, возможна подсудность по выбору истца в следующих случаях:

· иски, вытекающие из деятельности филиала юридического лица, могут быть предъявлены:

o по месту нахождения юридического лица;

o по месту нахождения филиала;

· иски работников о возмещении вреда, причиненного их здоровью при исполнении трудовых обязанностей, а также иски в связи со смертью работника, могут предъявляться:

o по месту нахождения работодателя;

o по месту жительства работника или лиц, находившихся у него на иждивении;

o по месту причинения вреда;

· иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться:

o по месту нахождения работодателя;

o по месту причинения вреда;

· иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться:

o по месту нахождения работодателя;

o по месту жительства работника.

Выбор суда между несколькими судами, которым подсудного дело, принадлежит истцу.

 

14. Особенности рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде после истечения сроков на обращение.

 

 

15. Порядок рассмотрения судом индивидуального трудового спора.

 

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты судебных расходов.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина – это установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый в доход государства за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе и за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру дел, за выдачу судом копий документов.

Размер государственной пошлины определяется Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 “О государственной пошлине”.

Судебные издержки – это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (свидетелям, экспертам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе процессуальных действий.

От уплаты судебных расходов освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

В случае удовлетворения иска суд взыскивает с работодателя государственную пошлину в доход государства.

Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть проведена в 7-дневный срок со дня принятия заявления.

Срок рассмотрения трудовых споров судом первой инстанции составляет 10 дней, если стороны находятся в одном городе или районе, в других случаях – 20 дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

В процессе рассмотрения трудового спора в суде стороны могут заключить мировое соглашение. Условия, на которых стороны пришли к мировому соглашению, должны быть отражены в протоколе судебного заседания и подписаны сторонами.

Мировое соглашение не может быть утверждено, если оно каким-либо образом ущемляет трудовые права работников или в обход закона направлено на освобождение соответствующих лиц от материальной ответственности.

Путем заключения в суде мирового соглашения стороны не вправе изменять размер возмещения за вред, причиненный здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей.

По делам о незаконных увольнениях или незаконных переводах на другую работу суд вправе вынести следующие решения:

· о восстановлении на прежней работе;

· о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (по заявлению работника суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций);

· об изменении формулировки причины увольнения, а если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, от суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула;

· о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом.

При взыскании в пользу работника оплаты за все время вынужденного прогула подлежат зачету следующие выплаченные работнику денежные средства:

· выходное пособие;

· средняя заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства;

· пособие по временной нетрудоспособности;

· стипендия в период профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалификации;

· оплата труда при выполнении общественных работ;

· оплата труда за работу в другой организации в пределах срока оплачиваемого вынужденного прогула;

· оплата труда за работу по совместительству, на которую работник поступил после незаконного увольнения.

Удовлетворение денежных требований работников, признанных судом, производится в полном размере.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению, т.е. на следующий день после его вынесения судом.

При задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки.

К задержке исполнения решения суда относятся:

· не издание работодателем приказа о восстановлении на работе;

· не предоставление работы;

· предоставление работы не по той должности (специальности), которая указана в решении суда;

· поручение работы, не соответствующей приказу о восстановлении на прежней работе.

Работодатель не вправе приостанавливать решение суда о восстановлении на работе даже в том случае, если данное решение было им обжаловано в кассационном порядке.

Поворот исполнения решения органов, рассматривающих индивидуальный трудовой спор (обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением КТС или суда) возможен лишь при следующих условиях:

· если решение отменено в порядке надзора;

· если при рассмотрении дела будет установлено, что работник представил в КТС или в суд ложные сведения или подложные документы.

Если же в ходе судебного заседания будет установлено, что требование работника было основано на неправильном применении норм материального права или имело место счетная ошибка, то поворот исполнения решения КТС или суда не допускается.

 

16. Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спором, решения суда.

 

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам.

Комиссия может восстановить этот срок, в случае если он был пропущен работником по уважительным причинам.

Если работник или работодатель обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд, удостоверение не выдается.

На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока*со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

*Этот срок так же может быть восстановлен комиссией, выдавшей удостоверение, в случае пропуска его работником по уважительным причинам.

Судебная власть является одним из элементов системы разделения властей, предусмотренной Конституцией РФ. Авторитет этой власти во многом зависит и от эффективности механизма реализации ее решений.

Применительно к трудовым спорам механизм реализации судебных решений находит отражение в федеральных законах «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», а также в ГПК РФ и ТК РФ.

Особенностью дел по трудовым спорам является порядок исполнения решений суда. Если по общему правилу решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, то решение о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, решение о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другу работу подлежат немедленному исполнению (ст.211 ГПК РФ, ст.396 ТК РФ).

Немедленным является исполнение решений сразу же после их вынесения, то есть до вступления в законную силу, исполнение судебных приказов после их выдачи. Однако это не означает, что работодатель лишен возможности обжаловать решение суда о восстановлении на работе. Он может обжаловать такое решение, как в кассационном, так и в надзорном порядке. Но подача кассационной или надзорной жалобы не может быть основанием для приостановления исполнения решения суда о восстановлении работника на работе. Он должен приступить к работе, с которой был уволен или переведен на другую работу, немедленно после вынесения судом решения в его пользу [13, с.312].

