Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерный пакет «Готовность к школе»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
* Проект «Готовность к школе» Н. И. Улановской основывается на общих представлениях возрастной и педагогической психологии о специфике изучаемого возраста и структуре учебной деятельности, с одной стороны, и на анализе существующей практики обучения в младшей школе и ее требований, с другой. Проведение тестовых процедур в форме фронтальной работы детей в классе под руководством взрослого позволяет перейти от абстрактного измерения способностей к фиксации возможности их проявления в «реальной» учебной деятельности. Компьютерный учебный демонстрационно-информационный и издательский центр (АО КУДИЦ) разработал компьютерную версию диагностического пакета «Готовность к школе», что позволяет давать УНИФИЦИРОВАННУЮ (стандартизированную) ОЦЕНКУ психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению и на основе пакета сравнить результаты подготовки к школе различных детских дошкольных учреждений и уровня готовности в разных школах. В связи с разработкой компьютерной версии пакета авторы вынуждены были учесть два формальных ограничения. Во-первых, мы не использовали некоторых, на наш взгляд, необходимых диагностических процедур в силу принципиальной невозможности создания их компьютерных версий (самих методик или процедур их обработки). Во-вторых, требование компактности (необходимость иметь возможность провести все диагностическое обследование за одну встречу с ребенком и при этом не слишком утомить его) заставило нас ограничить пакет минимальным набором методик. Однако мы попытались компенсировать эти ограничения специально разработанной процедурой проведения обследования. Поэтому требование жестко соблюдать все инструкции и заполнять по ходу диагностической работы все анкеты является необходимым для получения данных о социальной зрелости ребенка, отношении к взрослому как к учителю, о динамических характеристиках его работы, а также для проверки достоверности результатов, полученных с помощью основных методик пакета. Пакет включает компьютерные методики и специальные процедуры их проведения, которые в комплексе позволяют охарактеризовать каждого ребенка и всю группу обследованных детей по следующим группам показателей: 1) личностное и социально-ролевое развитие: а — сформированность отношения к себе как к школьнику, б — сформированность отношения к взрослому как к учителю, в — преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов, г — критичность к своим способностям, знаниям, действиям, д — ориентировка в окружающем мире, запас знаний, е — динамические характеристики поведения (импульсивность, заторможенность и т. д.). 2) развитие произвольности: а — умение самостоятельно выполнять последовательность действий, б — умение действовать по заданному наглядному образцу, в — умение действовать по устной инструкции взрослого, г — умение подчинить свои действия правилу. 3) интеллектуальное развитие: а — развитие об-224 Практические задачи школьной психодиагностики щего интеллекта, б — развитие пространственных представлений и образного мышления, в — умение ориентироваться на систему признаков, г — развитие ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ. 4) развитие отдельных психических процессов и учебных навыков: а — развитие речи, б — умение читать, считать, в — развитие тонких движений руки. Выделенные показатели являются существенными не только для решения вопроса о готовности ребенка к школе, но и для комплексной оценки психического развития детей 6—8 лет. Поэтому использование этого пакета целесообразно в следующих ситуациях: — в ситуации отбора детей шести лет для школьного обучения, — при решении задачи разделения детей по классам (в зависимости от уровня подготовленности, актуального интеллектуального или речевого развития, социальной зрелости или любого другого представленного в списке критерия, существенного для оптимальной организации учебного процесса в вашей школе), — для выработки рекомендаций (и других видов помощи) учителю младших классов в работе с конкретным ребенком и классом в целом, — для оценки динамики психического развития детей в процессе обучения в 1-м классе. Для решения последней задачи предлагаемый набор методик необходимо провести дважды с достаточным временным интервалом (например, в начале и конце учебного года). В пакет входят 3 блока программ: 1) Программы-материалы для психолога. Программы-материалы — это, во-первых, «шпаргалка» для психолога, проводящего стандартную процедуру собеседования с детьми, поступающими в 8. Основы психодиагностики Основы психодиагностики школу. В этот блок включены: а) вопросы для беседы-знакомства, б) задания для оценки речевого развития, в) задания для оценки умения ребенка читать и считать. Во-вторых, программы-материалы — это записная книжка ведущего (исполнителя), в которой он может фиксировать прямо по ходу собеседования правильность ответов ребенка, оценить его действия. Для этого при проведении беседы достаточно зарегистрировать правильность ответа ребенка на каждый вопрос, а после завершения работы ребенка с каждой из методик пакета ответить на вопросы короткой анкеты, которая появится на экране. Задания этого блока позволяют получить информацию не только о развитии речи и владении навыками счета и письма, но и оценить общую осведомленность ребенка, его критичность, социальную готовность к школе. 2) Программы-методики для ребенка. Программы-методики предъявляют ребенку диагностические задания, регистрируют его действия, оценивают их и сохраняют результаты для статистической обработки и качественного анализа. В этот блок вошли следующие методики: — «Прогрессивные матрицы» Равена (2 серии по 12 матриц) — для оценки общего интеллекта; — «Лабиринт» — 10 заданий на оценку умения действовать по образцу, развитие наглядно-образного мышления и пространственных представлений, сформированность тонких движений кисти (по управлению особым устройством ввода данных в компьютер — «мышкой»), умение выполнять последовательность действий по инструкции взрослого; — «Образец и правило» —6 заданий, позволяющих оценить способность ребенка ориентироваться на систему условий задачи, а также подчинить свои действия правилу; — «Оценка критичности» — задание на исправ- Практические задачи школьной психодиагностики _____| ление своей ошибки на материале методики «Образец и правило», задание направлено на оценку развития критичности, произвольности, а также отношения к взрослому как учителю; — «Беседа о школе» позволяет через идентификацию ребенка с одним из персонажей беседы выявить сформированность желания ребенка учиться, степень его социальной готовности к школе, отношения к себе как к школьнику. Фронтальное проведение компьютерных методик в строгом соответствии с инструкцией и заполнение ведущим «анкеты» после каждой методической процедуры позволит также выявить сформированность учебного отношения к взрослому как к учителю, что является существенным компонентом общей психологической готовности к школе. 