При вынесении решения или выдаче судебного приказа о взыскании работнику заработной платы за время, превышающее три месяца, соответствующее судебное постановление подлежит немедленному исполнению лишь в части взыскания суммы заработанной платы за три месяца.

В случаях, когда решение суда по трудовым спорам не выполняется, работник вправе обратиться с требованием о принудительном исполнении к судебному приставу, который возбуждает исполнительное производство и совершает исполнительные действия в соответствии с Федеральным Законом № 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Предъявление исполнительного листа, выданного на основании решения суда, допускается в течение трех лет со дня вступления акта в законную силу. Исполнительный лист подается в службу судебных приставов исполнителей по месту нахождения работодателя - должника.

При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, орган, принявший такое решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст.396 ТК РФ). В соответствии со ст.74 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с заявлением о вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения по день исполнения исполнительного документа в суд может обратиться судебный пристав.

В случае отмены решения суда, приведенного к исполнению, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

В соответствии со ст.444 ГПК РФ суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.

В случае отмены в порядке надзора решений суда, по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, поворот исполнения решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст.445 ГПК РФ, ст.397 ТК РФ).

 

17. Особенности рассмотрения споров об отказе в приеме на работу.

 

Индивидуальные трудовые споры в соответствии со статьей 391 ТК РФ (Приложение N 7) об отказе в приеме на работу рассматриваются непосредственно в судах.

Трудовой спор, связанный с отказом в приеме на работу,

"не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях"

(пункт 1 Постановления Пленума ВС РФ N 2).

Согласно Постановлению ФАС Московского округа от 29 октября 2003 года по делу N КГ-А40/7244-03 (Приложение N 81) индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии со статьей 64 ТК РФ (Приложение N 7) устанавливаются следующие гарантии при заключении трудового договора:

1) запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора;

2) запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей;

3) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Отметим, что установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста введено Федеральным законом N 90-ФЗ (Приложение N 15). Отметим также положение пункта 11 Постановления Пленума ВС РФ N 2, согласно которому:

"отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию";

4) запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

"По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд"

(статья 64 ТК РФ).

Работодатель должен обладать свободой при подборе необходимых ему кадров для достижения тех целей, ради которых он и осуществляет свою деятельность.

"Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя"

(пункт 2 пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 2).

Является обоснованным отказ в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника. Пленум ВС Российской Федерации предлагает понимать под деловыми качествами

"способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)"

(пункт 10 Постановления Пленума ВС РФ N 2).

Работодатель также вправе предъявить к работнику и дополнительные требования в силу специфики той или иной работы (например, умение работать на компьютере, знание специальных компьютерных программ, владение иностранными языками и тому подобное).

Не может быть отказано в приеме на работу и заключении трудового договора в следующих случаях:

1) в случае направления на работу безработного в счет установленной квоты рабочих мест (статья 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Приложение N 9), статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Приложение N 11));

2) в силу судебного решения, обязывающего работодателя заключить трудовой договор (статьи 16, 391 ТК РФ (Приложение N 7));

3) в случае избрания на должность данного лица (статьи 16, 17 ТК РФ (Приложение N 7));

4) лицу, избранному по конкурсу на замещение соответствующей должности (статьи 16, 18 ТК РФ (Приложение N 7));

5) в случае если работник приглашен на работу в порядке перевода от другого работодателя;

6) запрещен отказ в заключении трудового договора с беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетних детей (статья 64 ТК РФ (Приложение N 7)). В данном случае необходимо доказать, что работодатель знал о беременности женщины либо о наличии малолетних детей, и то, что именно этот факт стал мотивом отказа в приеме на работу.

Рассмотрим случаи, когда работодатель может отказать в приеме на работу и заключении трудового договора.

1. Работодатель вправе отказать в приеме на работу в силу предписаний закона, обусловленных особыми требованиями к качествам лица:

1.1. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ (Приложение N 14)) гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

1.1.1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившего в законную силу;

1.1.2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

1.1.3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

1.1.4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, подтвержденного медицинским заключением;

1.1.5) если гражданин состоит в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

1.1.6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

1.1.7) если лицо имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

1.1.8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

1.1.9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

1.1.10) если гражданин лишен вступившим в законную силу решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

1.1.11) если гражданин отказался от представления сведений, предусмотренных Законом N 79-ФЗ (Приложение N 14).

1.2. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Приложение N 13) иностранные граждане не имеют права:

1.2.1) находиться на муниципальной службе;

1.2.2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

1.2.3) быть членами экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

1.2.4) быть командирами воздушного судна гражданской авиации;

1.2.5) быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (Перечень таких объектов и организаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года N 755 "Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу" (далее - Постановление N 755 (Приложение N 25));

1.2.6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В частности, Постановлением N 755 (Приложение N 25) утвержден Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу.

1.3. Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (Приложение N 10) лица, не имеющие допуска к государственной тайне, не могут быть приняты на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться (статья 22 названного Закона (Приложение N 10)):

1.3.1) признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным по решению суда или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

1.3.2) наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

1.3.3) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

1.3.4) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

1.3.5) уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

1.4. Согласно статье 65 ТК РФ (Приложение N 7) трудовой договор не может быть заключен с лицами, не обладающими специальными знаниями (специальной подготовкой) и не имеющими документа, удостоверяющего их наличие (документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний), в случае, если характер работы требует таких специальных знаний или навыков.

1.5. В соответствии со статьей 47 УК РФ (Приложение N 3) лица, лишенные вступившим в законную силу приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, соответственно, не могут заключать трудовой договор, предполагающий выполнение соответствующей работы в течение назначенного судом срока.

1.6. Статьей 3.11 КоАП РФ (Приложение N 8) установлено, что лица, подвергнутые административному наказанию в виде дисквалификации, не имеют права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

2. Работодатель вправе отказать в приеме на работу в силу предписаний закона, обусловленных нравственным и физическим здоровьем граждан:

2.1. В соответствии с Правилами допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами" (Приложение N 26), не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица:

2.1.1) не достигшие 18-летнего возраста;

2.1.2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;

2.1.3) которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2.1.4) больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;

2.1.5) признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.2. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 45 (Приложение N 12)) в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.

2.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Приложение N 27) утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

2.4. В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 331 ТК РФ (Приложение N 7) к педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Обратите внимание!

Статья 331 ТК РФ (Приложение N 7) в связи с принятием Федерального закона N 90-ФЗ (Приложение N 15) претерпела существенные изменения. Так, к педагогической деятельности теперь не допускаются лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, а также исходя из смысла норм статьи 331 ТК РФ (Приложение N 7) теперь к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, если она снята или погашена.

3. Работодатель вправе отказать в приеме на работу в силу предписаний закона, обусловленных соображениями охраны труда.

В целях обеспечения охраны здоровья статьей 63 ТК РФ (Приложение N 7) устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора, статьей 265 (Приложение N 7) - работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, статьей 298 (Приложение N 7) - ограничения на работы вахтовым методом и статьей 253 - работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

4. Работодатель вправе отказать в приеме на работу в силу предписаний закона, обусловленных особенностями статуса работника как субъекта, уже осуществляющего определенную трудовую деятельность:

4.1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, а также осуществлять предпринимательскую деятельность (статья 17 Закона N 79-ФЗ (Приложение N 14)).

4.2. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (статья 6 Закона N 3-ФЗ (Приложение N 22)).

4.3. Судьи Российской Федерации не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности (статья 3 Закона N 3132-1 (Приложение N 18)).

4.4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, устанавливаются главой 44 ТК РФ (Приложение N 7), а также статьей 276 ТК РФ (Приложение N 7).

Согласно статье 64 ТК РФ (Приложение N 7) по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Сроки и порядок выдачи работодателем письменного отказа в приеме на работу так и остались законодательством не регламентированы. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству истца вправе истребовать у ответчика письменный отказ в заключении трудового договора.

В суде может возникнуть вопрос о том, как распределить бремя доказывания в случае, если работодатель утверждает, что работник не просил у него письменной мотивировки причин отказа в заключении трудового договора либо никогда не обращался к нему по поводу заключения трудового договора.

Из этой ситуации есть выход: если работодатель не отрицает сам факт ведения переговоров и последующего отказа в заключении трудового договора, то сам спор об отсутствии соответствующего письменного документа не имеет значения, так как налицо факт отказа работодателя от заключения трудового договора.

В случае если работодатель отрицает факт ведения переговоров о приеме на работу, то обязанность по доказыванию такого факта возлагается на работника.

Отсутствие соответствующего письменного документа с письменной мотивировкой причин отказа в приеме на работу не может выступать основанием для отказа в рассмотрении трудового спора.

Правомерный отказ в приеме на работу должен быть законным и обоснованным. Законность означает, что отказ должен быть произведен в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Трудовом кодексе, а обоснованность, что работодатель произвел правильную оценку деловых качеств лица, пришедшего устраиваться на работу, и эти качества верно соотнесены работодателем с теми требованиями, которые предъявляются к данному виду труда.

 

18. Особенности рассмотрения споров по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

 

Индивидуальные трудовые споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда, в соответствии со статьей 391 ТК РФ (Приложение N 7) рассматриваются непосредственно в судах.

Трудовые споры об отказе в приеме на работу по дискриминационным признакам подсудны мировым судьям и не являются спорами о восстановлении на работе, так как индивидуальный трудовой спор возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Поэтому лицо, которому отказано в приеме на работу, должно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора к мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 392 ТК РФ (Приложение N 7)). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации:

"государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Приложение N 1), основными принципами правового регулирования трудовых отношений согласно статье 2 ТК РФ (Приложение N 7) признаются в том числе запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также обеспечение равенства возможностей работников безо всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.025 с.)