3) Программа обработки результатов для психолога. ■•-:.::. Программы статистического анализа и представления результатов диагностики предназначены для использования их психологом при принятии решения о готовности ребенка к школьному обучению или распределении детей по классам, а также для выработки рекомендаций учителю по работе с конкретным ребенком. Они позволяют получить картину психологического развития каждого ребенка, прошедшего обследование, по выделенным показателям, а также сводную картину достижений всех «абитуриентов» по отдельным показателям и их комплексную характеристику. Конечно, использование компьютерного диагностического пакета «Готовность к школе» требует от исполнителя определенного профессионализма. Его под силу использовать только специально подготовленному школьному психологу. Важно оценить и зафиксировать, в рамках какой мотивации (игровой или учебной) ребенок демонстрирует большую ус- Основы психодиагностики пешность, понять по вопросам и способам выполнения тестовых заданий, в какой сфере (интеллектуальной, поведенческой или личностной) лежат основные проблемы ребенка, предположить и проверить, чем можно компенсировать возникающие при выполнении заданий трудности. Но необходимо иметь в виду, что сам запрос на определение готовности ребенка к школьному обучению сформулирован в педагогических терминах. Поэтому и рекомендации по приему в школу, индивидуальным особенностям ребенка и их учету в процессе обучения также должны быть выданы педагогу в том виде, в котором он мог бы их использовать в учебном процессе. Это значит, что, протестировав ребенка и получив его психологический портрет, психолог должен не просто проанализировать сильные и слабые стороны каждого ребенка, выделить психологические механизмы, позволяющие или препятствующие получению высокого результата, но и «перевести» свои выводы на язык конкретных педагогических воздействий. Именно способность к такому «переводу» отличает квалифицированного школьного психолога от новичка в области психодиагностики и практической психологии. Рассмотрим эту проблему на конкретном примере. Трое мальчиков не решили предложенных на уроке задач и получили двойки. Что с ними делать? Устроить дополнительное занятие? Задать побольше на дом? Вызвать родителей? Чтобы ответить на этот простой вопрос, нужно «просто» найти причину их неуспеха. А она, эта причина, может быть у всех абсолютно разной. Вася интеллектуально прекрасно развит, и когда слушает учителя, все схватывает на лету. Только вот в школе ему не нравится, скучно, и задачка, которую он блестяще решил бы в игре, в школе на уроке кажется скучной, абстрактной, неинтересной, и поэтому он ее просто не делает. Вот и Практические задачи школьной психодиагностики получается, что несформированность учебной мотивации превращает способного и развитого в интеллектуальном плане ребенка в двоечника. Сереже все в школе интересно, и задача ему вполне по плечу, но чтобы ее решить, нужно внимательно выслушать условие задачи, не забыть, все правильно записать, посчитать, а вокруг так много отвлекающих моментов — и сосед по парте, и что-то там за окном.-. Несформированная произвольность поведения, а проще неспособность ребенка организовать все свое поведение на выполнение учебного задания легко может привести к тому, что интеллектуально развитый ребенок оказывается не в состоянии выполнить вроде бы простое упражнение. Петя все внимательно выслушал, сосредоточился, и решить задачу ему очень хочется, но его речевое развитие таково, что переформулировать условие задачи в математическое выражение он просто не может. Очевидно, что уровень речевого и интеллектуального развития играет первостепенную роль в усвоении учебного содержания младшей школы. Вот и получается, что за одним и тем же результатом у каждого из мальчиков лежат абсолютно разные психологические факторы (механизмы психической деятельности), поэтому и корректировать их нужно индивидуально. Но сначала важно понять причину неуспеха каждого. Именно на этот вопрос и может дать ответ школьный психолог, использующий диагностический пакет «Готовность к школе». Из приведенного примера очевидно, что только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы — личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Однако грамотное использование результатов диагностики может Основы психодиагностики позволить получить и обратный, компенсаторный эффект. Так, вполне возможно, что если сказать Васе, что идет соревнование, кто больше решит задач, или вписать условие задачи в контекст простенькой истории или сказки, то мальчик блестяще справится с вроде бы недоступной задачей. А Сереже может быть достаточно и того, что учитель, рассказывая условие задачи, встанет с ним рядом или спросит, все ли он запомнил, попросит не отвлекаться, и задача будет решена. Наконец, Пете можно предложить на доске наглядную схему условия задачи или упростить формулировку. Высокое развитие произвольности может компенсировать отсутствие учебной мотивации, а ее наличие может компенсировать и слабую произвольность, и невысокий уровень интеллектуальных способностей. Каждый педагог в своей практике сталкивался с детьми, у которых желание быть школьником, образцовым учеником.помогало преодолеть трудности понимания нового материала, не-сформированную способность к управлению своим поведением, самоконтроль и даже интеллектуальное недоразвитие. Однако для получения такого компенсаторного эффекта нужно знать, каковы сильные стороны психологического портрета первоклассника, и уметь их использовать в процессе обучения. В значительной степени в решении этой задачи может помочь школьный психолог, владеющий диагностическими процедурами оценки готовности к школе. Ключевые термины: готовность к школе, учебные навыки, прогностическая валидность\ психическая зрелость, учебная мотивация, зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, ведущая деятельность, оперативные единицы деятельности, знаково-символическая функция, возрастные нормы, психологический возраст, унифицированная методика. Практические задачи школьной психодиагностики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.008 с.) |